Орфографическая зоркость: как ее развивать



Грамотно писать должен в идеале каждый человек. Основы этого навыка закладываются в начальной школе. Что такое орфографическая зоркость и как научить этому ребенка, читайте в нашей статье.

Что такое орфографическая зоркость и слух

Стопроцентная грамотность – это прекрасно. Но она невозможна без орфографической зоркости, под которой подразумевается в первую очередь умение видеть сложное, неоднозначное место в слове – букву, которая заставляет сомневаться в выборе верного варианта. 

Слабые ученики пишут, как правило, не задумываясь: им и в голову не приходит, что здесь может быть вовсе не та буква, которая слышится при произношении слова. Поэтому задача взрослого (учителя или родителей) – заставить ребенка сомневаться, а значит, делать сознательный выбор и рассуждать, искать для него обоснование. Понятно, что для этого необходима тренировка − только регулярные занятия помогут ученику быстро находить сложные места в слове и определять вид орфограммы. 

Разработанная орфографическая зоркость заставляет уже при чтении слова обращать внимание на те моменты, которые могут вызвать трудности при написании. Получается, что даже просто читая книги, ребенок заранее, как бы про запас, запоминает правильное (что важно!) написание многих слов. Плюс орфографическая зоркость позволяет находить ошибки, уже допущенные при письме.

А еще избегать ошибок помогает фонематический слух. Это умение заранее, еще до того, как слово ляжет на бумагу, определять спорные места, то есть те, где пишем мы совсем не то, что слышим (например, безударные гласные или глухие/звонкие согласные). 

Факторы, влияющие на развитие орфографической зоркости и слуха

Есть люди, обладающие так называемой врожденной грамотностью. Однако вряд ли они писали совсем без ошибок еще в подготовительной группе детского сада, едва запомнив буквы. Как правило, это просто начитанные люди, имеющие широкий кругозор и прекрасную зрительную память. Они визуально запоминают верное написание слова и, бывает, даже не нуждаются в заучивании некоторых правил, с которыми их знакомит школьный курс русского языка.

Перечислим факторы, которые влияют на развитие орфографической зоркости и слуха: 

  • зрительный – о нем мы сказали выше. Ребенок запоминает правильный вариант и впоследствии его воспроизводит. По этой причине ученик не должен торопиться сразу писать незнакомое слово – следует сперва уточнить его написание у учителя или в словаре. Иначе школьник зафиксирует в памяти ошибочный вариант, и ему будет сложно переучиться;
  • слуховой – ребенок на слух улавливает, где фонема находится в слабой позиции, и подбирает проверочное слово;
  • рукодвигательный – в процессе написания слова на бумаге рука механически запоминает его «двигательный» образ. Для развития этого навыка нужно как можно больше писать именно от руки – печатание на планшете или ноутбуке лишено такого бонуса. Бывает даже, что человек с помощью этого фактора избегает ошибок в каких-либо словах: мол, «рука не пишет»;
  • артикуляционный – речевой аппарат тоже обладает способностью запоминать произношение лексических единиц (плюс многократное повторение тоже этому способствует). Необходимо максимально четкое проговаривать каждое слово, но не как слышим и как привыкли произносить лексемы при обычном разговоре, а так, как пишем (как бы забавно это ни звучало на практике). 

Упражнения на развитие орфографической зоркости

Нельзя сказать, что проблема правописания существует в русском языке столько же, сколько и сама письменность: монахи-летописцы и безвестный автор «Слова о полку Игореве» явно не задумывались над безударными гласными или правилами написания одной или двух Н в суффиксах прилагательных и причастий. Тем не менее очевидно, что задача эффективного обучения грамотности существует не одно столетие. Все методики давно отработаны, ничего революционного в них нет. Как правило, учителя начальной школы опираются на разработки Д. Н. Богоявленского, П. С. Жедек, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского и других корифеев обучения орфографии. 

Предлагаем несколько упражнений разных авторов, которые пригодятся как учителям на уроках, так и родителям, желающим помочь своим детям в деле освоения грамотности. Ведь процесс пойдет быстрее, если развивать грамотность не только в школе, но и дома. Любое из этих упражнений можно выполнять даже с первоклашками. 

Упражнение для развития зрительного фактора 

Цель – сделать так, чтобы ребенок визуально запомнил безошибочное написание слова. То есть он должен сначала подумать и лишь затем зафиксировать правильный вариант на бумаге. Для этого есть разные способы.

