Минимизация типичных ошибок в проектировании РППС ДОО

Sun Sep 23 2018 15:31:32 GMT+0000 (GMT)
1 0 658

Глушкова Г. В., к.п.н., старший воспитатель ГБОУ № 1598
Мусиенко С.И., методист ЧУОО «Татьянинская школа», г. Москва

Развивающая предметно-пространственная среда как социальное и предметное окружение, в котором живет и развивается ребенок, традиционно рассматривается как значимый фактор формирования личности. 

Все чаше звучит лозунг: среда – третий воспитатель. Однако зачастую на практике педагоги формируют групповое пространство «по остаточному принципу» (речь не идет о недостаточном или несвоевременном материальном финансировании пополнения группы новой мебелью и игрушками). Имеется в виду целенаправленная и продуманная работа воспитателей и специалистов по наполнению среды группового помещения материалами и объектами, позволяющими реально обеспечить индивидуально-ориентированный характер обучения за счет создания условий для детей с разными образовательными потребностями и актуальными интересами. Иcследования, проведенные нами под руководством Н.А. Коротковой, показывают, что, как правило, в своей повседневной работе педагоги делают акцент на подготовку детей к праздникам, на обучение их в ходе ежедневных занятий, проводимых в различных формах, на формирование у воспитанников бытовых навыков и умений. При этом наполнение или обновление среды группового помещения происходит стихийно. Ситуация не изменилась и после принятия Стандарта дошкольного образования, в котором четко выражена мысль о том, что условия организации  воспитания детей не менее важны, чем предметное содержание обучения дошкольников и объем изученного ими материала.

К числу наиболее распространенных ошибок педагогов в создании действительно развивающей среды следует отнести:

  • устаревший дизайн и наличие тяжелой, громоздкой мебели, невозможность ее перемещения в пространстве, отсутствие мобильности;
  • отсутствие многофункциональной мебели и оборудования;
  • травмоопасность среды из-за недоработки конструктивных узлов мебели и непродуманного ее использования педагогами (острые углы у стеллажей; трехъярусные выдвижные кровати, не оснащенные лесенками для подъема; выдвижные ящички комодов без ручек и т.д.);
  • агрессивная визуальная среда (излишне привлекающие внимание наклейки, закрывающие отверстия в стенах или «украшающие» мебель;  интенсивная окраска стен и пр.). Такая среда побуждает детей к неосознанным агрессивным поступкам;
  • эклектичность подбора оборудования (сочетание многоцветной пластиковой и деревянной игровой мебели);
  • использование оборудования, не отвечающего возрастным потребностям и интересам детей; 
  • преимущественно «девичья» среда. 

В организации развивающей предметно-пространственной среды группового помещения для детей  дошкольного возраста мы предлагаем ориентироваться на рамочную конструкцию среды, предложенную кандидатом психологических наук Надеждой Александровной Коротковой. Согласно ее исследованиям, для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОО, необходимо и достаточно разделить групповое пространство для детей старшего дошкольного возраста на три части:  зону для спокойной по преимуществу деятельности, активную зону, рабочую зону [1];  а для детей младшего дошкольного возраста – на две.

В этом случае предметная развивающая среда позволяет взрослому организовать образовательный процесс «с наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций: совместной непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности самих детей». (Научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования»/ Под ред. В.И. Слободчикова). При таком подходе образовательный процесс обеспечивается за счет включения ребенка в основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый. К таким видам деятельности Н.А. Короткова относит: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую деятельность, чтение художественной литературы и развертываемую на основе этих четырех видов деятельности коммуникативную практику детей. 

Все эти культурные практики должны найти подкрепление  в предметной среде группы, что реализуется за счет внесения необходимых демонстрационных и раздаточных материалов, обеспечивающих разнообразие детских сфер деятельности. Эти сферы деятельности обеспечивают как формирование наиболее важных психических новообразований возраста, так и поддерживают эмоциональное благополучие ребенка, задают круг интересов жизнедеятельности дош­кольника. Они позволяют создать условия для возрастающей инициативности ребенка в разных сферах деятельности, к которым психологи Н. А. Короткова и П. Г. Нежнов относят:

  1. Творческую инициативу (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление).
  2. Инициативу как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению сопротивления материала, где развиваются произвольность, планирующая и регулирующая функция речи).
  3. Коммуникативную инициативу (включенность ребенка в кооперацию со сверстниками и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи).
  4. Познавательную инициативу – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные отношения)[2].

Известно, ребенок не является Робинзоном в открытии функционального назначения окружающих его предметов. Мир предметов открывается дошкольнику в процессе овладения различными видами человеческой деятельности. Поэтому  столь важно, чтобы групповая среда, в которой ребенок проводит до 12 часов в день, вызывала у него чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. В этом случае у воспитанников формируется чувство уверенности и  безопасности,  они своевременно овладевают  возрастной умелостью, а вместе с ней самостоятельностью и инициативностью, что является показателями личностной успешности дошкольников.

Нами были разработаны скрининг-тестовые таблицы, позволяющие педагогам-практикам оценить созданную среду в своей группе и выявить наличие или отсутствие дефицитарных зон, для того чтобы принять необходимые меры по коррекции ситуации. Предлагаем практикам воспользоваться ими в организации своей работы с своими воспитанниками.


Список литературы

[1] О рамочной конструкции среды группового помещения см.: Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст / Под ред. Н. А. Коротковой. – М., 2010.

