«У современных детей детство заканчивается очень быстро»

2018-08-20T11:40:53.647Z
2 0

«Труднее всего – прикидывать, какой сделать первый шаг»

Чарльз Буковски

Циклы жизни

Известно, что всю жизнь можно поделить на несколько циклов. Завершение каждого из них и начало нового сопровождается тяжелым временем кризиса. Во взрослом возрасте самыми известными являются так называемые «Кризис среднего возраста» и «Кризис середины пути». В юном возрасте тоже есть подобные моменты. В контексте разговора нас интересует время раннего детства (2-3 года) и дошкольный возраст (4-6 лет). «Правильное» поведение родителей на данных этапах позволят ребенку избежать проблем, которые касаются нового этапа — школы. 

Марина Владимировна Устюгова, психолог-психоаналитик (Центр психоанализа, г. Екатеринбург): «Ребенок — это часть семейной системы. В этом заключается основная сложность психологической помощи детям: нужна работа со всей семьей. Эмоциональная готовность ребенка определяется уровнем развития в целом, насколько ребенок успешно проходил каждый этап взросления, имеющий свои задачи. Готовность ребенка к школе определяется не только развитием интеллекта, но и наличием навыков самостоятельности, мотивации, определенной степени психоэмоциональной зрелости, которая формируется в период с 6-8 лет, очень индивидуально. В целом адаптация к школе у здорового ребенка не вызывает особых проблем и завершается в течение первых двух месяцев после начала обучения. Ребенок активно осваивает новый мир отношений, требований и информации».

Идеальное отношение ребенка к школе таково: «Я поскорее хочу пойти в школу, потому что это интересно. Там у меня появятся новые знакомства, новая интересная деятельность — это здорово». Если вы читаете эту статью, наверняка, в вашей ситуации все не так гладко. Автор постарается дать информацию, с помощью которой вы решите существующие трудности. Однако, если вы заметили, что у вашего малыша проявляются какие-то из обозначенных выше проблем, обратитесь к детскому психологу. Ваша ответственность, как взрослых, в данном случае — сделать все возможное, чтобы помочь. Ответственность ребенка — поучаствовать в решении своих проблем, когда вы создаете для этого условия.

Основные «игроки»

Если «весь мир — театр, а люди в нем — актеры», то каждую ситуацию можно рассматривать в контексте различных ролей, которые принимают участники действа. Основные «актеры» вашего представления — ваш ребенок, вы — родители и учителя (плюс администрация школы, плюс психолог, если он есть и т.д.). На каждом из вас лежит некая доля ответственности, и вы должны помнить об этом, чтобы «играть» эффективно. 

Родители, с которым общалась автор статьи, обозначают не только проблему страха ребенка перед школой, но и страх самих взрослых. 

М. Устюгова: «Так или иначе, школьная жизнь ребенка активизирует личную проблематику родителя, его успехи и неудачи. Очень важно на этом этапе отделить свой личный страх и страх ребенка, так как зачастую мы передаем нашим детям свои переживания, — объясняет психолог. —  И помнить о том, что я и мой ребенок — это не одно и то же, мы разные: если я легко учился, это не значит, что ребенок тоже должен делать это легко и с удовольствием. И наоборот, если у меня не получилось, то мой-то ребенок должен закончить школу на отлично. Родители часто болезненно реагируют на оценку ребенка, как будто это не оценка знаний, а оценка самого себя, себя как родителя. Берут на себя ответственность за учебу ребенка, а это, прежде всего, ответственность ребенка. Поэтому я придерживаюсь позиции «Начинать с себя» — решая свои внутренние конфликты, мы помогаем ребенку решать свои».

Очень важно разграничивать эти вещи. Возможно, проблема лежит не в страхе ребенка перед школой, а в вашем собственном страхе. Включите внутреннюю честность и проанализируйте ситуацию со стороны. Тогда вы сможете осознать, в чем действительно причина загвоздки. Следовательно, и решение ситуации будет быстрым и во многом для ребенка безболезненным. 

Страх ребенка

Предположим, вы разобрались, что страх присутствует не у вас, а именно у вашего ребенка. В таких случаях, первым делом необходимо поговорить с ребенком, доверительно обсудить ситуацию. Если малыш не может объяснить словами, можно применить другие формы общения: рисунок, танец или игра. 

