Тайм-менеджмент для педагога: как организовать свое время и все успеть

Thu Oct 18 2018 15:23:23 GMT+0000 (GMT)
95 0 607

Нет нужды говорить о загруженности педагогов. Так как же все успевать? Разбираемся вместе с педагогом.

В обязанности педагога входит подготовка и проведение занятий, проверка тетрадей, классные часы, родительские собрания, участие в педсоветах и т. д. и т. п. А ведь еще необходимо делать домашние дела и заботиться о своих родных и близких. Порой бывает настолько сложно все успеть. А уж на отдых времени не остается совсем. 

Насущная проблема 

К сожалению, многие проблемы педагога связаны к неумением организовать свое время. Но ведь есть же учителя, которые, имея большую нагрузку, эффективно выполняют свою работу, да еще и успевают интересно и с пользой провести  свободные часы. Хорошо, если такие встречаются среди ваших коллег и знакомых. Потому что подобные люди могут поделиться своим личным опытом, подсказать, как они действуют в той или иной ситуации.

Ну а тем, кому не к кому обратиться за советом, поможет изучение тайм-менеджмента.

Тайм-менеджмент — это искусство правильно организовать свое время.  

В последние годы он приобретает все большую популярность у нас в стране. Появилось много литературы отечественных и зарубежных авторов и всевозможных курсов по тайм-менеджменту. И здесь надо сказать, что освоение этого искусства позволит педагогу значительно облегчить и разнообразить свою жизнь. 

Изучение тайм-менеджмента не должно вызвать трудностей у преподавателя. Прежде всего, это связано с тем, что профессия педагога подразумевает постоянное освоение чего-то нового. Для преподавателя являются привычными такие занятия, как чтение специальной литературы, посещение всевозможных мероприятий, среди которых семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы и т. д. Он периодически проходит обучение на курсах повышения квалификации.

Далее следует отметить, что тайм-менеджмент основан на планировании. И поскольку данный процесс тоже хорошо знаком учителю, то тайм-менеджмент окажется вполне приемлемой для него наукой. 

Тайм-менеджмент

Подобно тому, как сначала проводится тематическое планирование занятий, а затем на его основе осуществляется планирование поурочное, проводится планирование и всех остальных рабочих и домашних дел.

Дел настолько много, что некоторые из них просто-напросто выпадают из памяти. С утра педагог спешит в школу. Он не может, да просто не имеет морального права опаздывать. Часто учитель даже не успевает позавтракать, потому что либо  готовит пищу для своих домочадцев, либо боится не успеть на автобус, который ходит по расписанию. Ничего удивительного, что в такой спешке преподаватель забывает взять с собой какие-нибудь учебники или дидактические материалы к занятию. Вечером, разрываясь между работой и домом, учитель идет в магазин. А переступив порог квартиры, он обнаруживает, что не купил всего того, что собирался. 

Отсюда вывод: абсолютно все дела необходимо записывать, даже, казалось бы, такие незначительные мелочи, как перечень покупок. А это значит, что нужно четко планировать даже каждодневные дела. Но прежде всего следует составить перспективные планы (на неделю, месяц или семестр (триместр), полугодие, год).  Так что в срочном порядке надо приобрести толстый блокнот или ежедневник.

Например, делаем план на неделю. Отмечаем дни занятий, перечисляем: отчет, педсовет, подготовка к классному часу и т.д.

А уже накануне каждого нового дня педагог подробно расписывает свой план: классы, в которых он преподает, часы занятий, планы уроков, списки книг и дидактических материалов. Также подробно раскрывается информация, необходимая и для других школьных дел.

Аналогичным образом ведется планирование внешкольных (домашних, семейных) дел. С этой целью можно использовать либо тот же ежедневник, либо отдельный блокнот. 

Постановка цели

Планирование любых дел начинается с постановки цели. 

Цель должна быть конкретной, четко сформулированной. Очень важно представить себе ее конечный результат. А еще необходимо  установить предполагаемый срок ее реализации.

