Как распознать дислексию у ученика и правильно организовать работу класса

2019-04-29T08:01:32.233Z
17 0

Что делать, если у ученика нарушена способность читать.

Дислексия становится все более и более обсуждаемой темой: всего каких-то десять-пятнадцать лет назад многие педагоги не знали, что такое дислексия, как ее определить и как с ней работать. Часто дети могли обучаться в школах, так и не узнав, что в их неуспеваемости виноваты вовсе не лень, расхлябанность или бестолковость, а нейробиологическое расстройство. 

С годами у нас появлялось все больше информации о дислексии, о ее причинах и последствиях. Один из важнейших итогов изучения дислексии – четкое понимание, что ребенок-дислексик может добиваться отличных результатов в учебе и преуспевать наравне с другими детьми. Это понимание поставило перед педагогами новую задачу: научиться определять наличие проблемы и выстраивать работу с классом таким образом, чтобы эффективно обучать в том числе детей с нарушением способности к чтению.

Что такое дислексия

Дислексия — это нарушение способности овладевать навыком чтения в полной мере при сохранении способности обучаться в целом. Впервые этот термин ввел немецкий офтальмолог Рудольф Берлин еще в конце девятнадцатого века. Во время своей врачебной практики он встретил ребенка, которого никак не могли обучить чтению. Рудольфа поразило, что при этом пациент демонстрировал абсолютно нормальные интеллектуальные и физические способности во всех прочих областях. Стало ясно, что речь идет о нарушении, которое затрагивает исключительно способность читать. 

В течение последующего века предпринимались различные попытки изучить дислексию. На сегодняшний день известны различные разновидности этого расстройства. Причины у дислексии нейробиологические, а среди формирующих факторов называют чаще всего генетическую наследственность. 

Как распознать дислексию

Поставить или подтвердить дислексию может только дефектолог. Поэтому всем детям рекомендуется пройти консультацию с логопедом-дефектологом в возрасте 5 лет или при поступлении в первый класс. Впрочем, часто (во многих школах в самых разных городах нашей страны) походом к этому специалисту пренебрегают. Зачастую именно школьным учителям предстоит столкнуться с трудностями, которые вызывают особенности ученика, и правильно на них отреагировать. 

Разумеется, в идеальном мире дислексия должна выявляться и распознаваться не позже начальных классов. В этом смысле на учителей начальных классов ложится огромная ответственность: необходимо быть крайне чутким и внимательным к каждому ученику, чтобы не упустить из виду даже самый слабый сигнал о наличии расстройства. 

Один из основных инструментов выявления дислексии – проверка чтения. Часто дети с дислексией обладают отличной памятью. Чувствуя, что чтение дается им с неимоверным трудом, и испытывая по этому поводу самые неприятные эмоции, дети могут скрывать от взрослых свои переживания и проблемы. К примеру, ребенок может слушать, как читает мама, быстро запоминать текст и затем демонстрировать отличное умение пересказывать «прочитанное». Поэтому для своевременного выявления всех возможных проблем, связанных с чтением, проверку техники чтения рекомендуется проводить не реже одного раза в учебную четверть, используя новый, незнакомый ученикам материал.

Чем раньше распознается дислексия, тем легче корректировать ее последствия. Но, увы, бывает и так, что дислексию обнаруживают у уже большого ребенка или подростка. И тогда становится понятно, что все прежние неудачи в учебе были обусловлены проблемами, с которыми просто невозможно справиться самостоятельно, без помощи учителя, который в тебя верит, который готов посвящать тебе свое время и вкладывать в тебя свои силы.

Вот основные признаки возможной дислексии. Если это происходит с вашим учеником, важно посоветовать родителям обратиться к дефектологу:

  • при чтении ученик переставляет местами буквы и слоги, не понимает смысла прочитанного;
  • ошибки при чтении носят систематический характер: сколько бы вы ни корректировали неправильное прочтение того или иного слова, ребенок не запоминает, как правильно;
  • ученик демонстрирует способности к неординарному мышлению, хорошо проявляет себя в математике, музыке, изобразительном искусстве, но плохо читает и пишет;
  • ученик предпочитает отвечать устно, не любит письменные задания;
  • письменные задания ученик выполняет в неправильном порядке, неаккуратно, в школьных тетрадях много того, что учителя называют грязью;
  • ребенок заметно нервничает, когда приходит время читать вслух;
  • к середине дня ребенок выглядит уставшим, изнуренным.

Часто, чувствуя собственную неспособность читать и при этом видя, что другие дети справляются с этой задачей намного лучше, ученик замыкается. При этом детям с дислексией может быть приятно фокусироваться на тех задачах, которые даются им легче, поэтому дислексики могут отлично проявлять себя на уроках математики или на творческих уроках. Очень важно понимать, что на работу во время уроков дислексику приходится тратить очень много энергии, поэтому повышенная усталость также является одним из симптомов расстройства.

