Что делать, если ребенок не хочет спать днем

Fri Sep 14 2018 13:35:04 GMT+0000 (GMT)
6 0 465

Рассказываем о проверенных методах восстановления режима сна


Вопрос этот уже более пяти лет не выходит из категории «сверхпопулярное» [cогласно открытой статистике Google Trends]. «Дневной сон ребенка в год», «сколько спит грудничок», «лялечка не спит», - каждый, кто сталкивался с проблемой организации детского сна, знает, что отыскать решение ой как непросто. Последние годы подарили нам бесчисленное многообразие научных исследований и медицинских рекомендаций, посвященных теме нарушения сна, но у родителей зачастую не хватает времени на знакомство с ними. Чтобы и вы, и ребенок выспались, мы расскажем о проверенных методах.

О режиме сна

Для того, чтобы научить ребенка правильно спать, нужно в первую очередь самому узнать, как устроен наш сон, из чего он состоит и как к нему готовиться. Давайте попробуем разобраться!

Наш режим сна начинает формироваться еще до рождения. Да, в это сложно поверить, но фаза быстрого сна наблюдается у плода уже на шестом-седьмом месяце беременности! Когда же, спустя несколько недель проявляется медленный сон, обе фазы - активная и спокойная – «распределяют обязанности» и принимаются сменять друг друга в «почетном карауле» наших снов. 

Согласно исследованиям Ричарда Фербера, директора «Центра нарушений сна у детей», новорожденные спят около 16 часов в день. Цифра, может, и колоссальная, но ничуть не удивительная, так как груднички просыпаются только по делу: когда испытывают дискомфорт или хотят кушать. Последнее, часто возникающее желание, как ни удивительно, пробуждения не требует - благодаря особенностям строения носоглотки, малыши могут сосать грудь даже в глубоком сне, не прекращая при этом дышать.

С каждым месяцем продолжительность сна укорачивается, выделяются регулярные периоды. Окончательно режим сна складывается у большинства детей к шести месяцам, когда ночной сон длится в среднем девять часов с четвертью, утренний начинается между 9.30 и 10.30, а послеобеденный – между 14.00 и 15.00. К году или в течение следующих месяцев ребенок уже перестает нуждаться в утреннем сне и довольствуется дневным, перенося его на 12.30 или 13.00. Обычно, поскольку ребенок приспосабливается дольше бодрствовать, он быстрее засыпает как днем, так и ночью, но что делать, если что-то пошло не так?

У каждого ребенка в каждой семье потребность в сне индивидуальна и зависит от нескольких факторов: состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, а также режима дня, однако его необходимость одинакова для всех. 


Иллюстрация из книги Р. Фербера “Сон ребенка. Решение всех проблем”

Отказ от сна: в чем причина? 

Отказ ребенка в возрасте до трех лет от дневного сна очень редко является физиологической нормой. Порой бойкот может быть связан с особенностями функционирования высшей нервной деятельности, при которых дети компенсируют отсутствие дневного отдыха длинным и крепким ночным сном длительностью не менее 12 часов. Поэтому, если малыш начинает испытывать проблемы с засыпанием, родителям в первую очередь нужно найти причину сбоя его биологических часов. Здоровый сон восстанавливают правильная организация режима дня, спокойная обстановка в семье, отсутствие острых и хронических заболеваний, а в некоторых случаях и помощь сомнолога, врача-невролога или психолога.

Что сделать, чтобы восстановить функционирование циркадных ритмов? 

В первую очередь необходимо соблюдать режим дня. Как бы банально не звучал этот совет, именно благодаря четкому режиму наш организм обычно «идет на поправку». Родителю следует нормировать время питания, прогулок, досуговых занятий, чтобы создать психологически комфортную среду для ребенка. Благодаря стабильности и некоторой церемониальности распорядка дня дети быстрее и легче адаптируются к окружающему миру. Большим подспорьем на пути к здоровому сну могут стать повторяющиеся изо дня в день небольшие «традиции», как то расстановка перед сном игрушек по местам, послеобеденное чтение сказки или пение колыбельной. Некоторые специалисты советуют иметь два комплекта пижамы - ночной и дневной, с помощью которых ребенок, как бы следуя обряду, переодеваясь, готовил бы себя ко сну. 

