Скачки по строчкам. Как научиться скорочтению

Sun Aug 26 2018 14:32:40 GMT+0000 (GMT)
2 0

Развиваем полезный навык

Средняя скорость чтения у взрослого человека 150-200 слов в минуту. В таком темпе обычно читается художественная литература, какие-то интересные тексты в интернете, просто любимые книги. Но иногда нужно ускорение. Тогда на помощь приходит скорочтение.  

Сначала - смысл

Измерение скорости чтения – одна из важных составляющих техники чтения, как навыка, который формируется еще в начальной школе. Для этого на уроках литературы несколько раз в год отводится специальное время. Учитель засекает время и смотрит, сколько слов успел за минуту прочитать школьник. 

Есть и примерные нормы. Так, в первом полугодии 1 класса темп чтения — 25-30 слов в минуту, во втором уже до 40 слов. При этом именно у первоклассников техника чтения проверяется особенно тщательно. К 5 классу количество слов может достигать уже 120 в минуту. И в этом возрасте основной упор уже делается на осмысленность чтения, способность понять и пересказать прочитанное. 

Но надо помнить, что в юном возрасте ругать и, более того, высмеивать ребенка за то, что он в эти нормы не укладывается – недопустимо. В начальной школе главная цель – научить ребенка читать правильно, понимать и осмыслять текст. А вот в старших классах уже можно учиться читать быстро – ведь объемы информации, которую приходится усваивать подросткам, растут.

Наполеоновские планы

Овладев техникой скорочтения, можно усваивать тексты в несколько раз быстрее обычного. Принцип скорочтения — выделение сути и смысла, то есть быстрое усвоение информации. И этим принципом в совершенстве владели некоторые известные личности. Например, Наполеон Бонапарт за минуту «съедал» текст в 2000 слов. А у американского президента Теодора Рузвельта было правило: ни дня без книги. Причем каждый день – разной. 

Альберт Эйнштейн, Александр Пушкин, Карл Маркс – все они тоже были адептами скорочтения. Так что техника эта известна давно, и, возможно, отчасти повлияла на их успехи.

Вот основные принципы скорочтения.

1. Следить за текстом.

Обратите внимание, как это делают маленькие дети, которые только учатся читать: ведут пальчиком по строке, чтобы не потерять слово. Берите с них пример. Во время чтения водите по строчкам пальцем, карандашом или линейкой. Это поможет сосредоточиться.

2. Ни шагу назад. 

Бывает, во время чтения мы возвращаемся на пару абзацев назад, чтобы перечитать что-то, что, как нам кажется, не поняли.  Если хотим повысить скорость чтения, то нужно стараться избегать таких возвращений. Можно читать и одновременно отмечать на полях те места, к которым следует вернуться потом. Так дело пойдет быстрее. 

3. Молчание – золото.

А вот другая привычка юных читателей – произносить читаемый текст про себя или чуть шевеля губами – нам не помощник. Этот внутренний голос мешает ускоряться. Чтобы заглушить его, можно во время чтения отбивать рукой какой-нибудь ритм, насвистывать или даже мычать.

4. По диагонали.

Помнится, еще в студенческие годы старшие товарищи советовали читать особо толстые или не очень интересные книги «по диагонали», подразумевая под этим «не очень внимательно». На самом деле чтением по диагонали называют чтение с использованием периферического зрения. И это один из принципов скорочтения. 

Периферическое зрение – это когда вы видите не только то, что прямо перед вами, но также немного справа и слева, сверху и снизу. То есть при чтении за одну остановку взгляда тренированный читатель может усвоить не одно слово, а несколько или даже целую строку, а то и небольшой абзац.  Чем меньше переводов взгляда по строке, тем выше скорость чтения.  Удобно учиться этому на газетах с узкими колонками текста. 

- Для развития периферического зрения я использую метод таблиц Шульте, - рассказывает Ирина Беспалова, студентка филологического факультета. -  Квадратный лист шириной с книжную страницу делим на 25 одинаковых квадратных ячеек. В них обычным книжным шрифтом беспорядочно расставляем числа от 1 до 25 или буквы.  Расстояние от таблицы до глаз – примерно 30—35 см. Надо зафиксировать взгляд на центре таблицы и не сдвигать его. В таком положении, используя только периферическое зрение, нужно находить числа и буквы, по порядку или алфавиту. Максимально быстро и не проговаривая ни про себя, ни вслух. Когда есть время, я тренируюсь раз 5 в день.  

5. Полное погружение

Здесь все предельно просто: чем больше вы отвлекаетесь от чтения, тем медленнее идет сам процесс. Поэтому важно максимально сконцентрироваться. осмысливать его сразу в момент прочтения. Помогут этому тренировки. Например, лист с разноцветными названиями цветов, когда слово «желтый» написано красным цветом, слово «синий» - зеленым. Необходимо назвать цвет чернил, а не слово, которое написано на листе, и поначалу сделать это довольно сложно. 

Конечно, для наслаждения художественной литературой скорочтение не подойдет. Более того, читая любимые романы по несколько раз, мы специально возвращаемся к уже прочитанным страницам, чтобы посмаковать слог автора, еще раз увидеть картину, нарисованную его воображение. Мы получаем эстетическое удовольствие.   

Главная цель скорочтения – получить знания, усвоить смысл. Юристам и бухгалтерам – вычитывать документы и договоры, преподавателям – проверять рефераты, курсовые и дипломы, студентам – не только филологам – готовиться к экзаменам. И еще много кому. Людям многих профессий этот навык просто жизненно необходим.

