Как создать позитивную эмоциональную атмосферу в классе

2019-10-17T15:31:40.703Z
7 0

Дети с удовольствием приходят в школу и лучше учатся, если чувствуют уважительное отношение к себе со стороны сверстников и учителей, это подтверждают многочисленные исследования. Позитивная атмосфера (или безопасная эмоциональная среда) позволяет ученикам ощущать себя принятыми, вовлеченными в учебный процесс, раскрываться и проявлять свои способности и таланты. На что обратить внимание учителю, работая в классе с детьми с разными уровнями способностей, и как создать такую эмоциональную среду, рассказываем в нашей статье.

Поверьте в слабых учеников

Достижения учеников напрямую зависят от того, что ожидает от них учитель. Когда мы верим в способности детей, то ведем себя с ними особенным образом: чаще обращаемся к таким ученикам во время урока, дольше ждем их ответов и даем больше попыток справиться с заданием. Эксперимент, подтвердивший это, провели психологи Роберт Розенталь и Ленор Якобсон в 1968 году.  20% школьников в начале учебного года были представлены учителям, как дети с исключительным потенциалом, от которых можно ожидать высоких результатов в обучении и на итоговых экзаменах. При этом тестов их интеллектуальных способностей никто до начала эксперимента не проводил. Когда через 8 месяцев школьники прошли тестирование, у детей, которые в начале года получили характеристику «обладает высоким потенциалом в обучении», результаты оказались значительно выше, чем у остальных.

Дети быстро распознают разницу в обращении педагогов к сильным и слабым ученикам и начинают вести себя в соответствии с ожиданиями, которые на них возлагают. Поэтому учителю особенно важно изменить собственное отношение к тем, чьи достижения в учебе не высоки.

Проанализируйте свою манеру общения с такими учениками. Детям, по поводу которых сложились низкие ожидания, учителя, как правило, не смотрят в глаза, меньше им улыбаются, задают вопросы полегче. К ним реже обращаются на уроках, а их ответы слушают не так внимательно, как ответы отличников. Когда невербально и неосознанно учитель записывает ребенка в троечники, тот всегда это очень хорошо чувствует. 

Однако стоит помнить, что изменение отношения учителя к слабым ученикам вызывает стресс у таких детей. В первое время после перемен в общении ученики, привыкшие к тому, что на уроках им задают только простые вопросы, могут чувствовать себя некомфортно. Им придется пройти этот этап, чтобы поверить в свои силы и перестать бояться ошибок.

Установите справедливые правила поведения в классе

Дети должны видеть, что учителя волнуют не только их знания по школьному предмету, но и они сами, их интересы и внутренний мир. Правила общения между вами и учениками должны быть им понятны. 

Проведите собрание, на котором ученики могут высказаться, рассказать, каким, по их мнению, должно быть поведение в школе, чего они ожидают от вас как от учителя. Важно помнить, что каждый ученик, вне зависимости от его успеваемости, имеет право быть услышанным, должен иметь возможность объяснить свою позицию учителю и одноклассникам. 

Предложите детям по итогам такого собрания составить соглашение, которое будет подписано каждым учеником класса в торжественной обстановке. Лучше сформулировать тезисы правил в форме утверждений: «Чтобы сказать, я поднимаю руку», а не отрицаний: «На уроках нельзя кричать». Превратите создание свода правил в игру, предоставляя ученикам возможность проявить себя творчески: нарисовать иллюстрации или написать необычные слоганы пунктам правил.

Отметим, что чем больше правил будет в соглашении, тем выше вероятность того, что они будут нарушаться. Трех-пяти пунктов будет вполне достаточно.

Старайтесь стать другом своим ученикам

По возможности находите время и силы, чтобы познакомиться с учениками поближе, выслушать каждого и дать возможность узнать получше вас. Вовлекайте детей в разговоры на темы, которые их интересуют. Вы можете не знать слова популярной песни, итоги футбольного матча или дату выхода компьютерной игры − почему бы ни дать возможность детям почувствовать себя значимыми и взрослыми, попросив их рассказать то, что вам неизвестно. Эмпатическое слушание покажет им ваше расположение. 

Старайтесь воодушевить общением всех учеников. Пусть это будет всего пара фраз, зато в вашем классе никто не почувствует себя «невидимым» или «неинтересным».

