Как не ошибиться при выборе Монтессори-школы

Tue Oct 09 2018 12:45:35 GMT+0000 (GMT)
43 0 300

Все большую популярность в мире набирают Монтессори-школы. Чем они отличаются и как не ошибиться в выборе.

Если человек мало знаком с ключевыми принципами педагогики Монтессори, его может сбить с толку один только вид школьного класса. Здесь нет привычных рядов парт и стульев, «главенствующего» места учителя перед классом, нет места «у доски», куда учеников вызывают для показательного решения задачи. Пространство Монтессори-класса больше похоже на комнату в офисном здании, лабораторию или большой исследовательский кабинет. Многие родители задаются вполне закономерным вопросом: каким образом здесь все работает? Почему столь необычная система обучения детей считается одной из лучших в мире? Чем отличаются Монтессори-школы друг от друга и как не ошибиться в выборе? 

Методика Марии Монтессори направлена на максимальное раскрытие детского интеллектуального и творческого потенциала. В этой системе нет единых требований и программ обучения, но есть основные принципы и подходы к воспитанию, развитию и обучению детей. Каждый человек неповторим и уникален, а значит изучает и познает окружающий мир по-своему. В системе Монтессори дети занимаются в собственном темпе, они свободны в выборе занятий и игр, руководствуются личными интересами и ощущениями. Каждый малыш от природы любознателен, поэтому взрослым особенно важно не лишить его интуитивного интереса к окружающим предметам, процессам и событиям. Вместо строгой организации процесса, взрослый (воспитатель, педагог или родитель) предлагает малышу самому узнать мир, формируя для него особое образовательное пространство.   

Все начинается с детского сада

Детский сад, устроенный по принципу Монтессори, это отдельный мир, в котором любая вещь - учебное пособие. Не зря девиз системы - «Помоги мне это сделать самому!». Самая обыденная вещь вроде чашки, бутылочки, ложки или веревочки для ребенка является развивающим пособием. С их помощью ребята знакомятся с бытом людей, развивают чувственное восприятие и мелкую моторику. Ведь можно бросать, завязывать, выливать, вертеть, перекладывать – простые на первый взгляд действия очень много значат для малыша в период раннего развития. Конечно, существуют замысловатые Монтессори-материалы – деревянные фигурки, лесенки, башни, рамки и т.д. Малыши сами выбирают, во что играть.

 Основная задача этого возрастного периода – развить чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус и т.д.). Поэтому пространство Монтессори-сада делится на зоны, каждая из которых посвящена той или иной сфере восприятия. Особая зона формирует навыки самообслуживания. Нередко ее называют зоной «практической жизни»: в ней дети учатся мыть посуду, застегивать пуговицы, убираться и чистить зубы.

Как устроена Монтессори-школа

Ученик начальной школы переходит на новую ступень развития. Если раньше он развивал чувственное восприятие, учился формулировать мысли, активно трогал окружающие предметы пальчиками, то теперь наступает новый этап. Ребенка интересует огромный и разнообразный мир и его причинно-следственные связи: как он устроен и почему?

С 6-ти лет дети испытывают неподдельный интерес ко всем областям знаний – географии, математике, литературе, истории…. Этот интерес не «по указке» учителя, не специально организован взрослым, а интуитивен: ребенок видит огромную и яркую географическую карту – что это? Это наш мир? Почему он так нарисован?

Также происходит и с другими областями. Интерес к математике возникает не от написания бесконечных чисел в тетрадке, а от практических вопросов: как посчитать? Как выразить разницу в количестве? Интерес к пространству и объему возникает не из абстрактных чертежей и схематичных рисунков, а из подходящих обучающих материалов, например, кубиков и геометрических фигур.

В Монтессори-школе нет привычного расписания предметов, тетрадок и учебников, а заданные на дом стихи не читают перед классом. Каждая Монтессори-школа сохраняет основные принципы системы, но самостоятельно выбирает оборудование, формат уроков и элементы отчетности.

