Как помочь школьнику сохранить зрение

2019-10-24T15:16:58.911Z
3 0

По наблюдениям учителя начальной школы Анны Литягиной, каждые полгода-год увеличивается количество первоклашек и второклашек, которые начинают носить очки. На зрение школьника негативно влияют не только необходимость постоянно читать и писать на близком от глаз расстоянии, но и неправильная поза при письме, регулярный недосып из-за объемных домашних заданий, неправильное питание. Доктора советуют детям делать гимнастику для глаз, но школьники вряд ли будут делать ее сами, необходим контроль и руководство взрослых. Приводим несколько упражнений из практики Анны Литягиной, которые каждый педагог может проводить с учениками в классе, затрачивая на это не более 5-7 минут.

Группа упражнений для разогрева мышц шеи и плеч

Эти упражнения лучше проводить в начале учебного дня. Благодаря их выполнению, улучшается кровоснабжение глаз и головного мозга. Выполнять каждое упражнение стоит по 4 раза, не торопясь, без рывков. 

  1. Подбородок тянем вниз, к межключичной ямке, потом вверх, к потолку.
  2. Наклоняем ухо к одному плечу, потом к другому.
  3. Поворачиваем голову вправо, потом влево (с каждым новым поворотом стараемся увидеть как можно больше вокруг себя).
  4. Мысленно перекатываем воображаемый мячик по груди-плечам-спине (в одну сторону, затем в другую).
  5. Выполняем круговые движения плечами вперед и назад.
  6. Разводим-потягиваем в стороны и назад к спине согнутые в локтях руки.
  7. Растираем до ощущения тепла ладони, шею, уши, лоб.

Каждый новый наклон-поворот следует сделать чуть дальше, чем предыдущий, стараясь ощутить, как растягиваются и согреваются мышцы.

Упражнения для поддержания тонуса глазных мышц

Точка

Для выполнения этого упражнения нужно нарисовать точку на окне. В течение 1-2 минут внимательно, не отрывая взгляда, смотрим на точку, не забывая при этом моргать. Отводим взгляд на максимально удаленный от точки предмет за окном и стараемся сфокусировать на нем взгляд в течение 5-10 секунд. Возвращаемся взглядом к точке.

Спирали 

Это упражнение можно проводить во время минутной паузы на уроке. Для этого заранее прикрепляем к доске магнитик. Фокусируем взгляд на магнитике и медленно раскручиваем взглядом воображаемую спираль, увеличивая радиус каждого нового ее круга, пока не закончится поле обзора. Затем скручиваем спираль обратно в точку. 

Во время выполнения этого упражнения необходимо после каждой спирали на 3-5 секунд закрывать глаза для отдыха, а открывая глаза, несколько раз моргнуть.

Нос Буратино 

Ребенку необходимо представить, что у него нос Буратино, на кончике которого висит капля цветных чернил, мысленно нарисовать кончиком носа спираль и скрутить ее обратно. Голова и шея  при этом должны двигаться. После выполнения упражнения нужно открыть глаза и несколько раз моргнуть.

Пишем носом цифры, буквы, слова, рисуем фигуры, цветы      

Не закрывая глаз, нужно написать в воздухе носом воображаемую цифру, букву, фигуру или предмет. По окончании упражнения нужно закрыть глаза на 5-7 секунд, открыть их снова и поморгать.

Рисунки на стене и потолке 

Для выполнения этого упражнения в солнечный день можно использовать зеркало и солнечный зайчик, в пасмурный – лазерную указку или ручку. Луч направляем на потолок или стену, рисуя разные фигуры. Детям необходимо в течение  1–2 минут следить глазами за световой точкой. Можно добавить игровой элемент − написать имя одного из учеников и попросить учеников угадать, чье это было имя.

Упражнения для снятия напряжения и расслабление глазных мышц

Пальминг

Ставим локти на стол и кладем скрещенные пальцы на лоб так, чтобы глаза были прикрыты тыльной стороной ладоней. На глаза не давим, они должны свободно открываться-закрываться. В таком положении необходимо провести 2-3 минуты, стараясь расслабиться. 

Во время выполнения этого упражнения спина и шея  должны быть ровными, это облегчит кровоток. Следите, чтобы дети не ложились на парту и не держали руки на весу. По окончании выполнения упражнения нужно открыть глаза и поморгать. Дети обязательно отметят, что все вокруг стало ярче и четче.

Медвежонок

Для выполнения этого упражнения необходимо встать, выпрямить спину и расставить ноги на ширину плеч. Покачиваемся из стороны в сторону, переступая с ноги на ногу, подмечая, что окружающая обстановка покачивается в противоположную сторону.

Круги 

Описываем глазами круги. Сначала можно смотреть на большой нарисованный круг или на спортивный обруч. Затем нарисовать его взглядом, после − мысленно, с закрытыми глазами. 

Очень важно также периодически детей пересаживать, меняя рядность, выбирая парты с разной удаленностью от доски, − добавила Анна Литягина. − Это необходимо делать, чтобы угол и фокусировка зрения ребенка менялись, все мышцы глаза работали равномерно.

Пусть вас не пугает большое количество приведенных упражнений, − отметила Анна.− На самом деле это минимум. Не надо делать все за  один раз − выбирайте на свое усмотрение. Уделить 5 минут выполнению упражнений для глаз вместе с детьми может позволить себе каждый учитель.  

