Как повысить уровень грамотности: рекомендации экспертов

2020-09-08T13:33:33.265Z
2 0

«Любые знания начинаются с грамотности в сфере родного языка», – утверждает ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая. С этими словами трудно не согласиться. И сегодня, в Международный день грамотности, предлагаем вниманию наших читателей рекомендации экспертов, одинаково полезные и педагогам, и родителям, которые хотят повысить собственный уровень знаний и стремятся к тому, чтобы дети бережно и с любовью относились к русскому языку.

Родной язык для всех и каждого

В институте Пушкина уверены, что филологию выбирают самые талантливые, способные и одаренные ребята. По словам сотрудников вуза, это дает уверенность, что в будущем в школы, вузы, информационные агентства и СМИ, библиотеки и музеи, в государственное управление, в бизнес придут люди, прекрасно владеющие русским языком, они же поедут за рубеж, чтобы там продвигать знания о нашем языке и стране. Советами по подготовке грамотной смены с нашей редакцией поделилась ректор Маргарита Николаевна Русецкая.

  1. В первую очередь рекомендую проверить, какой у вас уровень грамотности. Для этого можно пройти какой-нибудь экспресс-тест на знание русского языка (это можно сделать, к примеру, здесь). Многие подобные тесты показывают результаты по каждому блоку, а значит, можно узнать, какие правила недостаточно изучены, над чем следовало бы поработать.
  2. Чтобы запомнить, какие буквы пишутся в слове, сочетаются ли слова друг с другом или не очень, нужно как можно больше писать – диктантов, сочинений, изложений, статей. Не зря многие преподаватели перед экзаменом или контрольной советуют ученикам и студентам писать шпаргалки (но ни в коем случае, конечно, ими не пользоваться) – механическая память сделает свое дело, и записанный текст обязательно вспомнится в нужный момент.
  3. Не следует доверять автоматическим редакторам (Т9 и ему подобным). Читайте и перечитывайте все сообщения перед отправкой. Если какое-то слово подчеркнуто или система предлагает его заменить, проверяйте и принимайте решение самостоятельно, а не доверяйтесь бездумно компьютерным подсказкам.
  4. При проверке текстов внимательно читайте их не только с начала, но и с конца. Так можно устранить «невидимые» ошибки и описки. 
  5. Держите словари под рукой, не ленитесь сверяться с ними, при этом старайтесь запоминать как значение слов, так и их написание.

Простая и сложная «работа над ошибками»

Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать работу над ошибками. Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций. А результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель включенности всех необходимых зон мозга», – утверждает Марина Сорокина, филолог, учитель русского языка высшей категории, автор методики преподавания русского языка по опорным сигналам «Курс интенсивного повышения грамотности.

Марина Сорокина предлагает пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:

  1. Разминка в начале урока. Ученики разбиваются на пары. Один пишет на спине другого указательным пальцем любую букву (крупно!), а второй ее угадывает. Поменялись: второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
  2. Договор с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово “оказывается”, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза, весь класс должен встать». Педагог ненавязчиво вплетает в канву урока 2–3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
  3. Концентрация «в двух направлениях»: детям дается задание составлять слова из букв, входящих в слово «контрабас», в это время учитель иногда хлопает в ладоши (1, 2 или 3 раза подряд; при этом хорошо, если педагог, пока дети работают, перемещается по классу). Ученики должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова «стоп» каждый ребенок пишет в тетради цифру — сколько было сделано хлопков. Называются победители: кто не ошибся в подсчете, кто составил больше слов.
  4. Игра с мячом. Учитель бросает мяч детям и задает любой вопрос, связанный с теорией языка (склонение? спряжение? падеж? часть речи? и т. п.). Задание: ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ребенок, которому бросили мяч, говорит: «Верно»/«Неверно», — и возвращает мяч точно в руки учителю. Важно: педагог должен все время смотреть на того, кому бросает мяч, и не подсказывать взглядом, кому предстоит отвечать.
  5. Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребенок записывает скороговорку, которую дает учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных — черточка. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. 

