Как социальный фон влияет на школьные успехи

2019-04-09T13:59:50.699Z
13 0

Новое исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показало, что шансы на успешную учебу у детей из социально незащищенных слоев общества заметно ниже, чем у их более благополучных сверстников. Предлагаем вашему вниманию перевод статьи журнала Spiegel.

Папа не работает, мама имеет нестабильный доход, которого с трудом хватает на жизнь. Ни у кого в семье нет не только диплома университета, но и аттестата о среднем общем образовании, книги никто не читает. Есть ли у ребенка из этой семьи такие же шансы на успехи в учебе, как у его сверстника, родители которого – обеспеченные профессионалы с высшим образованием?

К сожалению, такое невозможно представить ни в одной развитой стране мира. Результаты последнего исследования ОЭСР подтверждают, что между слоями общества наблюдаются существенные различия, хотя в последнее время во многих странах ситуация улучшилась. Согласно этому исследованию, Германия уже достигла определенных успехов: немецкие школы находятся не так низко в рейтингах PISA, как раньше. Однако Германия все еще относится к странам, в которых школьные успехи в значительной степени зависят от социально-экономической среды, из которой происходит ученик.

При оценке естественно-научной грамотности в 2015 году 15-летние немецкие школьники из социально незащищенных семей получили в среднем 466 тестовых баллов, в то время как школьники из социально привилегированных семей – 569. Разница составляет 103 балла, что, по мнению экспертов, соответствует примерно трем школьным годам. По сравнению с тестами десятилетней давности наблюдается тенденция сближения результатов, хотя пропасть между разными социальными слоями все еще велика. Что интересно, в некоторых странах, например в Алжире, Гонконге и Исландии, влияние социального фона на результаты тестов практически отсутствует.

Кроме того, исследование ОЭСР показало, что дети из неблагополучных семей чаще всего ходят в школы, в которых подавляющее большинство учащихся происходит из аналогичной социальной среды. Такая ситуация, которую немецкие социологи называют «двойное ущемление», во многих странах становится причиной плохой успеваемости школьников, которые могли бы учиться лучше, посещая те же школы, что и дети из более благополучных семей. Школы, где большинство учеников растут в социально незащищенных семьях, часто не получают достаточной финансовой и материальной поддержки и испытывают нехватку учителей. Атмосфера в школе и дисциплина также заметно страдают. Все эти факторы усугубляют «двойное ущемление». Однако в некоторых странах, например в Финляндии, Польше, Исландии, Норвегии и Албании, такой эффект практически не наблюдается.

О достижении равенства возможностей можно судить еще и по тому, насколько велика доля школьников из социально незащищенных семей среди лучших учеников в своей стране. Некоторые дети активно сопротивляются плохим стартовым условиям, но в Германии таких школьников сравнительно немного. При оценке естественно-научной грамотности их доля составляет лишь 10 %, что на 1 % меньше среднего показателя в исследовании ОЭСР, а в Финляндии и Эстонии – по 14 %. Если же тестирование проводится не только по естественным наукам, но и по математике и навыкам чтения, то немецкие школьники справляются лучше – 32 % учеников из социально незащищенных семей получают хорошие результаты, что на 7 % превышает средний показатель по странам ОЭСР.

Исследование показало, что в некоторых странах высшее образование «передается по наследству». В Германии вероятность поступления в высшие учебные заведения детей из семей, где у обоих родителей есть высшее образование, в 8 раз больше, чем у детей из семей с низким уровнем образования родителей, в то время как в семьях Финляндии и Эстонии этот показатель отличается лишь в 4 раза.

Впервые эксперты также изучали, насколько комфортно ученики чувствуют себя в своих школах. Им задавали вопросы, довольны ли они жизнью и считают ли они себя способными справиться с серьезными трудностями. Школьники из социально незащищенных семей заметно реже отвечают на эти вопросы положительно, чем школьники из благополучных семей, даже если успехи в учебе у них одинаковые. В этой области Германия находится среди лидеров – 36 % учеников из социально незащищенных семей довольны своей школьной жизнью. До показателя Нидерландов (50 %) еще, конечно, далеко, но средний показатель по всем странам исследования ОЭСР (26 %) Германия уверенно превышает.

За последние 50 лет по всему миру количество образованных людей существенно возросло. Все больше людей по сравнению с предыдущими поколениями посещают сильные школы, сдают выпускные экзамены, заканчивают высшие учебные заведения. Эксперты предполагали, что распространение образования приведет к равенству шансов, однако, к сожалению, так получилось далеко не во всех странах. Без серьезных усилий по сокращению разницы доходов семей из разных социальных слоев уравнять шансы не получится.

От редакции

В России в последние годы проводилось довольно много исследований влияния социально-экономического неравенства, в частности семейного дохода и образования родителей, на школьные успехи детей и выбор ими дальнейшей образовательной траектории. Анализ этих результатов – тема для отдельной статьи или даже цикла статей, здесь же лишь коротко заметим, что в России влияние образования родителей на выбор ребенком «академического трека», предполагающего обучение в старшей школе и поступление в вуз, проявляется не так сильно, как в Германии.

Приглашаем читателей к обсуждению этого важного, на наш взгляд, вопроса – влияния социальной среды, доходов и образования родителей на школьные успехи детей и выбор образовательной траектории. Делитесь соображениями, участвуйте в обсуждениях на портале ActivityEdu и в социальных сетях. Мы будем рады узнать ваше мнение.

