Здравствуй, школа! С чего начать выпускнику педагогического вуза

2018-08-23T13:25:04.019Z
4 0

Советы бывалых

Молодой педагог – всегда событие. И для коллег-учителей, и для учеников, для родителей, и даже для самого себя. Как себя вести в школе вчерашнему выпускнику вуза? Вот несколько советов, которые помогут учителю адаптироваться на новом месте.

1. Установите правила 

Вы должны быть максимально подготовлены к уроку и чувствовать, что вы – высококлассный специалист, профессионал своего дела. Чтобы сохранить и укрепить это чувство и у себя, и у учеников – всегда самосовершенствуйтесь. А еще важно сразу, самому установить рамки, а не ждать пока их установят другие. 

Алексей Граков, учитель физики: 

– Первый урок очень волнительный: это и страх неудачи, и мысли о том, как тебя воспринимают дети и многое другое... Но самое важное – с первой встречи объяснить ребятам «правила игры»! Как взаимодействовать с Вами, как что сдавать, пересдавать и тд. Если Вы им не объясните правила, то они придумают их сами, и в этом случае авторитет заработать будет уже тяжело. Стены и звонки – это уже рамки, так что правила на Ваших уроках не повредят.  

2. Не наказывайте публично 

Пусть ученики поймут с самого первого урока, что каждый достоин внимания и справедливой оценки. А если уж надо донести что-то до одного ученика – делать это нужно строго один на один, спокойным и дружеским тоном. 

Евгений Раскопов, учитель математики:

 – Как-то раз на уроке мне очень мешал один мальчик. У него постоянно падала ручка со стола, скрипел стул, он кашлял, вертелся, что-то переспрашивал у соседа. Тема была сложная, я старался уложиться в урок и несколько раз делал ему замечания, но это не помогло. После урока я подошел к ученику и уже с глазу на глаз спросил, в чем причина его невнимательности. Оказывается, после школы у него было важное отчетное занятие в спортивной секции, и он очень нервничал. Мешал мне не специально, не потому что было неинтересно, а просто сказывалось волнение. Я попросил его впредь заранее сообщать мне о таких вещах.

3. Обойдитесь без революций 

Не стоит показывать всем, что с вашим приходом начнётся революция образования. Сначала нужно научиться слушать и слышать опытных коллег. 

Алексей Граков, учитель физики: 

– Учитесь задавать вопросы! Это расположит к вам коллег-педагогов, ибо без вашей инициативы делиться с вами буду не так охотно, а могу и вовсе принять за гордеца. Опыт других людей важен, и однажды он будет у вас, и делиться придётся вам.

4. Не обманывайте детей!

Дети – высокоточный детектор лжи. Важно уметь признавать свои ошибки, научиться извиняться публично. И тогда ребята станут более откровенными с Вами, это поможет им сильнее развить свои таланты, проявить себя и добиться успеха! А, как известно, успешные ученики – у успешных учителей.

Александр Демахин, учитель МХК:

– Очень важно при детях быть собой. Не нужно играть в учителя, напускать на себя важность и «задирать нос». Быть собой, соблюдая определенные правила – вот в чем идеальный баланс. Я на уроке могу и пошутить, и на стол сесть, когда чувствую, что момент подходящий. Есть время поработать, а есть время подурачиться. Когда ты молод, тебе немного легче понять это и почувствовать. 

5. Будьте готовы к проверке 

В биографии почти каждого молодого педагога есть момент, когда класс, каким бы прекрасным он не был, решает проверить его «на слабо». И здесь главное – не поддаться панике и развернуть ситуацию в свою сторону. 

Анжелика Бородулина, учитель географии:

– На одном из первых уроков 8 класс встретил меня монотонным мычанием. 25 пар глаз с интересом следили: «что будет?», подхихикивали. Честно, испугалась. Был порыв пойти к директору. Но я поняла, что если приведу его – все, дружбы и взаимопонимания с ребятами уже не выйдет. Вышла из класса, выдохнула, вспомнила одну из любимых песен и вошла обратно, громко «мыча» ее мотив. Детки мои потихоньку замолчали – интересно стало, что за песня. Рассказала, что песня о России, о красоте ее природы («Россия – родина моя»). Плавно разговор от песни перешел географии России в целом, и пусть это было не по плану, зато с тех пор мы с ребятами пару раз в месяц выбираемся за город – знакомимся с родным краем.