Как выстраивать работу с классом, в котором учится один или несколько дислексиков

В задачи учителя входит создание комфортного пространства, внутри которого ученики с разным уровнем способностей смогут развиваться на равных. Если вы обнаружили у ребенка признаки возможной дислексии, обязательно сообщите об этом родителям или классному руководителю (если им являетесь не вы). Если дислексия подтверждена, расскажите об этом всем учителям, которые взаимодействуют с классом, чтобы они могли корректировать свою работу и свой подход.

Итак, что же стоит предпринять, работая с классом, в котором обучаются дети с дислексией? 

1. Оценивайте выполнение работы с учетом особенностей детей

Чтобы не потерять желание приходить в школу каждый день и совершать свои важные шаги в учебе и развитии, ребенок должен чувствовать себя в безопасности и знать, что не будет наказан двойкой за невыполнение того, что он не способен выполнить физически. Поэтому при оценке успеваемости ученика-дислексика учителю не стоит снижать баллы за те ошибки, которые ребенок допускает из-за своего расстройства. Для этого учителю важно хорошо изучить сильные и слабые стороны ребенка, (то есть знать, что дается ему с трудом, а что – нет), а также нужно понимать, как проявляется дислексия при выполнении разных заданий. 

2. Интегрируйте формы подачи материала

Уроки, сочетающие чтение учебника с конспектированием, — страшный сон ребенка-дислексика. Старайтесь комбинировать формы работы таким образом, чтобы они воздействовали на разные органы чувств. Комбинируйте чтение с визуальным материалом, прослушивание аудио с письмом, добавляйте творческие практики в канву урока. Такой подход не только поможет детям с расстройством, но и в целом сделает уроки более интересными и эффективными для всех учеников. 

3. Задавайте домашнее задание в разных форматах

Многие учителя ориентированы на текстовую форму обучения детей и часто в качестве домашнего задания предлагают ученикам прочесть тот или иной параграф, статью, главу. Если в вашем классе обучаются дислексики, подумайте, как сделать подобное задание доступным для них. Вы можете снабдить учеников аудиокнигой, которую им будет приятно слушать, или предложить не писать сочинение в тетради, а наговорить свои мысли и идеи на диктофон.

4. Заменяйте коллективную работу работой в парах или мини-группах

Часто возникают ситуации, когда вам необходимо прочесть текст вместе с классом. Многие учителя в таких случаях следуют по одному из двух сценариев: они либо делают вид, что ребенок-дислексик стал невидимым, и никогда не просят его читать вслух, либо закрывают глаза на особенности ученика и просят его читать вслух (часто такое чтение может сопровождаться смешками одноклассников). Обе ситуации могут быть крайне некомфортными для ребенка с нарушением способности к чтению. Если вам нужно, чтобы дети прочли текст, предложите им разбиться на пары или мини-группы в три-четыре человека, чтобы прочесть и обсудить текст. В таких условиях ученик сможет ощутить поддержку друга и почувствовать себя свободнее и раскрепощеннее. 

5. Сосредотачивайтесь на успехах ученика

Помните, что ребенок, живущий с расстройством, постоянно видит, что другие справляются с определенными задачами значительно лучше, чем он сам. Это осознание может быть причиной комплексов, низкой самооценки, разочарованности в своих силах. Старайтесь почаще хвалить детей, когда у них что-то хорошо получается. Впрочем, это еще одно правило, которое относится не только к дислексикам, но и ко всем детям. Абсолютно ко всем. 

6. Остерегайтесь стигматизации

Работая с классом, учитель всегда должен следить за тем, как распределяются роли внутри коллектива, нет ли случаев буллинга, нет ли детей-изгоев и т. д. Дети-дислексики часто становятся белыми воронами: наблюдая за их неудачами, другие дети могут начать подшучивать над ними, тем самым формируя нездоровую эмоциональную атмосферу в классе. 

К тому же часто, для того чтобы в такой ситуации снизить градус враждебности, недостаточно просто объяснить всем, что причиной неудач этого ученика является дислексия. Особенность нашей ментальности заключается в том, что многие расстройства до сих пор очень стигматизированы: людей с особенностями могут считать неполноценными, их могут не принимать.

Присутствие в классе ребенка с дислексией — возможность дестигматизировать это нарушение. Классный руководитель может устроить классный час, чтобы рассказать ученикам о различных особенностях и расстройствах, о том, что те или иные особенности есть у каждого из нас. Такое мероприятие поможет детям обсудить свои сильные стороны и перестать бояться недостатков, которые также есть у каждого из нас. У Альберта Эйнштейна, к примеру, тоже была дислексия.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-04-29T08:01:32.233Z
17 0

Как распознать дислексию у ученика и правильно организовать работу класса


Что делать, если у ученика нарушена способность читать.

