Геймификация: как подготовить урок-игру

2019-07-17T11:59:00.000Z
19 0

Само понятие «геймификация» в первую очередь ассоциируется с компьютерными играми и обучением на их основе. Однако геймификация в образовании – это элементы и технологии игры в обучении и воспитании. О том, как подготовить урок-игру, не упуская из виду образовательные задачи, какие онлайн-платформы, обучающие программы и непосредственно сами компьютерные игры могут в этом помочь, расскажем в нашей статье.

Школьное образование изначально несет в себе элементы игры: за правильно выполненное задание ученик получает награду − хорошую отметку, за ошибки в упражнениях − «штраф», отметку неудовлетворительную, переход из класса в класс можно сравнить с переходом от простого к более сложному уровню игры, а доска почета с портретами отличников напоминает топ игроков, набравших наибольшее количество баллов.

Сегодня обучение в школе воспринимается как нечто обыденное и не вызывает у детей азарта, в то время как компьютерные, ролевые и настольные игры поглощают их целиком. При этом интегрированные в урок принципы геймификации заметно повышают у детей, растущих в эпоху компьютерных игр, мотивацию к обучению и уровень включенности в изучение нового. Такие уроки развивают навыки работы в команде, облегчают усвоение сложной информации, способствуют лучшему запоминанию материала, учат использовать школьные знания в реальной жизни.

Игровыми можно сделать отдельные моменты урока, весь урок, домашнее задание. Степень использования принципов геймификации в обучении варьируется в зависимости от возможностей педагога. Высший пилотаж – когда учитель превращает целый цикл уроков по изучению раздела или даже всей годовой программы по предмету в захватывающий квест. 

Источник: @Amplify (Youtube)

Учитель географии Дэвид Хантер из Сиэтла построил игровой сюжет на основе зомби-апокалипсиса. В течение года ученики должны были прокладывать путь к спасению, чтобы основать колонию выживших. В таких условиях рельеф, климат и другие параметры были по-настоящему важны и интересны ребятам. Дети работали на компьютерах с географическими картами, пользовались комиксами и смотрели видео-ролики в Сети.  

Этапы подготовки урока-игры

Подготовка урока-игры – дело сложное и трудозатратное. Приведем несколько рекомендаций. 

Придумайте сюжет

Понаблюдайте, что занимает ребят в вашем классе: фильм, компьютерная игра, может быть, книга, которую ученики обсуждают на переменах. Подберите соответствующий актуальный игровой сюжет для изучения темы по предмету. В подборе сюжета поможет анализ трендов и предпочтений детей в целом, одногодок ваших учеников. 

С моим классом (начальная школа) после похода в кинотеатр на «Пиратов Карибского моря» мы провели игру, где каждый мог придумать себе пиратское имя и биографию. В финале игры все участники отказывались от грабежа и выбирали себе новую профессию, вынимая символические предметы из сундука с сокровищами: маску (актер), расческу (парикмахер), перо (писатель). 

Пример из учительской практики

Определите цель игры

Изучение истории Египта (урок истории), морфологических признаков человека (урок биологии) или, к примеру, освоение навыков ориентирования (урок ОБЖ) можно превратить в игру. Но если цель игры в точности совпадет с целью урока, вряд ли ученикам будет интересно. Придумайте интригующую формулировку: «Разгадать тайну Фараона», «Узнать, кто из одноклассников на самом деле инопланетянин», «Выжить на необитаемом острове». 

Раздайте роли, разделите детей на группы по задачам

В уроке-игре цель всегда носит характер миссии и является общей для всех учеников класса. Однако очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость, необходимость своего вклада в общее дело. 

Необязательно придумывать персональные роли – дети могут работать в группах над решением одной из задач миссии. Одна группа будет заниматься у интерактивной доски, другая − за компьютером, третья − с раздаточным материалом, четвертая − в приложениях в смартфонах. При этом важно подчеркнуть, что, только объединив результаты работы всех групп, можно достичь цели.

Пример разделения на группы в игровом уроке «Путешествие на Марс» (миссия – починить ракету): группы космонавтов, марсиан, ученых, специалистов-техников.

Пример из учительской практики

Обозначьте правила 

В сценарии игрового урока должна легко прослеживаться логика, причинно-следственные связи между его этапами должны быть очевидны.  Каждое новое задание − шаг на пути к цели. Понимание этого факта рождает у детей азарт и энтузиазм.

В игровой сюжет урока легко интегрируются обычные учебные задания - упражнения, задачи, лабораторные опыты по физике, химии, биологии. Главное − придать им значимость, умело вписать в контекст. Хорошо, если они будут чередоваться с заданиями, которые крайне редко или вообще не используются в школьном обучении: шарадами, анаграммами, юмористическими задачками на логику и креативность.