Советы родителям: не поддаемся панике заранее

«Наш ребенок постоянно допускает в диктантах ошибки», «Он пишет, как курица лапой», – часто жалуются родители дошкольников и младших школьников. Елена Николаевна Мазур, филолог, педагог-психолог, учитель русского языка и литературы, считает, что нет причин бить тревогу заранее. Вначале она рекомендует посоветоваться с учителем: возможно, страхи преувеличены. Если же выяснилось, что проблема есть, и повышать грамотность ребенка необходимо на дополнительных занятиях, следует обязательно уточнить у педагога, нужен ли в этом процессе логопед. Еще один важный момент: не стоит изнурять ребенка дополнительными текстовыми диктантами. Сами по себе они не повышают грамотность, а являются лишь средством контроля. 

Елена Николаевна также дает ряд практических рекомендаций, что делать родителям в процессе подготовки ребенка к письму: 

  1. Поправляйте ребенка всякий раз, когда он неправильно произносит слово или неверно строит фразу. Добивайтесь чистоты речи. Иногда имеет смысл проговорить слово по слогам.
  2. Просите правильно произнести фразу или слово, в которых он допустил ошибку. Делайте несколько повторов для закрепления.
  3. В игровой форме учите скороговорки и стишки, просите пересказать сюжет мультифильма или компьютерной игры.
  4. Готовьте руку к письму: лепите, плетите из бисера, раскрашивайте.
  5. Спрашивайте ребенка, с какой буквы начинается слово или какой заканчивается.
  6. Читайте ребенку на ночь и помогайте искать ответы на вопросы в энциклопедиях. Он должен понять, как ценны книги в нашей жизни.
  7. Выполняйте упражнения на развитие памяти и внимания. 

В заключение приведем еще один, на наш взгляд, универсальный совет ректора Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргариты Николаевны Русецкой: 

Читайте как можно больше хорошей литературы и непременно задумывайтесь над прочитанным. Это, безусловно, отличный способ повышения грамотности.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-09-08T13:33:33.265Z
2 0

Как повысить уровень грамотности: рекомендации экспертов


«Любые знания начинаются с грамотности в сфере родного языка», – утверждает ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Николаевна Русецкая. С этими словами трудно не согласиться. И сегодня, в Международный день грамотности, предлагаем вниманию наших читателей рекомендации экспертов, одинаково полезные и педагогам, и родителям, которые хотят повысить собственный уровень знаний и стремятся к тому, чтобы дети бережно и с любовью относились к русскому языку.

Родной язык для всех и каждого

В институте Пушкина уверены, что филологию выбирают самые талантливые, способные и одаренные ребята. По словам сотрудников вуза, это дает уверенность, что в будущем в школы, вузы, информационные агентства и СМИ, библиотеки и музеи, в государственное управление, в бизнес придут люди, прекрасно владеющие русским языком, они же поедут за рубеж, чтобы там продвигать знания о нашем языке и стране. Советами по подготовке грамотной смены с нашей редакцией поделилась ректор Маргарита Николаевна Русецкая.

  1. В первую очередь рекомендую проверить, какой у вас уровень грамотности. Для этого можно пройти какой-нибудь экспресс-тест на знание русского языка (это можно сделать, к примеру, здесь). Многие подобные тесты показывают результаты по каждому блоку, а значит, можно узнать, какие правила недостаточно изучены, над чем следовало бы поработать.
  2. Чтобы запомнить, какие буквы пишутся в слове, сочетаются ли слова друг с другом или не очень, нужно как можно больше писать – диктантов, сочинений, изложений, статей. Не зря многие преподаватели перед экзаменом или контрольной советуют ученикам и студентам писать шпаргалки (но ни в коем случае, конечно, ими не пользоваться) – механическая память сделает свое дело, и записанный текст обязательно вспомнится в нужный момент.
  3. Не следует доверять автоматическим редакторам (Т9 и ему подобным). Читайте и перечитывайте все сообщения перед отправкой. Если какое-то слово подчеркнуто или система предлагает его заменить, проверяйте и принимайте решение самостоятельно, а не доверяйтесь бездумно компьютерным подсказкам.
  4. При проверке текстов внимательно читайте их не только с начала, но и с конца. Так можно устранить «невидимые» ошибки и описки. 
  5. Держите словари под рукой, не ленитесь сверяться с ними, при этом старайтесь запоминать как значение слов, так и их написание.

