Как готовиться к ЕГЭ по информатике: что нового, сложные задания, советы

2020-02-25T14:31:25.874Z
4 0

Преимущественно, государственную итоговую аттестацию по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» выбирают те учащиеся, которые собираются поступать на специальности, где предмет является профильным. Например, «прикладная информатика», «информатика и вычислительная техника», «информационная безопасность». 

Быстрый переход по разделам:

  1. Немного теории о процедуре ЕГЭ по информатике.
  2. ЕГЭ по информатике: что нового.
  3. ЕГЭ по информатике: самые сложные задания.
  4. Советы для подготовки к ЕГЭ по информатике.

Немного теории о процедуре ЕГЭ по информатике

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ по информатике состоят из 27 заданий. 23 из них относятся к первой части и предполагают краткие ответы, а 4 вопроса второй части развернутые. За выполненные задания первой части (с краткими ответами) начисляется по 1 баллу, а за задания второй части (развернутый ответ) – от 2 до 4 баллов. На весь экзамен по информатике выделяется 3,5 часа.

ЕГЭ по информатике: что нового 

Недавно на официальном сайте Федерального института педагогических исследований (ФИПИ) было опубликовано расписание ЕГЭ по информатике. Досрочное проведение экзамена назначено на 3 апреля, а на 25 мая – экзамен основного периода. Также определены дни для резервной сдачи госэкзамена по этой дисциплине – это, соответственно, 8 апреля и 19 июня.

В конце октября 2019 года на территории 85 субъектов РФ были проведены очередные тренировочные тестовые экзамены по информатике, в которых приняло участие около 20 тысяч школьников выпускных классов. Задачей тестовых экзаменов была апробация нового метода проведения ЕГЭ с применением компьютеров, подключенных в одну общую сеть. Все КИМ были представлены в цифровом виде, их заполнение также производилось на компьютерах. 

Внедрение технологии проведения ЕГЭ в такой форме позволит в дальнейшем автоматизировать процесс проверки результатов без привлечения огромного числа экспертов. В частности, во многом это касается части тех заданий, которые предполагают написание программ с использованием различных языков. 

Тотальный переход на компьютерную форму сдачи ЕГЭ планируется с 2021 года. До настоящего времени экзамен проходил в стандартной форме – в процессе заполнения и проверки бумажных бланков КИМ.

Начиная с 2019 года, в составе КИМ по информатике появилось больше заданий по практической теме, что обусловлено повсеместным внедрением IT-технологий во все сферы образования.

ЕГЭ по информатике: самые сложные задания

Как правило, самыми сложными вопросами считаются те, которые требуют развернутых ответов, напрямую связанных с разделом «Основы логики». Так как готовиться к ЕГЭ по информатике педагоги настоятельно советуют начинать задолго до самого экзамена, упор следует делать на развитие навыков логического мышления в течение всего процесса обучения. И в целом ученику нужно развивать умение внимательно читать и понимать суть поставленной задачи.

Проанализировав результаты ЕГЭ предыдущего года, эксперты ФИПИ пришли к заключению, что наибольшее количество ошибок, допущенных выпускниками на экзамене, было выявлено в ответах на задания второй части экзамена (вопросы 24–27).

Задание 24 состоит в поиске ошибок в предложенной программе. При его решении многие учащиеся выполнили лишь половину задания – нашли одну ошибку в программе из двух возможных, причем самую очевидную.

В задании 25, в котором предлагается написать не очень сложную программу, чаще всего встречалась ошибка, когда в итоге выполнения программы отсутствовали изменения исходных элементов массива данных. Хотя при проверке результатов экспертами учитывается корректность предложенного алгоритма решения. И если он был выбран верно, но была допущена всего одна ошибка в программе из 13 допустимых, задание будет считаться частично выполненным. Вместо двух максимальных баллов ученик получит за него один балл.

Задание 26 относится к игровой теме. В задании три условия, за каждое начисляется по одному баллу. И тут тоже нередко встречаются ошибки, которые чаще всего относятся к общей теме: неверной трактовке успешной стратегии самой игры. В этих случаях и возникают ошибочные безосновательные ходы, ведущие к неудачному финалу игры.

Последний вопрос – двадцать седьмой – считается сложным, и максимальный балл за правильный ответ на него – 4. Он предполагает работу со строками или последовательностью чисел. На решение этого задания отводится максимальное количество минут из всех рекомендуемых временных затрат на экзамене – 55. Частые ошибки при его выполнении: недостаточное количество приведенных вариантов в последовательности. Отсюда, как следствие, получение недостаточно эффективного по времени решения задачи.

Не решая 2 самые сложные задачи – 27 (программирование) и 23 (логика) – школьник получит максимум 84 балла из 100. 