Наталия Бажина, мама семилетнего сына, делится своим опытом:  

«На курсы мы не ходили, я сама занималась с ребенком дома. Учили буквы, цифры, учились писать, считать, развивали логическое мышление, умение пересказывать тексты, запоминать и рассказывать стихи. Тут, мне кажется, главное — заинтересовать ребенка. Пусть каждое занятие занимает несколько минут, но оно должно проходить интересно, ребенок должен быть в хорошем настроении и обязательно регулярно. Здорово, если ребенок при этом понимает, зачем это, и стремится сам побольше узнать и выполнить. А родители хвалят и поощряют. Хорошо, когда есть положительный пример: у нас двоюродный брат пошел в школу на год раньше и «приносил» интересные истории из школы, а во втором классе все четверти закончил на «отлично» — есть, за кем «расти». 

Важно, чтобы ребенок был заранее подготовлен к школе, понимал, что от него будет требоваться в новой ситуации среди сверстников. Хорошо, если он имеет опыт в чтении, письме, взаимодействии с другими ребятами. Однако проблема может сформироваться и из-за слишком ранней подготовки. Психологи советуют начинать активную подготовку к школе не раньше 6 лет: до этого момента идет развитие творческих способностей. 

«Очень часто страх связан с завышенными требованиями, предъявляемыми к ребенку со стороны родителей, родительскими ожиданиями, личными амбициями. Также влияет стиль воспитания, при котором могла быть подавлена познавательная активность ребенка и его уверенность в собственных силах, раннее обучение детей чтению, письму, счету, — рассказывает М. Устюгова — У современных детей вообще детство заканчивается очень быстро. Детей ведь не случайно принимают в школу в 7 лет: к этому возрасту ребенок проделывает огромный путь — учится ходить, говорить, получает представления о мире, вещах, начинает фантазировать, играть сначала сам (игра — очень важный процесс в развитии и становлении личности ребенка), затем появляются сюжетно-ролевые игры и только потом начинается период деятельности, когда у ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, 

Ольга Михайловна Седова, учитель начальных классов (МБОУ «Прогимназия «Эврика», г. Муравленко), при подготовке ребенка к школе советует рассказать, что такое режим дня, а также купить малышу школьную парту или письменный стол: пусть он почувствует себя взрослым и читает, рисует, мастерит за специально отведенным местом. 

Помощь и ответственность учителя

Дорогие родители, вы не сможете оградить ребенка от всех сложностей этого мира. Это и не требуется: умение адаптироваться к новым ситуациям необходимо, чтобы вырасти сильным и счастливым человеком. Не страшно, если ребенок вначале боится школы: для него это стрессовая ситуация и новый социальный статус. Адаптация проходит от 2 до 6 недель, и к этому нужно быть готовыми. 

«В прошлом году я набирала первый класс. На торжественной линейке один ученик стал плакать и просить маму отвести его домой. На протяжении первой четверти  он иногда не приходил в школу. Созвонившись с мамой, выяснилось, что каждое утро он отправляется в школу, но до нее не доходит. Нам с мамой пришлось провести кропотливую работу, чтобы ребенок перестал бояться ходить в школу, и появилась заинтересованность. Уже к середине второй четверти мальчик стал ходить на занятия с удовольствием», — делится О. Седова Приятно работать в дружном ученическом коллективе, где нет места обидам и зависти. Поэтому при подготовке к воспитательным мероприятиям старалась задействовать весь класс. Чтобы каждый смог проявить себя и побороть страх пред сценой и выступлением на публике. 

Порой необходимо совершать работу в тандеме с учителем. Поговорите с ним до прихода ребенка в школу, попросите уделить первокласснику внимание, проявить дружелюбие. Пусть, когда малыш впервые зайдет в класс, учитель опустится до уровня его глаз и пригласит войти. Это поможет избежать страха и почувствовать себя в безопасности. Хорошо, если вы придете с малышом в школу перед 1 сентября и пройдете по коридорам вместе. Обязательно начертите ему карту, где яркими цветами выделите основные места посещения: класс, туалет, столовая. Тогда ребенок не будет бояться, что он потеряется, и станет более уверенным в себе. 