При планировании сложных дел можно разбить цель на отдельные задачи. Например, вы готовитесь к внеклассному мероприятию. Понятно, что в таком случае вам предстоит решить ряд задач: придумать сценарий, провести предварительную работу с детьми (а возможно, и с родителями), подготовить необходимое оборудование. Так что придется продумать и распределить в своем ежедневнике время на выполнение каждой из задач. Некоторые из них могут подразумевать работу на протяжении нескольких дней. Но правильно организовав время, вы сможете облегчить свою работу и сделать ее эффективной.

Разработка стратегии

После формулировки цели разрабатывается  стратегия ее выполнения. 

Важно подумать о том, как для достижения  поставленной цели наиболее эффективно использовать собственные возможности. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности. 

Например, вы решили принять участие в фестивале «Открытый урок». Что может являться вашими плюсами? Конечно же, ранее приобретенные знания и накопленный опыт, интерес и любовь к своему делу. 

При разработке стратегии следует также обратить внимание на темперамент и хронотип. Кто вы: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик? Ведь темперамент сказывается на поведении человека и его отношениях с другими людьми.

А ваш хронотип отражается на самочувствии, работоспособности в разное время суток. Если вы «жаворонок», то вам лучше всего планировать дела на утренние часы.  А для тех, кто относится к «совам», вставать рано утром — целая проблема. Понятно, что таким людям следует планировать реализацию своего проекта на вторую половину суток.

«Совы» могут плодотворно трудиться всю ночь. Тем не менее слишком поздно засиживаться за работой не стоит, даже если следующий день будет выходным. Постарайтесь все сделать хотя бы до полуночи. Нередко, проработав всю ночь, педагог ложится на рассвете и уже через два-три часа просыпается в соответствии со своим внутренним будильником. А компенсировать сон в дневное время не получается. Один просто не может заснуть, а другого ждет много неотложных дел. Только вот в каком состоянии человек будет делать эти дела, если у него болит голова и он хочет спать?

Активность так называемого «голубя» зависит от светлого времени суток. В отличие от «жаворонков» и «сов» его работоспособность на протяжении дня обычно не меняется.

Следует отметить, что есть люди, которые совмещают в себе черты разных типов темперамента. Существуют и промежуточные хронотипы.

Расстановка приоритетов

Перед вами список дел на сегодняшний день. Одни из них привязаны к определенному времени, другие — нет. Ясно, что к первым относятся уроки, педсоветы, собрания. А вот вторую категорию дел можно выполнять в любое время. Здесь порой трудно сказать, с чего начать. Но на самом деле этот вопрос решается легко. Просто нужно рассортировать такие дела по степени значимости. Ведь какие-то из них более важные, а какие-то менее.

Такая сортировка проводится по методу АБВГД. Внимательно изучите список предстоящих дел и систематизируйте их, поставив около каждого пункта соответствующую букву.

«А» — это самые важные дела , «Б» — менее важные и т.д.

Не принимайтесь за дело «Б» до тех пор, пока не закончено дело «А». 

Надо отметить, что умение сосредотачиваться на проблеме играет важную роль в тайм-менджменте. Так что, приступив к работе, не отвлекайтесь и не переключайтесь, пока не доведете ее до конца. По мере выполнения дела вычеркиваются из списка.

Из собственного опыта

Все свои  дела я записываю в блокнот. На отдельных страницах составляю общий план на каждый месяц. В такой план входят дни и часы занятий, педсоветов и других школьных мероприятий; планы и отчеты, которые необходимо сделать; крупные домашние дела (генеральная уборка, мытье окон и т. п.); визит к парикмахеру, посещение торгового центра и т.д. 

Сюда же заношу мероприятия, которые будут проходить в этот месяц в Москве, где я живу. Это могут быть выставки и книжные ярмарки, фестивали и марафоны. Обязательно фиксирую название мероприятия и даты его проведения. Обычно я планирую посетить как мероприятия, необходимые для повышения профессиональной компетенции, так и имеющие познавательный или развлекательный характер. 

