Дискалькулия в классе: что делать?

2019-06-17T14:36:09.411Z
13 3

Дискалькулия, или математическая дислексия, наравне с дислексией и дисграфией является расстройством обучаемости. При этом дискалькулии уделяют меньше внимания, чем дислексии, и найти специалиста, который сможет провести грамотную коррекцию подобного расстройства, непросто. 

Что такое дискалькулия?

Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики, обусловленная недостаточной активностью определенных участков головного мозга.

Может показаться, что дискалькулия — проблема менее серьезная, чем дислексия: трудности с чтением негативно отразятся на изучении любого школьного предмета, в то время как проблемы со счетом дадут о себе знать лишь во время занятий математикой или физикой. Однако к таким заключениям можно прийти лишь при весьма узком понимании дискалькулии.

Многолетнее изучение работы мозга у пациентов с таким нарушением помогло выявить недостаток нейронных связей в теменной доле, который отражается не только на способности считать, но и ведет к другим фундаментальным проблемам, влияющим на обучаемость. Люди с дискалькулией с трудом фокусируют внимание на одном объекте, испытывают сложности с распределением внимания при работе над несколькими задачами, обладают плохой краткосрочной памятью, плохо запоминают имена и даты, с трудом ориентируются во времени и планируют собственное расписание. При этом дискалькулики могут демонстрировать выдающиеся творческие способности и преуспевать в гуманитарных науках. 

Дискалькулия может быть самостоятельным расстройством, а может быть побочным, то есть может проявляться на фоне другого расстройства (например, дислексии); бывает как врожденной, так и возникшей из-за травмы.

Признаки и типы дискалькулии

Дискалькулия у разных людей может проявляться по-разному и в разной степени. Нельзя говорить о какой-то «стандартной» дискалькулии со «стандартными симптомами». Выделяют 5 типов этого расстройства:

  • Графическая  разновидность дискалькулии, которая заключается в том, что страдающий расстройством ребенок с трудом проводит параллели между математическим символом и его значением, испытывает затруднения при записи и прочтении чисел и математических знаков. Обнаружить у ребенка признаки этой дискалькулии может учитель начальных классов в процессе обучения арифметическому письму.
  • Лексическая − при этом виде расстройства ребенок не может правильно прочитывать используемые в математике символы. Минусы он путает с плюсами, тройки называет пятерками и т. д.
  • Практогностическая − выражается трудностями при подсчете предметов. Если на столе лежит, скажем, четыре яблока, ребенку с практогностической дискалькулией не удастся с ходу сказать, сколько перед ним яблок, на последовательный подсчет придется потратить время и силы.
  • Вербальная − ученики с вербальной дискалькулией испытывают затруднения с восприятием произнесенных вслух математических символов, терминов и т. д.
  • Операциональная − это неспособность выполнять различные математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление и пр. При этом часто ребенок с этим типом дискалькулии может оперировать цифрами в пределах десятка − трудности возникают при решении задач с более крупными числами.

Чем раньше обнаруживается дискалькулия, тем легче она корректируется. Определить наличие расстройства у ребенка можно в начальных классах школы при обучении письму и основам счета. 

Приведем основные признаки дискалькулии:

  1. Трудности и частые ошибки в написании цифр.
  2. Ошибки при последовательном счете от 1 до 20.
  3. Трудности при определении величин «больше» и «меньше», неразличение математических знаков, геометрических фигур.
  4. Невозможность с ходу сосчитать небольшое количество предметов, которые находятся в поле зрения.
  5. Ошибки в назывании цифр: ребенок может назвать, например пятерку восьмеркой.
  6. Невозможность правильно определять время, пользоваться часами, ориентироваться во времени, из-за чего частыми становятся опоздания и превышение времени на выполнение заданий.

Любой из этих признаков может свидетельствовать о наличии дискалькулии, подтвердить которую поможет дефектолог. Коррекцией математической дислексии занимаются логопеды-дефектологи, психологи, неврологи.

Что делать, если дискалькулия подтвердилась?

Обнаружение дискалькулии — новость не из приятных. И все же мировой опыт показывает, что с этим расстройством можно успешно обучаться школьным дисциплинам, в том числе математике. Важно, чтобы ребенок как можно раньше начал заниматься с логопедом и неврологом по индивидуальному плану, который будет зависеть от того, какой тип дискалькулии обнаружен.

В школе ребенку с дискалькулией очень важна чуткость и поддержка учителя. 

Вот несколько рекомендаций, которые помогут педагогу сделать уроки для ученика с математической дислексией более комфортными.

Позволяйте пользоваться вспомогательными материалами и инструментами

Разрешайте детям совершать подсчеты с помощью калькулятора, заглядывать в таблицы-подсказки, акцентируйте внимание на том, что важно понимать смысл изучаемого, а не зазубривать материал (зубрежка не под силу детям с расстройством счета).

