Готовимся к занятию. Тематическое и поурочное планирование

Fri Oct 12 2018 08:46:42 GMT+0000 (GMT)

Разбираемся вместе с педагогом на конкретном примере. 

Планирование – неотъемлемая часть работы любого педагога. Учитель  составляет не только общий план занятий  на целый год, но и план на каждый отдельный урок.  

Календарно-тематический план

Школа создает рабочие программы по дисциплинам на основе ФГОС. Такая необходимость вызвана  тем, что Россия имеет единое образовательное пространство и  образовательную систему,  построенную на преемственности    программ.

Каждая рабочая программа составляется  на всю ступень обучения.  В рабочую программу школы входит календарно-тематический план. На основе данного КТП, примерной программы по дисциплине и рабочей программы к учебнику преподаватель составляет свой КТП на год. 

Календарно-тематический план включает перечень всех тем дисциплины. Основные темы (блоки) делятся на подтемы.  

План составляется в соответствии с календарем.  Учебное время распределяется по полугодиям и четвертям (триместрам).

Педагог указывает как общее количество часов на каждый блок, так и время на отдельные занятия.  

План может содержать такие разделы, как виды и цель занятий, оборудование, ожидаемые результаты, домашнее задание (с пометками соответствующих страниц, параграфов и упражнений из основного учебника). 

Подготовка к занятию

План конкретного занятия составляется на основе календарно-тематического плана. 

Сначала учитель определяет задачи урока, изучает материал по теме, а затем  разрабатывает план-конспект занятия. Желательно, чтобы он был как можно более подробным.  Полезно записать сценарий урока, включающий вопросы педагога и предполагаемые ответы учеников, задания и правильные ответы на них. 

Каждое занятие требует достаточно серьезной подготовки. Сейчас существуют целые сборники с подробными  разработками  уроков. Безусловно, эти издания являются хорошим подспорьем для педагога, особенно начинающего. Но даже применение такой литературы не исключает тщательной подготовки. Это и изменение отдельных заданий с учетом особенностей своих учеников, и мысленное проигрывание будущего урока с прогнозированием возможных ситуаций.

Важно спланировать композицию урока таким образом, чтобы каждый ребенок мог активно включиться в работу,  на протяжении занятия сменяя разные виды  деятельности. Необходимо, чтобы материал урока быть занимательным для ребят, поддерживал их интерес с теме занятия и учебной дисциплине в целом.

Оборудование  урока должно включать красочный иллюстративный материал,  схемы и (или) таблицы, позволяющие лучше запоминать информацию. С этой целью можно применять  также информационные технологии (показ отдельных слайдов или презентации).

Ниже рассмотрим пример плана-конспекта занятия по русскому языку.

Пример плана-конспекта урока

Рассмотрим план-конспект урока для 5 класса по теме «Правописание корня -лаг-/-лож- ».

Цель урокаосвоение правила чередования гласных в корне -лаг-/-лож- .

Задачи:

  • знакомство с  правилом чередования гласных в корне -лаг-/-лож- ;
  • развитие умения использовать данную орфограмму на практике;
  • формирование навыков правильного произношения; 
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие связной речи.

Оборудование:

  • таблица или схема «Правописание корня -лаг-/-лож- »;
  • разноцветные маркеры.


ХОД УРОКА

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Настрой учащихся на занятие, введение в тему 

Преподаватель кладет книгу на стол.

– Ребята, что я сейчас сделал(а)? (Вы положили учебник на стол.)

Верно. А кто из вас знает, как пишутся слова положил, положила, положить? Какая гласная буква употребляется в корне -лож- : а или о? 

(Педагог записывает на доске данные слова, намеренно пропуская гласную в корне.

Дети по очереди высказываются,  затем учитель  вписывает в слова нужную букву, подчеркивая ее, и выделяет в них корень. Школьники  делают это в тетрадях.

Далее к доске выходит один из ребят и под диктовку учителя пишет следующие слова: предлагать, полагать и располагать. Затем преподаватель просит ученика выделить в каждом из слов корень и подчеркнуть нужную букву.)

Для лучшего запоминания писать слова, подчеркивать чередующуюся гласную  и выделять корень следует маркерами разных цветов.

3. Формулировка темы

– Ребята, как вы уже, наверное,  догадались тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание корня -лаг-/-лож-».