Источник

Читайте также
Комментарии (0)

Как социальный фон влияет на школьные успехи

13 0

2019-04-09T13:59:50.699Z

Полина Блинова
Подписаться

Новое исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показало, что шансы на успешную учебу у детей из социально незащищенных слоев общества заметно ниже, чем у их более благополучных сверстников. Предлагаем вашему вниманию перевод статьи журнала Spiegel.

Папа не работает, мама имеет нестабильный доход, которого с трудом хватает на жизнь. Ни у кого в семье нет не только диплома университета, но и аттестата о среднем общем образовании, книги никто не читает. Есть ли у ребенка из этой семьи такие же шансы на успехи в учебе, как у его сверстника, родители которого – обеспеченные профессионалы с высшим образованием?

К сожалению, такое невозможно представить ни в одной развитой стране мира. Результаты последнего исследования ОЭСР подтверждают, что между слоями общества наблюдаются существенные различия, хотя в последнее время во многих странах ситуация улучшилась. Согласно этому исследованию, Германия уже достигла определенных успехов: немецкие школы находятся не так низко в рейтингах PISA, как раньше. Однако Германия все еще относится к странам, в которых школьные успехи в значительной степени зависят от социально-экономической среды, из которой происходит ученик.

При оценке естественно-научной грамотности в 2015 году 15-летние немецкие школьники из социально незащищенных семей получили в среднем 466 тестовых баллов, в то время как школьники из социально привилегированных семей – 569. Разница составляет 103 балла, что, по мнению экспертов, соответствует примерно трем школьным годам. По сравнению с тестами десятилетней давности наблюдается тенденция сближения результатов, хотя пропасть между разными социальными слоями все еще велика. Что интересно, в некоторых странах, например в Алжире, Гонконге и Исландии, влияние социального фона на результаты тестов практически отсутствует.

Кроме того, исследование ОЭСР показало, что дети из неблагополучных семей чаще всего ходят в школы, в которых подавляющее большинство учащихся происходит из аналогичной социальной среды. Такая ситуация, которую немецкие социологи называют «двойное ущемление», во многих странах становится причиной плохой успеваемости школьников, которые могли бы учиться лучше, посещая те же школы, что и дети из более благополучных семей. Школы, где большинство учеников растут в социально незащищенных семьях, часто не получают достаточной финансовой и материальной поддержки и испытывают нехватку учителей. Атмосфера в школе и дисциплина также заметно страдают. Все эти факторы усугубляют «двойное ущемление». Однако в некоторых странах, например в Финляндии, Польше, Исландии, Норвегии и Албании, такой эффект практически не наблюдается.

О достижении равенства возможностей можно судить еще и по тому, насколько велика доля школьников из социально незащищенных семей среди лучших учеников в своей стране. Некоторые дети активно сопротивляются плохим стартовым условиям, но в Германии таких школьников сравнительно немного. При оценке естественно-научной грамотности их доля составляет лишь 10 %, что на 1 % меньше среднего показателя в исследовании ОЭСР, а в Финляндии и Эстонии – по 14 %. Если же тестирование проводится не только по естественным наукам, но и по математике и навыкам чтения, то немецкие школьники справляются лучше – 32 % учеников из социально незащищенных семей получают хорошие результаты, что на 7 % превышает средний показатель по странам ОЭСР.

Исследование показало, что в некоторых странах высшее образование «передается по наследству». В Германии вероятность поступления в высшие учебные заведения детей из семей, где у обоих родителей есть высшее образование, в 8 раз больше, чем у детей из семей с низким уровнем образования родителей, в то время как в семьях Финляндии и Эстонии этот показатель отличается лишь в 4 раза.

Впервые эксперты также изучали, насколько комфортно ученики чувствуют себя в своих школах. Им задавали вопросы, довольны ли они жизнью и считают ли они себя способными справиться с серьезными трудностями. Школьники из социально незащищенных семей заметно реже отвечают на эти вопросы положительно, чем школьники из благополучных семей, даже если успехи в учебе у них одинаковые. В этой области Германия находится среди лидеров – 36 % учеников из социально незащищенных семей довольны своей школьной жизнью. До показателя Нидерландов (50 %) еще, конечно, далеко, но средний показатель по всем странам исследования ОЭСР (26 %) Германия уверенно превышает.

За последние 50 лет по всему миру количество образованных людей существенно возросло. Все больше людей по сравнению с предыдущими поколениями посещают сильные школы, сдают выпускные экзамены, заканчивают высшие учебные заведения. Эксперты предполагали, что распространение образования приведет к равенству шансов, однако, к сожалению, так получилось далеко не во всех странах. Без серьезных усилий по сокращению разницы доходов семей из разных социальных слоев уравнять шансы не получится.

От редакции

В России в последние годы проводилось довольно много исследований влияния социально-экономического неравенства, в частности семейного дохода и образования родителей, на школьные успехи детей и выбор ими дальнейшей образовательной траектории. Анализ этих результатов – тема для отдельной статьи или даже цикла статей, здесь же лишь коротко заметим, что в России влияние образования родителей на выбор ребенком «академического трека», предполагающего обучение в старшей школе и поступление в вуз, проявляется не так сильно, как в Германии.

Приглашаем читателей к обсуждению этого важного, на наш взгляд, вопроса – влияния социальной среды, доходов и образования родителей на школьные успехи детей и выбор образовательной траектории. Делитесь соображениями, участвуйте в обсуждениях на портале ActivityEdu и в социальных сетях. Мы будем рады узнать ваше мнение.

Источник

Читайте также
Комментарии (0)