Активные физические или интеллектуальные развивающие игры утомляют и перевозбуждают нервную систему малышей, поэтому в течение часа до сна лучше отдать предпочтение спокойным и хорошо известным ребенку занятиям, будь то игре с конструктором или прогулке на улице. Опыт цивилизованных стран свидетельствует о том, то нельзя принуждать и заставлять ребенка спать по приказу. Приглашение ко сну должно строиться на условиях уважения потребностей, продиктованных здоровьем ребенка, на основе доброжелательности и бесконфликтного общения.

Большинство детей отказываются от дневного сна между третьим и четвертым днем рождения. Некоторые дети продолжают отдыхать днем в особенно располагающих ко сну обстоятельствах (например, в автомобиле) или в детском саду (где обязательно есть тихий час), но дома или в выходные дни отказываются от этого. С трех лет до подросткового возраста потребность в дневном сне постепенно снижается, но делает это значительно медленнее, чем принято считать. Конечно, требовать большую длительность дневного сна (например, не менее 2-х часов) уже не следует, поскольку, чем старше дошкольник, тем менее продолжителен его сон, но 30-40 минут дневного сна старшим дошкольникам определенно необходимы. Поэтому, если ваш малыш перестал спать днем, следует незамедлительно выявить причину и скорректировать его режим сна. 

В возрасте от 5 до 12 лет ребенок наиболее активен, он отлично спит ночью и остается максимально бодрым весь день. Стремление к послеобеденному сну почти исчезает, и если ребенок вдруг изъявляет желание прилечь, мы сразу предполагаем, что он нездоров. У детей, вынужденных спать днем большую часть недели, особенно в школе, может развиться нарколепсия (однако, даже дети, больные нарколепсией, в этом возрасте спят днем лишь изредка). Причиной дневного сна у школьников может стать и хроническая ночная бессонница, но это нарушение нетипично. Самое же распространенное следствие недосыпания - все те же поведенческие проблемы в активное время суток.

Трудности, которые могут возникнуть из-за недосыпания

Сон защищает незрелый организм ребенка от целой группы соматических и нервных заболеваний: дискинезии кишечника и желчевыводящих путей, нейроциркуляторной дистонии, энуреза, заикания, тиков. Он оберегает центральную нервную систему от перевозбуждения, помогая детям активно, но дозировано, воспринимать большие объемы информации одновременно от всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного) без вреда для его юной и чувствительной психики. Кроме того, чем больше продолжительность глубокого сна у ребенка, тем лучше функционируют центры памяти: во время быстрой фазы сна происходит переработка и запоминание полученной за день информации. И, конечно же, важно помнить о том, что во сне вырабатывается важный для малыша гормон роста!

Постоянно недосыпающие дети чаще страдают гиперактивностью с синдромом дефицита внимания. В их характере нередко выявляются импульсивность и склонность к агрессии. Недостаток сна приводит к хронической усталости, которая у детей в возрасте до трех лет представлена в виде немотивированных капризов, агрессии и аутоагрессии, возбужденного плача, хаотических движений. Дневной сон для ребенка – это мера необходимости, а не просто рекомендация. 

Исследование влияния дневного сна на процесс раннего развития ребенка на базе лаборатории Клинической, реабилитационной психологии и психологических экспертиз ИИтаСТ ОНУ им. Мечникова, в котором приняли участие 167 детей в возрасте от 3 до 5 лет (ссылка на исследование), показало, что недостаток сна является сильным стрессом для физического и психического здоровья ребенка, вызывающим в организме иммунодефицитную реакцию. Анализ медицинских карт испытуемых, не соблюдающих режим дня, выявил кроме сезонных обострений повышенную болезненность - дети переносили по 6-8 раз в год ОРВИ, аллергические реакции, сталкивались с сердечно-сосудистыми нарушениями. Согласно экспертной оценке врачей, регулярно курирующих группу, после введения в жизнь дошкольников рационально организованного режима дня с обязательным дневным сном, показатели заболеваемости детей снижались до четырех раз в год! 