II. Основная часть

1. Поиск существующих закономерностей, развитие умения делать выводы

По просьбе педагога ребята изучают записи на доске, выявляя закономерность написания а – о в корне -лаг-/-лож-.

Дети приходят к выводу: в корне -лаг-/-лож- перед г пишется а, перед ж пишется о.

2. Работа с книгой

Учитель предлагает детям  найти и прочитать   правило в учебнике.

На доске появляется соответствующая схема (таблица).

3. Развитие умения применять новое правило на практике

Преподаватель рисует таблицу, состоящую из двух колонок, а  затем вместе с ребятами заполняет ее. 

-лаг-

-лож-

полагать

предлагать

предполагать

положить

проложить

предложить и т.д.

(Педагог обращает внимание детей на слово-исключение полог.)

– Может быть, вы обнаружили еще одну закономерность в написании о – а в корне -лаг-/-лож?

(При возникновении у ребят трудностей учитель им помогает.) 

Вывод: если за корнем стоит буква а, то в корне тоже надо писать а.

4. Закрепление изученного материала

Учитель записывает глаголы и предлагает детям самостоятельно образовать от них существительные. Дети  записывают пары слов в тетрадь.

излагать – …

предлагать – …

предполагать – …

прилагать – …

располагать – …

слагать – …

(Проверка выполненных работ.)

5. Орфоэпия

– Ребята, запомните: корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется.. (Учитель обращает внимание на приставку в уже написанных словах.) Поэтому нельзя говорить ложить, ложу, ложит, ложим.  Следует говорить: Я кладу журнал на стол, он кладет пенал в сумку, мы кладём учебники на парты. 

6. Закрепление нового материала

Диктант

Высказывать предположение, обсудить положение, располагаться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, располагать свободным временем, имя прилагательное,  возлагать надежды, предлагать чаю, разобрать предложение, литературное приложение, слагаемые успеха, легкий полог. 

(Все вместе выполняют проверку. При необходимости проводится работа над ошибками.)

Составление словосочетаний, предложений

Дети придумывают и по очереди озвучивают словосочетания и предложения со словами, имеющими корень -лаг-/-лож-. 

III.  Заключительная часть

Ребята устно формулируют изученное правило. Педагог задает им вопросы относительно написания отдельных слов. 

Школьники получают оценки и записывают домашнее задание.

Учитель прощается с классом до следующего урока.

Методическая литература

Для успешной подготовки к занятиям преподаватель должен изучать соответствующую литературу. 

Опытному педагогу  подготовиться к уроку гораздо проще. Но даже наличие собственной методической копилки не должно исключать стремления осваивать новые для себя способы подачи материала.

Сегодня существует довольно богатый выбор справочной, учебной и методической литературы по каждой школьной дисциплине. 

Познакомиться с такими книгами или приобрести их можно не только в библиотеке, книжном магазине или интернете, но и на различных мероприятиях для преподавателей. Например,  каждую осень  в Москве проходит установочно-методический фестиваль «Учительская книга». Здесь всегда бывают представлены новые книги  различных издательств, написанные ведущими педагогами из разных регионов нашей страны. 

Практически по всем школьным предметам существуют методические журналы, где педагоги делятся опытом, публикуют планы-конспекты своих занятий. Эти журналы выпускаются как в традиционной бумажной, так и в электронной форме. 

Личный опыт подтверждает, что использование электронных версий подобных изданий имеет ряд преимуществ. Во-первых,  доставка в электронном виде осуществляется намного быстрее, чем традиционной почтой. Во-вторых, такой журнал очень удобно распечатывать (как целиком, так и отдельные его страницы). В-третьих, работа с материалом в электронной форме позволяет копировать его фрагменты в свои документы, создавая таким образом новый методический материал. Например, в журнале для преподавателя английского языка предлагаются упражнения и тесты, которые можно переносить в отдельные файлы, а затем распечатывать в виде карточек и раздавать ученикам.

Тщательно продуманные и грамотно составленные планы позволяют педагогу интересно проводить занятия, а ученикам успешно осваивать новый материал. 