Если малыш не может адаптироваться долгое время, поговорите с учителем. Например, О. Седова так решала похожую проблему: 

Пришлось работать с мамой в параллели: 

Ежедневный контроль посещаемости школы. 

Посадила на первую парту, стала больше обращать внимание на этого ученика и стараться вызвать, когда видела интерес к учебному процессу и возможность ответить на мой вопрос, чтобы у ребенка появилась уверенность. 

Также тактильное общение со мной его немного расслабляло и приносило успокоение.

Организовывала подвижные игры на переменах, где лидировали дети,  у которых возникали страхи. Это придавало им уверенности.

Приятно работать в дружном ученическом коллективе, где нет места обидам и зависти. Поэтому при подготовке к воспитательным мероприятиям старалась задействовать весь класс. Чтобы каждый смог проявить себя и побороть страх пред сценой и выступлением на публике. 

— Создавала ситуацию успеха на уроках, переменах, в воспитательных мероприятиях.

— Также помощь нам оказывала школьный психолог.

Со временем этот ученик стал мне доверять, нашел друзей в классе, и появилось желание ходить в школу без страха».

Видите? Учителя — тоже участники ситуации. Они хотят помочь и обязательно сделают это, если вы тоже проявите должное внимание. 

Дорогие родители, помните, что страх ребенка перед школой на уровне стресса — нормальная ситуация. Не преувеличивайте значимость самостоятельно, не нервируйте детей! Найдите в себе силы отпускать малыша и уходить из школы с улыбкой и доброжелательным и спокойным видом, даже если ребенок плачет. Часто происходят ситуации, когда первоклассник, только потеряв маму из вида, тут же успокаивается и начинает участвовать в школьной жизни. Однако, если проблема не решается долгое время, обязательно обратитесь к специалисту (детскому психологу). Если проблема усугубится, в дальнейшем будет только хуже, поэтому не запускайте. Будьте объективны. Удачи! 

Читайте также
Комментарии (0)
2018-08-20T11:40:53.647Z
2 0

«У современных детей детство заканчивается очень быстро»


Марина Гринберг
Подписаться

«Труднее всего – прикидывать, какой сделать первый шаг»

Чарльз Буковски

Циклы жизни

Известно, что всю жизнь можно поделить на несколько циклов. Завершение каждого из них и начало нового сопровождается тяжелым временем кризиса. Во взрослом возрасте самыми известными являются так называемые «Кризис среднего возраста» и «Кризис середины пути». В юном возрасте тоже есть подобные моменты. В контексте разговора нас интересует время раннего детства (2-3 года) и дошкольный возраст (4-6 лет). «Правильное» поведение родителей на данных этапах позволят ребенку избежать проблем, которые касаются нового этапа — школы. 

Марина Владимировна Устюгова, психолог-психоаналитик (Центр психоанализа, г. Екатеринбург): «Ребенок — это часть семейной системы. В этом заключается основная сложность психологической помощи детям: нужна работа со всей семьей. Эмоциональная готовность ребенка определяется уровнем развития в целом, насколько ребенок успешно проходил каждый этап взросления, имеющий свои задачи. Готовность ребенка к школе определяется не только развитием интеллекта, но и наличием навыков самостоятельности, мотивации, определенной степени психоэмоциональной зрелости, которая формируется в период с 6-8 лет, очень индивидуально. В целом адаптация к школе у здорового ребенка не вызывает особых проблем и завершается в течение первых двух месяцев после начала обучения. Ребенок активно осваивает новый мир отношений, требований и информации».

Идеальное отношение ребенка к школе таково: «Я поскорее хочу пойти в школу, потому что это интересно. Там у меня появятся новые знакомства, новая интересная деятельность — это здорово». Если вы читаете эту статью, наверняка, в вашей ситуации все не так гладко. Автор постарается дать информацию, с помощью которой вы решите существующие трудности. Однако, если вы заметили, что у вашего малыша проявляются какие-то из обозначенных выше проблем, обратитесь к детскому психологу. Ваша ответственность, как взрослых, в данном случае — сделать все возможное, чтобы помочь. Ответственность ребенка — поучаствовать в решении своих проблем, когда вы создаете для этого условия.