6. Приготовьте «парашют»

Бывает, что на уроке дети начинают скучать, бодрый ход урока «плывет», нить беседы теряется. Это нормально. Завоевать внимание плюс-минус 30 человек на 45 минут – дело сложное. Просто надо понимать: в вашем уроке должно быть несколько «маячков» – моментов, которые нужно пройти обязательно. В остальном отпустите процесс и постарайтесь прислушаться к детям. Пусть задают вопросы, пусть спорят с вами и друг с другом. Вы удивитесь, но в какой-то момент дети станут помогать вам вести урок.  

Марина Бородкина, учитель истории и обществознания:

– Повышению работоспособности ребят способствует смена деятельности. Это или переключение на работу с документами, интересными заданиями по теме. Например, я очень люблю исторические «крестики-нолики», исторические уравнения, разыгрывание сценок по ролям. В зависимости ситуации это может быть пятиминутка, мы ее называем «5 вопросов взрослому», когда ребята задают мне любые вопросы, но не выходя за рамки курса истории и обществознания. Мне кажется, в «багаже» любого специалиста должны быть такие «парашюты», которые не дадут уроку «упасть».

7. Сотрудничайте с родителями

Встретив кого-то из родителей вне школы, обязательно поговорите об их ребенке, расскажите о его успехах на уроке – только существенное, самое интересное и актуальное. Но не стоит позволять родителям разговаривать и вести с вами панибратски. Такое иногда случается, ведь вы – молодой учитель, немногим старше своих учеников. Но в первую очередь вы профессионал. Не стоит родителям забывать об этом. 

Эти советы – лишь часть того, на что стоит обратить внимание будущим педагогам. Важная часть, но не бОльшая. Лучший учитель для молодого специалиста – это его работа, его класс и дети. Идти в школу стоит не только для того, чтобы чему-то научить детей, но и чтобы научиться многому у них. Настоящий профессионал, будь он химик, математик, трудовик или географ, всегда слушает и слышит ребят, любит их и умеет заинтересовать. Не боится быть неправым, всегда готов выслушать мнение коллег, развиваться сам и вдохновлять своих учеников на развитие.  


Читайте также
Комментарии (0)
2018-08-23T13:25:04.019Z
4 0

Здравствуй, школа! С чего начать выпускнику педагогического вуза


Советы бывалых

Молодой педагог – всегда событие. И для коллег-учителей, и для учеников, для родителей, и даже для самого себя. Как себя вести в школе вчерашнему выпускнику вуза? Вот несколько советов, которые помогут учителю адаптироваться на новом месте.

1. Установите правила 

Вы должны быть максимально подготовлены к уроку и чувствовать, что вы – высококлассный специалист, профессионал своего дела. Чтобы сохранить и укрепить это чувство и у себя, и у учеников – всегда самосовершенствуйтесь. А еще важно сразу, самому установить рамки, а не ждать пока их установят другие. 

Алексей Граков, учитель физики: 

– Первый урок очень волнительный: это и страх неудачи, и мысли о том, как тебя воспринимают дети и многое другое... Но самое важное – с первой встречи объяснить ребятам «правила игры»! Как взаимодействовать с Вами, как что сдавать, пересдавать и тд. Если Вы им не объясните правила, то они придумают их сами, и в этом случае авторитет заработать будет уже тяжело. Стены и звонки – это уже рамки, так что правила на Ваших уроках не повредят.  

2. Не наказывайте публично 

Пусть ученики поймут с самого первого урока, что каждый достоин внимания и справедливой оценки. А если уж надо донести что-то до одного ученика – делать это нужно строго один на один, спокойным и дружеским тоном. 

Евгений Раскопов, учитель математики:

 – Как-то раз на уроке мне очень мешал один мальчик. У него постоянно падала ручка со стола, скрипел стул, он кашлял, вертелся, что-то переспрашивал у соседа. Тема была сложная, я старался уложиться в урок и несколько раз делал ему замечания, но это не помогло. После урока я подошел к ученику и уже с глазу на глаз спросил, в чем причина его невнимательности. Оказывается, после школы у него было важное отчетное занятие в спортивной секции, и он очень нервничал. Мешал мне не специально, не потому что было неинтересно, а просто сказывалось волнение. Я попросил его впредь заранее сообщать мне о таких вещах.

