Как привить ребенку любовь к книгам

2019-02-08T09:32:00.000Z
13 2

Данная статья поможет учителям начальных классов и родителям привить ребенку любовь к книгам. Описываются различные приемы из опыта педагога, которые можно использовать как на уроках, так и при домашнем чтении с родителями. 

Формирование и развитие мотивации к чтению

Чем старше ребенок, тем сложнее сформировать у него мотивацию к чтению. Хотя бывают случаи, когда человек, прочитав интересную книгу, открывает для себя интерес и начинает много и с удовольствием читать в старших классах или в институте.

Но идеальный способ привить ребенку любовь к чтению – это работа в системе с самого детства. И начинается она, конечно же, в семье. Об этом я в первую очередь всегда рассказывала родителям первоклассников на собрании. Очень важно, как родители относятся к книгам, большая ли у них библиотека, что именно принято читать в семье. 

Часто выясняется, что дома много детских книг, но они лежат мертвым грузом – никто из родителей не читает их с детьми. 

Советы для родителей

Педагог на собрании может дать родителям несколько рекомендаций, которые помогут приучить ребенка к чтению. Ведь как бы ни старался учитель, основная мотивация будет закладываться в семье. 

  1. Если внести игровые элементы в чтение, то оно станет любимым занятием. Дома простор для фантазии огромен: можно рисовать персонажей, лепить их из глины и пластилина, устроить домашний театр. Тогда у ребенка навсегда закрепятся позитивные ассоциации с чтением. 
  2. Не стоит заставлять ребенка читать то, что ему неинтересно. Так мотивацию точно не повысить. Лучше пусть домашнее задание несколько раз окажется невыполненным, чем навсегда пропадет интерес к чтению. Если ребенку не нравится одна книга – можно предложить другую. Главное, чтобы он понял, какое разнообразие книг существует: и про космос, и фэнтези, и смешные рассказы. Если пробовать разные жанры, то высока вероятность, что маленький читатель заинтересуется чем-то. Только не надо навязывать ему свои предпочтения.
  3. Наличие домашней библиотеки, которая постоянно обновляется, – важный элемент мотивации. Это необязательно должны быть только детские книги. Некоторые дети начинают любить чтение, взяв наугад с полки приключенческий роман или даже книгу про любовь. Главное, чтобы всегда было, из чего выбрать. Пусть книг в доме становится все больше, и ребенок видит, что все вокруг любят читать.
  4. Не стоит заставлять ребенка дочитывать до конца. Легко можно понять, что книга ребенку не нравится: он вертится, вздыхает, отвлекается, выглядит понуро. Сами родители наверняка не дочитывают скучные для них книги, почему же это должен делать ребенок? Можно завести правило: читать первые 20-30 страниц и после этого вместе принимать решение, стоит ли продолжать данную книгу. В процессе такого обсуждения есть шанс замотивировать ребенка на дальнейшее чтение, если это не будет навязчиво.
  5. Задавать вопросы, искать новые смыслы, рассматривать прочитанное с неожиданной стороны – это то, что может заинтересовать маленького читателя. Только не стоит вдаваться в пространные рассуждения. Стоит обращать внимание на то, что действительно интересно.
  6. В каждом возрасте можно отталкиваться от основной деятельности ребенка. От трех лет – это игра, от семи – учеба, от одиннадцати – отношения со сверстниками. Зная это, можно выбирать соответствующие стратегии. С малышами любое чтение должно быть интересной игрой. Школьникам можно дарить книги с информацией по интересующим их темам: машины, космос, динозавры, история Египта и так далее. А детям после одиннадцати можно предлагать книги, где все строится на отношениях героев. 
  7. Не стоит лишать ребенка прогулки, игр или сладкого из-за непрочитанной книги. Так легко отбить охоту к чтению навсегда. Лучше избегать условий вроде «пока не дочитаешь пятнадцать страниц – никакого футбола с друзьями!».
  8. Пусть книги будут красивыми – хорошие иллюстрации, крупный шрифт, поля, качественная бумага. Для детей до 12 лет наглядно-образное мышление является одним из ведущих. Если книга восхищает ребенка, руки сами так и тянутся к ней. 
  9. Совместное чтение с ребенком – лучшее семейное занятие. Дети любят проводить время с родителями. Чаще всего это бывает просмотр телевизора или прогулка. Но почему бы не сделать чтение вслух доброй семейной традицией? Можно читать по ролям, разными голосами, по очереди по абзацу. А также вместе придумывать продолжение и представлять, что было бы, если бы ребенок сам попал в эту книгу.
  10.  В читающих семьях редко бывают нечитающие дети. Когда и папа, и мама любят проводить время с книгами, а не с телефонами, то ребенком легко воспринимается такая модель поведения. Согласитесь, абсурдно требовать от ребенка любить читать, если он ни разу не видел своих родителей с книгой в руках. Я уверена, что полюбила чтение только потому, что в моей семье читали все. Я видела, что маму, папу, бабушку не оторвать от книги, и уже в три года для меня не было ничего интереснее книг.  

