Арттерапия: какие упражнения можно предложить ребенку. Опыт педагога

2018-09-13T12:00:17.801Z
8 0

Раскрасим жизнь яркими красками


Рисование для детей – это веселое и приятное занятие. Оно дает возможность свободно «сказать» все, что хочется, дать волю своей фантазии и оставить на бумаге свои страхи и сомнения. А для родителей детский рисунок- это очень простой и эффективный способ понять, о чем думает юный художник, о чем мечтает и чего боится, даже если он не может это выразить словами.

Главное – процесс, а не результат

Искусство для лечения души и тела применяли еще на заре цивилизации в Древней Греции, Китае и Индии. Термин «арттерапия» - терапия искусством - впервые стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл в 40-е годы прошлого века. Он работал в госпиталях и обратил внимание, что творчество помогает пациентам быстрее справиться с болезнью, да и вообще поднимает настроение. Идеи психоанализа, открывшие понятие бессознательного, смогли объяснить этот феномен. Рисование позволяет понять себя, свои чувства, дает возможность выразить свои мечты, показать свое отношение к окружающей действительности, освободиться от переживаний прошлого и изменить свое эмоциональное отношение к разным жизненным событиям. Так что по сути терапевтическое рисование - это не создание произведения искусства, а символический рассказ. Здесь не нужно думать о красоте, законченности и реалистичности изображения. Главное выразить себя, свое настроение, свои чувства. Иногда родители считают творческие занятия не слишком важны для ребенка, но порой каракули или фантастические сюжеты помогают детям выразить безопасным и щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. 

Арт-упражнения

Главное в таком рисовании – никаких поучений и указаний! Взрослый может лишь предложить тему, показать технический прием и обсудить то, что получилось.

Перед началом «работы» нужно расслабить ребенка, пусть поиграет с красками: смешивает их, как хочет, разукрасит ладошки и сделает отпечатки. Такая игра активизирует творческий подъем и дает возможность сосредоточиться на своих ощущениях. Как фон можно использовать музыку. Импульсивных, неусидчивых детей музыкальное сопровождение настроит на работу, поможет им сконцентрироваться. Слишком скованных детей расслабит и освободит эмоционально. Когда ребенок настроился на творческую волну, в зависимости от его настроения и психологического состояния можно подобрать какую-нибудь тему.  

Преодолеваем страхи

Если ребенок стал чего-то бояться, у него возникла какая-то неприятная ситуация в детском саду или школе, в этом случае можно предложить упражнение «Нарисуй свой страх». 

Подобные рисунки хорошо выполнять на большом листе малярной кистью. Отобразив свои страхи на бумаге, ребенок может спокойно оценить их и произвести с ними какие-либо действия (спрятать страх в «волшебную коробочку», где он превращается во что-то хорошее и доброе; порвать, смять, сжечь рисунок, испугать страх (ударными музыкальными инструментами, крышками от кастрюль, криками). Способ действия нужно выбрать совместно с ребенком.

Для детей, которые просыпаются ночью можно использовать технику «Страшные сны» Л.Дж.Эгра. Эта методика учит ребенка тому, что каждый человек в известной мере сам «создает» свои сны. И мы можем изменять их, если захотим. Такой подход дает уверенность в своих силах. 

Пусть ребенок расскажет о своем сне, а потом нужно придумать и нарисовать его счастливое окончание. Затем пусть расскажет историю еще раз, но уже со счастливым концом.  А при приближении к страшному эпизоду на помощь придет картина с положительным финалом.

Вариант. «Нарисуй шторм (взрыв)».

Развиваем общительность

Если ребенок держится зажато, у него есть проблемы с коммуникацией, ему можно предложить упражнение «Каракули Винникота». 

Здесь для рисунка понадобиться партнер. Сначала ребенок рисует на листе каракули и передает, например, маме, где она из них создает какой-нибудь образ. Затем ребенок дополняет рисунок и просит маму продолжить и т.д. По ходу игры старайтесь обсуждать картинки. Побуждайте ребенка вообще говорить обо всем, что он думает. Если он затрудняется интерпретировать изображение, стоит помочь наводящими вопросами: это человек или животное? если это похоже на голову, то где нарисуем руки и ноги?

Вариант. «Рисуем странное животное». Ребенок рисует голову, загибает лист и передает маме, она рисует туловище, загибает лист и передает лист опять ребенку.

