Получаем допуск к ОГЭ: как подготовиться к собеседованию



12 февраля девятиклассникам предстоит пройти собеседование по русскому языку, которое считается допуском к ОГЭ. Оно стало обязательным лишь в прошлом году. Тогда, напомним, с первого раза зачет смогли получить 98% процентов из 1 400 000 российских школьников. О том, что будет представлять из себя собеседование в этом году и на что стоит обратить внимание школьникам при подготовке к нему, редакции ActivityEdu рассказала Елена Провозен, руководитель департамента исследований и разработок образовательной компании MAXIMUM Education.

Серьезных изменений в 2020 году не будет

Несмотря на то, что с итоговым собеседованием в прошлом году с первого раза не смогли справиться почти 28 тысяч школьников (около 2% от общего количества участников испытания), структура собеседования изменений не претерпела. Девятиклассники получат 4 задания, выполнить которые нужно будет в течение 15-16 минут.

Источник фото: 4ege.ru

Задание №1 

Чтение текста вслух.

Время на подготовку – до 2 минут.

Задание №2

Пересказ текста с использованием предложенного высказывания (тот же текст, что и в первом задании). 

Время на подготовку – до 2 минут.

Задание №3

Монолог в одном из предложенных форматов: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение на предлагаемую тему.

Время на подготовку – 1 минута.  

Задание №4

Диалог. В рамках этого задания школьнику предстоит принять участие в диалоге по выбранной в третьем задании теме. 

Времени на подготовку не предусмотрено.

Участник итогового собеседования получит зачет, если наберет как минимум 10 баллов из 20 возможных. Как и за что они начисляются, можно посмотреть в этом документе:

Критерии выставления баллов на собеседовании перед ОГЭ

Готовимся к заданию №1

Повторите правила, касающиеся склонения числительных

В тексте для пересказа обязательно будут числительные. Написать их просто, а вот корректно прочитать – не всегда.

Всем, кто забыл правила, предлагаем повторить их: 

Склонение имен числительных

Повторите правила расстановки ударений

Корректное ударение – отсутствие ошибки. Если у школьника на этапе подготовки к собеседованию возникают проблемы с орфоэпией, обязательно нужно повторить наиболее употребительные слова со сложными ударенияеми.

Правила постановки ударений

Потренируйтесь читать на скорость

Читать текст необходимо выразительно, но уложиться при этом нужно в 2 минуты. Если выпускник не успеет этого сделать, он не получит дополнительный балл. Стоит дополнительно потренировать скорость чтения вслух.

Готовимся к заданию №2

Запоминая, концентрируйтесь на главном

Для того, чтобы получить 2 балла за второе задание, из пересказа нельзя исключать ни один из тезисов (микротем) исходного текста. Если в тексте 4 абзаца, в ответе должно быть 4 тезиса. Их в первую очередь и нужно запомнить, большего за 2 минуты подготовки не успеть. Запоминанию деталей лучше уделить оставшееся время.

Используйте прямое цитирование в конце пересказа 

Цитирование – одно из самых сложных заданий в итоговом собеседовании. Существуют два варианта встраивания цитаты в текст: прямое и косвенное цитирование.

Пример:

Владимир Мальцев: «Изучение английского языка не только помогает людям при путешествиях за границу, но и будет полезно при трудоустройстве».

Эту цитату легко встроить в конце текста, используя слово-связку «не зря» (можно использовать любую другую).

… не зря Владимир Мальцев говорил: «Изучение английского языка не только помогает людям при путешествиях за границу, но и будет полезно при трудоустройстве».

Постарайтесь обойтись без цифр и названий 

Цифр и названий в пересказе лучше избегать, чтобы не допустить фактологических ошибок, а значит, снижения баллов за задание. Фокусируйтесь на тезисах текста, а не на деталях.  

Готовимся к заданию №3

Отдайте предпочтение описанию или повествованию

В третьем задании ученик может выбрать формат монолога: описание, повествование или рассуждение.

Школьники, которые выбирают повествование и описание, имеют базис, на который можно опереться при ответе. В первом случае достаточно припомнить историю из жизни, во втором – посмотреть на описываемую фотографию.

В рассуждении опереться будет не на что. Стоит ли его выбирать? Оставим вопрос открытым.

Используйте клише при описании и слова-связки при повествовании

Для того, чтобы чувствовать себя увереннее и быть готовым к пересказу, лучше заранее запомнить несколько клише и слов-связок, которые помогут выстроить структуру повествования или описания и станут своеобразными подсказками.

Клише:
 ● на фотографии мы видим…;
 ● если внимательно посмотреть на изображение…;
 ● справа (или слева) изображено…;
 ● завершая описание… .
 


 Слова-связки:

● сначала,
● затем,
● после,
● в заключение.

Готовимся к заданию №4

Давайте развернутые ответы на вопросы

Отвечайте не односложно. Даже если вопрос предполагает такой ответ.

Пример:
На вопрос «Сколько вам лет?», лучше ответить не «Мне 16», а более развернуто: «В ноябре этого года мне исполнилось 16. Мне очень нравится мой возраст».

Ошиблись – поправьте себя

Это касается не только 4-го задания. Если вы допустили ошибку во время диалога, монолога, пересказа или чтения – отметьте это сами и исправьте неточность. Тогда ошибку не засчитают.


Гарантией успеха на итоговом собеседовании является качественная подготовка. Чем больше вариантов заданий школьник успеет «проговорить», тем больше у него будет шансов успешно справиться с испытанием 12 февраля.

Желаем успехов всем девятиклассникам!


Материалы по теме: 

Демоверсия собеседования к ОГЭ

Спецификация собеседования к ОГЭ

Варианты заданий итогового собеседования (для подготовки) 


к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)