Важно помнить, что примитивные или, наоборот, слишком сложные для учеников правила игры одинаково быстро снижают мотивацию детей в ней участвовать.

Продумайте систему поощрений и мотивации

Ученики должны видеть результаты на каждом из отрезков урока-игры. За выполнение задания можно выдавать артефакт или супер-силу, которые понадобятся на следующем этапе. 

В одной из игр мы собирали кусочки пазла, где картинка была ключом к отгадке. 

Пример из учительской практики

Включайте в игру современные технологии

Интерактивные доски, ноутбуки, планшеты и, конечно же, смартфоны отлично впишутся в игровой сюжет. Дети будут приятно удивлены, что им не говорят: «Уберите ваши гаджеты!», а просят ими пользоваться.

Частые ошибки  

Иногда кажется, сценарий хорошо продуман и все нюансы учтены. Но вот игра начинается, а дети воспринимают ее как обыкновенный урок, не испытывают никакого азарта, ссорятся и конфликтуют. Итог − воспитательные и образовательные цели не достигнуты. Почему так происходит? Рассмотрим самые частые ошибки в подготовке урока-игры.

Основной акцент делается на соревновательную часть 

Если единственная мотивация детей − победить любой ценой, вряд ли это будет создавать благоприятную атмосферу для сотрудничества и усвоения знаний. 

Переизбыток наград 

Очки, бонусы, грамоты, медали - все это очень скоро обесценится, если наград слишком много и получить их легко.

Игра в ущерб обучению

Можно так стараться заинтересовать детей и вовлечь их в игру, что образовательные цели отойдут на второй план. В итоге дети весело проведут время, но ничему не научатся.

Плохо продуманная механика игры

Если детям слишком часто приходится откатываться назад, терять бонусы, а на следующий уровень перейти невероятно сложно, то, скорее всего, интерес к игре будет быстро потерян.

Упражнения перед началом игрового урока

В мире компьютерных игр и в соцсетях у ребят, как правило, легче строится общение. Им не приходится общаться «вживую», работать в команде. Но конфликты, возникающие в процессе прохождения этапов урока-игры, – другое дело. Дети ссорятся, и успех мероприятия оказывается под угрозой. 

Приведем несколько упражнений из книги Д. Кавтарадзе «Обучение и игра», которые помогут наладить коммуникацию между ребятами. Эти упражнения можно включить и в общий игровой сценарий.

Испорченный телефон

В процессе игры участники становятся друг за другом и передают по цепочке слово, произнесенное шепотом. В конце проводится сравнение: что услышал первый, а что последний участник. Вместо слова можно передавать целое предложение.

Рисование по описанию

Ведущий описывает известный всем предмет, используя слова: «прямая», «закругление», «влево», «вправо», «вверх», «вниз», «точка», «прерывистая линия», а команда должна этот предмет нарисовать.

Кто я?

Известная игра с приклеиванием на лоб листочков со словами. Разбившись по парам, участники задают друг-другу косвенные вопросы, по которым нужно определить, за кого их принимают. На листочках можно написать имена известных людей или литературных персонажей, названия животных и растений – все зависит от того, по какому предмету проводится урок-игра.

Приложения, игры и программы-помощники 

Множество приложений можно использовать для обучения. Портативная лаборатория Chemist отлично подойдет под игровой сюжет на уроке химии в средней школе. EarthViewer может стать отличным помощником на уроках географии и истории в 9-11-х классах. Уроки искусства можно разнообразить работой с программами, в которых дети учатся писать музыку и рисуют. Ролики Just dance на Youtube, где надо повторять танцевальные движения, послужат хорошей физкультминуткой. множество игр, помогающих изучить буквы, письмо, цифры и счет, разработаны и доступны в Сети для уроков в начальных классах. 

Органично вписываются в образовательный процесс компьютерные игры в жанре стратегий. Игры серии Civilization уже используется учителями истории как интерактивный способ познакомить детей с культурой Древнего мира. А популярный у школьников симулятор The Sims помогает изучить быт Средневековья, психологию поведения людей, их эмоций, семейные ценности.