Здесь же фиксирую важные для себя даты месяца: праздники, дни рождения. Если я занимаюсь на каких-нибудь курсах, то непременно пишу дни и часы занятий, график выполнения необходимых контрольных или зачетных работ.

Чтобы отделить главное от второстепенного, самые важные дела подчеркиваю или ставлю возле них галочку. Например, если в мои планы на месяц входят посещение Московского международного салона образования и выставка цветов, то я выделяю первое мероприятие. 

С течением времени в данный план вношу изменения и дополнения. 

В обязательном порядке осуществляю ежедневное планирование. Обычно разделяю страничку на две колонки. В первую заношу дела домашние, во вторую — рабочие. Расписываю занятия, которые собираюсь проводить на следующий день (время, класс и темы). Все остальные дела расписываю тоже подробно (что купить, кому позвонить, какие телепередачи посмотреть...).

Как и в планах на месяц, выделяю главное. Понятно, что пока не будут выполнены дела основные, не может идти речь ни о телевизоре, ни о чтении (исключая учебно-методическую литературу).

Для более подробного планирования уроков использую отдельный блокнот, где составляю конспект каждого из занятий, перечень необходимых книг и оборудования. Здесь же, уже во время урока, составляю список присутствующих  и отмечаю, как они работают. 

Например, я готовлюсь к занятию со старшеклассниками по английскому языку, на котором необходимо повторить время Past Perfect. В плане расписываю каждую часть занятия (в начале урока — общая характеристика времен группы Perfect, в основной части — разбор времени Past Perfect, его сравнение с временем Past Simple, устное и письменное выполнение упражнений, чтение и перевод текста, аудирование, освоение новых слов и выражений, в конце — закрепление темы, домашнее задание). 

В плане фиксирую, какие именно мне понадобятся тексты, упражнения, таблицы и аудиофайлы и откуда их брать (учебная, методическая и справочная литература, DVD-диски или флеш-карты), попутно делаю закладки из листочков с клеевым слоем, которые сегодня можно купить в любом канцелярском магазине. Все готово к уроку, остается лишь собрать книги и взять их с собой в школу. 

Даже богатый педагогический опыт и наличие методической копилки не отменяют необходимость тщательной подготовки к уроку. Ведь каждый год приходят разные дети с разными способностями и потребностями. 

Работа со школьниками

Освоив приемы тайм-менеджмента, поделимся опытом со своими учениками. К сожалению, большинство сегодняшних детей тоже не умеют должным образом организовать свое время. Ребята не успевают делать уроки, мало спят, а все свободные часы посвящают смартфону или компьютеру.

Конечно, детям знакомы основы тайм-менеджмента. У младших школьников над письменным столом обычно висит расписание уроков, дети пользуются дневником. Но этого оказывается явно недостаточно.

Ребята обучаются всему на примере взрослых. Расскажите ученикам, как вы организуете собственное время, покажите им свой ежедневник.

Можно провести с детьми занятия по тайм-менджменту. Как правило, такие занятия приносят весьма положительные результаты. 

Полезные курсы

Существует много замечательных курсов профессиональной и личной эффективности для педагогов, осваивать которые можно не выходя из дома. Последний фактор является весьма важным при загруженности современного учителя. Среди них — дистанционные курсы «Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время» и «Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников  организовывать свое время». 

Эти курсы помогут вам приобрести новые знания и умения. Вы с удовольствием будете выполнять тесты и упражнения для преподавателей, освоите методику организации занятий по тайм-менеджменту для школьников. К тому же вы получите свидетельства об окончании курсов, которые пополнят ваше профессиональное портфолио. 

Читайте также
Комментарии (0)
Анна Соколова
все материалы автора
Преподаватель русского языка и литературы, английского языка, журналист. Имею многолетний опыт работы со школьниками и студентами.