[2] Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М., 2017 

Читайте также
Комментарии (0)

Минимизация типичных ошибок в проектировании РППС ДОО

Как ее добиться. Рассказывают старший воспитатель и методист
1 0 658

Sun Sep 23 2018 15:31:32 GMT+0000 (GMT)

Глушкова Г. В., к.п.н., старший воспитатель ГБОУ № 1598
Мусиенко С.И., методист ЧУОО «Татьянинская школа», г. Москва

Развивающая предметно-пространственная среда как социальное и предметное окружение, в котором живет и развивается ребенок, традиционно рассматривается как значимый фактор формирования личности. 

Все чаше звучит лозунг: среда – третий воспитатель. Однако зачастую на практике педагоги формируют групповое пространство «по остаточному принципу» (речь не идет о недостаточном или несвоевременном материальном финансировании пополнения группы новой мебелью и игрушками). Имеется в виду целенаправленная и продуманная работа воспитателей и специалистов по наполнению среды группового помещения материалами и объектами, позволяющими реально обеспечить индивидуально-ориентированный характер обучения за счет создания условий для детей с разными образовательными потребностями и актуальными интересами. Иcследования, проведенные нами под руководством Н.А. Коротковой, показывают, что, как правило, в своей повседневной работе педагоги делают акцент на подготовку детей к праздникам, на обучение их в ходе ежедневных занятий, проводимых в различных формах, на формирование у воспитанников бытовых навыков и умений. При этом наполнение или обновление среды группового помещения происходит стихийно. Ситуация не изменилась и после принятия Стандарта дошкольного образования, в котором четко выражена мысль о том, что условия организации  воспитания детей не менее важны, чем предметное содержание обучения дошкольников и объем изученного ими материала.

К числу наиболее распространенных ошибок педагогов в создании действительно развивающей среды следует отнести:

  • устаревший дизайн и наличие тяжелой, громоздкой мебели, невозможность ее перемещения в пространстве, отсутствие мобильности;
  • отсутствие многофункциональной мебели и оборудования;
  • травмоопасность среды из-за недоработки конструктивных узлов мебели и непродуманного ее использования педагогами (острые углы у стеллажей; трехъярусные выдвижные кровати, не оснащенные лесенками для подъема; выдвижные ящички комодов без ручек и т.д.);
  • агрессивная визуальная среда (излишне привлекающие внимание наклейки, закрывающие отверстия в стенах или «украшающие» мебель;  интенсивная окраска стен и пр.). Такая среда побуждает детей к неосознанным агрессивным поступкам;
  • эклектичность подбора оборудования (сочетание многоцветной пластиковой и деревянной игровой мебели);
  • использование оборудования, не отвечающего возрастным потребностям и интересам детей; 
  • преимущественно «девичья» среда. 

В организации развивающей предметно-пространственной среды группового помещения для детей  дошкольного возраста мы предлагаем ориентироваться на рамочную конструкцию среды, предложенную кандидатом психологических наук Надеждой Александровной Коротковой. Согласно ее исследованиям, для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОО, необходимо и достаточно разделить групповое пространство для детей старшего дошкольного возраста на три части:  зону для спокойной по преимуществу деятельности, активную зону, рабочую зону [1];  а для детей младшего дошкольного возраста – на две.

В этом случае предметная развивающая среда позволяет взрослому организовать образовательный процесс «с наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций: совместной непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми и свободной самостоятельной деятельности самих детей». (Научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования»/ Под ред. В.И. Слободчикова). При таком подходе образовательный процесс обеспечивается за счет включения ребенка в основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый. К таким видам деятельности Н.А. Короткова относит: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую деятельность, чтение художественной литературы и развертываемую на основе этих четырех видов деятельности коммуникативную практику детей. 

Все эти культурные практики должны найти подкрепление  в предметной среде группы, что реализуется за счет внесения необходимых демонстрационных и раздаточных материалов, обеспечивающих разнообразие детских сфер деятельности. Эти сферы деятельности обеспечивают как формирование наиболее важных психических новообразований возраста, так и поддерживают эмоциональное благополучие ребенка, задают круг интересов жизнедеятельности дош­кольника. Они позволяют создать условия для возрастающей инициативности ребенка в разных сферах деятельности, к которым психологи Н. А. Короткова и П. Г. Нежнов относят:

  1. Творческую инициативу (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление).
  2. Инициативу как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению сопротивления материала, где развиваются произвольность, планирующая и регулирующая функция речи).
  3. Коммуникативную инициативу (включенность ребенка в кооперацию со сверстниками и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи).
  4. Познавательную инициативу – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные отношения)[2].

Известно, ребенок не является Робинзоном в открытии функционального назначения окружающих его предметов. Мир предметов открывается дошкольнику в процессе овладения различными видами человеческой деятельности. Поэтому  столь важно, чтобы групповая среда, в которой ребенок проводит до 12 часов в день, вызывала у него чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. В этом случае у воспитанников формируется чувство уверенности и  безопасности,  они своевременно овладевают  возрастной умелостью, а вместе с ней самостоятельностью и инициативностью, что является показателями личностной успешности дошкольников.

Нами были разработаны скрининг-тестовые таблицы, позволяющие педагогам-практикам оценить созданную среду в своей группе и выявить наличие или отсутствие дефицитарных зон, для того чтобы принять необходимые меры по коррекции ситуации. Предлагаем практикам воспользоваться ими в организации своей работы с своими воспитанниками.


Список литературы

[1] О рамочной конструкции среды группового помещения см.: Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст / Под ред. Н. А. Коротковой. – М., 2010.

[2] Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. – М., 2017 

Читайте также
Комментарии (0)