Какие книги дети сами захотят читать?

Младших школьников привлекают сильные эмоциональные переживания, которые может подарить книга. Взрослые любят делать акцент на том, что книга должна чему-то учить. Но дети хотят развлечений, их проще заинтересовать острыми сюжетами, необычайными приключениями, героическими подвигами. Им нужны активные герои, которые постоянно находятся в действии. 

Они заинтересуются чтением той книги, которая заставит их удивляться.

Я никогда не была против модной, но зачастую пустой детской литературы. Пусть мальчики  читают про пиратов, а девочки про Барби, если им это интересно. Это лучше, чем пытаться доказать им, что «Детство» Толстого будет им гораздо полезнее. 

Можно как угодно относиться к циклу книг о Гарри Поттере, но именно благодаря ему в моем классе начали читать самые нечитающие дети. К тому же как филолог я считаю, что книга написана отличным языком. 

Также все пренебрежительно относятся к комиксам, но сейчас и среди них встречаются очень качественные. Создание графического романа – это целое искусство. Там часто бывает достаточно много текста и хорошо прописанные диалоги. И если ребенка трудно заинтересовать обычной книгой, то можно подобрать качественные комиксы. Ведь их чтение дается гораздо легче и напоминает просмотр мультиков. 

Среди классики тоже есть те книги, которые неизменно вызывают интерес. Например, истории про Простоквашино Успенского или «Вредные советы» Остера. Можно показать ребенку несколько книг и предоставить самому сделать выбор. 

Мотивационная атмосфера на уроках

Невозможно научить ребенка любить книгу, но можно создать такие условия, что он сам начнет видеть в ней объект удовольствия, а не принуждения. 

Атмосфера на уроке должна быть такая, чтобы дети не боялись высказываться. Важно всегда подчеркивать, что не бывает неправильных мнений. И только если ученик высказывается откровенно не по теме, его нужно мягко направлять, задавая наводящие вопросы.

Учитель не должен долго рассказывать свое мнение о прочитанном и навязывать его детям. Он должен координировать ответы учеников, помогать искать компромиссы, резюмировать ответы участников. 

Совет: не привязывайтесь к плану урока. Если вы видите, что задание не вызывает у ребят ожидаемого интереса, то лучше откажитесь от него. Проведите небольшую игру, чтобы вернуть учеников в процесс, и подберите новый вид работы. 

Чем больше разных увлекательных форм работы придумает учитель, тем охотнее ребята будут идти на урок. Это могут быть:

  • уроки – путешествия в сказочную страну, 
  • уроки-викторины,
  • уроки-квесты или игры,
  • уроки самостоятельного чтения,
  • уроки нестандартных заданий,
  • уроки – соревнования по командам,
  • интегрированные уроки (совмещение с русским, английским, изо, окружающим миром, музыкой и так далее).

Детям нравится самостоятельное чтение по группам. Когда они сидят в кругах по 4-7 человек и читают друг другу по абзацам или предложениям. Если текст небольшой, то в конце может идти обсуждение по вопросам. А общие выводы старший группы потом рассказывает учителю, резюмируя, насколько дружно и продуктивно работала группа.

Я проводила также уроки-пикники. В мае мы выходили с книжками и пледами на близлежащее озеро или просто во двор школы. Там мы удобно устраивались в кружок и читали, обсуждали книгу или же устраивали литературные посиделки.

Мотивирующие игры на фантазию

Хорошо, когда на уроках создается атмосфера игры, праздника, разговоров по душам. Для младших школьников всегда интересны небольшие игры, связанные со словами и буквами. А также игры на развитие фантазии. 