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Тайм-менеджмент для педагога: как организовать свое время и все успеть

Нет нужды говорить о загруженности учителей. Так как же все успевать? Рассказывает педагог
95 0 607

Thu Oct 18 2018 15:23:23 GMT+0000 (GMT)

Анна Соколова
Подписаться

Нет нужды говорить о загруженности педагогов. Так как же все успевать? Разбираемся вместе с педагогом.

В обязанности педагога входит подготовка и проведение занятий, проверка тетрадей, классные часы, родительские собрания, участие в педсоветах и т. д. и т. п. А ведь еще необходимо делать домашние дела и заботиться о своих родных и близких. Порой бывает настолько сложно все успеть. А уж на отдых времени не остается совсем. 

Насущная проблема 

К сожалению, многие проблемы педагога связаны к неумением организовать свое время. Но ведь есть же учителя, которые, имея большую нагрузку, эффективно выполняют свою работу, да еще и успевают интересно и с пользой провести  свободные часы. Хорошо, если такие встречаются среди ваших коллег и знакомых. Потому что подобные люди могут поделиться своим личным опытом, подсказать, как они действуют в той или иной ситуации.

Ну а тем, кому не к кому обратиться за советом, поможет изучение тайм-менеджмента.

Тайм-менеджмент — это искусство правильно организовать свое время.  

В последние годы он приобретает все большую популярность у нас в стране. Появилось много литературы отечественных и зарубежных авторов и всевозможных курсов по тайм-менеджменту. И здесь надо сказать, что освоение этого искусства позволит педагогу значительно облегчить и разнообразить свою жизнь. 

Изучение тайм-менеджмента не должно вызвать трудностей у преподавателя. Прежде всего, это связано с тем, что профессия педагога подразумевает постоянное освоение чего-то нового. Для преподавателя являются привычными такие занятия, как чтение специальной литературы, посещение всевозможных мероприятий, среди которых семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы и т. д. Он периодически проходит обучение на курсах повышения квалификации.

Далее следует отметить, что тайм-менеджмент основан на планировании. И поскольку данный процесс тоже хорошо знаком учителю, то тайм-менеджмент окажется вполне приемлемой для него наукой. 

Тайм-менеджмент

Подобно тому, как сначала проводится тематическое планирование занятий, а затем на его основе осуществляется планирование поурочное, проводится планирование и всех остальных рабочих и домашних дел.

Дел настолько много, что некоторые из них просто-напросто выпадают из памяти. С утра педагог спешит в школу. Он не может, да просто не имеет морального права опаздывать. Часто учитель даже не успевает позавтракать, потому что либо  готовит пищу для своих домочадцев, либо боится не успеть на автобус, который ходит по расписанию. Ничего удивительного, что в такой спешке преподаватель забывает взять с собой какие-нибудь учебники или дидактические материалы к занятию. Вечером, разрываясь между работой и домом, учитель идет в магазин. А переступив порог квартиры, он обнаруживает, что не купил всего того, что собирался. 

Отсюда вывод: абсолютно все дела необходимо записывать, даже, казалось бы, такие незначительные мелочи, как перечень покупок. А это значит, что нужно четко планировать даже каждодневные дела. Но прежде всего следует составить перспективные планы (на неделю, месяц или семестр (триместр), полугодие, год).  Так что в срочном порядке надо приобрести толстый блокнот или ежедневник.

Например, делаем план на неделю. Отмечаем дни занятий, перечисляем: отчет, педсовет, подготовка к классному часу и т.д.

А уже накануне каждого нового дня педагог подробно расписывает свой план: классы, в которых он преподает, часы занятий, планы уроков, списки книг и дидактических материалов. Также подробно раскрывается информация, необходимая и для других школьных дел.

Аналогичным образом ведется планирование внешкольных (домашних, семейных) дел. С этой целью можно использовать либо тот же ежедневник, либо отдельный блокнот. 

Постановка цели

Планирование любых дел начинается с постановки цели. 

