Как увеличить словарный запас английского языка. Советы преподавателя

Thu Sep 20 2018 15:02:24 GMT+0000 (GMT)
7 0 377

Как запоминать больше новых английских слов: быстро и без зубрежки?

Из этой статьи вы поймете свои ошибки, узнаете все эффективные методы расширения словарного запаса и сразу же научитесь их применять.

Что такое словарный запас?

Словарный запас – это то, сколько слов вы используете в своей речи. Ключевое понятие – используете.  То есть не где-то слышали или проходили в школе, а именно пользуетесь: в быту, на работе с иностранными клиентами, в переписке с американским интернет-магазином и так далее.

Словарный запас бывает активным, пассивным и потенциальным. Активный – это те слова, которые вы используете в собственной речи: в беседе или письме. Пассивный – это слова, которые вы узнаете, слушая английскую речь или читая. Наконец, потенциальный:  слова, о значении которых вы можете догадаться, даже если вы никогда раньше с ними не сталкивались. Здесь два основных помощника: контекст – окружающие слова и общая тема, и морфология – суффиксы и приставки.

Пример потенциального словаря:

вы решили перейти на модное сегодня правильное питание и с увлечением читаете книгу американского диетолога. Он пишет: «Any food consists of fats, proteins and carbohydrates». Вам знакомо слово protein: в русском есть такое же. Вы знаете слово fat: или по аналогии с известным его значением «толстый», догадываетесь, что речь идет о жирах. А вот длинное и сложное carbohydrates вы видите в первый раз, но из контекста понимаете, что речь идет об углеводах. Слово carbohydrates – в вашем потенциальном словаре.

Когда вы изучаете язык, нужно расширять объем всех трех категорий, а не, как часто считают, только активного. Без богатого пассивного и потенциального словарей языковой уровень не вырастет никогда. А ведь это и есть ваша цель, правда?

Основные ошибки при изучении новых слов

В нашей школе английский язык учат 10 лет. При этом обычный выпускник не может похвастаться беглой речью или хотя бы умением понимать текст песни или содержание фильма в оригинале. Парадокс?

Вот уже взрослый человек задумывает покорить английский. Начинает смотреть сериалы, читать профессиональную литературу,  скачивает массу приложений … и практически никакого эффекта. Почему так происходит?

1.    Вы не ставите цель.

В школе английскому часто учат «просто так», как обычному предмету из расписания. Есть программа, есть поурочные планы: весь этот объем должен осесть у ребенка в сознании. Интересно ли ему, соответствует ли это его возрасту и потребностям – эти вопросы почти никогда не определяют содержание курса.

Взрослые тоже учат английский «нахрапом», не понимая когда, где и, главное, зачем они будут на нем разговаривать.

Вывод: определите, для чего вам нужен английский и какой именно. Максимально сузьте цель: не “для работы”, а для “переговоров с иностранными коллегами на конференции о сельскохозяйственной технике”, не “для учебы”, а  для “того, чтобы понимать профессиональную литературу о маркетинге”. 

2.         Вы ставите неправильную цель.

У школьников  цель - ЕГЭ, и они учат слова, которые никогда больше им не пригодятся. По крайней мере, в быту.

Взрослым предлагают тематические курсы, например, «английский для туристов», казалось бы, со стопроцентным результатом. Но опять разочарование. Все время уходит на то, чтобы выучить слова-названия одежды, продуктов, членов семьи. Зачем? В магазинах все понятно без слов: бери, иди на кассу. Чтобы выучить слова mother и father, нужно секунд 30, а вереницы кузенов и троюродных бабушек не нужны никому.

Вывод: учите слова, которые вы точно будете использовать.

 3.        Вы ставите невыполнимые цели

Много лет назад методисты придумали единую европейскую шкалу языковой компетентности – CEFR. Она описывает все возможные уровни владения английским языком: название, умения, темы и приблизительный объем словаря.

Пример:

Если у вас начальный уровень, скажем, A1, ваш словарный запас – 200 слов. Вы можете старательно заниматься, но больше 50 слов вы не выучите. Вызубрить вы их сможете, но использовать в речи не научитесь, как ни старайтесь - это предел вашего языкового уровня.