Мой класс обожал игру «Придумай сказку по цепочке». Мы брали близкую к уроку тему или героев, и каждый мог придумать только одно предложение по цепочке. Главное, чтобы рассказ получался связным и не терял логики. Получалось, как правило, весело и интересно. А в конце мы разбирали, хорошая ли история у нас получилась, можно ли было бы на основе ее снять фильм и так далее. 

Интерес к книге может вызвать задание «Предположи, что дальше». Чтение после одной из глав останавливается, и ребята начинают рассказывать, как они видят дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать наводящие вопросы: изменятся ли герои, осуществятся ли их желания и так далее. Предположения часто бывают очень интересными, а ребятам не терпится узнать, подтвердятся ли они, и кто оказался ближе всех к правде.

После прочтения главы или книги ожидания ребят сравниваются с реальностью.

Очень интересное задание – «Сделай свою книгу». Это могут быть сказки, истории про животных, стихи о семье, заметки о родословной. Детям нравится писать и оформлять такие книги, некоторые даже делают это в графических редакторах на компьютере и потом распечатывают. Выставка из самодельных книг получается яркая, интересная для детей и родителей. 

Игры на выразительность чтения

Я всегда пыталась добиться, чтобы чтение по ролям не было сухим и механическим. Для этого я организовывала конкурсы между чтецами, вместе с ребятами мы выбирали лучшего Винни-Пуха, лучшую Золушку в классе.

Чтение по парам и тройкам я часто доводила до мини-инсценировок. Иногда даже добавлялись элементы костюмов и декораций. 

Интересно также было читать одни и те же фрагменты с разными интонациями, передавать разное настроение и отношение. Помимо фрагментов прозы, мы устраивали веселые задания с маленькими стихами. 

Например, ученик выходил к доске и рассказывал «Наша Таня громко плачет». И я тут же просила прочитать стих весело, обиженно, грустно или командирским тоном. Потом придумывались разные ситуации: так, будто во рту у ученика горячая картошка или будто он признается в любви. Каждому ребенку я придумывала свои интонации и ситуации, так что это было весело. Такое задание хорошо раскрывает выразительные возможности учащихся.


Читайте также
Комментарии (2)
2019-02-08T09:32:00.000Z
13 2

Как привить ребенку любовь к книгам


Данная статья поможет учителям начальных классов и родителям привить ребенку любовь к книгам. Описываются различные приемы из опыта педагога, которые можно использовать как на уроках, так и при домашнем чтении с родителями. 

Формирование и развитие мотивации к чтению

Чем старше ребенок, тем сложнее сформировать у него мотивацию к чтению. Хотя бывают случаи, когда человек, прочитав интересную книгу, открывает для себя интерес и начинает много и с удовольствием читать в старших классах или в институте.

Но идеальный способ привить ребенку любовь к чтению – это работа в системе с самого детства. И начинается она, конечно же, в семье. Об этом я в первую очередь всегда рассказывала родителям первоклассников на собрании. Очень важно, как родители относятся к книгам, большая ли у них библиотека, что именно принято читать в семье. 

Часто выясняется, что дома много детских книг, но они лежат мертвым грузом – никто из родителей не читает их с детьми. 

Советы для родителей

Педагог на собрании может дать родителям несколько рекомендаций, которые помогут приучить ребенка к чтению. Ведь как бы ни старался учитель, основная мотивация будет закладываться в семье. 

