«Физкультура про другое», или Как вдохновить самых ленивых



На конференции «Тенденции развития образования – 2020», проходившей в Московской высшей школе социальных и экономических наук в середине февраля, собрались лучшие из лучших со всех уголков планеты, чтобы поделиться своим опытом и новациями в преподавании, оценке и реформировании образования, налаживании диалога между взрослыми и детьми. К сожалению, место и роль физкультуры в современном образовании зачастую недооценивается – и незаслуженно! Один из самых ярких и интересных докладов был представлен учителем именно этого предмета из Новой школы, Сергеем Кирилловичем Злобиным. Его рассказ настолько увлек нашего корреспондента Алену Юрченко, что она отправилась в школу пообщаться с педагогом лично, чтобы узнать, как ему удается мотивировать нашу юную смену, включая вчерашних ярых противников физкультуры. В чем заключается секрет успеха его методики преподавания, рассказываем в нашей статье.

Фото из личного архива Сергея Злобина

Сергей Кириллович, что повлияло на формирование вашего представления о преподавании физкультуры?

Я с детства увлекаюсь футболом, он очень повлиял на мое представление о физкультуре, и сейчас, проработав тренером больше пяти лет, какие-то вещи из методики преподавания использую в школе. Вообще у нас в школе достаточно сильная синергия знаний из спорта и педагогики, в том числе за счет нее удалось найти свой подход к физкультурному образованию. 

C 1-го по 4-й классы дети занимаются физкультурой классического толка, направленной на развитие таких ключевых физических качеств, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость. Есть вещи, которым мы должны детей научить, вещи, которые должны поправить, поэтому во многом это  первичный смысловой компонент предмета. Вместе с тем много внимания уделяем так называемым soft skills – рефлексии, навыкам коммуникации и работы в команде. 

Большой спортивный зал. Фото из архива Новой школы

Есть отдельная программа Школы диалога с препятствием – очень проработанный подход Сергея Реутского, автора книги «Физкультура про другое», у которого мне повезло многому научиться. Например, так называемая 3D-физкультура – многофункциональный комплекс, позволяющий детям развивать не только физические, но и личностные качества, навыки нестандартного и творческого мышления, социальные, вербальные. 

В основной и средней школе дети могут ходить на курсы физкультуры трех направлений – Game, Power и Fun. Это, соответственно, игровые виды спорта, виды, ориентированные на физическое саморазвитие, и экспериментальные − дартс, подвижные игры и бадминтон. В течение года ребенок шесть раз выбирает одно из трех, и мы требуем, чтобы за год он попробовал себя в каждом из них. 

Зал дзюдо.Фото из архива Новой школы

Зал гимнастики. Фото из архива Новой школы

Каждый курс из 5-6 недель ориентирован на участие в соревновании, освоение навыка или любой другой явный результат. По итогам курса ученик получает оценку, при этом критерии известны заранее – дети понимают, чего от них ждут и над чем мы работаем. Оценка состоит из двух частей: критериальной (какие навыки освоил ребенок) и сущностной (стандартной). 

Очень важно отметить, что происходит параллельно два процесса – дети сами оценивают результаты и получают оценку педагогов. Затем показатели сверяются, обычно они совпадают, но если нет, разбираемся почему. Практически всегда в систему оценивания заложены не только физкультурные, но и метапредметные навыки, связанные с soft skills. 

К концу года ребенок приобретает множество навыков, пробует себя в различных видах спорта и везде приходит к какому-то осязаемому результату. В итоге он расширяет кругозор и может выбрать, какими видами спорта заниматься в дальнейшем интенсивно или даже профессионально.

Любят ли современные дети физкультуру? Как мотивировать тех, кто ходит на ваши уроки без желания? 

В целом ребята ходят с удовольствием. Идеальных решений при работе с мотивацией нет, но есть три принципа, по которым мы проверяем сами себя, планируя уроки. Во-первых, важно, чтобы ребенок по возможности выбирал то, чем он занимается. Не важно, касается это курса, зала или сложности конкретного упражнения. 

Еще один момент, который мы отслеживаем, – насколько невозможной кажется ученику задача, которую он видит перед собой. Это не значит, что мы не ставим трудных задач или исходим только из эмоционального комфорта ребенка, но планка трудности задания всегда требует тонкой настройки. 

Стена препятствий. Фото Алены Юрченко

Также для нас важно, чтобы ребенок ощущал себя частью какой-либо группы, а при планировании мы используем понятие линий усложнения. Чем бы мы ни занимались, на занятии никогда не будет ситуации, когда кто-то из детей не может сделать то, что могут все остальные. 

Такой комплексный подход позволяет увлекать большое количество ребят. Конечно, как и в любой школе, у нас есть ученики, которым сложно найти мотивацию регулярно появляться на уроках, но с каждой такой ситуацией мы работаем отдельно.

Многие дети сейчас ходят в секции, фитнес-клубы. Может, этого достаточно? Не стоит ли для них отменить физкультуру? 

Не стоит. Это один из самых важных предметов для развития гармоничной личности в школе. Физкультура не то же самое, что спорт, и заменить ее спортивной секцией довольно сложно. У нас в школе есть такая практика, когда ребенок, посещающий ДЮСШ с 4-5-дневным тренировочным циклом, может пропускать уроки, но это в большей степени связано с его здоровьем и грамотным распределением нагрузок. 