Все рекомендации и упражнения, приводимые в статье, проверены и одобрены детскими офтальмологами ДГКБ №9 города Москвы.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-10-24T15:16:58.911Z
3 0

Как помочь школьнику сохранить зрение


По наблюдениям учителя начальной школы Анны Литягиной, каждые полгода-год увеличивается количество первоклашек и второклашек, которые начинают носить очки. На зрение школьника негативно влияют не только необходимость постоянно читать и писать на близком от глаз расстоянии, но и неправильная поза при письме, регулярный недосып из-за объемных домашних заданий, неправильное питание. Доктора советуют детям делать гимнастику для глаз, но школьники вряд ли будут делать ее сами, необходим контроль и руководство взрослых. Приводим несколько упражнений из практики Анны Литягиной, которые каждый педагог может проводить с учениками в классе, затрачивая на это не более 5-7 минут.

Группа упражнений для разогрева мышц шеи и плеч

Эти упражнения лучше проводить в начале учебного дня. Благодаря их выполнению, улучшается кровоснабжение глаз и головного мозга. Выполнять каждое упражнение стоит по 4 раза, не торопясь, без рывков. 

  1. Подбородок тянем вниз, к межключичной ямке, потом вверх, к потолку.
  2. Наклоняем ухо к одному плечу, потом к другому.
  3. Поворачиваем голову вправо, потом влево (с каждым новым поворотом стараемся увидеть как можно больше вокруг себя).
  4. Мысленно перекатываем воображаемый мячик по груди-плечам-спине (в одну сторону, затем в другую).
  5. Выполняем круговые движения плечами вперед и назад.
  6. Разводим-потягиваем в стороны и назад к спине согнутые в локтях руки.
  7. Растираем до ощущения тепла ладони, шею, уши, лоб.

Каждый новый наклон-поворот следует сделать чуть дальше, чем предыдущий, стараясь ощутить, как растягиваются и согреваются мышцы.

Упражнения для поддержания тонуса глазных мышц

Точка

Для выполнения этого упражнения нужно нарисовать точку на окне. В течение 1-2 минут внимательно, не отрывая взгляда, смотрим на точку, не забывая при этом моргать. Отводим взгляд на максимально удаленный от точки предмет за окном и стараемся сфокусировать на нем взгляд в течение 5-10 секунд. Возвращаемся взглядом к точке.

Спирали 

Это упражнение можно проводить во время минутной паузы на уроке. Для этого заранее прикрепляем к доске магнитик. Фокусируем взгляд на магнитике и медленно раскручиваем взглядом воображаемую спираль, увеличивая радиус каждого нового ее круга, пока не закончится поле обзора. Затем скручиваем спираль обратно в точку. 

Во время выполнения этого упражнения необходимо после каждой спирали на 3-5 секунд закрывать глаза для отдыха, а открывая глаза, несколько раз моргнуть.

Нос Буратино 

Ребенку необходимо представить, что у него нос Буратино, на кончике которого висит капля цветных чернил, мысленно нарисовать кончиком носа спираль и скрутить ее обратно. Голова и шея  при этом должны двигаться. После выполнения упражнения нужно открыть глаза и несколько раз моргнуть.

Пишем носом цифры, буквы, слова, рисуем фигуры, цветы      

Не закрывая глаз, нужно написать в воздухе носом воображаемую цифру, букву, фигуру или предмет. По окончании упражнения нужно закрыть глаза на 5-7 секунд, открыть их снова и поморгать.

Рисунки на стене и потолке 

Для выполнения этого упражнения в солнечный день можно использовать зеркало и солнечный зайчик, в пасмурный – лазерную указку или ручку. Луч направляем на потолок или стену, рисуя разные фигуры. Детям необходимо в течение  1–2 минут следить глазами за световой точкой. Можно добавить игровой элемент − написать имя одного из учеников и попросить учеников угадать, чье это было имя.

Упражнения для снятия напряжения и расслабление глазных мышц

Пальминг

Ставим локти на стол и кладем скрещенные пальцы на лоб так, чтобы глаза были прикрыты тыльной стороной ладоней. На глаза не давим, они должны свободно открываться-закрываться. В таком положении необходимо провести 2-3 минуты, стараясь расслабиться. 

Во время выполнения этого упражнения спина и шея  должны быть ровными, это облегчит кровоток. Следите, чтобы дети не ложились на парту и не держали руки на весу. По окончании выполнения упражнения нужно открыть глаза и поморгать. Дети обязательно отметят, что все вокруг стало ярче и четче.

Медвежонок

Для выполнения этого упражнения необходимо встать, выпрямить спину и расставить ноги на ширину плеч. Покачиваемся из стороны в сторону, переступая с ноги на ногу, подмечая, что окружающая обстановка покачивается в противоположную сторону.

Круги 

Описываем глазами круги. Сначала можно смотреть на большой нарисованный круг или на спортивный обруч. Затем нарисовать его взглядом, после − мысленно, с закрытыми глазами. 

Очень важно также периодически детей пересаживать, меняя рядность, выбирая парты с разной удаленностью от доски, − добавила Анна Литягина. − Это необходимо делать, чтобы угол и фокусировка зрения ребенка менялись, все мышцы глаза работали равномерно.

Пусть вас не пугает большое количество приведенных упражнений, − отметила Анна.− На самом деле это минимум. Не надо делать все за  один раз − выбирайте на свое усмотрение. Уделить 5 минут выполнению упражнений для глаз вместе с детьми может позволить себе каждый учитель.  

Все рекомендации и упражнения, приводимые в статье, проверены и одобрены детскими офтальмологами ДГКБ №9 города Москвы.

Читайте также
Комментарии (0)