Вывод: учите слова только своего уровня языка.

Почему не работают традиционные методы

Как мы обычно учим слова? По темам. Проблема в том, что в жизни мы “по темам” не говорим. Даже если вы в ресторане, это не означает, что ваш разговор будет о еде: вы назовете пару блюд официанту, а то и вовсе ткнете пальцем меню, сказав «Мне вот это». А если вы в кино, вы уж точно не будете говорить про фильмы. Кино – это же свидание или выходной с детьми. Зачем там говорить о кино?

Что это значит? Словарный запас развивается только по потребности. Простая схема: вам нужно какое-то слово в конкретной ситуации, вы ищете его в словаре или достаете из запасов памяти. Все существующие методы не задействуют самое важное – языковую потребность, поэтому они не работают.

Самое главное правило в изучении слов 

Закончите фразу: «Васе стукнуло … и в сентябре он собирается …». Надеюсь, у вас получилось «Васе стукнуло 7 лет, и в сентябре он собирается в школу». А теперь представьте, что это упражнение должен сделать человек, изучающий русский. Сложно ему? Конечно! Если мы возьмем пропущенные слова «стукнуло» и «собирается» отдельно от контекста, вне связи с другими словами, да еще и в словарной форме – стукнуть, собраться – то шансы выполнить это задание и запомнить эти слова в нужном значении ничтожны.

Слова существуют в речи только в окружении других слов, и запоминать их нужно точно так же! Нет никакой пользы от названий городской инфраструктуры – school,  shop, hospital – мы практически никогда не употребляем их просто так, назывательно. А вот study at school, online shop, get into hospital – в таком виде их можно встретить везде: в книгах, статьях, фильмах, песнях.

Вывод: самое главное правило в изучении новых слов – их нужно учить сразу в контексте.

Где искать новые слова 

Теперь, когда вы знаете, что главное – это личная цель и контекст, нужно понять, где найти подходящий материал.

1.    То, что вы любите: фильмы, знакомые с детства, модные сериалы, книги по своей профессии – все это отличное подспорье. Помните: лучше меньше да лучше. Не пытайтесь понять все подряд, не проверяйте значение всех незнакомых слов! Услышали в кино, как один герой назвал другого лежебокой, вам стало интересно, как же это по-английски, - вот это настоящий повод для того, чтобы загуглить незнакомое слово и 100% гарантия, что вы его запомните.

2.    Специальная литература. По-английски они называются Vocabulary Resource Pack. Обратите внимание: это НЕ учебники. Авторов и издательств много, но структура таких пособий примерно одинакова: у каждого есть один уровень сложности, слова собраны по темам, после объяснений вас ждут несколько упражнений на использование и запоминание.

3.    Реалии. Это слово означает предметы, объекты и события из вашей жизни, в которых что-то (возможно, и все) названо по-английски. Заказали что-то в интернет-магазине? Не спешите выбрасывать упаковку и чек: там точно будет пара десятков новых слов. Найдите опцию «Настройки» в своем телефоне, переключите интерфейс на английский. Интересно и полезно! Забейте в поиске News и пробегитесь по заголовкам: вы узнаете, как во всем мире рассказывают о событиях, которые вы уже посмотрели в утренних новостях. Бирки на одежде, инструкции к технике, перечень ингредиентов в соусе – все это просто кладезь новых слов!

Топ-5 способов увеличить словарный запас

1.    Узнайте свой тип восприятия информации. Если вы визуал, то есть вам проще всего узнавать и запоминать новое, глядя на него, то забудьте про песни и фильмы. Пусть они будут, но не как основное средство, а просто развлечение с пользой.

2.    Обращайте внимание на словообразующие элементы: суффиксы и приставки. В английском у всех них четкие значения, которые помогут вам догадаться о значении слова. 

Пример:

ER/OR - это суффикс существительного, означающий  деятеля: drivER, teachER, actOR. LESS - суффикс прилагательного, означающий нехватку чего-то: childLESS, moneyLESS, homeLESS. 

3.    Придумайте свою систему карточек.