Дислексия становится все более и более обсуждаемой темой: всего каких-то десять-пятнадцать лет назад многие педагоги не знали, что такое дислексия, как ее определить и как с ней работать. Часто дети могли обучаться в школах, так и не узнав, что в их неуспеваемости виноваты вовсе не лень, расхлябанность или бестолковость, а нейробиологическое расстройство. 

С годами у нас появлялось все больше информации о дислексии, о ее причинах и последствиях. Один из важнейших итогов изучения дислексии – четкое понимание, что ребенок-дислексик может добиваться отличных результатов в учебе и преуспевать наравне с другими детьми. Это понимание поставило перед педагогами новую задачу: научиться определять наличие проблемы и выстраивать работу с классом таким образом, чтобы эффективно обучать в том числе детей с нарушением способности к чтению.

Что такое дислексия

Дислексия — это нарушение способности овладевать навыком чтения в полной мере при сохранении способности обучаться в целом. Впервые этот термин ввел немецкий офтальмолог Рудольф Берлин еще в конце девятнадцатого века. Во время своей врачебной практики он встретил ребенка, которого никак не могли обучить чтению. Рудольфа поразило, что при этом пациент демонстрировал абсолютно нормальные интеллектуальные и физические способности во всех прочих областях. Стало ясно, что речь идет о нарушении, которое затрагивает исключительно способность читать. 

В течение последующего века предпринимались различные попытки изучить дислексию. На сегодняшний день известны различные разновидности этого расстройства. Причины у дислексии нейробиологические, а среди формирующих факторов называют чаще всего генетическую наследственность. 

Как распознать дислексию

Поставить или подтвердить дислексию может только дефектолог. Поэтому всем детям рекомендуется пройти консультацию с логопедом-дефектологом в возрасте 5 лет или при поступлении в первый класс. Впрочем, часто (во многих школах в самых разных городах нашей страны) походом к этому специалисту пренебрегают. Зачастую именно школьным учителям предстоит столкнуться с трудностями, которые вызывают особенности ученика, и правильно на них отреагировать. 

Разумеется, в идеальном мире дислексия должна выявляться и распознаваться не позже начальных классов. В этом смысле на учителей начальных классов ложится огромная ответственность: необходимо быть крайне чутким и внимательным к каждому ученику, чтобы не упустить из виду даже самый слабый сигнал о наличии расстройства. 

Один из основных инструментов выявления дислексии – проверка чтения. Часто дети с дислексией обладают отличной памятью. Чувствуя, что чтение дается им с неимоверным трудом, и испытывая по этому поводу самые неприятные эмоции, дети могут скрывать от взрослых свои переживания и проблемы. К примеру, ребенок может слушать, как читает мама, быстро запоминать текст и затем демонстрировать отличное умение пересказывать «прочитанное». Поэтому для своевременного выявления всех возможных проблем, связанных с чтением, проверку техники чтения рекомендуется проводить не реже одного раза в учебную четверть, используя новый, незнакомый ученикам материал.

Чем раньше распознается дислексия, тем легче корректировать ее последствия. Но, увы, бывает и так, что дислексию обнаруживают у уже большого ребенка или подростка. И тогда становится понятно, что все прежние неудачи в учебе были обусловлены проблемами, с которыми просто невозможно справиться самостоятельно, без помощи учителя, который в тебя верит, который готов посвящать тебе свое время и вкладывать в тебя свои силы.

Вот основные признаки возможной дислексии. Если это происходит с вашим учеником, важно посоветовать родителям обратиться к дефектологу:

  • при чтении ученик переставляет местами буквы и слоги, не понимает смысла прочитанного;
  • ошибки при чтении носят систематический характер: сколько бы вы ни корректировали неправильное прочтение того или иного слова, ребенок не запоминает, как правильно;
  • ученик демонстрирует способности к неординарному мышлению, хорошо проявляет себя в математике, музыке, изобразительном искусстве, но плохо читает и пишет;
  • ученик предпочитает отвечать устно, не любит письменные задания;
  • письменные задания ученик выполняет в неправильном порядке, неаккуратно, в школьных тетрадях много того, что учителя называют грязью;
  • ребенок заметно нервничает, когда приходит время читать вслух;
  • к середине дня ребенок выглядит уставшим, изнуренным.

Часто, чувствуя собственную неспособность читать и при этом видя, что другие дети справляются с этой задачей намного лучше, ученик замыкается. При этом детям с дислексией может быть приятно фокусироваться на тех задачах, которые даются им легче, поэтому дислексики могут отлично проявлять себя на уроках математики или на творческих уроках. Очень важно понимать, что на работу во время уроков дислексику приходится тратить очень много энергии, поэтому повышенная усталость также является одним из симптомов расстройства.