  1. Если внести игровые элементы в чтение, то оно станет любимым занятием. Дома простор для фантазии огромен: можно рисовать персонажей, лепить их из глины и пластилина, устроить домашний театр. Тогда у ребенка навсегда закрепятся позитивные ассоциации с чтением. 
  2. Не стоит заставлять ребенка читать то, что ему неинтересно. Так мотивацию точно не повысить. Лучше пусть домашнее задание несколько раз окажется невыполненным, чем навсегда пропадет интерес к чтению. Если ребенку не нравится одна книга – можно предложить другую. Главное, чтобы он понял, какое разнообразие книг существует: и про космос, и фэнтези, и смешные рассказы. Если пробовать разные жанры, то высока вероятность, что маленький читатель заинтересуется чем-то. Только не надо навязывать ему свои предпочтения.
  3. Наличие домашней библиотеки, которая постоянно обновляется, – важный элемент мотивации. Это необязательно должны быть только детские книги. Некоторые дети начинают любить чтение, взяв наугад с полки приключенческий роман или даже книгу про любовь. Главное, чтобы всегда было, из чего выбрать. Пусть книг в доме становится все больше, и ребенок видит, что все вокруг любят читать.
  4. Не стоит заставлять ребенка дочитывать до конца. Легко можно понять, что книга ребенку не нравится: он вертится, вздыхает, отвлекается, выглядит понуро. Сами родители наверняка не дочитывают скучные для них книги, почему же это должен делать ребенок? Можно завести правило: читать первые 20-30 страниц и после этого вместе принимать решение, стоит ли продолжать данную книгу. В процессе такого обсуждения есть шанс замотивировать ребенка на дальнейшее чтение, если это не будет навязчиво.
  5. Задавать вопросы, искать новые смыслы, рассматривать прочитанное с неожиданной стороны – это то, что может заинтересовать маленького читателя. Только не стоит вдаваться в пространные рассуждения. Стоит обращать внимание на то, что действительно интересно.
  6. В каждом возрасте можно отталкиваться от основной деятельности ребенка. От трех лет – это игра, от семи – учеба, от одиннадцати – отношения со сверстниками. Зная это, можно выбирать соответствующие стратегии. С малышами любое чтение должно быть интересной игрой. Школьникам можно дарить книги с информацией по интересующим их темам: машины, космос, динозавры, история Египта и так далее. А детям после одиннадцати можно предлагать книги, где все строится на отношениях героев. 
  7. Не стоит лишать ребенка прогулки, игр или сладкого из-за непрочитанной книги. Так легко отбить охоту к чтению навсегда. Лучше избегать условий вроде «пока не дочитаешь пятнадцать страниц – никакого футбола с друзьями!».
  8. Пусть книги будут красивыми – хорошие иллюстрации, крупный шрифт, поля, качественная бумага. Для детей до 12 лет наглядно-образное мышление является одним из ведущих. Если книга восхищает ребенка, руки сами так и тянутся к ней. 
  9. Совместное чтение с ребенком – лучшее семейное занятие. Дети любят проводить время с родителями. Чаще всего это бывает просмотр телевизора или прогулка. Но почему бы не сделать чтение вслух доброй семейной традицией? Можно читать по ролям, разными голосами, по очереди по абзацу. А также вместе придумывать продолжение и представлять, что было бы, если бы ребенок сам попал в эту книгу.
  10.  В читающих семьях редко бывают нечитающие дети. Когда и папа, и мама любят проводить время с книгами, а не с телефонами, то ребенком легко воспринимается такая модель поведения. Согласитесь, абсурдно требовать от ребенка любить читать, если он ни разу не видел своих родителей с книгой в руках. Я уверена, что полюбила чтение только потому, что в моей семье читали все. Я видела, что маму, папу, бабушку не оторвать от книги, и уже в три года для меня не было ничего интереснее книг.  

Какие книги дети сами захотят читать?

Младших школьников привлекают сильные эмоциональные переживания, которые может подарить книга. Взрослые любят делать акцент на том, что книга должна чему-то учить. Но дети хотят развлечений, их проще заинтересовать острыми сюжетами, необычайными приключениями, героическими подвигами. Им нужны активные герои, которые постоянно находятся в действии. 

Они заинтересуются чтением той книги, которая заставит их удивляться.

Я никогда не была против модной, но зачастую пустой детской литературы. Пусть мальчики  читают про пиратов, а девочки про Барби, если им это интересно. Это лучше, чем пытаться доказать им, что «Детство» Толстого будет им гораздо полезнее. 

Можно как угодно относиться к циклу книг о Гарри Поттере, но именно благодаря ему в моем классе начали читать самые нечитающие дети. К тому же как филолог я считаю, что книга написана отличным языком. 

Также все пренебрежительно относятся к комиксам, но сейчас и среди них встречаются очень качественные. Создание графического романа – это целое искусство. Там часто бывает достаточно много текста и хорошо прописанные диалоги. И если ребенка трудно заинтересовать обычной книгой, то можно подобрать качественные комиксы. Ведь их чтение дается гораздо легче и напоминает просмотр мультиков. 

Среди классики тоже есть те книги, которые неизменно вызывают интерес. Например, истории про Простоквашино Успенского или «Вредные советы» Остера. Можно показать ребенку несколько книг и предоставить самому сделать выбор. 