Простая и сложная «работа над ошибками»

Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать работу над ошибками. Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций. А результативная учебная деятельность любого ребенка – это показатель включенности всех необходимых зон мозга», – утверждает Марина Сорокина, филолог, учитель русского языка высшей категории, автор методики преподавания русского языка по опорным сигналам «Курс интенсивного повышения грамотности.

Марина Сорокина предлагает пять упражнений с использованием приемов нейропсихологии:

  1. Разминка в начале урока. Ученики разбиваются на пары. Один пишет на спине другого указательным пальцем любую букву (крупно!), а второй ее угадывает. Поменялись: второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
  2. Договор с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово “оказывается”, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза, весь класс должен встать». Педагог ненавязчиво вплетает в канву урока 2–3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
  3. Концентрация «в двух направлениях»: детям дается задание составлять слова из букв, входящих в слово «контрабас», в это время учитель иногда хлопает в ладоши (1, 2 или 3 раза подряд; при этом хорошо, если педагог, пока дети работают, перемещается по классу). Ученики должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова «стоп» каждый ребенок пишет в тетради цифру — сколько было сделано хлопков. Называются победители: кто не ошибся в подсчете, кто составил больше слов.
  4. Игра с мячом. Учитель бросает мяч детям и задает любой вопрос, связанный с теорией языка (склонение? спряжение? падеж? часть речи? и т. п.). Задание: ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ребенок, которому бросили мяч, говорит: «Верно»/«Неверно», — и возвращает мяч точно в руки учителю. Важно: педагог должен все время смотреть на того, кому бросает мяч, и не подсказывать взглядом, кому предстоит отвечать.
  5. Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребенок записывает скороговорку, которую дает учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных — черточка. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. 

Советы родителям: не поддаемся панике заранее

«Наш ребенок постоянно допускает в диктантах ошибки», «Он пишет, как курица лапой», – часто жалуются родители дошкольников и младших школьников. Елена Николаевна Мазур, филолог, педагог-психолог, учитель русского языка и литературы, считает, что нет причин бить тревогу заранее. Вначале она рекомендует посоветоваться с учителем: возможно, страхи преувеличены. Если же выяснилось, что проблема есть, и повышать грамотность ребенка необходимо на дополнительных занятиях, следует обязательно уточнить у педагога, нужен ли в этом процессе логопед. Еще один важный момент: не стоит изнурять ребенка дополнительными текстовыми диктантами. Сами по себе они не повышают грамотность, а являются лишь средством контроля. 

Елена Николаевна также дает ряд практических рекомендаций, что делать родителям в процессе подготовки ребенка к письму: 

  1. Поправляйте ребенка всякий раз, когда он неправильно произносит слово или неверно строит фразу. Добивайтесь чистоты речи. Иногда имеет смысл проговорить слово по слогам.
  2. Просите правильно произнести фразу или слово, в которых он допустил ошибку. Делайте несколько повторов для закрепления.
  3. В игровой форме учите скороговорки и стишки, просите пересказать сюжет мультифильма или компьютерной игры.
  4. Готовьте руку к письму: лепите, плетите из бисера, раскрашивайте.
  5. Спрашивайте ребенка, с какой буквы начинается слово или какой заканчивается.
  6. Читайте ребенку на ночь и помогайте искать ответы на вопросы в энциклопедиях. Он должен понять, как ценны книги в нашей жизни.
  7. Выполняйте упражнения на развитие памяти и внимания. 

В заключение приведем еще один, на наш взгляд, универсальный совет ректора Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргариты Николаевны Русецкой: 

Читайте как можно больше хорошей литературы и непременно задумывайтесь над прочитанным. Это, безусловно, отличный способ повышения грамотности.

Читайте также
Комментарии (0)