Читайте также
Комментарии (0)

Скачки по строчкам. Как научиться скорочтению

2 0

Sun Aug 26 2018 14:32:40 GMT+0000 (GMT)

Мария Набиркина
Подписаться

Средняя скорость чтения у взрослого человека 150-200 слов в минуту. В таком темпе обычно читается художественная литература, какие-то интересные тексты в интернете, просто любимые книги. Но иногда нужно ускорение. Тогда на помощь приходит скорочтение.  

Сначала - смысл

Измерение скорости чтения – одна из важных составляющих техники чтения, как навыка, который формируется еще в начальной школе. Для этого на уроках литературы несколько раз в год отводится специальное время. Учитель засекает время и смотрит, сколько слов успел за минуту прочитать школьник. 

Есть и примерные нормы. Так, в первом полугодии 1 класса темп чтения — 25-30 слов в минуту, во втором уже до 40 слов. При этом именно у первоклассников техника чтения проверяется особенно тщательно. К 5 классу количество слов может достигать уже 120 в минуту. И в этом возрасте основной упор уже делается на осмысленность чтения, способность понять и пересказать прочитанное. 

Но надо помнить, что в юном возрасте ругать и, более того, высмеивать ребенка за то, что он в эти нормы не укладывается – недопустимо. В начальной школе главная цель – научить ребенка читать правильно, понимать и осмыслять текст. А вот в старших классах уже можно учиться читать быстро – ведь объемы информации, которую приходится усваивать подросткам, растут.

Наполеоновские планы

Овладев техникой скорочтения, можно усваивать тексты в несколько раз быстрее обычного. Принцип скорочтения — выделение сути и смысла, то есть быстрое усвоение информации. И этим принципом в совершенстве владели некоторые известные личности. Например, Наполеон Бонапарт за минуту «съедал» текст в 2000 слов. А у американского президента Теодора Рузвельта было правило: ни дня без книги. Причем каждый день – разной. 

Альберт Эйнштейн, Александр Пушкин, Карл Маркс – все они тоже были адептами скорочтения. Так что техника эта известна давно, и, возможно, отчасти повлияла на их успехи.

Вот основные принципы скорочтения.

1. Следить за текстом.

Обратите внимание, как это делают маленькие дети, которые только учатся читать: ведут пальчиком по строке, чтобы не потерять слово. Берите с них пример. Во время чтения водите по строчкам пальцем, карандашом или линейкой. Это поможет сосредоточиться.

2. Ни шагу назад. 

Бывает, во время чтения мы возвращаемся на пару абзацев назад, чтобы перечитать что-то, что, как нам кажется, не поняли.  Если хотим повысить скорость чтения, то нужно стараться избегать таких возвращений. Можно читать и одновременно отмечать на полях те места, к которым следует вернуться потом. Так дело пойдет быстрее. 

3. Молчание – золото.

А вот другая привычка юных читателей – произносить читаемый текст про себя или чуть шевеля губами – нам не помощник. Этот внутренний голос мешает ускоряться. Чтобы заглушить его, можно во время чтения отбивать рукой какой-нибудь ритм, насвистывать или даже мычать.

4. По диагонали.

Помнится, еще в студенческие годы старшие товарищи советовали читать особо толстые или не очень интересные книги «по диагонали», подразумевая под этим «не очень внимательно». На самом деле чтением по диагонали называют чтение с использованием периферического зрения. И это один из принципов скорочтения. 

Периферическое зрение – это когда вы видите не только то, что прямо перед вами, но также немного справа и слева, сверху и снизу. То есть при чтении за одну остановку взгляда тренированный читатель может усвоить не одно слово, а несколько или даже целую строку, а то и небольшой абзац.  Чем меньше переводов взгляда по строке, тем выше скорость чтения.  Удобно учиться этому на газетах с узкими колонками текста. 

- Для развития периферического зрения я использую метод таблиц Шульте, - рассказывает Ирина Беспалова, студентка филологического факультета. -  Квадратный лист шириной с книжную страницу делим на 25 одинаковых квадратных ячеек. В них обычным книжным шрифтом беспорядочно расставляем числа от 1 до 25 или буквы.  Расстояние от таблицы до глаз – примерно 30—35 см. Надо зафиксировать взгляд на центре таблицы и не сдвигать его. В таком положении, используя только периферическое зрение, нужно находить числа и буквы, по порядку или алфавиту. Максимально быстро и не проговаривая ни про себя, ни вслух. Когда есть время, я тренируюсь раз 5 в день.  

5. Полное погружение

Здесь все предельно просто: чем больше вы отвлекаетесь от чтения, тем медленнее идет сам процесс. Поэтому важно максимально сконцентрироваться. осмысливать его сразу в момент прочтения. Помогут этому тренировки. Например, лист с разноцветными названиями цветов, когда слово «желтый» написано красным цветом, слово «синий» - зеленым. Необходимо назвать цвет чернил, а не слово, которое написано на листе, и поначалу сделать это довольно сложно. 

Конечно, для наслаждения художественной литературой скорочтение не подойдет. Более того, читая любимые романы по несколько раз, мы специально возвращаемся к уже прочитанным страницам, чтобы посмаковать слог автора, еще раз увидеть картину, нарисованную его воображение. Мы получаем эстетическое удовольствие.   

Главная цель скорочтения – получить знания, усвоить смысл. Юристам и бухгалтерам – вычитывать документы и договоры, преподавателям – проверять рефераты, курсовые и дипломы, студентам – не только филологам – готовиться к экзаменам. И еще много кому. Людям многих профессий этот навык просто жизненно необходим.

Читайте также
Комментарии (0)