Читайте также
Комментарии (0)
Анна Соколова
все материалы автора
Преподаватель русского языка и литературы, английского языка, журналист. Имею многолетний опыт работы со школьниками и студентами.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Готовимся к занятию. Тематическое и поурочное планирование

Разбираемся вместе с педагогом на конкретном примере
Fri Oct 12 2018 08:46:42 GMT+0000 (GMT)

Анна Соколова
Подписаться

Планирование – неотъемлемая часть работы любого педагога. Учитель  составляет не только общий план занятий  на целый год, но и план на каждый отдельный урок.  

Календарно-тематический план

Школа создает рабочие программы по дисциплинам на основе ФГОС. Такая необходимость вызвана  тем, что Россия имеет единое образовательное пространство и  образовательную систему,  построенную на преемственности    программ.

Каждая рабочая программа составляется  на всю ступень обучения.  В рабочую программу школы входит календарно-тематический план. На основе данного КТП, примерной программы по дисциплине и рабочей программы к учебнику преподаватель составляет свой КТП на год. 

Календарно-тематический план включает перечень всех тем дисциплины. Основные темы (блоки) делятся на подтемы.  

План составляется в соответствии с календарем.  Учебное время распределяется по полугодиям и четвертям (триместрам).

Педагог указывает как общее количество часов на каждый блок, так и время на отдельные занятия.  

План может содержать такие разделы, как виды и цель занятий, оборудование, ожидаемые результаты, домашнее задание (с пометками соответствующих страниц, параграфов и упражнений из основного учебника). 

Подготовка к занятию

План конкретного занятия составляется на основе календарно-тематического плана. 

Сначала учитель определяет задачи урока, изучает материал по теме, а затем  разрабатывает план-конспект занятия. Желательно, чтобы он был как можно более подробным.  Полезно записать сценарий урока, включающий вопросы педагога и предполагаемые ответы учеников, задания и правильные ответы на них. 

Каждое занятие требует достаточно серьезной подготовки. Сейчас существуют целые сборники с подробными  разработками  уроков. Безусловно, эти издания являются хорошим подспорьем для педагога, особенно начинающего. Но даже применение такой литературы не исключает тщательной подготовки. Это и изменение отдельных заданий с учетом особенностей своих учеников, и мысленное проигрывание будущего урока с прогнозированием возможных ситуаций.

Важно спланировать композицию урока таким образом, чтобы каждый ребенок мог активно включиться в работу,  на протяжении занятия сменяя разные виды  деятельности. Необходимо, чтобы материал урока быть занимательным для ребят, поддерживал их интерес с теме занятия и учебной дисциплине в целом.

Оборудование  урока должно включать красочный иллюстративный материал,  схемы и (или) таблицы, позволяющие лучше запоминать информацию. С этой целью можно применять  также информационные технологии (показ отдельных слайдов или презентации).

Ниже рассмотрим пример плана-конспекта занятия по русскому языку.

Пример плана-конспекта урока

Рассмотрим план-конспект урока для 5 класса по теме «Правописание корня -лаг-/-лож- ».

Цель урокаосвоение правила чередования гласных в корне -лаг-/-лож- .

Задачи:

  • знакомство с  правилом чередования гласных в корне -лаг-/-лож- ;
  • развитие умения использовать данную орфограмму на практике;
  • формирование навыков правильного произношения; 
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие связной речи.

Оборудование:

  • таблица или схема «Правописание корня -лаг-/-лож- »;
  • разноцветные маркеры.


ХОД УРОКА

I. Вводная часть

1. Приветствие

2. Настрой учащихся на занятие, введение в тему 

Преподаватель кладет книгу на стол.

– Ребята, что я сейчас сделал(а)? (Вы положили учебник на стол.)

Верно. А кто из вас знает, как пишутся слова положил, положила, положить? Какая гласная буква употребляется в корне -лож- : а или о? 

(Педагог записывает на доске данные слова, намеренно пропуская гласную в корне.

Дети по очереди высказываются,  затем учитель  вписывает в слова нужную букву, подчеркивая ее, и выделяет в них корень. Школьники  делают это в тетрадях.

Далее к доске выходит один из ребят и под диктовку учителя пишет следующие слова: предлагать, полагать и располагать. Затем преподаватель просит ученика выделить в каждом из слов корень и подчеркнуть нужную букву.)

Для лучшего запоминания писать слова, подчеркивать чередующуюся гласную  и выделять корень следует маркерами разных цветов.