Поддерживайте учеников верой в их силы не только во время уроков

Старайтесь посещать спортивные соревнования и творческие конкурсы, в которых участвуют ваши ученики. Еще большим шагом к сближению между вами и детьми, шагом к укреплению комфортной эмоциональной атмосферы в коллективе станет создание с вашей помощью команды поддержки одноклассников-спортсменов. Договоритесь с учениками о совместном посещении футбольного матча с плакатами и кричалками, если кто-то из детей принимает участие в соревнованиях. Особенно важна такая поддержка тем, кто, хорошо проявляя себя в спорте, не показывает блестящих результатов в учебе.

Cоздайте аккаунт класса в соцсетях

Отличным поводом для укрепления сплоченности детского коллектива станет создание аккаунта класса в соцсетях, например, в «Инстаграме», куда вы и ваши ученики будут выкладывать фото и видео со школьных мероприятий, экскурсий, совместных походов в кино. Соцсети − привычная среда для нынешних детей, и ваша инициатива еще раз продемонстрирует, что вы разделяете их интересы и настроены на общение. 

Однако нелишним будет напомнить ученикам, что общение в социальных сетях и посещение странички класса должно происходить во внеурочное время.

Постройте доверительные отношения с родителями учеников

Отношения в семье − это тот фактор, который напрямую влияет на поведение и обучение. Используйте родительские собрания как возможность получить дополнительную информацию о своих учениках: задавайте вопросы и слушайте.

Родителям важно знать, что вы не меньше, чем они сами, заинтересованы в успехах их детей. Взрослые могут подсказать ключ к раскрытию потенциала ребенка. Да и зачастую простое знание того, что вы регулярно общаетесь с родителями или опекунами, становится достаточным поводом для хорошего поведения ученика.

Ключ к экономии времени, сил и спокойствия при общении с родителями — делать это как можно раньше, не дожидаясь возникновения конфликтов или серьезных пробелов в знаниях. Как только поведение ученика начинает меняться, свяжитесь с его семьей. Возможно, родители смогут объяснить причины перемен и подскажут, как можно поддержать ребенка.

И последнее. Cтарайтесь в каждой учебной и неучебной ситуации показывать вашим ученикам, что в школе может быть интересно, уютно и комфортно. Ведь именно от этого не в последнюю очередь будут зависеть успехи детей в учебе.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-10-17T15:31:40.703Z
7 0

Как создать позитивную эмоциональную атмосферу в классе


Дети с удовольствием приходят в школу и лучше учатся, если чувствуют уважительное отношение к себе со стороны сверстников и учителей, это подтверждают многочисленные исследования. Позитивная атмосфера (или безопасная эмоциональная среда) позволяет ученикам ощущать себя принятыми, вовлеченными в учебный процесс, раскрываться и проявлять свои способности и таланты. На что обратить внимание учителю, работая в классе с детьми с разными уровнями способностей, и как создать такую эмоциональную среду, рассказываем в нашей статье.

Поверьте в слабых учеников

Достижения учеников напрямую зависят от того, что ожидает от них учитель. Когда мы верим в способности детей, то ведем себя с ними особенным образом: чаще обращаемся к таким ученикам во время урока, дольше ждем их ответов и даем больше попыток справиться с заданием. Эксперимент, подтвердивший это, провели психологи Роберт Розенталь и Ленор Якобсон в 1968 году.  20% школьников в начале учебного года были представлены учителям, как дети с исключительным потенциалом, от которых можно ожидать высоких результатов в обучении и на итоговых экзаменах. При этом тестов их интеллектуальных способностей никто до начала эксперимента не проводил. Когда через 8 месяцев школьники прошли тестирование, у детей, которые в начале года получили характеристику «обладает высоким потенциалом в обучении», результаты оказались значительно выше, чем у остальных.

Дети быстро распознают разницу в обращении педагогов к сильным и слабым ученикам и начинают вести себя в соответствии с ожиданиями, которые на них возлагают. Поэтому учителю особенно важно изменить собственное отношение к тем, чьи достижения в учебе не высоки.

Проанализируйте свою манеру общения с такими учениками. Детям, по поводу которых сложились низкие ожидания, учителя, как правило, не смотрят в глаза, меньше им улыбаются, задают вопросы полегче. К ним реже обращаются на уроках, а их ответы слушают не так внимательно, как ответы отличников. Когда невербально и неосознанно учитель записывает ребенка в троечники, тот всегда это очень хорошо чувствует. 

