Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию: мифы и алгоритм успеха




Одно из самых сложных и «дорогих» по баллам заданий ЕГЭ по обществознанию – мини-сочинение. О том, как при его написании избежать возможных ошибок, рассказывает учитель обществознания и руководитель отдела преподавания образовательной компании MAXIMUM Education Андрей Григорьев.

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию

– На первый взгляд кажется, что сочинение – это творческое задание, – рассказывает Андрей Григорьев. – Многие считают, что при его выполнении главное – это показать свои эрудированность, навык письма и логичность. Но именно в контексте ЕГЭ по обществознанию требуется нечто иное. На экзамене абсолютно не учитывается грамотность письма или же красивое изложение мысли. Сочинение здесь – это шаблонное задание. При его написании важно исключить все существующие мифы.

Топ-5 мифов о мини-сочинении на ЕГЭ по обществознанию

Миф №1

Многие говорят, что в мини-сочинении обязательно нужно обозначить проблему. Это не так. Взять ее за основу можно, но совершенно необязательно. Далеко не все высказывания в ЕГЭ по обществознанию в принципе имеют проблемный характер. Об этом открыто говорят представители ФИПИ. 

Миф №2

Существует суждение, что нужно высказывать собственную позицию: свое согласие или несогласие с описываемым. Конечно, никто не запрещает это делать. Но дополнительных баллов на экзамене это не принесет. 

Миф №3

Можно часто услышать, что чем больше теории в сочинении, тем лучше. Это также не совсем правильно. В мини-сочинении учитывается раскрытие ключевых понятий и тезисов. Экспертами оценивается исключительно та теория, которая относится к теме высказывания. 

Миф №4

Есть мнение, что для каждой темы в ЕГЭ существуют заготовленные шаблоны. По сути, это тоже миф, но наполовину. Нельзя отрицать, что уже есть база интересных примеров. Однако при оценивании учитывается не только сам факт примера, но и логичная связь его сути с рассуждениями в сочинении. 

Миф №5

Этот миф гласит, что существует множество источников для приведения примеров в сочинении. На самом деле их лишь 3 (подробнее об этом скажем дальше). 

Реальность: хорошо, а как нужно писать мини-сочинение?

Алгоритм может выглядеть следующим образом:

  1. Сначала необходимо раскрыть основную идею автора высказывания. Чтобы было проще это сделать, экзаменуемый может представить, что ему нужно объяснить суть на обществоведческом языке человеку, который ознакомился с цитатой, но не вполне понял, о чем речь. В случае успеха это сразу принесет 1 балл.
  2. Любая цитата в ЕГЭ по обществознанию имеет привязку к конкретной теме или теоретическому блоку. Важно раскрыть термины из высказывания и сделать небольшой вывод. Также можно раскрыть теоретический тезис или фрагмент: например, описать функции или признаки какого-либо понятия. За эту часть сочинения уже можно получить 3 балла: 2 – за теорию и 1 – за связность рассуждений.
  3. В мини-сочинении ЕГЭ по обществознанию отдельно оцениваются примеры. Они должны быть тесно связаны с рассуждениями и взяты из разных источников. Первым из них является история. За основу обычно берется историко-культурный стандарт. Ко второму источнику относится личный опыт: истории из своей жизни, из жизни родителей, друзей, знакомых, просмотренные фильмы, прочитанные книги. Третий источник – это социальный опыт: информация из СМИ, факты общественной жизни, а также различные статистические исследования. Примеры также важно сопровождать микровыводами, чтобы показать связь с теорией. Если все сделать правильно, можно получить еще 2 балла.

Комбинировать все эти части алгоритма можно по-своему, главное – попасть в критерии. Но все же стоит придерживаться этих шагов, чтобы сократить время, минимизировать риск и использовать небольшой объем слов в своем сочинении.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)