Исследователь геймификации Джордан Шапиро в своей книге The new childhood рассказывает, что такие платформы, как Gamestar Mechanic и Scratch могут быть использованы на уроках математики, ИЗО и литературы. Чтобы создать свою игру, учащимся нужно мыслить логически, делать расчеты, продумывать дизайн и легенду игрового мира.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-07-17T11:59:00.000Z
19 0

Геймификация: как подготовить урок-игру


Мария Ковалева
Подписаться
Само понятие «геймификация» в первую очередь ассоциируется с компьютерными играми и обучением на их основе. Однако геймификация в образовании – это элементы и технологии игры в обучении и воспитании. О том, как подготовить урок-игру, не упуская из виду образовательные задачи, какие онлайн-платформы, обучающие программы и непосредственно сами компьютерные игры могут в этом помочь, расскажем в нашей статье.

Школьное образование изначально несет в себе элементы игры: за правильно выполненное задание ученик получает награду − хорошую отметку, за ошибки в упражнениях − «штраф», отметку неудовлетворительную, переход из класса в класс можно сравнить с переходом от простого к более сложному уровню игры, а доска почета с портретами отличников напоминает топ игроков, набравших наибольшее количество баллов.

Сегодня обучение в школе воспринимается как нечто обыденное и не вызывает у детей азарта, в то время как компьютерные, ролевые и настольные игры поглощают их целиком. При этом интегрированные в урок принципы геймификации заметно повышают у детей, растущих в эпоху компьютерных игр, мотивацию к обучению и уровень включенности в изучение нового. Такие уроки развивают навыки работы в команде, облегчают усвоение сложной информации, способствуют лучшему запоминанию материала, учат использовать школьные знания в реальной жизни.

Игровыми можно сделать отдельные моменты урока, весь урок, домашнее задание. Степень использования принципов геймификации в обучении варьируется в зависимости от возможностей педагога. Высший пилотаж – когда учитель превращает целый цикл уроков по изучению раздела или даже всей годовой программы по предмету в захватывающий квест. 

Источник: @Amplify (Youtube)

Учитель географии Дэвид Хантер из Сиэтла построил игровой сюжет на основе зомби-апокалипсиса. В течение года ученики должны были прокладывать путь к спасению, чтобы основать колонию выживших. В таких условиях рельеф, климат и другие параметры были по-настоящему важны и интересны ребятам. Дети работали на компьютерах с географическими картами, пользовались комиксами и смотрели видео-ролики в Сети.  

Этапы подготовки урока-игры

Подготовка урока-игры – дело сложное и трудозатратное. Приведем несколько рекомендаций. 

Придумайте сюжет

Понаблюдайте, что занимает ребят в вашем классе: фильм, компьютерная игра, может быть, книга, которую ученики обсуждают на переменах. Подберите соответствующий актуальный игровой сюжет для изучения темы по предмету. В подборе сюжета поможет анализ трендов и предпочтений детей в целом, одногодок ваших учеников. 

С моим классом (начальная школа) после похода в кинотеатр на «Пиратов Карибского моря» мы провели игру, где каждый мог придумать себе пиратское имя и биографию. В финале игры все участники отказывались от грабежа и выбирали себе новую профессию, вынимая символические предметы из сундука с сокровищами: маску (актер), расческу (парикмахер), перо (писатель). 

Пример из учительской практики

Определите цель игры

Изучение истории Египта (урок истории), морфологических признаков человека (урок биологии) или, к примеру, освоение навыков ориентирования (урок ОБЖ) можно превратить в игру. Но если цель игры в точности совпадет с целью урока, вряд ли ученикам будет интересно. Придумайте интригующую формулировку: «Разгадать тайну Фараона», «Узнать, кто из одноклассников на самом деле инопланетянин», «Выжить на необитаемом острове». 

Раздайте роли, разделите детей на группы по задачам

В уроке-игре цель всегда носит характер миссии и является общей для всех учеников класса. Однако очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость, необходимость своего вклада в общее дело. 

Необязательно придумывать персональные роли – дети могут работать в группах над решением одной из задач миссии. Одна группа будет заниматься у интерактивной доски, другая − за компьютером, третья − с раздаточным материалом, четвертая − в приложениях в смартфонах. При этом важно подчеркнуть, что, только объединив результаты работы всех групп, можно достичь цели.

Пример разделения на группы в игровом уроке «Путешествие на Марс» (миссия – починить ракету): группы космонавтов, марсиан, ученых, специалистов-техников.

Пример из учительской практики

Обозначьте правила 

В сценарии игрового урока должна легко прослеживаться логика, причинно-следственные связи между его этапами должны быть очевидны.  Каждое новое задание − шаг на пути к цели. Понимание этого факта рождает у детей азарт и энтузиазм.

В игровой сюжет урока легко интегрируются обычные учебные задания - упражнения, задачи, лабораторные опыты по физике, химии, биологии. Главное − придать им значимость, умело вписать в контекст. Хорошо, если они будут чередоваться с заданиями, которые крайне редко или вообще не используются в школьном обучении: шарадами, анаграммами, юмористическими задачками на логику и креативность.