Основные «игроки»

Если «весь мир — театр, а люди в нем — актеры», то каждую ситуацию можно рассматривать в контексте различных ролей, которые принимают участники действа. Основные «актеры» вашего представления — ваш ребенок, вы — родители и учителя (плюс администрация школы, плюс психолог, если он есть и т.д.). На каждом из вас лежит некая доля ответственности, и вы должны помнить об этом, чтобы «играть» эффективно. 

Родители, с которым общалась автор статьи, обозначают не только проблему страха ребенка перед школой, но и страх самих взрослых. 

М. Устюгова: «Так или иначе, школьная жизнь ребенка активизирует личную проблематику родителя, его успехи и неудачи. Очень важно на этом этапе отделить свой личный страх и страх ребенка, так как зачастую мы передаем нашим детям свои переживания, — объясняет психолог. —  И помнить о том, что я и мой ребенок — это не одно и то же, мы разные: если я легко учился, это не значит, что ребенок тоже должен делать это легко и с удовольствием. И наоборот, если у меня не получилось, то мой-то ребенок должен закончить школу на отлично. Родители часто болезненно реагируют на оценку ребенка, как будто это не оценка знаний, а оценка самого себя, себя как родителя. Берут на себя ответственность за учебу ребенка, а это, прежде всего, ответственность ребенка. Поэтому я придерживаюсь позиции «Начинать с себя» — решая свои внутренние конфликты, мы помогаем ребенку решать свои».

Очень важно разграничивать эти вещи. Возможно, проблема лежит не в страхе ребенка перед школой, а в вашем собственном страхе. Включите внутреннюю честность и проанализируйте ситуацию со стороны. Тогда вы сможете осознать, в чем действительно причина загвоздки. Следовательно, и решение ситуации будет быстрым и во многом для ребенка безболезненным. 

Страх ребенка

Предположим, вы разобрались, что страх присутствует не у вас, а именно у вашего ребенка. В таких случаях, первым делом необходимо поговорить с ребенком, доверительно обсудить ситуацию. Если малыш не может объяснить словами, можно применить другие формы общения: рисунок, танец или игра. 

Наталия Бажина, мама семилетнего сына, делится своим опытом:  

«На курсы мы не ходили, я сама занималась с ребенком дома. Учили буквы, цифры, учились писать, считать, развивали логическое мышление, умение пересказывать тексты, запоминать и рассказывать стихи. Тут, мне кажется, главное — заинтересовать ребенка. Пусть каждое занятие занимает несколько минут, но оно должно проходить интересно, ребенок должен быть в хорошем настроении и обязательно регулярно. Здорово, если ребенок при этом понимает, зачем это, и стремится сам побольше узнать и выполнить. А родители хвалят и поощряют. Хорошо, когда есть положительный пример: у нас двоюродный брат пошел в школу на год раньше и «приносил» интересные истории из школы, а во втором классе все четверти закончил на «отлично» — есть, за кем «расти». 

Важно, чтобы ребенок был заранее подготовлен к школе, понимал, что от него будет требоваться в новой ситуации среди сверстников. Хорошо, если он имеет опыт в чтении, письме, взаимодействии с другими ребятами. Однако проблема может сформироваться и из-за слишком ранней подготовки. Психологи советуют начинать активную подготовку к школе не раньше 6 лет: до этого момента идет развитие творческих способностей. 

«Очень часто страх связан с завышенными требованиями, предъявляемыми к ребенку со стороны родителей, родительскими ожиданиями, личными амбициями. Также влияет стиль воспитания, при котором могла быть подавлена познавательная активность ребенка и его уверенность в собственных силах, раннее обучение детей чтению, письму, счету, — рассказывает М. Устюгова — У современных детей вообще детство заканчивается очень быстро. Детей ведь не случайно принимают в школу в 7 лет: к этому возрасту ребенок проделывает огромный путь — учится ходить, говорить, получает представления о мире, вещах, начинает фантазировать, играть сначала сам (игра — очень важный процесс в развитии и становлении личности ребенка), затем появляются сюжетно-ролевые игры и только потом начинается период деятельности, когда у ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, 

Ольга Михайловна Седова, учитель начальных классов (МБОУ «Прогимназия «Эврика», г. Муравленко), при подготовке ребенка к школе советует рассказать, что такое режим дня, а также купить малышу школьную парту или письменный стол: пусть он почувствует себя взрослым и читает, рисует, мастерит за специально отведенным местом. 