Цель должна быть конкретной, четко сформулированной. Очень важно представить себе ее конечный результат. А еще необходимо  установить предполагаемый срок ее реализации.

При планировании сложных дел можно разбить цель на отдельные задачи. Например, вы готовитесь к внеклассному мероприятию. Понятно, что в таком случае вам предстоит решить ряд задач: придумать сценарий, провести предварительную работу с детьми (а возможно, и с родителями), подготовить необходимое оборудование. Так что придется продумать и распределить в своем ежедневнике время на выполнение каждой из задач. Некоторые из них могут подразумевать работу на протяжении нескольких дней. Но правильно организовав время, вы сможете облегчить свою работу и сделать ее эффективной.

Разработка стратегии

После формулировки цели разрабатывается  стратегия ее выполнения. 

Важно подумать о том, как для достижения  поставленной цели наиболее эффективно использовать собственные возможности. Проанализируйте свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности. 

Например, вы решили принять участие в фестивале «Открытый урок». Что может являться вашими плюсами? Конечно же, ранее приобретенные знания и накопленный опыт, интерес и любовь к своему делу. 

При разработке стратегии следует также обратить внимание на темперамент и хронотип. Кто вы: сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик? Ведь темперамент сказывается на поведении человека и его отношениях с другими людьми.

А ваш хронотип отражается на самочувствии, работоспособности в разное время суток. Если вы «жаворонок», то вам лучше всего планировать дела на утренние часы.  А для тех, кто относится к «совам», вставать рано утром — целая проблема. Понятно, что таким людям следует планировать реализацию своего проекта на вторую половину суток.

«Совы» могут плодотворно трудиться всю ночь. Тем не менее слишком поздно засиживаться за работой не стоит, даже если следующий день будет выходным. Постарайтесь все сделать хотя бы до полуночи. Нередко, проработав всю ночь, педагог ложится на рассвете и уже через два-три часа просыпается в соответствии со своим внутренним будильником. А компенсировать сон в дневное время не получается. Один просто не может заснуть, а другого ждет много неотложных дел. Только вот в каком состоянии человек будет делать эти дела, если у него болит голова и он хочет спать?

Активность так называемого «голубя» зависит от светлого времени суток. В отличие от «жаворонков» и «сов» его работоспособность на протяжении дня обычно не меняется.

Следует отметить, что есть люди, которые совмещают в себе черты разных типов темперамента. Существуют и промежуточные хронотипы.

Расстановка приоритетов

Перед вами список дел на сегодняшний день. Одни из них привязаны к определенному времени, другие — нет. Ясно, что к первым относятся уроки, педсоветы, собрания. А вот вторую категорию дел можно выполнять в любое время. Здесь порой трудно сказать, с чего начать. Но на самом деле этот вопрос решается легко. Просто нужно рассортировать такие дела по степени значимости. Ведь какие-то из них более важные, а какие-то менее.

Такая сортировка проводится по методу АБВГД. Внимательно изучите список предстоящих дел и систематизируйте их, поставив около каждого пункта соответствующую букву.

«А» — это самые важные дела , «Б» — менее важные и т.д.

Не принимайтесь за дело «Б» до тех пор, пока не закончено дело «А». 

Надо отметить, что умение сосредотачиваться на проблеме играет важную роль в тайм-менджменте. Так что, приступив к работе, не отвлекайтесь и не переключайтесь, пока не доведете ее до конца. По мере выполнения дела вычеркиваются из списка.

Из собственного опыта

Все свои  дела я записываю в блокнот. На отдельных страницах составляю общий план на каждый месяц. В такой план входят дни и часы занятий, педсоветов и других школьных мероприятий; планы и отчеты, которые необходимо сделать; крупные домашние дела (генеральная уборка, мытье окон и т. п.); визит к парикмахеру, посещение торгового центра и т.д. 