Слово – перевод не работает, потому что а) мы не говорим словами, б) вы опираетесь только на один нейронный путь. Если с ним что-то случается (незнакомая обстановка, стресс, вы голодны, заболели, вам жарко), то нужное слово вы не вспомните.

 Ваша личная система карточек может включать:

  • схематичные рисунки,
  • ассоциации,
  • примеры,
  • готовые фото из интернета

Отличный вариант карточек – ментальная карта. Ключевое слово, от которого вы будете рисовать связи и записывать новые слова, может быть любым. Самих связей и слов – тысячи вариантов. Это самый настоящий индивидуальный инструмент запоминания.

4.    Постоянно используйте новые слова в речи. Лучше всего – найти собеседника. В сети полно ресурсов, которые созданы для такой взаимной прокачки разговорных навыков. Если вы стесняетесь разговаривать с незнакомыми носителями, договоритесь с приятелем: 5 минут каждой беседы пусть будет на английском. 

Еще один работающий вариант – писать мини-сочинения. Выучили 5 новых слов, отлично! Тут же запишите небольшой рассказ со всеми ними. Тема неважна. Важно, чтобы это был рассказ, в котором всем словам нашлось бы место и роль – они должны что-то значить лично для вас. Пусть новым словом будет elephant – скажите, как вы к ним относитесь, когда в последний раз видели, какие у них большие уши, что они едят, боятся ли они мышей, как считают многие и так далее. Вы увидите, как слово оживет.

5.         Расслабьтесь. Расширение словарного запаса – это всего лишь средство. Мы хотим знать больше слов, чтобы больше и быстрее понимать друг друга и выражать свои мысли четче. Получайте удовольствие от самого процесса:

  • Не хотите делать скучные упражнения на подстановку? Решайте кроссворды на английском!
  • Лень разбираться, о чем эта новомодная песня? Подпевайте любимым певцам и знакомым песням!
  • Нет времени на длинные фильмы? Минутный ролик на ютубе может научить вас большему, если вам нравится его содержание.Как запоминать больше новых английских слов быстро и без зубрежки 
Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Как увеличить словарный запас английского языка. Советы преподавателя

Как запоминать больше новых английских слов быстро и без зубрежки
7 0 377

Thu Sep 20 2018 15:02:24 GMT+0000 (GMT)

Ксения Майорова
Подписаться

Как запоминать больше новых английских слов: быстро и без зубрежки?

Из этой статьи вы поймете свои ошибки, узнаете все эффективные методы расширения словарного запаса и сразу же научитесь их применять.

Что такое словарный запас?

Словарный запас – это то, сколько слов вы используете в своей речи. Ключевое понятие – используете.  То есть не где-то слышали или проходили в школе, а именно пользуетесь: в быту, на работе с иностранными клиентами, в переписке с американским интернет-магазином и так далее.

Словарный запас бывает активным, пассивным и потенциальным. Активный – это те слова, которые вы используете в собственной речи: в беседе или письме. Пассивный – это слова, которые вы узнаете, слушая английскую речь или читая. Наконец, потенциальный:  слова, о значении которых вы можете догадаться, даже если вы никогда раньше с ними не сталкивались. Здесь два основных помощника: контекст – окружающие слова и общая тема, и морфология – суффиксы и приставки.

Пример потенциального словаря:

вы решили перейти на модное сегодня правильное питание и с увлечением читаете книгу американского диетолога. Он пишет: «Any food consists of fats, proteins and carbohydrates». Вам знакомо слово protein: в русском есть такое же. Вы знаете слово fat: или по аналогии с известным его значением «толстый», догадываетесь, что речь идет о жирах. А вот длинное и сложное carbohydrates вы видите в первый раз, но из контекста понимаете, что речь идет об углеводах. Слово carbohydrates – в вашем потенциальном словаре.

Когда вы изучаете язык, нужно расширять объем всех трех категорий, а не, как часто считают, только активного. Без богатого пассивного и потенциального словарей языковой уровень не вырастет никогда. А ведь это и есть ваша цель, правда?

Основные ошибки при изучении новых слов

В нашей школе английский язык учат 10 лет. При этом обычный выпускник не может похвастаться беглой речью или хотя бы умением понимать текст песни или содержание фильма в оригинале. Парадокс?