Придерживайтесь постоянной структуры уроков

Дискалькуликам сложно ориентироваться во времени и пользоваться часами. У этого непонимания времени могут быть самые негативные последствия: ребенок постоянно опаздывает, не справляется с задачами в срок, испытывает тревогу. Регламентированная структура урока помогает ему легче ориентироваться во времени. Допустим, четверть вашего урока всегда будет отводиться на проверку домашнего задания, другая четверть — на изучение теоретического материала, третья — на практику, а четвертая — на повторение материала. В этом случае ученик с дискалькулией постепенно начнет чувствовать время лучше.

Обращайтесь к творческим практикам

Дискалькуликам сложно найти общий язык с цифрами, символами, различными знаковыми системами, при этом они могут мыслить образно. Старайтесь почаще обращаться к иллюстративному материалу, разбавляйте уроки творческими практиками (лепкой, рисованием, конструированием), которые развивают мелкую моторику (а это, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на формирование соответствующих нейронных связей) и снимают стресс, без которого редко обходится учебный процесс.

Продумайте систему оценивания работ

Оценивая работу ученика с дискалькулией, не принимайте во внимание ошибки в подсчете — это лишь снизит мотивацию ребенка. По возможности, старайтесь избегать категоричного оценивания. Проверяйте тетради, используя разные цвета: подчеркивайте те места, в которых ученик демонстрирует правильное или неординарное мышление. Вы увидите, что при таком подходе ваши ученики, даже самые проблемные, удивят и порадуют успехами. Главное — не переставать в них верить.

Комбинируйте методы обучения

Сочетайте разные способы объяснения материала, комбинируйте аудио- и видеопрезентации с живыми экскурсиями, лабораторные работы в парах с самостоятельным изучением материала. Вы никогда не сможете узнать заранее, какой конкретный метод подойдет вашему ученику. У дискалькулии нет стандартных форм проявления, а значит, нет и стандартных методов справиться с ней. Любое «педагогическое ружье» может внезапно выстрелить. Главное — не переставать пробовать.

Играйте, играйте и еще раз играйте

Игра — самый эффективный способ обучения людей всех возрастов. Не забывайте проводить развивающие игры с детьми и подростками. С одной стороны, игра помогает детям снять эмоциональное напряжение, с другой — в игровую форму можно интегрировать математическую задачку, над которой придется поломать голову. Попробовать как можно быстрее сосчитать, сколько в классе девочек с именем на «А»; командой из 10 человек без слов образовать круг, треугольник или квадрат; сыграть в считалочку, произнося вслух все числа, кроме тех, которые кратны трем. 

Способов облегчить процесс обучения ребенку с дискалькулией много! Главное — не переставать искать.

Читайте также
Комментарии (3)
2019-06-17T14:36:09.411Z
13 3

Дискалькулия в классе: что делать?


Мария Хмара
Подписаться

Дискалькулия, или математическая дислексия, наравне с дислексией и дисграфией является расстройством обучаемости. При этом дискалькулии уделяют меньше внимания, чем дислексии, и найти специалиста, который сможет провести грамотную коррекцию подобного расстройства, непросто. 

Что такое дискалькулия?

Дискалькулия — неспособность к изучению арифметики, обусловленная недостаточной активностью определенных участков головного мозга.

Может показаться, что дискалькулия — проблема менее серьезная, чем дислексия: трудности с чтением негативно отразятся на изучении любого школьного предмета, в то время как проблемы со счетом дадут о себе знать лишь во время занятий математикой или физикой. Однако к таким заключениям можно прийти лишь при весьма узком понимании дискалькулии.

Многолетнее изучение работы мозга у пациентов с таким нарушением помогло выявить недостаток нейронных связей в теменной доле, который отражается не только на способности считать, но и ведет к другим фундаментальным проблемам, влияющим на обучаемость. Люди с дискалькулией с трудом фокусируют внимание на одном объекте, испытывают сложности с распределением внимания при работе над несколькими задачами, обладают плохой краткосрочной памятью, плохо запоминают имена и даты, с трудом ориентируются во времени и планируют собственное расписание. При этом дискалькулики могут демонстрировать выдающиеся творческие способности и преуспевать в гуманитарных науках. 

Дискалькулия может быть самостоятельным расстройством, а может быть побочным, то есть может проявляться на фоне другого расстройства (например, дислексии); бывает как врожденной, так и возникшей из-за травмы.

Признаки и типы дискалькулии

Дискалькулия у разных людей может проявляться по-разному и в разной степени. Нельзя говорить о какой-то «стандартной» дискалькулии со «стандартными симптомами». Выделяют 5 типов этого расстройства:

  • Графическая  разновидность дискалькулии, которая заключается в том, что страдающий расстройством ребенок с трудом проводит параллели между математическим символом и его значением, испытывает затруднения при записи и прочтении чисел и математических знаков. Обнаружить у ребенка признаки этой дискалькулии может учитель начальных классов в процессе обучения арифметическому письму.
  • Лексическая − при этом виде расстройства ребенок не может правильно прочитывать используемые в математике символы. Минусы он путает с плюсами, тройки называет пятерками и т. д.
  • Практогностическая − выражается трудностями при подсчете предметов. Если на столе лежит, скажем, четыре яблока, ребенку с практогностической дискалькулией не удастся с ходу сказать, сколько перед ним яблок, на последовательный подсчет придется потратить время и силы.
  • Вербальная − ученики с вербальной дискалькулией испытывают затруднения с восприятием произнесенных вслух математических символов, терминов и т. д.
  • Операциональная − это неспособность выполнять различные математические действия: сложение, вычитание, умножение, деление и пр. При этом часто ребенок с этим типом дискалькулии может оперировать цифрами в пределах десятка − трудности возникают при решении задач с более крупными числами.