Как выстраивать работу с классом, в котором учится один или несколько дислексиков

В задачи учителя входит создание комфортного пространства, внутри которого ученики с разным уровнем способностей смогут развиваться на равных. Если вы обнаружили у ребенка признаки возможной дислексии, обязательно сообщите об этом родителям или классному руководителю (если им являетесь не вы). Если дислексия подтверждена, расскажите об этом всем учителям, которые взаимодействуют с классом, чтобы они могли корректировать свою работу и свой подход.

Итак, что же стоит предпринять, работая с классом, в котором обучаются дети с дислексией? 

1. Оценивайте выполнение работы с учетом особенностей детей

Чтобы не потерять желание приходить в школу каждый день и совершать свои важные шаги в учебе и развитии, ребенок должен чувствовать себя в безопасности и знать, что не будет наказан двойкой за невыполнение того, что он не способен выполнить физически. Поэтому при оценке успеваемости ученика-дислексика учителю не стоит снижать баллы за те ошибки, которые ребенок допускает из-за своего расстройства. Для этого учителю важно хорошо изучить сильные и слабые стороны ребенка, (то есть знать, что дается ему с трудом, а что – нет), а также нужно понимать, как проявляется дислексия при выполнении разных заданий. 

2. Интегрируйте формы подачи материала

Уроки, сочетающие чтение учебника с конспектированием, — страшный сон ребенка-дислексика. Старайтесь комбинировать формы работы таким образом, чтобы они воздействовали на разные органы чувств. Комбинируйте чтение с визуальным материалом, прослушивание аудио с письмом, добавляйте творческие практики в канву урока. Такой подход не только поможет детям с расстройством, но и в целом сделает уроки более интересными и эффективными для всех учеников. 

3. Задавайте домашнее задание в разных форматах

Многие учителя ориентированы на текстовую форму обучения детей и часто в качестве домашнего задания предлагают ученикам прочесть тот или иной параграф, статью, главу. Если в вашем классе обучаются дислексики, подумайте, как сделать подобное задание доступным для них. Вы можете снабдить учеников аудиокнигой, которую им будет приятно слушать, или предложить не писать сочинение в тетради, а наговорить свои мысли и идеи на диктофон.

4. Заменяйте коллективную работу работой в парах или мини-группах

Часто возникают ситуации, когда вам необходимо прочесть текст вместе с классом. Многие учителя в таких случаях следуют по одному из двух сценариев: они либо делают вид, что ребенок-дислексик стал невидимым, и никогда не просят его читать вслух, либо закрывают глаза на особенности ученика и просят его читать вслух (часто такое чтение может сопровождаться смешками одноклассников). Обе ситуации могут быть крайне некомфортными для ребенка с нарушением способности к чтению. Если вам нужно, чтобы дети прочли текст, предложите им разбиться на пары или мини-группы в три-четыре человека, чтобы прочесть и обсудить текст. В таких условиях ученик сможет ощутить поддержку друга и почувствовать себя свободнее и раскрепощеннее. 

5. Сосредотачивайтесь на успехах ученика

Помните, что ребенок, живущий с расстройством, постоянно видит, что другие справляются с определенными задачами значительно лучше, чем он сам. Это осознание может быть причиной комплексов, низкой самооценки, разочарованности в своих силах. Старайтесь почаще хвалить детей, когда у них что-то хорошо получается. Впрочем, это еще одно правило, которое относится не только к дислексикам, но и ко всем детям. Абсолютно ко всем. 

6. Остерегайтесь стигматизации

Работая с классом, учитель всегда должен следить за тем, как распределяются роли внутри коллектива, нет ли случаев буллинга, нет ли детей-изгоев и т. д. Дети-дислексики часто становятся белыми воронами: наблюдая за их неудачами, другие дети могут начать подшучивать над ними, тем самым формируя нездоровую эмоциональную атмосферу в классе. 

К тому же часто, для того чтобы в такой ситуации снизить градус враждебности, недостаточно просто объяснить всем, что причиной неудач этого ученика является дислексия. Особенность нашей ментальности заключается в том, что многие расстройства до сих пор очень стигматизированы: людей с особенностями могут считать неполноценными, их могут не принимать.

Присутствие в классе ребенка с дислексией — возможность дестигматизировать это нарушение. Классный руководитель может устроить классный час, чтобы рассказать ученикам о различных особенностях и расстройствах, о том, что те или иные особенности есть у каждого из нас. Такое мероприятие поможет детям обсудить свои сильные стороны и перестать бояться недостатков, которые также есть у каждого из нас. У Альберта Эйнштейна, к примеру, тоже была дислексия.

Читайте также
Комментарии (0)