К сожалению, родителей мало знакомых с системой педагогики Марии Монтессори легко запутать, чем пользуются некоторые школы. Они называют себя «Школой Монтессори» на деле таковой не являясь, но внедряя некоторые, выборочные элементы системы. В таких школах уроки будут проводиться по традиционному и знакомому родителям сценарию: продолжительностью в 45 минут, с использованием учебников, разделением по предметным классам и т.д. Но наряду с этим в учебный процесс могут быть внедрены некоторые элементы системы, например, отдельный класс «для игр». В таком случае образовательная организация не может называться Монтессори-школой, так как сохраняет только некоторые элементы уникальной педагогики.

Монтессори-школы настроены на активное сотрудничество с родителями, поэтому дни открытых дверей – не редкость. В один из таких дней стоит прийти на занятие, посмотреть на организацию учебного процесса, на взаимодействие преподавателей с детьми, обсудить интересующие вопросы с директором. На что еще стоит обратить внимание при выборе Монтессори-школы и какими отличительными особенностями они обладают?

Обращаем внимание на класс и его оборудование

Привычное многим родителям с детского Монтессори-сада зонирование комнаты переходит и в школу. Если в дошкольном учреждении зоны делились по чувственным восприятиям, то в школе – по основным предметам или областям знаний. В классе могут быть зоны языка, математики, геометрии, ботаники, зоологии, географии, истории и др. Каждая зона располагает соответствующими материалами, которые направлены на освоение основных понятий по каждой теме. Монтессори-материалы развивают у ребят мышление, воображение, любознательность, способность к сравнению и анализу.

Обратите внимание на представленные в Монтессори-школе классные зоны и их оборудование. Например:

  • В зоне для изучения языка у ребят должна быть возможность читать и писать.
  • Для зоны математики неплохо иметь наглядные материалы, которые демонстрируют основные математические понятия – фигуры, разные виды углов, доски с бусинами для изучения чисел, различные карточки, счётные палочки и др.
  • Зоны географии и истории знакомят детей с разными странами и эпохами, поэтому необходим соответствующий наглядный материал: географическая карта, таблица основных исторических эпох или что-то еще.
  • Зона практических навыков подразумевает, что ребята переходят от самоорганизации (чему они учились в детском саду) к организации окружающего пространства. Ребята убирают класс, протирают пыль, поливают цветы, проветривают помещение и т.д.

Обращаем внимание на учителей

Роли учителя в системе Монтессори отведено особое внимание – это не контроллер, который «по списку» проверяет домашнее задание, вызывает к доске и проводит общие для всех учеников в классе опросы по теме предмета. В первую очередь, учитель – это советник. Он подбирает темы, задачи, цели обучения для ребенка исходя из его индивидуальных потребностей и скорости усвоения информации. Не стоит путать это с индивидуальным обучением – время и внимание учителя в равной степени распределяется между детьми в группе. Просто каждому он подбирает темы, которые наиболее интересны ребенку на данный момент, и того уровня сложности, к которому готов ученик. Скажем, если ребенок испытывает интерес и способности к математике, педагог вполне может давать ему задачи повышенного уровня сложности, которые решают ученики старших классов. Поговорите со школьными преподавателями и узнайте, как они ведут занятия.

Обращаем внимание на организацию учебного процесса

Не стоит упускать из вида и организацию учебного процесса. В Монтессори-школах нет стандартизированных 45-минутных уроков, которые четко следуют друг за другом и «переключают» ребят с изучения одного предмета на другой. Если ребенок занимается деятельностью, которая его интересует и к которой он по собственным ощущениям морально готов, его не придется отрывать от занятий, потому что пришло время «перемены» или отдыха. Более привычным для Монтессори-школ является график: три часа, затем перерыв, а затем – еще три часа. При этом не обязательно все три часа ребенок непрерывно должен писать, читать или считать. У ученика есть время для анализа собственных действий и работы в комфортном темпе. Никто не будет его подгонять, потому что пришло время писать проверочную работу или тест.

Конечно, о полной свободе действий также речи не идет: все-таки у каждого образовательного процесса есть свои границы и рамки. Отчетность о проделанной работе, проверка усвоенного материала, обязательные предметы, и прочие критерии успеваемости школьной программы существуют. О них обязательно нужно уточнить у директора или преподавателя.

Монтессори-школа – это уникальная стимулирующая образовательная среда с высококвалифицированными преподавателями и материалами, побуждающими исследовать и изучать. Выбирайте Монтессори-школу грамотно!

