Четыре инструмента, которые сделают любой урок интереснее



Проверка домашних работ, пересказ параграфа у доски, а после – новый материал. Привычная схема, которая не всегда работает. Мы собрали четыре простых (и бесплатных) приема, которые сделают любой урок интереснее. 

Достаем листочки: скетчноутинг

Скетчноутинг – это техника ведения конспектов, когда вы не просто записываете главные мысли лектора или ключевые факты из книги, а оформляете это в графики и схемы, добавляете иллюстрации и таймлайны. Такой подход, по мнению его сторонников, помогает лучше запоминать материал, поскольку при этом подключаются сразу вербальное и визуальное мышление, работают оба полушария: одно получает и записывает информацию, другое – обрабатывает. 

Конспект, в котором присутствуют изображения, таблицы и стрелочки, позволяет увидеть цельную картину, а не кучку разрозненных фактов.

Есть много советов о том, как организовать пространство конспекта: какие схемы использовать (самая сложная структура называется «попкорн»), как отделить один смысловой блок от другого, как работать со шрифтами. Все это помогает выработать еще один важный навык – способность выделять главное, работать с информацией. 

Но лучший самоучитель по скетчноутингу – чужие конспекты. В интернете полно примеров на любую тему – от сюжета «Золушки» до хронологии Второй мировой войны. Поэтому методика быстро прижилась у учителей. Титулованный педагог из Канады, Сильвиа Дакворт, даже написала книги «Скетчноутинг для педагогов» и «Скетчноутинг: пошаговая инструкция для учителей и учеников» о том, как преподносить учебный материал в таком иллюстративном формате.

На своем сайте Сильвия Дакворт опубликовала 5 советов, которые помогут научиться скетчноутингу:

  1. Для начала нарисуйте рамку, в которой будет текст, укажите дату и место. Это поможет вам настроиться на творчество и преодолеть страх чистого листа.
  2. Не пытайтесь охватить все, достаточно перечислить 10–20 пунктов по теме.
  3. Вы можете добавить к конспекту значки, стрелки, разделители и шрифты.
  4. Не переживайте о качестве рисунков, постарайтесь просто отразить ключевые моменты в конспекте — скетчноутинг должен доставлять удовольствие!
  5. Делитесь своими конспектами: выкладывайте их в интернет, обменивайтесь с коллегами, оставляйте ученикам после занятий. 

Викторина вместо контрольной: Kahoot!

«Завтра контрольная», «достаем двойные листочки», «убираем лишнее со стола» – эти фразы пугают детей (да и взрослых, если честно, тоже). Kahoot! – платформа для создания викторин. Проверка знаний с помощью Kahoot! похожа скорее на веселую игру, чем на решающий тест. Она помогает проверить знания учеников быстрее, экономит время учителей на проверку заданий, позволяет работать и поодиночке, и в группах.

Основной недостаток сервиса заключается в том, что формат викторин не подразумевает глубоких ответов: лучше работает тот, кто отвечает быстрее, а правильный вариант можно и угадать. На самом деле Kahoot!, конечно, не единственный инструмент учителя: после каждой викторины хорошо бы проводить разбор правильных и неправильных ответов, давать обратную связь и не ставить оценки, основываясь на результатах. Но иногда платформа действительно выручает: например, если нужно проверить, что именно по теме урока усвоили школьники (некоторые стесняются признаться, что что-то не поняли), собрать честные мнения, разогреть класс.

В своем интервью Альф Инге Ван, сооснователь Kahoot!, профессор Норвежского университета естественных и технических наук, дает три совета учителям по использованию Kahoot!:

  1. Главное – планирование. Прежде чем создать опрос или викторину, изучите тему, сделайте наброски, соберите заметки, и пусть тест не будет слишком сложным.
  2. Оформление имеет значение. Изображения, гифки, видео и аудио могут оживить викторину и проиллюстрировать историю, которую вы расскажете через Kahoot!.
  3. Управляйте временем. (Сам Альф для вопросов с простым или коротким ответом дает ученикам 20 секунд, для вопросов средней сложности – 30 секунд, для сложных, таких как головоломки, – минуту.)