Физкультура – это школьный предмет, который очень многое может дать ребенку, начиная со спортивного кругозора и эрудиции, заканчивая большим набором метапредметных компетенций, soft skills. Это предмет, который имеет очень большой потенциал с точки зрения развития навыков коммуникации, эмоционального интеллекта. 

Многое зависит от того, как конкретный учитель относится к своей работе, обеспечен ли он хотя бы минимальными условиями, чтобы проводить содержательные уроки, есть ли у него время на планирование, есть ли адекватная материально-техническая база и насколько редко ему приходится проводить уроки 50 и более детей в одиночку. Если все это действительно совпадает в одном месте – база, условия работы, мотивация и профессионализм, тогда это очень важный̆ и сильный предмет. И мы очень хотим сделать так, чтобы в ближайшие 10 лет вся российская физкультура стала такой.

Каких результатов достигли вы и ваши учащиеся за годы действия новаторской̆ методики?

Пока рано говорить о серьезных результатах, мы лишь на завершающей стадии проектирования модели нового преподавания физкультуры. Конечно, есть показательные кейсы – в первую очередь это истории детей, которые до Новой школы не ходили на физкультуру и заново открыли ее для себя у нас. Дети реже прогуливают: во-первых, у них повышается мотивация за счет возможности выбирать занятия и участвовать в планировании учебного процесса. Во-вторых, подростковый период – время сложное, важно, чтобы рядом с ребенком был взрослый. Такой взрослый, который не транслирует готовые решения, а помогает научиться задавать вопросы и отвечать на них.

В нашей школе разобраться в себе ученикам помогают тьюторы – специалисты, которые развивают в детях осознанный подход к обучению и развитию, субъектную позицию по отношению к жизни, умение анализировать, рефлексировать свои состояния, делать выбор и нести за него ответственность. 

Информационный стенд рядом с тьюторской. Фото Алены Юрченко

Важный результат – опыт осмысления своей работы с точки зрения проектирования, оценивания, коммуникации с детьми. Этим опытом мы готовы делиться, уже в апреле в Москве пройдет «Школа физруков», которую мы делаем вместе с Nike и #tagsport.

Откуда вы черпаете идеи? 

Изначально перед нами стояла задача свежим взглядом посмотреть на школьную физкультуру. Мы довольно много времени потратили на изучение современного образования, на то, какие подходы и практики в нем существуют. Много идей позаимствовали в футбольной академии #tagsport – там мы начинали, там ребята до сих пор делают похожие вещи, но с футболом. 

Часть идей берем из модели Liberal arts и условного западного образования – мы ориентированы в большей степени на практику, чем на теорию. Это в первую очередь относится к подходам к личностному и метапредметному развитию учеников, к инструментам, которые позволяют с этим работать. 

Мы сами не называем свой подход новаторским, это скорее попытка переосмыслить место и роль физкультуры в школе и спроектировать новые подходы к ее преподаванию. Как, например, в финском или скандинавском образовании, мы уделяем большое внимание авторской позиции ребенка: ученик может самостоятельно составлять план урока, затем он согласовывается с преподавателем. 

Регулярно проводится анкетирование: в целом дети довольны, но мы ориентируемся на «одинокие голоса неудовлетворенных» – именно они указывают на те места, которые нуждаются в доработке. Сильно вложились в оценивание, начиная со смысла оценки как таковой, заканчивая конкретными практиками критериального оценивания. Вообще, представление об оценке как инструменте обратной связи достаточно революционно для российской школы. 

Наша школа – самая мощная и одновременно доступная для нас экспертиза. В ней очень много живого, много возможностей научиться чему-то актуальному и новому в педагогике. Без этой поддержки у нас бы вряд ли что-нибудь получилось. 

Одна из стен холла Новой школы. Коллективное творчество учеников. Фото Алены Юрченко.

Расскажите, пожалуйста, насколько глубоко ваши уроки затрагивает процесс цифровизации?

Что ввести в поисковой строке, чтобы найти то, что тебе нужно, как в целом работать с источниками информации – практика показывает, что такие вещи не входят в комплект вместе с гаджетом, это навыки, которым нужно учить отдельно. И так сложилось, что наш предмет для этого иногда очень хорошо подходит. Цифровизация не является ключевым фокусом нашей работы, но современный мир так устроен, что, если ты хочешь, чтобы твои уроки оставались актуальными, нужно найти в них место интернету и гаджетам. У нас есть уроки, инструкции к которым выложены в социальных сетях, например, курс из 6 занятий Instagram power (курс силовых тренировок). 

Как реагируют на ваши инновации дети? Какую обратную связь вы получаете от учащихся?

Дети довольны. Им есть из чего выбирать, практически каждый в течение года проходит через свою историю успеха – у кого-то это может быть курс фитнеса, у кого-то – тактики футбола. При этом у нас нет задачи понравиться всем детям. Не потому что это невозможно, а потому что это в целом не очень амбициозная задача – ее можно решать, не погружаясь в содержание того образования, которое ты даешь ребенку. Для нас важно, что дети учатся продуктивно работать в команде и быть внимательными друг к другу, учатся оценивать себя, ставить цели и достигать их, развивают метапредметные компетенции, не теряя при этом присущие возрасту задор и веселье. 

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)