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Что делать, если ребенок не хочет спать днем

Рассказываем о проверенных методах восстановления режима сна
6 0 465

Fri Sep 14 2018 13:35:04 GMT+0000 (GMT)

Екатерина Иосифова
Подписаться

Рассказываем о проверенных методах восстановления режима сна


Вопрос этот уже более пяти лет не выходит из категории «сверхпопулярное» [cогласно открытой статистике Google Trends]. «Дневной сон ребенка в год», «сколько спит грудничок», «лялечка не спит», - каждый, кто сталкивался с проблемой организации детского сна, знает, что отыскать решение ой как непросто. Последние годы подарили нам бесчисленное многообразие научных исследований и медицинских рекомендаций, посвященных теме нарушения сна, но у родителей зачастую не хватает времени на знакомство с ними. Чтобы и вы, и ребенок выспались, мы расскажем о проверенных методах.

О режиме сна

Для того, чтобы научить ребенка правильно спать, нужно в первую очередь самому узнать, как устроен наш сон, из чего он состоит и как к нему готовиться. Давайте попробуем разобраться!

Наш режим сна начинает формироваться еще до рождения. Да, в это сложно поверить, но фаза быстрого сна наблюдается у плода уже на шестом-седьмом месяце беременности! Когда же, спустя несколько недель проявляется медленный сон, обе фазы - активная и спокойная – «распределяют обязанности» и принимаются сменять друг друга в «почетном карауле» наших снов. 

Согласно исследованиям Ричарда Фербера, директора «Центра нарушений сна у детей», новорожденные спят около 16 часов в день. Цифра, может, и колоссальная, но ничуть не удивительная, так как груднички просыпаются только по делу: когда испытывают дискомфорт или хотят кушать. Последнее, часто возникающее желание, как ни удивительно, пробуждения не требует - благодаря особенностям строения носоглотки, малыши могут сосать грудь даже в глубоком сне, не прекращая при этом дышать.

С каждым месяцем продолжительность сна укорачивается, выделяются регулярные периоды. Окончательно режим сна складывается у большинства детей к шести месяцам, когда ночной сон длится в среднем девять часов с четвертью, утренний начинается между 9.30 и 10.30, а послеобеденный – между 14.00 и 15.00. К году или в течение следующих месяцев ребенок уже перестает нуждаться в утреннем сне и довольствуется дневным, перенося его на 12.30 или 13.00. Обычно, поскольку ребенок приспосабливается дольше бодрствовать, он быстрее засыпает как днем, так и ночью, но что делать, если что-то пошло не так?

У каждого ребенка в каждой семье потребность в сне индивидуальна и зависит от нескольких факторов: состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, а также режима дня, однако его необходимость одинакова для всех. 


Иллюстрация из книги Р. Фербера “Сон ребенка. Решение всех проблем”

Отказ от сна: в чем причина? 

Отказ ребенка в возрасте до трех лет от дневного сна очень редко является физиологической нормой. Порой бойкот может быть связан с особенностями функционирования высшей нервной деятельности, при которых дети компенсируют отсутствие дневного отдыха длинным и крепким ночным сном длительностью не менее 12 часов. Поэтому, если малыш начинает испытывать проблемы с засыпанием, родителям в первую очередь нужно найти причину сбоя его биологических часов. Здоровый сон восстанавливают правильная организация режима дня, спокойная обстановка в семье, отсутствие острых и хронических заболеваний, а в некоторых случаях и помощь сомнолога, врача-невролога или психолога.

Что сделать, чтобы восстановить функционирование циркадных ритмов? 

В первую очередь необходимо соблюдать режим дня. Как бы банально не звучал этот совет, именно благодаря четкому режиму наш организм обычно «идет на поправку». Родителю следует нормировать время питания, прогулок, досуговых занятий, чтобы создать психологически комфортную среду для ребенка. Благодаря стабильности и некоторой церемониальности распорядка дня дети быстрее и легче адаптируются к окружающему миру. Большим подспорьем на пути к здоровому сну могут стать повторяющиеся изо дня в день небольшие «традиции», как то расстановка перед сном игрушек по местам, послеобеденное чтение сказки или пение колыбельной. Некоторые специалисты советуют иметь два комплекта пижамы - ночной и дневной, с помощью которых ребенок, как бы следуя обряду, переодеваясь, готовил бы себя ко сну. 