Больше половины экзамена занимает программирование (на скриншоте ниже – % баллов, но часть программирования попадает в алгоритмы и логику). Отметим, что программирование – одно из самых проблемных мест в школьной программе, т. к. большинство заканчивают изучение ИКТ на Excel и Word.

Как готовиться к ЕГЭ по информатике

Содержательные разделы ЕГЭ по информатике

Советы для подготовки к ЕГЭ по информатике 

Благодаря накопленной статистике, за годы проведения ЕГЭ тестовые задания по теме «Как готовиться к ЕГЭ по информатике» постоянно обновляются и совершенствуются. Все виды курсовых программ содержат примеры из заданий прошлых лет с анализом и разбором ошибок.

Эксперты советуют тратить на выполнение заданий первой части не более 1,5 часов. Остальное время рекомендуется уделить решению второй части заданий. Но зачастую выпускники сосредотачиваются на более сложных заданиях, стараясь решить их на все 100%, и потом им просто не хватает времени на выполнение ряда заданий из первой части.

Когда будущий выпускник стоит перед выбором, как готовиться к ЕГЭ по информатике, для него есть множество вариантов. Вот некоторые из них:

  • дополнительные занятия с педагогом;
  • прохождение онлайн-тестирований;
  • индивидуальные курсы с онлайн-репетиторами;
  • самостоятельная работа со справочной литературой;
  • видеоуроки по ЕГЭ на различных хостингах.

Наиболее распространены среди учащихся занятия с опытным репетитором, но, как правило, это хоть и эффективный метод подготовки, но достаточно затратный. Поэтому многие школьники стараются найти способы, как готовиться к ЕГЭ по информатике самостоятельно.

Эти виды подготовки можно совмещать в любой последовательности. Главное, чтобы усвоение материала проходило с наибольшим эффектом для учащегося. Как готовиться к ЕГЭ по информатике, предстоит решать самому выпускнику.

В список перечисленных методик обучения не попали собственно общие тренинги в течение основного учебного курса по информатике. Как правило, такие уроки наиболее распространены в школах с физико-математическим уклоном, откуда большинство выпускников будет поступать в соответствующие вузы. То, насколько успешной будет подготовка к ЕГЭ по информатике, прежде всего зависит от самих учащихся, выбравших ее для государственной итоговой аттестации.


Читайте также
Комментарии (0)
2020-02-25T14:31:25.874Z
4 0

Как готовиться к ЕГЭ по информатике: что нового, сложные задания, советы


Преимущественно, государственную итоговую аттестацию по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» выбирают те учащиеся, которые собираются поступать на специальности, где предмет является профильным. Например, «прикладная информатика», «информатика и вычислительная техника», «информационная безопасность». 

Быстрый переход по разделам:

  1. Немного теории о процедуре ЕГЭ по информатике.
  2. ЕГЭ по информатике: что нового.
  3. ЕГЭ по информатике: самые сложные задания.
  4. Советы для подготовки к ЕГЭ по информатике.

Немного теории о процедуре ЕГЭ по информатике

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ по информатике состоят из 27 заданий. 23 из них относятся к первой части и предполагают краткие ответы, а 4 вопроса второй части развернутые. За выполненные задания первой части (с краткими ответами) начисляется по 1 баллу, а за задания второй части (развернутый ответ) – от 2 до 4 баллов. На весь экзамен по информатике выделяется 3,5 часа.

ЕГЭ по информатике: что нового 

Недавно на официальном сайте Федерального института педагогических исследований (ФИПИ) было опубликовано расписание ЕГЭ по информатике. Досрочное проведение экзамена назначено на 3 апреля, а на 25 мая – экзамен основного периода. Также определены дни для резервной сдачи госэкзамена по этой дисциплине – это, соответственно, 8 апреля и 19 июня.

В конце октября 2019 года на территории 85 субъектов РФ были проведены очередные тренировочные тестовые экзамены по информатике, в которых приняло участие около 20 тысяч школьников выпускных классов. Задачей тестовых экзаменов была апробация нового метода проведения ЕГЭ с применением компьютеров, подключенных в одну общую сеть. Все КИМ были представлены в цифровом виде, их заполнение также производилось на компьютерах. 

Внедрение технологии проведения ЕГЭ в такой форме позволит в дальнейшем автоматизировать процесс проверки результатов без привлечения огромного числа экспертов. В частности, во многом это касается части тех заданий, которые предполагают написание программ с использованием различных языков. 

Тотальный переход на компьютерную форму сдачи ЕГЭ планируется с 2021 года. До настоящего времени экзамен проходил в стандартной форме – в процессе заполнения и проверки бумажных бланков КИМ.