Чем раньше обнаруживается дискалькулия, тем легче она корректируется. Определить наличие расстройства у ребенка можно в начальных классах школы при обучении письму и основам счета. 

Приведем основные признаки дискалькулии:

  1. Трудности и частые ошибки в написании цифр.
  2. Ошибки при последовательном счете от 1 до 20.
  3. Трудности при определении величин «больше» и «меньше», неразличение математических знаков, геометрических фигур.
  4. Невозможность с ходу сосчитать небольшое количество предметов, которые находятся в поле зрения.
  5. Ошибки в назывании цифр: ребенок может назвать, например пятерку восьмеркой.
  6. Невозможность правильно определять время, пользоваться часами, ориентироваться во времени, из-за чего частыми становятся опоздания и превышение времени на выполнение заданий.

Любой из этих признаков может свидетельствовать о наличии дискалькулии, подтвердить которую поможет дефектолог. Коррекцией математической дислексии занимаются логопеды-дефектологи, психологи, неврологи.

Что делать, если дискалькулия подтвердилась?

Обнаружение дискалькулии — новость не из приятных. И все же мировой опыт показывает, что с этим расстройством можно успешно обучаться школьным дисциплинам, в том числе математике. Важно, чтобы ребенок как можно раньше начал заниматься с логопедом и неврологом по индивидуальному плану, который будет зависеть от того, какой тип дискалькулии обнаружен.

В школе ребенку с дискалькулией очень важна чуткость и поддержка учителя. 

Вот несколько рекомендаций, которые помогут педагогу сделать уроки для ученика с математической дислексией более комфортными.

Позволяйте пользоваться вспомогательными материалами и инструментами

Разрешайте детям совершать подсчеты с помощью калькулятора, заглядывать в таблицы-подсказки, акцентируйте внимание на том, что важно понимать смысл изучаемого, а не зазубривать материал (зубрежка не под силу детям с расстройством счета).

Придерживайтесь постоянной структуры уроков

Дискалькуликам сложно ориентироваться во времени и пользоваться часами. У этого непонимания времени могут быть самые негативные последствия: ребенок постоянно опаздывает, не справляется с задачами в срок, испытывает тревогу. Регламентированная структура урока помогает ему легче ориентироваться во времени. Допустим, четверть вашего урока всегда будет отводиться на проверку домашнего задания, другая четверть — на изучение теоретического материала, третья — на практику, а четвертая — на повторение материала. В этом случае ученик с дискалькулией постепенно начнет чувствовать время лучше.

Обращайтесь к творческим практикам

Дискалькуликам сложно найти общий язык с цифрами, символами, различными знаковыми системами, при этом они могут мыслить образно. Старайтесь почаще обращаться к иллюстративному материалу, разбавляйте уроки творческими практиками (лепкой, рисованием, конструированием), которые развивают мелкую моторику (а это, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на формирование соответствующих нейронных связей) и снимают стресс, без которого редко обходится учебный процесс.

Продумайте систему оценивания работ

Оценивая работу ученика с дискалькулией, не принимайте во внимание ошибки в подсчете — это лишь снизит мотивацию ребенка. По возможности, старайтесь избегать категоричного оценивания. Проверяйте тетради, используя разные цвета: подчеркивайте те места, в которых ученик демонстрирует правильное или неординарное мышление. Вы увидите, что при таком подходе ваши ученики, даже самые проблемные, удивят и порадуют успехами. Главное — не переставать в них верить.

Комбинируйте методы обучения

Сочетайте разные способы объяснения материала, комбинируйте аудио- и видеопрезентации с живыми экскурсиями, лабораторные работы в парах с самостоятельным изучением материала. Вы никогда не сможете узнать заранее, какой конкретный метод подойдет вашему ученику. У дискалькулии нет стандартных форм проявления, а значит, нет и стандартных методов справиться с ней. Любое «педагогическое ружье» может внезапно выстрелить. Главное — не переставать пробовать.

Играйте, играйте и еще раз играйте

Игра — самый эффективный способ обучения людей всех возрастов. Не забывайте проводить развивающие игры с детьми и подростками. С одной стороны, игра помогает детям снять эмоциональное напряжение, с другой — в игровую форму можно интегрировать математическую задачку, над которой придется поломать голову. Попробовать как можно быстрее сосчитать, сколько в классе девочек с именем на «А»; командой из 10 человек без слов образовать круг, треугольник или квадрат; сыграть в считалочку, произнося вслух все числа, кроме тех, которые кратны трем. 

Способов облегчить процесс обучения ребенку с дискалькулией много! Главное — не переставать искать.

Читайте также
Комментарии (3)