Читайте также
Комментарии (0)

Как не ошибиться при выборе Монтессори-школы

43 0 300

Tue Oct 09 2018 12:45:35 GMT+0000 (GMT)

Жанна Старицына
Подписаться

Все большую популярность в мире набирают Монтессори-школы. Чем они отличаются и как не ошибиться в выборе.

Если человек мало знаком с ключевыми принципами педагогики Монтессори, его может сбить с толку один только вид школьного класса. Здесь нет привычных рядов парт и стульев, «главенствующего» места учителя перед классом, нет места «у доски», куда учеников вызывают для показательного решения задачи. Пространство Монтессори-класса больше похоже на комнату в офисном здании, лабораторию или большой исследовательский кабинет. Многие родители задаются вполне закономерным вопросом: каким образом здесь все работает? Почему столь необычная система обучения детей считается одной из лучших в мире? Чем отличаются Монтессори-школы друг от друга и как не ошибиться в выборе? 

Методика Марии Монтессори направлена на максимальное раскрытие детского интеллектуального и творческого потенциала. В этой системе нет единых требований и программ обучения, но есть основные принципы и подходы к воспитанию, развитию и обучению детей. Каждый человек неповторим и уникален, а значит изучает и познает окружающий мир по-своему. В системе Монтессори дети занимаются в собственном темпе, они свободны в выборе занятий и игр, руководствуются личными интересами и ощущениями. Каждый малыш от природы любознателен, поэтому взрослым особенно важно не лишить его интуитивного интереса к окружающим предметам, процессам и событиям. Вместо строгой организации процесса, взрослый (воспитатель, педагог или родитель) предлагает малышу самому узнать мир, формируя для него особое образовательное пространство.   

Все начинается с детского сада

Детский сад, устроенный по принципу Монтессори, это отдельный мир, в котором любая вещь - учебное пособие. Не зря девиз системы - «Помоги мне это сделать самому!». Самая обыденная вещь вроде чашки, бутылочки, ложки или веревочки для ребенка является развивающим пособием. С их помощью ребята знакомятся с бытом людей, развивают чувственное восприятие и мелкую моторику. Ведь можно бросать, завязывать, выливать, вертеть, перекладывать – простые на первый взгляд действия очень много значат для малыша в период раннего развития. Конечно, существуют замысловатые Монтессори-материалы – деревянные фигурки, лесенки, башни, рамки и т.д. Малыши сами выбирают, во что играть.

 Основная задача этого возрастного периода – развить чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус и т.д.). Поэтому пространство Монтессори-сада делится на зоны, каждая из которых посвящена той или иной сфере восприятия. Особая зона формирует навыки самообслуживания. Нередко ее называют зоной «практической жизни»: в ней дети учатся мыть посуду, застегивать пуговицы, убираться и чистить зубы.

Как устроена Монтессори-школа

Ученик начальной школы переходит на новую ступень развития. Если раньше он развивал чувственное восприятие, учился формулировать мысли, активно трогал окружающие предметы пальчиками, то теперь наступает новый этап. Ребенка интересует огромный и разнообразный мир и его причинно-следственные связи: как он устроен и почему?

С 6-ти лет дети испытывают неподдельный интерес ко всем областям знаний – географии, математике, литературе, истории…. Этот интерес не «по указке» учителя, не специально организован взрослым, а интуитивен: ребенок видит огромную и яркую географическую карту – что это? Это наш мир? Почему он так нарисован?

Также происходит и с другими областями. Интерес к математике возникает не от написания бесконечных чисел в тетрадке, а от практических вопросов: как посчитать? Как выразить разницу в количестве? Интерес к пространству и объему возникает не из абстрактных чертежей и схематичных рисунков, а из подходящих обучающих материалов, например, кубиков и геометрических фигур.

В Монтессори-школе нет привычного расписания предметов, тетрадок и учебников, а заданные на дом стихи не читают перед классом. Каждая Монтессори-школа сохраняет основные принципы системы, но самостоятельно выбирает оборудование, формат уроков и элементы отчетности.