Примеры: 

Медитация «Путешествие на облаке»

Если вы чувствуете, что ребенок напряжен физически или эмоционально, то ему необходимо помочь расслабиться. Включите спокойную приятную музыку. Можно использовать запись природных шумов – морской прибой, шум воды, пение птиц. Пусть ребенок ляжет на пол или сядет в удобное кресло. Приняв удобную позу, можно хорошенько потянуться и расслабиться.  Погладьте его руки и ноги, можно их слегка помассировать. Если ребенку не удается расслабиться, попросите его сначала напрячь мышцы, а потом их расслабить. Скажите примерно следующие слова. «Закрой глаза, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов. Представь, что ты летишь на облаке. Что ты видишь? Какая погода (природа, цвета)? Куда ты летишь?». По окончании музыкального фрагмента, пусть ребенок нарисует те образы, которые он представлял.

Главная задача взрослого в этом упражнении- поддерживать вашего художника выражать свои эмоции.

Фантазируем

В ситуации, когда ребенок не может определиться с тем, что ему нарисовать или не уверен в своих силах познать радость творчества и обрести уверенность в себе поможет техника «Монотипия». 

Название произошло от греческих слов «монос» - один и «типос» - отпечаток. В этой технике получается один неповторимый отпечаток, в котором каждый видит свое. 

Согните лист книжечкой. Наносим на одну половину цветовое пятно. 1 вариант. «Выбери тот цвет или несколько цветов, которые почему-то привлекают твое внимание». 2 вариант. «Выбери ту краску, которая почему-то тебе не нравится».

Сложите лист пока краска не высохла (можно изображение сбрызнуть водой) и прогладьте его ладонью. Развернем лист… Что получилось? Мы видим зеркальное отражение двух крыльев, цветка или дерева? Пусть ребенок пофантазирует. Таким образом он сможет проговорить то, что его беспокоит. Рисунок можно дополнить какими-то деталями.

Вариант. Попробуйте сделать рисунок на стекле(пластике) или на керамической плитке.  Такое упражнение используется для профилактики и коррекции тревожности, страхов допустить ошибку, так как в процессе рисования стекло можно промыть губкой и нанести новый рисунок.

Примеры:

Выражаем эмоции и раскрепощаемся

Рисунок «Мое настроение»

Просим ребенка нарисовать свое настроение с помощью форм, линий (прямые, кривые, широкие, тонкие), цветов без изображений каких-либо объектов.

«Нарисуй, что ты чувствуешь, на что похоже твое настроение сейчас».

После завершения рисунка обсудите с ребенком, как различные цвета и формы передают разное настроение и какие эмоции они вызывают. Примерные вопросы: Какое бывает настроение? А какой цвет похож на хорошее настроение? А плохое? Что мы делаем, когда у нас хорошее настроение? А от чего у детей бывает плохое настроение?

Пример:

«Спонтанное рисование»

«Нарисуй все, что захочешь под музыку!». Пусть музыкальная композиция (эмоциональная, но не очень громкая, темп спокойный: 60-65 ударов в минуту) послужит отправной точкой для рождения различных ассоциаций. Можно использовать карандаши, краски, мелки.

Рисунок, который ребенку очень понравился можно оформить и сделать для него рамку. Таким образом будет фиксироваться позитивный образ, который может послужить источником энергии в трудной ситуации.

Пример:

Поле для творчества

Какие еще можно предложить задания? 

Понять, как ребенок взаимодействует с окружающим миром, помогут упражнения «Моя семья» (Нарисуй семью в виде животных или предметов.), «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану», «Мой радостный день» (Нарисуй или вырежи из журналов картинки, изображающие каникулы или какой-то праздник. Вспомни и расскажи, что происходило, какое настроение у тебя было.), «Подарок» (Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. Кто может тебе это подарить? А ты кому хотел бы сделать подарок? Что это будет за подарок?)

Выразить свои эмоции можно с помощью рисунков на такие темы как: радость, гнев, удивление.

Развитию воображения хорошо способствуют задания, где нужно додумать, на что похоже цветовое пятно от отпечатка руки, камешка или листочка дерева. Детей очень вдохновляют непривычные материалы для творчества. Например, порисуйте мыльными пузырями. Для начала сделайте мыльно-красочную смесь из гуаши (5 ст.л.), жидкости для мытья посуды или шампуня (1 ст.л.) и воды (1 ч.л.). Опустите в смесь трубочку для сока и подуйте так, чтобы получилась пышная пена. А теперь листом бумаги слегка прикоснёмся к мыльным пузырям. В результате получим отпечатки самых необычных форм. Пофантазируйте, на что они похожи, и дорисуйте эти фантастические узоры.

Придумывая художественные задания и игры для своего ребенка, не ограничивайте свою фантазию. Рисуйте вместе с сыном или дочкой. Это только укрепит ваши взаимоотношения и наполнит их доверием. 