А. Учитель/родитель диктует слово с орфограммой (например, с безударной гласной, которую можно проверить ударением). Дети должны записать сначала проверочное слово (то есть отработать орфограмму) и только потом проверяемое. Этот метод научит ребенка быстро обосновывать выбранную букву.

Б. Учитель пишет на доске текст, дети его выразительно читают, все орфограммы объясняются. Затем ученики фиксируют в памяти самые сложные слова и, закрыв глаза, пытаются «увидеть» их мысленным взором. Текст на доске закрывается. Важно: если в процессе написания диктанта ребенок поймет, что не уверен в правильности выбранной буквы, то учитель разрешает в таком случае поставить на месте орфограммы просто точку. 

Кстати, некоторые учителя начальных классов рекомендуют перед диктантом показать его текст самым слабым ученикам в надежде, что они хоть что-то запомнят и напишут правильно. 

Из практики

Есть нестандартные методы и при проверке работы. Например, учительница начальных классов Галина Анатольевна Воеводина из Подмосковья не исправляет ошибку в тетради, а лишь ставит палочку на полях той строки, где допущен недочет. Ребенок должен сам обнаружить ошибку. Правда, слабым ученикам Галина Анатольевна дает поблажку – указывает номер орфограммы. И лишь после того, как будет выполнена работа над ошибками, ученик получает оценку.

Упражнение для развития слухового фактора

А. Во время диктовки учитель/родитель слегка стучит по столу карандашом в тот момент, когда в тексте встречается слово с орфограммой. Это сразу заставляет детей насторожиться и попытаться отыскать сложное место, если они его сами до этого не заметили.

Б. Второй вариант – устный диктант. Когда взрослый произносит слово с орфограммой (например, безударной гласной), дети должны хлопнуть в ладоши. Если в лексеме два или три сложных места, то каждое из них сопровождается хлопками.

Упражнение для развития рукодвигательного фактора 

Это самый простой вид упражнений. Надо всего лишь как можно больше писать от руки те слова, которые следует запомнить, – так в памяти фиксируется их графический образ. Кстати, выработка каллиграфического почерка тоже способствует благому делу обучения грамотности.

Из практики

Полина Соломоновна Жедек предлагает усовершенствовать процесс списывания текста из учебника. Для этого дети в 1–2-х классах должны использовать следующий алгоритм:

1) прочитать лексему/словосочетание; 2) повторить вслух, не заглядывая в книгу; 3) выделить орфограммы; 4) прочитать еще раз (не по буквам, а так, как мы читаем обычно); 5) повторить так, как слово будет написано; 6) записать в тетрадь, действуя только по памяти; 7) проверить (выделить слоги, подчеркнуть орфограммы).

В 3–4-х классах алгоритм сокращается:

1) прочитать словосочетание и повторить по памяти; 2) прочитать еще раз; 3)  записать, диктуя себе по памяти; 4) сверить с учебником.

Упражнение для развития артикуляционного фактора

В этом случае текст диктует не взрослый, а сам ребенок. Каждое слово он читает по слогам, проговаривает максимально четко, выделяя каждую согласную и каждую гласную, а не только ударную. Особенно эффективен этот прием при отработке написания самых сложных слов.

Почему важно тренировать орфографическую зоркость

Как мы уже убедились, орфографическая зоркость – непременное условие для грамотной письменной речи. Недостаточно просто выучить все правила, предлагаемые школьной программой по русскому языку, – нужно научиться использовать информацию на практике. Для этого ребенок должен привыкнуть самостоятельно замечать соответствующие моменты в тексте. Умение видеть проблемные места в лексемах, определять вид орфограммы и оперативно применять нужное правило – залог безошибочного написания даже сложных слов. Все эти навыки и дает нам хорошо развитая орфографическая зоркость.

Еще раз повторим, что развивать орфографическую зоркость нужно с первого класса, как только ребенок начнет знакомиться с письменной речью. Но это не значит, что проблемы с грамотностью у учеников среднего и старшего звена совсем-совсем безнадежны. Они тоже поддаются корректировке, но процесс будет много сложнее.  

Подчеркнем, что главное условие для достижения успеха – регулярность тренировок. Наверное, даже очень занятые родители могут найти 5–10 минут вечером на выполнение одного упражнения. Другой вариант – попытаться вывести грамотность ребенка на новый уровень во время предстоящих летних каникул. 

к комментариям


Читайте также

Комментарии (2)