Помощь и ответственность учителя

Дорогие родители, вы не сможете оградить ребенка от всех сложностей этого мира. Это и не требуется: умение адаптироваться к новым ситуациям необходимо, чтобы вырасти сильным и счастливым человеком. Не страшно, если ребенок вначале боится школы: для него это стрессовая ситуация и новый социальный статус. Адаптация проходит от 2 до 6 недель, и к этому нужно быть готовыми. 

«В прошлом году я набирала первый класс. На торжественной линейке один ученик стал плакать и просить маму отвести его домой. На протяжении первой четверти  он иногда не приходил в школу. Созвонившись с мамой, выяснилось, что каждое утро он отправляется в школу, но до нее не доходит. Нам с мамой пришлось провести кропотливую работу, чтобы ребенок перестал бояться ходить в школу, и появилась заинтересованность. Уже к середине второй четверти мальчик стал ходить на занятия с удовольствием», — делится О. Седова Приятно работать в дружном ученическом коллективе, где нет места обидам и зависти. Поэтому при подготовке к воспитательным мероприятиям старалась задействовать весь класс. Чтобы каждый смог проявить себя и побороть страх пред сценой и выступлением на публике. 

Порой необходимо совершать работу в тандеме с учителем. Поговорите с ним до прихода ребенка в школу, попросите уделить первокласснику внимание, проявить дружелюбие. Пусть, когда малыш впервые зайдет в класс, учитель опустится до уровня его глаз и пригласит войти. Это поможет избежать страха и почувствовать себя в безопасности. Хорошо, если вы придете с малышом в школу перед 1 сентября и пройдете по коридорам вместе. Обязательно начертите ему карту, где яркими цветами выделите основные места посещения: класс, туалет, столовая. Тогда ребенок не будет бояться, что он потеряется, и станет более уверенным в себе. 

Если малыш не может адаптироваться долгое время, поговорите с учителем. Например, О. Седова так решала похожую проблему: 

Пришлось работать с мамой в параллели: 

Ежедневный контроль посещаемости школы. 

Посадила на первую парту, стала больше обращать внимание на этого ученика и стараться вызвать, когда видела интерес к учебному процессу и возможность ответить на мой вопрос, чтобы у ребенка появилась уверенность. 

Также тактильное общение со мной его немного расслабляло и приносило успокоение.

Организовывала подвижные игры на переменах, где лидировали дети,  у которых возникали страхи. Это придавало им уверенности.

Приятно работать в дружном ученическом коллективе, где нет места обидам и зависти. Поэтому при подготовке к воспитательным мероприятиям старалась задействовать весь класс. Чтобы каждый смог проявить себя и побороть страх пред сценой и выступлением на публике. 

— Создавала ситуацию успеха на уроках, переменах, в воспитательных мероприятиях.

— Также помощь нам оказывала школьный психолог.

Со временем этот ученик стал мне доверять, нашел друзей в классе, и появилось желание ходить в школу без страха».

Видите? Учителя — тоже участники ситуации. Они хотят помочь и обязательно сделают это, если вы тоже проявите должное внимание. 

Дорогие родители, помните, что страх ребенка перед школой на уровне стресса — нормальная ситуация. Не преувеличивайте значимость самостоятельно, не нервируйте детей! Найдите в себе силы отпускать малыша и уходить из школы с улыбкой и доброжелательным и спокойным видом, даже если ребенок плачет. Часто происходят ситуации, когда первоклассник, только потеряв маму из вида, тут же успокаивается и начинает участвовать в школьной жизни. Однако, если проблема не решается долгое время, обязательно обратитесь к специалисту (детскому психологу). Если проблема усугубится, в дальнейшем будет только хуже, поэтому не запускайте. Будьте объективны. Удачи! 

Читайте также
Комментарии (0)