Читайте также
Комментарии (0)
2018-09-13T12:00:17.801Z
8 0

Арттерапия: какие упражнения можно предложить ребенку. Опыт педагога


Раскрасим жизнь яркими красками

Рисование для детей – это веселое и приятное занятие. Оно дает возможность свободно «сказать» все, что хочется, дать волю своей фантазии и оставить на бумаге свои страхи и сомнения. А для родителей детский рисунок- это очень простой и эффективный способ понять, о чем думает юный художник, о чем мечтает и чего боится, даже если он не может это выразить словами.

Главное – процесс, а не результат

Искусство для лечения души и тела применяли еще на заре цивилизации в Древней Греции, Китае и Индии. Термин «арттерапия» - терапия искусством - впервые стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл в 40-е годы прошлого века. Он работал в госпиталях и обратил внимание, что творчество помогает пациентам быстрее справиться с болезнью, да и вообще поднимает настроение. Идеи психоанализа, открывшие понятие бессознательного, смогли объяснить этот феномен. Рисование позволяет понять себя, свои чувства, дает возможность выразить свои мечты, показать свое отношение к окружающей действительности, освободиться от переживаний прошлого и изменить свое эмоциональное отношение к разным жизненным событиям. Так что по сути терапевтическое рисование - это не создание произведения искусства, а символический рассказ. Здесь не нужно думать о красоте, законченности и реалистичности изображения. Главное выразить себя, свое настроение, свои чувства. Иногда родители считают творческие занятия не слишком важны для ребенка, но порой каракули или фантастические сюжеты помогают детям выразить безопасным и щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли. 

Арт-упражнения

Главное в таком рисовании – никаких поучений и указаний! Взрослый может лишь предложить тему, показать технический прием и обсудить то, что получилось.

Перед началом «работы» нужно расслабить ребенка, пусть поиграет с красками: смешивает их, как хочет, разукрасит ладошки и сделает отпечатки. Такая игра активизирует творческий подъем и дает возможность сосредоточиться на своих ощущениях. Как фон можно использовать музыку. Импульсивных, неусидчивых детей музыкальное сопровождение настроит на работу, поможет им сконцентрироваться. Слишком скованных детей расслабит и освободит эмоционально. Когда ребенок настроился на творческую волну, в зависимости от его настроения и психологического состояния можно подобрать какую-нибудь тему.  

Преодолеваем страхи

Если ребенок стал чего-то бояться, у него возникла какая-то неприятная ситуация в детском саду или школе, в этом случае можно предложить упражнение «Нарисуй свой страх». 

Подобные рисунки хорошо выполнять на большом листе малярной кистью. Отобразив свои страхи на бумаге, ребенок может спокойно оценить их и произвести с ними какие-либо действия (спрятать страх в «волшебную коробочку», где он превращается во что-то хорошее и доброе; порвать, смять, сжечь рисунок, испугать страх (ударными музыкальными инструментами, крышками от кастрюль, криками). Способ действия нужно выбрать совместно с ребенком.

Для детей, которые просыпаются ночью можно использовать технику «Страшные сны» Л.Дж.Эгра. Эта методика учит ребенка тому, что каждый человек в известной мере сам «создает» свои сны. И мы можем изменять их, если захотим. Такой подход дает уверенность в своих силах. 

Пусть ребенок расскажет о своем сне, а потом нужно придумать и нарисовать его счастливое окончание. Затем пусть расскажет историю еще раз, но уже со счастливым концом.  А при приближении к страшному эпизоду на помощь придет картина с положительным финалом.

Вариант. «Нарисуй шторм (взрыв)».

Развиваем общительность

Если ребенок держится зажато, у него есть проблемы с коммуникацией, ему можно предложить упражнение «Каракули Винникота». 

Здесь для рисунка понадобиться партнер. Сначала ребенок рисует на листе каракули и передает, например, маме, где она из них создает какой-нибудь образ. Затем ребенок дополняет рисунок и просит маму продолжить и т.д. По ходу игры старайтесь обсуждать картинки. Побуждайте ребенка вообще говорить обо всем, что он думает. Если он затрудняется интерпретировать изображение, стоит помочь наводящими вопросами: это человек или животное? если это похоже на голову, то где нарисуем руки и ноги?

Вариант. «Рисуем странное животное». Ребенок рисует голову, загибает лист и передает маме, она рисует туловище, загибает лист и передает лист опять ребенку.

