Не просто красиво: как заставить школьные стены работать



Школьные стены могут стать прекрасным каналом визуального общения с учениками, сотрудниками, родителями и гостями, а также отличным педагогическим инструментом. Как этого добиться и какие задачи можно решить, используя школьные стены, рассказывает Рая Ивановская, руководитель студии Design for School

Как заставить школьные стены работать

– Общаясь с директорами школ на тему дизайна интерьера образовательных организаций, я встречала самые разнообразные, иногда диаметрально противоположные, мнения о том, что должно быть на школьных стенах, – делится Рая Ивановская. – Кто-то был полон решимости покрыть все вокруг обучающей информацией и рассматривал стены, как учебник, а кто-то был настроен категорически против, утверждая, что «ничего не надо размещать на стенах, на качество обучения это не влияет».

Но школа – это огромное пространство, и подход к дизайну стен, как и ко всему остальному, должен быть осознанным и системным. В разных местах должны быть разные функциональные поверхности, решающие ваши конкретные задачи – от имиджевых до педагогических.

5 типов задач, которые можно «поручить» стенам

1. Презентационная. Лицо и ценности школы

Разместите на стенах символику школы, расскажите о ваших основных ценностях, достижениях и внутренней культуре. 

В таких зонах удобно проводить презентации, официальные фото- и видеосъемки, начинать экскурсии. Гостям, родителям, будущим сотрудникам и ученикам вы сможете наглядно показать, чем вы гордитесь в первую очередь и чем отличаетесь от других школ.

Где можно разместить: фойе, центральный холл школы.

Совет: так как это презентационная зона, лучше не экономить на печати и материалах крепления, иначе это будет смотреться блекло, и важных гостей привести сюда уже не получится.

Как заставить школьные стены работать

Как заставить школьные стены работать

Как заставить школьные стены работать

Как заставить школьные стены работать

2. Информационная

Школе нужно доносить информацию до учеников, учителей, родителей не только цифровым способом.

Тут многие скажут: стоп, но у нас уже есть такая стена. Вы правы, но доска с пластиковыми карманами – это не очень красиво и не очень удобно. Важно учитывать эргономику восприятия визуальной информации, иначе она просто не будет считываться.

Помимо оформления больших информационных зон, надо продумывать подачу информации другого порядка: например, правила поведения в разных помещениях.

Где можно разместить: фойе, центральный холл, рекреации или коридоры на этажах.

Советы: 

  1. Самое главное – это смысл, не надо лишнего украшательства.
  2. Информация на стене должна восприниматься легко и просто.
  3. Текст упрощайте и оставляйте только суть, пишите кеглем не меньше 16 пунктов. Всю дополнительную информацию давайте по QR-коду. Дети с радостью прочтут ее с телефона.
  4. Смотрите на информационную зону как на единую композицию.
  5. Избегайте визуальной и информационной перегрузки.
  6. Располагайте информационные зоны на видных местах, где проходит большой поток учеников.

Как заставить школьные стены работать

Обратите внимание, что можно составлять листы А4 в разных комбинациях

3. Выставочная

Выставка – отличный способ разнообразить и оживить пространство, показать ученикам что-то вдохновляющее и необычное, инициировать обсуждения и дискуссии на актуальные темы, продемонстрировать школьному комьюнити достижения детей, а самое главное – вовлечь их в жизнь школы.

Работа над выставкой – это отдельный образовательный процесс, который формирует массу важных навыков: умение подавать информацию, распределять роли в команде, рецензировать.

Где можно разместить: где угодно. К примеру, в одной из школ выставка была прямо в столовой. Но традиционные места – это холлы, рекреации, коридоры.

Совет: самый простой способ подготовить поверхность для выставки – использовать подвесные системы с крепежами. Можно прибегнуть и к более креативным решениям: например, повесить струны и прищепки, сетку, фетр или пробку.

Как заставить школьные стены работать

Выставка работ нейросети, которую обучили на произведениях художников XX века. Тема выставки – искусственный интеллект и творчество

Как заставить школьные стены работать

Вариант крепления детских работ на железной сетке

4. Обучающая

Во многих школах на стенах размещают учебный материал в надежде на то, что дети будут его читать и запоминать, проходя мимо.

Если подобные композиции никак не использовать в активном учебном процессе с вовлечением детей, вся задумка превратится в информационный шум и будет в лучшем случае играть декоративную роль. Но если выходить с учениками из класса и включать подобные решения в разные образовательные сценарии, это не только разнообразит педагогический процесс, но и сделает такую стену «фишкой» вашей школы.

Где можно разместить: рекреации, холлы.

Совет: обсудите стену с учителями. Что они могут предложить? Какие педагогические сценарии в обучении? На какой уровень интерактивности рассчитывают? Есть ли у них самих интересные идеи, которые они хотели бы реализовать?

Как заставить школьные стены работать

Холл кадетского класса

Как заставить школьные стены работать

Стена около кабинета биологии


Дизайн холла начальной школы для развития эмоционального интеллекта

5. Самовыражение и творчество

Тот самый вариант, о котором большинство директоров говорят: «Только не у нас в школе! Знаете, что они нарисуют?!» И все же не оставляйте такие поверхности на произвол судьбы. Организовывайте совместные творческие задания, опросы, поздравления с праздниками. Проводите брейнштормы, командные работы над mind map – активно задействуйте эти поверхности в жизни школы.

Где можно разместить: рекреации, холлы, классы.

Совет: грифельные поверхности – самый безопасный и выразительный вариант. Ребенок с мелком ничего не сможет нарисовать на соседних стенах. Маркерные стены больше подходят для брейнштормов и записей в средней и старшей школе.

Как заставить школьные стены работать

На маркерной поверхности старшеклассники пишут, что они читают в данный момент

Как заставить школьные стены работать

Совместная работа детей в «Новой школе»

Сначала функция, потом дизайн 

Понимая, что у поверхности должна быть задача, можно системно распределить функциональные поверхности по всей школе и затем переходить к дизайну. Именно такой подход позволяет сделать все красиво, осмысленно и в едином стиле. Но самое главное – вовлечь учителей и учеников в работу с пространством школы, которое начнет жить, меняться и развиваться.

Как избежать ошибок в оформлении стендов, прочтите здесь.

Больше идей и решений в работе со школьными стенами найдете здесь:

«Новая Эра», г. Тулун

Школа №1515 г. Москвы

ГБОУ № 1080 г. Москвы

ГБПОУ ФК № 35 г. Москвы 

ГБОУ Школа № 1542 г. Москвы

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)