Сюда же заношу мероприятия, которые будут проходить в этот месяц в Москве, где я живу. Это могут быть выставки и книжные ярмарки, фестивали и марафоны. Обязательно фиксирую название мероприятия и даты его проведения. Обычно я планирую посетить как мероприятия, необходимые для повышения профессиональной компетенции, так и имеющие познавательный или развлекательный характер. 

Здесь же фиксирую важные для себя даты месяца: праздники, дни рождения. Если я занимаюсь на каких-нибудь курсах, то непременно пишу дни и часы занятий, график выполнения необходимых контрольных или зачетных работ.

Чтобы отделить главное от второстепенного, самые важные дела подчеркиваю или ставлю возле них галочку. Например, если в мои планы на месяц входят посещение Московского международного салона образования и выставка цветов, то я выделяю первое мероприятие. 

С течением времени в данный план вношу изменения и дополнения. 

В обязательном порядке осуществляю ежедневное планирование. Обычно разделяю страничку на две колонки. В первую заношу дела домашние, во вторую — рабочие. Расписываю занятия, которые собираюсь проводить на следующий день (время, класс и темы). Все остальные дела расписываю тоже подробно (что купить, кому позвонить, какие телепередачи посмотреть...).

Как и в планах на месяц, выделяю главное. Понятно, что пока не будут выполнены дела основные, не может идти речь ни о телевизоре, ни о чтении (исключая учебно-методическую литературу).

Для более подробного планирования уроков использую отдельный блокнот, где составляю конспект каждого из занятий, перечень необходимых книг и оборудования. Здесь же, уже во время урока, составляю список присутствующих  и отмечаю, как они работают. 

Например, я готовлюсь к занятию со старшеклассниками по английскому языку, на котором необходимо повторить время Past Perfect. В плане расписываю каждую часть занятия (в начале урока — общая характеристика времен группы Perfect, в основной части — разбор времени Past Perfect, его сравнение с временем Past Simple, устное и письменное выполнение упражнений, чтение и перевод текста, аудирование, освоение новых слов и выражений, в конце — закрепление темы, домашнее задание). 

В плане фиксирую, какие именно мне понадобятся тексты, упражнения, таблицы и аудиофайлы и откуда их брать (учебная, методическая и справочная литература, DVD-диски или флеш-карты), попутно делаю закладки из листочков с клеевым слоем, которые сегодня можно купить в любом канцелярском магазине. Все готово к уроку, остается лишь собрать книги и взять их с собой в школу. 

Даже богатый педагогический опыт и наличие методической копилки не отменяют необходимость тщательной подготовки к уроку. Ведь каждый год приходят разные дети с разными способностями и потребностями. 

Работа со школьниками

Освоив приемы тайм-менеджмента, поделимся опытом со своими учениками. К сожалению, большинство сегодняшних детей тоже не умеют должным образом организовать свое время. Ребята не успевают делать уроки, мало спят, а все свободные часы посвящают смартфону или компьютеру.

Конечно, детям знакомы основы тайм-менеджмента. У младших школьников над письменным столом обычно висит расписание уроков, дети пользуются дневником. Но этого оказывается явно недостаточно.

Ребята обучаются всему на примере взрослых. Расскажите ученикам, как вы организуете собственное время, покажите им свой ежедневник.

Можно провести с детьми занятия по тайм-менджменту. Как правило, такие занятия приносят весьма положительные результаты. 

Полезные курсы

Существует много замечательных курсов профессиональной и личной эффективности для педагогов, осваивать которые можно не выходя из дома. Последний фактор является весьма важным при загруженности современного учителя. Среди них — дистанционные курсы «Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время» и «Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников  организовывать свое время». 

Эти курсы помогут вам приобрести новые знания и умения. Вы с удовольствием будете выполнять тесты и упражнения для преподавателей, освоите методику организации занятий по тайм-менеджменту для школьников. К тому же вы получите свидетельства об окончании курсов, которые пополнят ваше профессиональное портфолио. 

Читайте также
Комментарии (0)