3. Формулировка темы

– Ребята, как вы уже, наверное,  догадались тема нашего сегодняшнего урока: «Правописание корня -лаг-/-лож-».

II. Основная часть

1. Поиск существующих закономерностей, развитие умения делать выводы

По просьбе педагога ребята изучают записи на доске, выявляя закономерность написания а – о в корне -лаг-/-лож-.

Дети приходят к выводу: в корне -лаг-/-лож- перед г пишется а, перед ж пишется о.

2. Работа с книгой

Учитель предлагает детям  найти и прочитать   правило в учебнике.

На доске появляется соответствующая схема (таблица).

3. Развитие умения применять новое правило на практике

Преподаватель рисует таблицу, состоящую из двух колонок, а  затем вместе с ребятами заполняет ее. 

-лаг-

-лож-

полагать

предлагать

предполагать

положить

проложить

предложить и т.д.

(Педагог обращает внимание детей на слово-исключение полог.)

– Может быть, вы обнаружили еще одну закономерность в написании о – а в корне -лаг-/-лож?

(При возникновении у ребят трудностей учитель им помогает.) 

Вывод: если за корнем стоит буква а, то в корне тоже надо писать а.

4. Закрепление изученного материала

Учитель записывает глаголы и предлагает детям самостоятельно образовать от них существительные. Дети  записывают пары слов в тетрадь.

излагать – …

предлагать – …

предполагать – …

прилагать – …

располагать – …

слагать – …

(Проверка выполненных работ.)

5. Орфоэпия

– Ребята, запомните: корень -лаг-/-лож- без приставки не употребляется.. (Учитель обращает внимание на приставку в уже написанных словах.) Поэтому нельзя говорить ложить, ложу, ложит, ложим.  Следует говорить: Я кладу журнал на стол, он кладет пенал в сумку, мы кладём учебники на парты. 

6. Закрепление нового материала

Диктант

Высказывать предположение, обсудить положение, располагаться на отдых, предлагать маршрут, разложить вещи, располагать свободным временем, имя прилагательное,  возлагать надежды, предлагать чаю, разобрать предложение, литературное приложение, слагаемые успеха, легкий полог. 

(Все вместе выполняют проверку. При необходимости проводится работа над ошибками.)

Составление словосочетаний, предложений

Дети придумывают и по очереди озвучивают словосочетания и предложения со словами, имеющими корень -лаг-/-лож-. 

III.  Заключительная часть

Ребята устно формулируют изученное правило. Педагог задает им вопросы относительно написания отдельных слов. 

Школьники получают оценки и записывают домашнее задание.

Учитель прощается с классом до следующего урока.

Методическая литература

Для успешной подготовки к занятиям преподаватель должен изучать соответствующую литературу. 

Опытному педагогу  подготовиться к уроку гораздо проще. Но даже наличие собственной методической копилки не должно исключать стремления осваивать новые для себя способы подачи материала.

Сегодня существует довольно богатый выбор справочной, учебной и методической литературы по каждой школьной дисциплине. 

Познакомиться с такими книгами или приобрести их можно не только в библиотеке, книжном магазине или интернете, но и на различных мероприятиях для преподавателей. Например,  каждую осень  в Москве проходит установочно-методический фестиваль «Учительская книга». Здесь всегда бывают представлены новые книги  различных издательств, написанные ведущими педагогами из разных регионов нашей страны. 

Практически по всем школьным предметам существуют методические журналы, где педагоги делятся опытом, публикуют планы-конспекты своих занятий. Эти журналы выпускаются как в традиционной бумажной, так и в электронной форме. 

Личный опыт подтверждает, что использование электронных версий подобных изданий имеет ряд преимуществ. Во-первых,  доставка в электронном виде осуществляется намного быстрее, чем традиционной почтой. Во-вторых, такой журнал очень удобно распечатывать (как целиком, так и отдельные его страницы). В-третьих, работа с материалом в электронной форме позволяет копировать его фрагменты в свои документы, создавая таким образом новый методический материал. Например, в журнале для преподавателя английского языка предлагаются упражнения и тесты, которые можно переносить в отдельные файлы, а затем распечатывать в виде карточек и раздавать ученикам.

Тщательно продуманные и грамотно составленные планы позволяют педагогу интересно проводить занятия, а ученикам успешно осваивать новый материал. 

Читайте также
Комментарии (0)