Обучение через игру: Classсraft

В федеральном государственном стандарте помимо предметных навыков и знаний, которыми должен владеть ученик, указаны еще метапредметные и личностные, в том числе способность к сотрудничеству, совместной работе, самоконтролю и принятию решений. Но нет единой методики, которая поможет эти качества развить. 

Создатели игры Classcraft Девин и Шон Янг в интервью отметили, что она позволяет давать школьникам баллы за выполненную работу, за проявление сочувствия и помощь друг другу при прохождении заданий и приключений.

В игре есть платная и бесплатная версии. Платная подразумевает больше инструментов для учителя (например, наблюдение и контроль за прогрессом учеников), но в бесплатной тоже много интересного. Базовые игровые приемы, позволяющие школьникам помогать друг другу (такие как защита или лечение), можно редактировать, чтобы уделять внимание определенным качествам. 

Кстати, игру можно объединять с другими образовательными инструментами – например, викторинами Kahoot!. 

На форуме Classcraft можно почитать советы учителей, которые давно используют игру в работе, в том числе и бесплатную версию (общение на английском). 

Учиться учить: Khan Academy

Вынужденный переход на дистанционное обучение обострил ряд вопросов: как не перегрузить детей уроками; как сделать так, чтобы школьники не забыли, чему учились; как вовлечь каждого ученика в образовательный процесс (честно говоря, это и офлайн не всегда получается). 

Салман Хан, создатель Академии Хана, считает, что обычный 40-минутный урок, продуманный и спланированный для офлайн-обучения, едва ли будет эффективным на дистанте. 

Здесь нужны другие методы и другой подход. И поскольку, вероятно, с удаленкой нам еще предстоит как-то жить (в некоторых регионах России школы опять перешли на дистант), учиться работать удаленно – учиться учить – точно придется.

Сегодня в Академии Хана сотни видео от преподавателей на любые темы, есть практические задания, тесты. На платформе можно зарегистрироваться как учитель, ученик или родитель и выбрать подходящий формат: следить за успехами ребенка (родитель), контролировать выполнение заданий (учитель), получать дополнительные знания по предмету (ученик и учитель). 

Платформа точно поможет педагогам на дистанте (и не только). Мы выделили два способа, как ее можно использовать:

  1. Видео и задания на платформе могут стать дополнительным материалом – в классе точно будут те, кому нужно вернуться на пару шагов назад и изучить тему заново, и те, кто опережает одноклассников и хочет углубиться в тему. Салман считает, что, не заполнив пробелы в знаниях, двигаться дальше будет сложней. Платформа позволяет каждому развиваться в своем темпе.
  2. Академия может стать для учителя основной платформой. Она позволяет создать свой план занятий, следить за прогрессом учеников и объединять их в малые группы – это точно продуктивнее конференции в Zoom на весь класс.

Авторы перечисленных методик выступят 8 - 10 декабря на глобальной конференции о технологиях в образовании EdCrunch On Demand, которую организуют НИТУ «МИСиС» и Университет 20.35. Тема этого года: «Образовательный опыт нового времени: что работает в технологиях?»

Впервые EdCrunch пройдет в смешанном формате: два дня онлайн на интерактивной платформе, третий день – онлайн и очно. В условиях пандемии организаторы хотят показать на своем примере, как эффективно перейти из офлайна в онлайн, и дать участникам образовательный опыт по другую сторону экрана. Весь контент и профили останутся на платформе после конференции и будут доступны on demand (по запросу), так что участники смогут пользоваться ею как базой знаний и контактов и продолжать общаться друг с другом.

Купить билет или подать заявку на бесплатное участие от государственной образовательной организации можно здесь.


Благодарим Викторию Комарову за предоставленные материалы

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)