3. Обойдитесь без революций 

Не стоит показывать всем, что с вашим приходом начнётся революция образования. Сначала нужно научиться слушать и слышать опытных коллег. 

Алексей Граков, учитель физики: 

– Учитесь задавать вопросы! Это расположит к вам коллег-педагогов, ибо без вашей инициативы делиться с вами буду не так охотно, а могу и вовсе принять за гордеца. Опыт других людей важен, и однажды он будет у вас, и делиться придётся вам.

4. Не обманывайте детей!

Дети – высокоточный детектор лжи. Важно уметь признавать свои ошибки, научиться извиняться публично. И тогда ребята станут более откровенными с Вами, это поможет им сильнее развить свои таланты, проявить себя и добиться успеха! А, как известно, успешные ученики – у успешных учителей.

Александр Демахин, учитель МХК:

– Очень важно при детях быть собой. Не нужно играть в учителя, напускать на себя важность и «задирать нос». Быть собой, соблюдая определенные правила – вот в чем идеальный баланс. Я на уроке могу и пошутить, и на стол сесть, когда чувствую, что момент подходящий. Есть время поработать, а есть время подурачиться. Когда ты молод, тебе немного легче понять это и почувствовать. 

5. Будьте готовы к проверке 

В биографии почти каждого молодого педагога есть момент, когда класс, каким бы прекрасным он не был, решает проверить его «на слабо». И здесь главное – не поддаться панике и развернуть ситуацию в свою сторону. 

Анжелика Бородулина, учитель географии:

– На одном из первых уроков 8 класс встретил меня монотонным мычанием. 25 пар глаз с интересом следили: «что будет?», подхихикивали. Честно, испугалась. Был порыв пойти к директору. Но я поняла, что если приведу его – все, дружбы и взаимопонимания с ребятами уже не выйдет. Вышла из класса, выдохнула, вспомнила одну из любимых песен и вошла обратно, громко «мыча» ее мотив. Детки мои потихоньку замолчали – интересно стало, что за песня. Рассказала, что песня о России, о красоте ее природы («Россия – родина моя»). Плавно разговор от песни перешел географии России в целом, и пусть это было не по плану, зато с тех пор мы с ребятами пару раз в месяц выбираемся за город – знакомимся с родным краем.

6. Приготовьте «парашют»

Бывает, что на уроке дети начинают скучать, бодрый ход урока «плывет», нить беседы теряется. Это нормально. Завоевать внимание плюс-минус 30 человек на 45 минут – дело сложное. Просто надо понимать: в вашем уроке должно быть несколько «маячков» – моментов, которые нужно пройти обязательно. В остальном отпустите процесс и постарайтесь прислушаться к детям. Пусть задают вопросы, пусть спорят с вами и друг с другом. Вы удивитесь, но в какой-то момент дети станут помогать вам вести урок.  

Марина Бородкина, учитель истории и обществознания:

– Повышению работоспособности ребят способствует смена деятельности. Это или переключение на работу с документами, интересными заданиями по теме. Например, я очень люблю исторические «крестики-нолики», исторические уравнения, разыгрывание сценок по ролям. В зависимости ситуации это может быть пятиминутка, мы ее называем «5 вопросов взрослому», когда ребята задают мне любые вопросы, но не выходя за рамки курса истории и обществознания. Мне кажется, в «багаже» любого специалиста должны быть такие «парашюты», которые не дадут уроку «упасть».

7. Сотрудничайте с родителями

Встретив кого-то из родителей вне школы, обязательно поговорите об их ребенке, расскажите о его успехах на уроке – только существенное, самое интересное и актуальное. Но не стоит позволять родителям разговаривать и вести с вами панибратски. Такое иногда случается, ведь вы – молодой учитель, немногим старше своих учеников. Но в первую очередь вы профессионал. Не стоит родителям забывать об этом. 

Эти советы – лишь часть того, на что стоит обратить внимание будущим педагогам. Важная часть, но не бОльшая. Лучший учитель для молодого специалиста – это его работа, его класс и дети. Идти в школу стоит не только для того, чтобы чему-то научить детей, но и чтобы научиться многому у них. Настоящий профессионал, будь он химик, математик, трудовик или географ, всегда слушает и слышит ребят, любит их и умеет заинтересовать. Не боится быть неправым, всегда готов выслушать мнение коллег, развиваться сам и вдохновлять своих учеников на развитие.  

Читайте также
Комментарии (0)