Вот уже взрослый человек задумывает покорить английский. Начинает смотреть сериалы, читать профессиональную литературу,  скачивает массу приложений … и практически никакого эффекта. Почему так происходит?

1.    Вы не ставите цель.

В школе английскому часто учат «просто так», как обычному предмету из расписания. Есть программа, есть поурочные планы: весь этот объем должен осесть у ребенка в сознании. Интересно ли ему, соответствует ли это его возрасту и потребностям – эти вопросы почти никогда не определяют содержание курса.

Взрослые тоже учат английский «нахрапом», не понимая когда, где и, главное, зачем они будут на нем разговаривать.

Вывод: определите, для чего вам нужен английский и какой именно. Максимально сузьте цель: не “для работы”, а для “переговоров с иностранными коллегами на конференции о сельскохозяйственной технике”, не “для учебы”, а  для “того, чтобы понимать профессиональную литературу о маркетинге”. 

2.         Вы ставите неправильную цель.

У школьников  цель - ЕГЭ, и они учат слова, которые никогда больше им не пригодятся. По крайней мере, в быту.

Взрослым предлагают тематические курсы, например, «английский для туристов», казалось бы, со стопроцентным результатом. Но опять разочарование. Все время уходит на то, чтобы выучить слова-названия одежды, продуктов, членов семьи. Зачем? В магазинах все понятно без слов: бери, иди на кассу. Чтобы выучить слова mother и father, нужно секунд 30, а вереницы кузенов и троюродных бабушек не нужны никому.

Вывод: учите слова, которые вы точно будете использовать.

 3.        Вы ставите невыполнимые цели

Много лет назад методисты придумали единую европейскую шкалу языковой компетентности – CEFR. Она описывает все возможные уровни владения английским языком: название, умения, темы и приблизительный объем словаря.

Пример:

Если у вас начальный уровень, скажем, A1, ваш словарный запас – 200 слов. Вы можете старательно заниматься, но больше 50 слов вы не выучите. Вызубрить вы их сможете, но использовать в речи не научитесь, как ни старайтесь - это предел вашего языкового уровня.

Вывод: учите слова только своего уровня языка.

Почему не работают традиционные методы

Как мы обычно учим слова? По темам. Проблема в том, что в жизни мы “по темам” не говорим. Даже если вы в ресторане, это не означает, что ваш разговор будет о еде: вы назовете пару блюд официанту, а то и вовсе ткнете пальцем меню, сказав «Мне вот это». А если вы в кино, вы уж точно не будете говорить про фильмы. Кино – это же свидание или выходной с детьми. Зачем там говорить о кино?

Что это значит? Словарный запас развивается только по потребности. Простая схема: вам нужно какое-то слово в конкретной ситуации, вы ищете его в словаре или достаете из запасов памяти. Все существующие методы не задействуют самое важное – языковую потребность, поэтому они не работают.

Самое главное правило в изучении слов 

Закончите фразу: «Васе стукнуло … и в сентябре он собирается …». Надеюсь, у вас получилось «Васе стукнуло 7 лет, и в сентябре он собирается в школу». А теперь представьте, что это упражнение должен сделать человек, изучающий русский. Сложно ему? Конечно! Если мы возьмем пропущенные слова «стукнуло» и «собирается» отдельно от контекста, вне связи с другими словами, да еще и в словарной форме – стукнуть, собраться – то шансы выполнить это задание и запомнить эти слова в нужном значении ничтожны.

Слова существуют в речи только в окружении других слов, и запоминать их нужно точно так же! Нет никакой пользы от названий городской инфраструктуры – school,  shop, hospital – мы практически никогда не употребляем их просто так, назывательно. А вот study at school, online shop, get into hospital – в таком виде их можно встретить везде: в книгах, статьях, фильмах, песнях.

Вывод: самое главное правило в изучении новых слов – их нужно учить сразу в контексте.

Где искать новые слова 

Теперь, когда вы знаете, что главное – это личная цель и контекст, нужно понять, где найти подходящий материал.