Активные физические или интеллектуальные развивающие игры утомляют и перевозбуждают нервную систему малышей, поэтому в течение часа до сна лучше отдать предпочтение спокойным и хорошо известным ребенку занятиям, будь то игре с конструктором или прогулке на улице. Опыт цивилизованных стран свидетельствует о том, то нельзя принуждать и заставлять ребенка спать по приказу. Приглашение ко сну должно строиться на условиях уважения потребностей, продиктованных здоровьем ребенка, на основе доброжелательности и бесконфликтного общения.

Большинство детей отказываются от дневного сна между третьим и четвертым днем рождения. Некоторые дети продолжают отдыхать днем в особенно располагающих ко сну обстоятельствах (например, в автомобиле) или в детском саду (где обязательно есть тихий час), но дома или в выходные дни отказываются от этого. С трех лет до подросткового возраста потребность в дневном сне постепенно снижается, но делает это значительно медленнее, чем принято считать. Конечно, требовать большую длительность дневного сна (например, не менее 2-х часов) уже не следует, поскольку, чем старше дошкольник, тем менее продолжителен его сон, но 30-40 минут дневного сна старшим дошкольникам определенно необходимы. Поэтому, если ваш малыш перестал спать днем, следует незамедлительно выявить причину и скорректировать его режим сна. 

В возрасте от 5 до 12 лет ребенок наиболее активен, он отлично спит ночью и остается максимально бодрым весь день. Стремление к послеобеденному сну почти исчезает, и если ребенок вдруг изъявляет желание прилечь, мы сразу предполагаем, что он нездоров. У детей, вынужденных спать днем большую часть недели, особенно в школе, может развиться нарколепсия (однако, даже дети, больные нарколепсией, в этом возрасте спят днем лишь изредка). Причиной дневного сна у школьников может стать и хроническая ночная бессонница, но это нарушение нетипично. Самое же распространенное следствие недосыпания - все те же поведенческие проблемы в активное время суток.

Трудности, которые могут возникнуть из-за недосыпания

Сон защищает незрелый организм ребенка от целой группы соматических и нервных заболеваний: дискинезии кишечника и желчевыводящих путей, нейроциркуляторной дистонии, энуреза, заикания, тиков. Он оберегает центральную нервную систему от перевозбуждения, помогая детям активно, но дозировано, воспринимать большие объемы информации одновременно от всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного) без вреда для его юной и чувствительной психики. Кроме того, чем больше продолжительность глубокого сна у ребенка, тем лучше функционируют центры памяти: во время быстрой фазы сна происходит переработка и запоминание полученной за день информации. И, конечно же, важно помнить о том, что во сне вырабатывается важный для малыша гормон роста!

Постоянно недосыпающие дети чаще страдают гиперактивностью с синдромом дефицита внимания. В их характере нередко выявляются импульсивность и склонность к агрессии. Недостаток сна приводит к хронической усталости, которая у детей в возрасте до трех лет представлена в виде немотивированных капризов, агрессии и аутоагрессии, возбужденного плача, хаотических движений. Дневной сон для ребенка – это мера необходимости, а не просто рекомендация. 

Исследование влияния дневного сна на процесс раннего развития ребенка на базе лаборатории Клинической, реабилитационной психологии и психологических экспертиз ИИтаСТ ОНУ им. Мечникова, в котором приняли участие 167 детей в возрасте от 3 до 5 лет (ссылка на исследование), показало, что недостаток сна является сильным стрессом для физического и психического здоровья ребенка, вызывающим в организме иммунодефицитную реакцию. Анализ медицинских карт испытуемых, не соблюдающих режим дня, выявил кроме сезонных обострений повышенную болезненность - дети переносили по 6-8 раз в год ОРВИ, аллергические реакции, сталкивались с сердечно-сосудистыми нарушениями. Согласно экспертной оценке врачей, регулярно курирующих группу, после введения в жизнь дошкольников рационально организованного режима дня с обязательным дневным сном, показатели заболеваемости детей снижались до четырех раз в год! 

Читайте также
Комментарии (0)