Мотивационная атмосфера на уроках

Невозможно научить ребенка любить книгу, но можно создать такие условия, что он сам начнет видеть в ней объект удовольствия, а не принуждения. 

Атмосфера на уроке должна быть такая, чтобы дети не боялись высказываться. Важно всегда подчеркивать, что не бывает неправильных мнений. И только если ученик высказывается откровенно не по теме, его нужно мягко направлять, задавая наводящие вопросы.

Учитель не должен долго рассказывать свое мнение о прочитанном и навязывать его детям. Он должен координировать ответы учеников, помогать искать компромиссы, резюмировать ответы участников. 

Совет: не привязывайтесь к плану урока. Если вы видите, что задание не вызывает у ребят ожидаемого интереса, то лучше откажитесь от него. Проведите небольшую игру, чтобы вернуть учеников в процесс, и подберите новый вид работы. 

Чем больше разных увлекательных форм работы придумает учитель, тем охотнее ребята будут идти на урок. Это могут быть:

  • уроки – путешествия в сказочную страну, 
  • уроки-викторины,
  • уроки-квесты или игры,
  • уроки самостоятельного чтения,
  • уроки нестандартных заданий,
  • уроки – соревнования по командам,
  • интегрированные уроки (совмещение с русским, английским, изо, окружающим миром, музыкой и так далее).

Детям нравится самостоятельное чтение по группам. Когда они сидят в кругах по 4-7 человек и читают друг другу по абзацам или предложениям. Если текст небольшой, то в конце может идти обсуждение по вопросам. А общие выводы старший группы потом рассказывает учителю, резюмируя, насколько дружно и продуктивно работала группа.

Я проводила также уроки-пикники. В мае мы выходили с книжками и пледами на близлежащее озеро или просто во двор школы. Там мы удобно устраивались в кружок и читали, обсуждали книгу или же устраивали литературные посиделки.

Мотивирующие игры на фантазию

Хорошо, когда на уроках создается атмосфера игры, праздника, разговоров по душам. Для младших школьников всегда интересны небольшие игры, связанные со словами и буквами. А также игры на развитие фантазии. 

Мой класс обожал игру «Придумай сказку по цепочке». Мы брали близкую к уроку тему или героев, и каждый мог придумать только одно предложение по цепочке. Главное, чтобы рассказ получался связным и не терял логики. Получалось, как правило, весело и интересно. А в конце мы разбирали, хорошая ли история у нас получилась, можно ли было бы на основе ее снять фильм и так далее. 

Интерес к книге может вызвать задание «Предположи, что дальше». Чтение после одной из глав останавливается, и ребята начинают рассказывать, как они видят дальнейшее развитие сюжета. Можно задавать наводящие вопросы: изменятся ли герои, осуществятся ли их желания и так далее. Предположения часто бывают очень интересными, а ребятам не терпится узнать, подтвердятся ли они, и кто оказался ближе всех к правде.

После прочтения главы или книги ожидания ребят сравниваются с реальностью.

Очень интересное задание – «Сделай свою книгу». Это могут быть сказки, истории про животных, стихи о семье, заметки о родословной. Детям нравится писать и оформлять такие книги, некоторые даже делают это в графических редакторах на компьютере и потом распечатывают. Выставка из самодельных книг получается яркая, интересная для детей и родителей. 

Игры на выразительность чтения

Я всегда пыталась добиться, чтобы чтение по ролям не было сухим и механическим. Для этого я организовывала конкурсы между чтецами, вместе с ребятами мы выбирали лучшего Винни-Пуха, лучшую Золушку в классе.

Чтение по парам и тройкам я часто доводила до мини-инсценировок. Иногда даже добавлялись элементы костюмов и декораций. 

Интересно также было читать одни и те же фрагменты с разными интонациями, передавать разное настроение и отношение. Помимо фрагментов прозы, мы устраивали веселые задания с маленькими стихами. 

Например, ученик выходил к доске и рассказывал «Наша Таня громко плачет». И я тут же просила прочитать стих весело, обиженно, грустно или командирским тоном. Потом придумывались разные ситуации: так, будто во рту у ученика горячая картошка или будто он признается в любви. Каждому ребенку я придумывала свои интонации и ситуации, так что это было весело. Такое задание хорошо раскрывает выразительные возможности учащихся.

Читайте также
Комментарии (2)