Примеры: 

Медитация «Путешествие на облаке»

Если вы чувствуете, что ребенок напряжен физически или эмоционально, то ему необходимо помочь расслабиться. Включите спокойную приятную музыку. Можно использовать запись природных шумов – морской прибой, шум воды, пение птиц. Пусть ребенок ляжет на пол или сядет в удобное кресло. Приняв удобную позу, можно хорошенько потянуться и расслабиться.  Погладьте его руки и ноги, можно их слегка помассировать. Если ребенку не удается расслабиться, попросите его сначала напрячь мышцы, а потом их расслабить. Скажите примерно следующие слова. «Закрой глаза, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов. Представь, что ты летишь на облаке. Что ты видишь? Какая погода (природа, цвета)? Куда ты летишь?». По окончании музыкального фрагмента, пусть ребенок нарисует те образы, которые он представлял.

Главная задача взрослого в этом упражнении- поддерживать вашего художника выражать свои эмоции.

Фантазируем

В ситуации, когда ребенок не может определиться с тем, что ему нарисовать или не уверен в своих силах познать радость творчества и обрести уверенность в себе поможет техника «Монотипия». 

Название произошло от греческих слов «монос» - один и «типос» - отпечаток. В этой технике получается один неповторимый отпечаток, в котором каждый видит свое. 

Согните лист книжечкой. Наносим на одну половину цветовое пятно. 1 вариант. «Выбери тот цвет или несколько цветов, которые почему-то привлекают твое внимание». 2 вариант. «Выбери ту краску, которая почему-то тебе не нравится».

Сложите лист пока краска не высохла (можно изображение сбрызнуть водой) и прогладьте его ладонью. Развернем лист… Что получилось? Мы видим зеркальное отражение двух крыльев, цветка или дерева? Пусть ребенок пофантазирует. Таким образом он сможет проговорить то, что его беспокоит. Рисунок можно дополнить какими-то деталями.

Вариант. Попробуйте сделать рисунок на стекле(пластике) или на керамической плитке.  Такое упражнение используется для профилактики и коррекции тревожности, страхов допустить ошибку, так как в процессе рисования стекло можно промыть губкой и нанести новый рисунок.

Примеры:

Выражаем эмоции и раскрепощаемся

Рисунок «Мое настроение»

Просим ребенка нарисовать свое настроение с помощью форм, линий (прямые, кривые, широкие, тонкие), цветов без изображений каких-либо объектов.

«Нарисуй, что ты чувствуешь, на что похоже твое настроение сейчас».

После завершения рисунка обсудите с ребенком, как различные цвета и формы передают разное настроение и какие эмоции они вызывают. Примерные вопросы: Какое бывает настроение? А какой цвет похож на хорошее настроение? А плохое? Что мы делаем, когда у нас хорошее настроение? А от чего у детей бывает плохое настроение?

Пример:

«Спонтанное рисование»

«Нарисуй все, что захочешь под музыку!». Пусть музыкальная композиция (эмоциональная, но не очень громкая, темп спокойный: 60-65 ударов в минуту) послужит отправной точкой для рождения различных ассоциаций. Можно использовать карандаши, краски, мелки.

Рисунок, который ребенку очень понравился можно оформить и сделать для него рамку. Таким образом будет фиксироваться позитивный образ, который может послужить источником энергии в трудной ситуации.

Пример:

Поле для творчества

Какие еще можно предложить задания? 

Понять, как ребенок взаимодействует с окружающим миром, помогут упражнения «Моя семья» (Нарисуй семью в виде животных или предметов.), «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану», «Мой радостный день» (Нарисуй или вырежи из журналов картинки, изображающие каникулы или какой-то праздник. Вспомни и расскажи, что происходило, какое настроение у тебя было.), «Подарок» (Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. Кто может тебе это подарить? А ты кому хотел бы сделать подарок? Что это будет за подарок?)

Выразить свои эмоции можно с помощью рисунков на такие темы как: радость, гнев, удивление.

Развитию воображения хорошо способствуют задания, где нужно додумать, на что похоже цветовое пятно от отпечатка руки, камешка или листочка дерева. Детей очень вдохновляют непривычные материалы для творчества. Например, порисуйте мыльными пузырями. Для начала сделайте мыльно-красочную смесь из гуаши (5 ст.л.), жидкости для мытья посуды или шампуня (1 ст.л.) и воды (1 ч.л.). Опустите в смесь трубочку для сока и подуйте так, чтобы получилась пышная пена. А теперь листом бумаги слегка прикоснёмся к мыльным пузырям. В результате получим отпечатки самых необычных форм. Пофантазируйте, на что они похожи, и дорисуйте эти фантастические узоры.

Придумывая художественные задания и игры для своего ребенка, не ограничивайте свою фантазию. Рисуйте вместе с сыном или дочкой. Это только укрепит ваши взаимоотношения и наполнит их доверием. 

Читайте также
Комментарии (0)