Важно помнить, что примитивные или, наоборот, слишком сложные для учеников правила игры одинаково быстро снижают мотивацию детей в ней участвовать.

Продумайте систему поощрений и мотивации

Ученики должны видеть результаты на каждом из отрезков урока-игры. За выполнение задания можно выдавать артефакт или супер-силу, которые понадобятся на следующем этапе. 

В одной из игр мы собирали кусочки пазла, где картинка была ключом к отгадке. 

Пример из учительской практики

Включайте в игру современные технологии

Интерактивные доски, ноутбуки, планшеты и, конечно же, смартфоны отлично впишутся в игровой сюжет. Дети будут приятно удивлены, что им не говорят: «Уберите ваши гаджеты!», а просят ими пользоваться.

Частые ошибки  

Иногда кажется, сценарий хорошо продуман и все нюансы учтены. Но вот игра начинается, а дети воспринимают ее как обыкновенный урок, не испытывают никакого азарта, ссорятся и конфликтуют. Итог − воспитательные и образовательные цели не достигнуты. Почему так происходит? Рассмотрим самые частые ошибки в подготовке урока-игры.

Основной акцент делается на соревновательную часть 

Если единственная мотивация детей − победить любой ценой, вряд ли это будет создавать благоприятную атмосферу для сотрудничества и усвоения знаний. 

Переизбыток наград 

Очки, бонусы, грамоты, медали - все это очень скоро обесценится, если наград слишком много и получить их легко.

Игра в ущерб обучению

Можно так стараться заинтересовать детей и вовлечь их в игру, что образовательные цели отойдут на второй план. В итоге дети весело проведут время, но ничему не научатся.

Плохо продуманная механика игры

Если детям слишком часто приходится откатываться назад, терять бонусы, а на следующий уровень перейти невероятно сложно, то, скорее всего, интерес к игре будет быстро потерян.

Упражнения перед началом игрового урока

В мире компьютерных игр и в соцсетях у ребят, как правило, легче строится общение. Им не приходится общаться «вживую», работать в команде. Но конфликты, возникающие в процессе прохождения этапов урока-игры, – другое дело. Дети ссорятся, и успех мероприятия оказывается под угрозой. 

Приведем несколько упражнений из книги Д. Кавтарадзе «Обучение и игра», которые помогут наладить коммуникацию между ребятами. Эти упражнения можно включить и в общий игровой сценарий.

Испорченный телефон

В процессе игры участники становятся друг за другом и передают по цепочке слово, произнесенное шепотом. В конце проводится сравнение: что услышал первый, а что последний участник. Вместо слова можно передавать целое предложение.

Рисование по описанию

Ведущий описывает известный всем предмет, используя слова: «прямая», «закругление», «влево», «вправо», «вверх», «вниз», «точка», «прерывистая линия», а команда должна этот предмет нарисовать.

Кто я?

Известная игра с приклеиванием на лоб листочков со словами. Разбившись по парам, участники задают друг-другу косвенные вопросы, по которым нужно определить, за кого их принимают. На листочках можно написать имена известных людей или литературных персонажей, названия животных и растений – все зависит от того, по какому предмету проводится урок-игра.

Приложения, игры и программы-помощники 

Множество приложений можно использовать для обучения. Портативная лаборатория Chemist отлично подойдет под игровой сюжет на уроке химии в средней школе. EarthViewer может стать отличным помощником на уроках географии и истории в 9-11-х классах. Уроки искусства можно разнообразить работой с программами, в которых дети учатся писать музыку и рисуют. Ролики Just dance на Youtube, где надо повторять танцевальные движения, послужат хорошей физкультминуткой. множество игр, помогающих изучить буквы, письмо, цифры и счет, разработаны и доступны в Сети для уроков в начальных классах. 

Органично вписываются в образовательный процесс компьютерные игры в жанре стратегий. Игры серии Civilization уже используется учителями истории как интерактивный способ познакомить детей с культурой Древнего мира. А популярный у школьников симулятор The Sims помогает изучить быт Средневековья, психологию поведения людей, их эмоций, семейные ценности.

Исследователь геймификации Джордан Шапиро в своей книге The new childhood рассказывает, что такие платформы, как Gamestar Mechanic и Scratch могут быть использованы на уроках математики, ИЗО и литературы. Чтобы создать свою игру, учащимся нужно мыслить логически, делать расчеты, продумывать дизайн и легенду игрового мира.

Читайте также
Комментарии (0)