К сожалению, родителей мало знакомых с системой педагогики Марии Монтессори легко запутать, чем пользуются некоторые школы. Они называют себя «Школой Монтессори» на деле таковой не являясь, но внедряя некоторые, выборочные элементы системы. В таких школах уроки будут проводиться по традиционному и знакомому родителям сценарию: продолжительностью в 45 минут, с использованием учебников, разделением по предметным классам и т.д. Но наряду с этим в учебный процесс могут быть внедрены некоторые элементы системы, например, отдельный класс «для игр». В таком случае образовательная организация не может называться Монтессори-школой, так как сохраняет только некоторые элементы уникальной педагогики.

Монтессори-школы настроены на активное сотрудничество с родителями, поэтому дни открытых дверей – не редкость. В один из таких дней стоит прийти на занятие, посмотреть на организацию учебного процесса, на взаимодействие преподавателей с детьми, обсудить интересующие вопросы с директором. На что еще стоит обратить внимание при выборе Монтессори-школы и какими отличительными особенностями они обладают?

Обращаем внимание на класс и его оборудование

Привычное многим родителям с детского Монтессори-сада зонирование комнаты переходит и в школу. Если в дошкольном учреждении зоны делились по чувственным восприятиям, то в школе – по основным предметам или областям знаний. В классе могут быть зоны языка, математики, геометрии, ботаники, зоологии, географии, истории и др. Каждая зона располагает соответствующими материалами, которые направлены на освоение основных понятий по каждой теме. Монтессори-материалы развивают у ребят мышление, воображение, любознательность, способность к сравнению и анализу.

Обратите внимание на представленные в Монтессори-школе классные зоны и их оборудование. Например:

  • В зоне для изучения языка у ребят должна быть возможность читать и писать.
  • Для зоны математики неплохо иметь наглядные материалы, которые демонстрируют основные математические понятия – фигуры, разные виды углов, доски с бусинами для изучения чисел, различные карточки, счётные палочки и др.
  • Зоны географии и истории знакомят детей с разными странами и эпохами, поэтому необходим соответствующий наглядный материал: географическая карта, таблица основных исторических эпох или что-то еще.
  • Зона практических навыков подразумевает, что ребята переходят от самоорганизации (чему они учились в детском саду) к организации окружающего пространства. Ребята убирают класс, протирают пыль, поливают цветы, проветривают помещение и т.д.

Обращаем внимание на учителей

Роли учителя в системе Монтессори отведено особое внимание – это не контроллер, который «по списку» проверяет домашнее задание, вызывает к доске и проводит общие для всех учеников в классе опросы по теме предмета. В первую очередь, учитель – это советник. Он подбирает темы, задачи, цели обучения для ребенка исходя из его индивидуальных потребностей и скорости усвоения информации. Не стоит путать это с индивидуальным обучением – время и внимание учителя в равной степени распределяется между детьми в группе. Просто каждому он подбирает темы, которые наиболее интересны ребенку на данный момент, и того уровня сложности, к которому готов ученик. Скажем, если ребенок испытывает интерес и способности к математике, педагог вполне может давать ему задачи повышенного уровня сложности, которые решают ученики старших классов. Поговорите со школьными преподавателями и узнайте, как они ведут занятия.

Обращаем внимание на организацию учебного процесса

Не стоит упускать из вида и организацию учебного процесса. В Монтессори-школах нет стандартизированных 45-минутных уроков, которые четко следуют друг за другом и «переключают» ребят с изучения одного предмета на другой. Если ребенок занимается деятельностью, которая его интересует и к которой он по собственным ощущениям морально готов, его не придется отрывать от занятий, потому что пришло время «перемены» или отдыха. Более привычным для Монтессори-школ является график: три часа, затем перерыв, а затем – еще три часа. При этом не обязательно все три часа ребенок непрерывно должен писать, читать или считать. У ученика есть время для анализа собственных действий и работы в комфортном темпе. Никто не будет его подгонять, потому что пришло время писать проверочную работу или тест.

Конечно, о полной свободе действий также речи не идет: все-таки у каждого образовательного процесса есть свои границы и рамки. Отчетность о проделанной работе, проверка усвоенного материала, обязательные предметы, и прочие критерии успеваемости школьной программы существуют. О них обязательно нужно уточнить у директора или преподавателя.

Монтессори-школа – это уникальная стимулирующая образовательная среда с высококвалифицированными преподавателями и материалами, побуждающими исследовать и изучать. Выбирайте Монтессори-школу грамотно!

Читайте также
Комментарии (0)