1.    То, что вы любите: фильмы, знакомые с детства, модные сериалы, книги по своей профессии – все это отличное подспорье. Помните: лучше меньше да лучше. Не пытайтесь понять все подряд, не проверяйте значение всех незнакомых слов! Услышали в кино, как один герой назвал другого лежебокой, вам стало интересно, как же это по-английски, - вот это настоящий повод для того, чтобы загуглить незнакомое слово и 100% гарантия, что вы его запомните.

2.    Специальная литература. По-английски они называются Vocabulary Resource Pack. Обратите внимание: это НЕ учебники. Авторов и издательств много, но структура таких пособий примерно одинакова: у каждого есть один уровень сложности, слова собраны по темам, после объяснений вас ждут несколько упражнений на использование и запоминание.

3.    Реалии. Это слово означает предметы, объекты и события из вашей жизни, в которых что-то (возможно, и все) названо по-английски. Заказали что-то в интернет-магазине? Не спешите выбрасывать упаковку и чек: там точно будет пара десятков новых слов. Найдите опцию «Настройки» в своем телефоне, переключите интерфейс на английский. Интересно и полезно! Забейте в поиске News и пробегитесь по заголовкам: вы узнаете, как во всем мире рассказывают о событиях, которые вы уже посмотрели в утренних новостях. Бирки на одежде, инструкции к технике, перечень ингредиентов в соусе – все это просто кладезь новых слов!

Топ-5 способов увеличить словарный запас

1.    Узнайте свой тип восприятия информации. Если вы визуал, то есть вам проще всего узнавать и запоминать новое, глядя на него, то забудьте про песни и фильмы. Пусть они будут, но не как основное средство, а просто развлечение с пользой.

2.    Обращайте внимание на словообразующие элементы: суффиксы и приставки. В английском у всех них четкие значения, которые помогут вам догадаться о значении слова. 

Пример:

ER/OR - это суффикс существительного, означающий  деятеля: drivER, teachER, actOR. LESS - суффикс прилагательного, означающий нехватку чего-то: childLESS, moneyLESS, homeLESS. 

3.    Придумайте свою систему карточек.

Слово – перевод не работает, потому что а) мы не говорим словами, б) вы опираетесь только на один нейронный путь. Если с ним что-то случается (незнакомая обстановка, стресс, вы голодны, заболели, вам жарко), то нужное слово вы не вспомните.

 Ваша личная система карточек может включать:

  • схематичные рисунки,
  • ассоциации,
  • примеры,
  • готовые фото из интернета

Отличный вариант карточек – ментальная карта. Ключевое слово, от которого вы будете рисовать связи и записывать новые слова, может быть любым. Самих связей и слов – тысячи вариантов. Это самый настоящий индивидуальный инструмент запоминания.

4.    Постоянно используйте новые слова в речи. Лучше всего – найти собеседника. В сети полно ресурсов, которые созданы для такой взаимной прокачки разговорных навыков. Если вы стесняетесь разговаривать с незнакомыми носителями, договоритесь с приятелем: 5 минут каждой беседы пусть будет на английском. 

Еще один работающий вариант – писать мини-сочинения. Выучили 5 новых слов, отлично! Тут же запишите небольшой рассказ со всеми ними. Тема неважна. Важно, чтобы это был рассказ, в котором всем словам нашлось бы место и роль – они должны что-то значить лично для вас. Пусть новым словом будет elephant – скажите, как вы к ним относитесь, когда в последний раз видели, какие у них большие уши, что они едят, боятся ли они мышей, как считают многие и так далее. Вы увидите, как слово оживет.

5.         Расслабьтесь. Расширение словарного запаса – это всего лишь средство. Мы хотим знать больше слов, чтобы больше и быстрее понимать друг друга и выражать свои мысли четче. Получайте удовольствие от самого процесса:

  • Не хотите делать скучные упражнения на подстановку? Решайте кроссворды на английском!
  • Лень разбираться, о чем эта новомодная песня? Подпевайте любимым певцам и знакомым песням!
  • Нет времени на длинные фильмы? Минутный ролик на ютубе может научить вас большему, если вам нравится его содержание. 
Читайте также
Комментарии (0)