Начиная с 2019 года, в составе КИМ по информатике появилось больше заданий по практической теме, что обусловлено повсеместным внедрением IT-технологий во все сферы образования.

ЕГЭ по информатике: самые сложные задания

Как правило, самыми сложными вопросами считаются те, которые требуют развернутых ответов, напрямую связанных с разделом «Основы логики». Так как готовиться к ЕГЭ по информатике педагоги настоятельно советуют начинать задолго до самого экзамена, упор следует делать на развитие навыков логического мышления в течение всего процесса обучения. И в целом ученику нужно развивать умение внимательно читать и понимать суть поставленной задачи.

Проанализировав результаты ЕГЭ предыдущего года, эксперты ФИПИ пришли к заключению, что наибольшее количество ошибок, допущенных выпускниками на экзамене, было выявлено в ответах на задания второй части экзамена (вопросы 24–27).

Задание 24 состоит в поиске ошибок в предложенной программе. При его решении многие учащиеся выполнили лишь половину задания – нашли одну ошибку в программе из двух возможных, причем самую очевидную.

В задании 25, в котором предлагается написать не очень сложную программу, чаще всего встречалась ошибка, когда в итоге выполнения программы отсутствовали изменения исходных элементов массива данных. Хотя при проверке результатов экспертами учитывается корректность предложенного алгоритма решения. И если он был выбран верно, но была допущена всего одна ошибка в программе из 13 допустимых, задание будет считаться частично выполненным. Вместо двух максимальных баллов ученик получит за него один балл.

Задание 26 относится к игровой теме. В задании три условия, за каждое начисляется по одному баллу. И тут тоже нередко встречаются ошибки, которые чаще всего относятся к общей теме: неверной трактовке успешной стратегии самой игры. В этих случаях и возникают ошибочные безосновательные ходы, ведущие к неудачному финалу игры.

Последний вопрос – двадцать седьмой – считается сложным, и максимальный балл за правильный ответ на него – 4. Он предполагает работу со строками или последовательностью чисел. На решение этого задания отводится максимальное количество минут из всех рекомендуемых временных затрат на экзамене – 55. Частые ошибки при его выполнении: недостаточное количество приведенных вариантов в последовательности. Отсюда, как следствие, получение недостаточно эффективного по времени решения задачи.

Не решая 2 самые сложные задачи – 27 (программирование) и 23 (логика) – школьник получит максимум 84 балла из 100. 

Больше половины экзамена занимает программирование (на скриншоте ниже – % баллов, но часть программирования попадает в алгоритмы и логику). Отметим, что программирование – одно из самых проблемных мест в школьной программе, т. к. большинство заканчивают изучение ИКТ на Excel и Word.

Как готовиться к ЕГЭ по информатике

Содержательные разделы ЕГЭ по информатике

Советы для подготовки к ЕГЭ по информатике 

Благодаря накопленной статистике, за годы проведения ЕГЭ тестовые задания по теме «Как готовиться к ЕГЭ по информатике» постоянно обновляются и совершенствуются. Все виды курсовых программ содержат примеры из заданий прошлых лет с анализом и разбором ошибок.

Эксперты советуют тратить на выполнение заданий первой части не более 1,5 часов. Остальное время рекомендуется уделить решению второй части заданий. Но зачастую выпускники сосредотачиваются на более сложных заданиях, стараясь решить их на все 100%, и потом им просто не хватает времени на выполнение ряда заданий из первой части.

Когда будущий выпускник стоит перед выбором, как готовиться к ЕГЭ по информатике, для него есть множество вариантов. Вот некоторые из них:

  • дополнительные занятия с педагогом;
  • прохождение онлайн-тестирований;
  • индивидуальные курсы с онлайн-репетиторами;
  • самостоятельная работа со справочной литературой;
  • видеоуроки по ЕГЭ на различных хостингах.

Наиболее распространены среди учащихся занятия с опытным репетитором, но, как правило, это хоть и эффективный метод подготовки, но достаточно затратный. Поэтому многие школьники стараются найти способы, как готовиться к ЕГЭ по информатике самостоятельно.

Эти виды подготовки можно совмещать в любой последовательности. Главное, чтобы усвоение материала проходило с наибольшим эффектом для учащегося. Как готовиться к ЕГЭ по информатике, предстоит решать самому выпускнику.

В список перечисленных методик обучения не попали собственно общие тренинги в течение основного учебного курса по информатике. Как правило, такие уроки наиболее распространены в школах с физико-математическим уклоном, откуда большинство выпускников будет поступать в соответствующие вузы. То, насколько успешной будет подготовка к ЕГЭ по информатике, прежде всего зависит от самих учащихся, выбравших ее для государственной итоговой аттестации.

Читайте также
Комментарии (0)