Однако стоит помнить, что изменение отношения учителя к слабым ученикам вызывает стресс у таких детей. В первое время после перемен в общении ученики, привыкшие к тому, что на уроках им задают только простые вопросы, могут чувствовать себя некомфортно. Им придется пройти этот этап, чтобы поверить в свои силы и перестать бояться ошибок.

Установите справедливые правила поведения в классе

Дети должны видеть, что учителя волнуют не только их знания по школьному предмету, но и они сами, их интересы и внутренний мир. Правила общения между вами и учениками должны быть им понятны. 

Проведите собрание, на котором ученики могут высказаться, рассказать, каким, по их мнению, должно быть поведение в школе, чего они ожидают от вас как от учителя. Важно помнить, что каждый ученик, вне зависимости от его успеваемости, имеет право быть услышанным, должен иметь возможность объяснить свою позицию учителю и одноклассникам. 

Предложите детям по итогам такого собрания составить соглашение, которое будет подписано каждым учеником класса в торжественной обстановке. Лучше сформулировать тезисы правил в форме утверждений: «Чтобы сказать, я поднимаю руку», а не отрицаний: «На уроках нельзя кричать». Превратите создание свода правил в игру, предоставляя ученикам возможность проявить себя творчески: нарисовать иллюстрации или написать необычные слоганы пунктам правил.

Отметим, что чем больше правил будет в соглашении, тем выше вероятность того, что они будут нарушаться. Трех-пяти пунктов будет вполне достаточно.

Старайтесь стать другом своим ученикам

По возможности находите время и силы, чтобы познакомиться с учениками поближе, выслушать каждого и дать возможность узнать получше вас. Вовлекайте детей в разговоры на темы, которые их интересуют. Вы можете не знать слова популярной песни, итоги футбольного матча или дату выхода компьютерной игры − почему бы ни дать возможность детям почувствовать себя значимыми и взрослыми, попросив их рассказать то, что вам неизвестно. Эмпатическое слушание покажет им ваше расположение. 

Старайтесь воодушевить общением всех учеников. Пусть это будет всего пара фраз, зато в вашем классе никто не почувствует себя «невидимым» или «неинтересным».

Поддерживайте учеников верой в их силы не только во время уроков

Старайтесь посещать спортивные соревнования и творческие конкурсы, в которых участвуют ваши ученики. Еще большим шагом к сближению между вами и детьми, шагом к укреплению комфортной эмоциональной атмосферы в коллективе станет создание с вашей помощью команды поддержки одноклассников-спортсменов. Договоритесь с учениками о совместном посещении футбольного матча с плакатами и кричалками, если кто-то из детей принимает участие в соревнованиях. Особенно важна такая поддержка тем, кто, хорошо проявляя себя в спорте, не показывает блестящих результатов в учебе.

Cоздайте аккаунт класса в соцсетях

Отличным поводом для укрепления сплоченности детского коллектива станет создание аккаунта класса в соцсетях, например, в «Инстаграме», куда вы и ваши ученики будут выкладывать фото и видео со школьных мероприятий, экскурсий, совместных походов в кино. Соцсети − привычная среда для нынешних детей, и ваша инициатива еще раз продемонстрирует, что вы разделяете их интересы и настроены на общение. 

Однако нелишним будет напомнить ученикам, что общение в социальных сетях и посещение странички класса должно происходить во внеурочное время.

Постройте доверительные отношения с родителями учеников

Отношения в семье − это тот фактор, который напрямую влияет на поведение и обучение. Используйте родительские собрания как возможность получить дополнительную информацию о своих учениках: задавайте вопросы и слушайте.

Родителям важно знать, что вы не меньше, чем они сами, заинтересованы в успехах их детей. Взрослые могут подсказать ключ к раскрытию потенциала ребенка. Да и зачастую простое знание того, что вы регулярно общаетесь с родителями или опекунами, становится достаточным поводом для хорошего поведения ученика.

Ключ к экономии времени, сил и спокойствия при общении с родителями — делать это как можно раньше, не дожидаясь возникновения конфликтов или серьезных пробелов в знаниях. Как только поведение ученика начинает меняться, свяжитесь с его семьей. Возможно, родители смогут объяснить причины перемен и подскажут, как можно поддержать ребенка.

И последнее. Cтарайтесь в каждой учебной и неучебной ситуации показывать вашим ученикам, что в школе может быть интересно, уютно и комфортно. Ведь именно от этого не в последнюю очередь будут зависеть успехи детей в учебе.

Читайте также
Комментарии (0)