Свой проект «Образование» запускает и Китай. Социализм плюс модернизация

2019-03-06T12:44:58.870Z
3 1

Недавно Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет утвердили положения о модернизации образования Китая до 2035 года. С 2018 по 2022 год работа ведется над первым подготовительным планом, который призван ускорить воплощение основного проекта по модернизации образования, который продлится до 2035 года. Развитие образования в Китае базируется на обучении идеологии социализма с китайской спецификой под руководством председателя Си Цзиньпина. Список задач включает модернизацию подходов и оборудования, развитие морального и физического здоровья учащихся, а также активное развитие проекта «Один пояс и один путь».

Китай, школьники в классе

Цели модернизации

Конечно, Китай выбрал свой собственный путь развития. Однако нельзя сказать, что этот путь никак не корреспондируется с развитием образования в России. Проведем небольшое сравнение, а заодно подглядим в план развития образования в соседней стране. Сразу оговорюсь, в отличие от России, конкретных данных КНР не предоставляет (по крайней мере, на обозрение международной публике), чего не скажешь об обещаниях светлого будущего. Однако в целом картина ясна и направление задано.

«Модернизация образования в Китае до 2035 года» разделена на пять частей: стратегическая основа, общее мышление, стратегические задачи, путь реализации, защитные меры. Вот основные концептуальные требования модернизации: уделять больше внимания морали, всестороннему развитию, обучению по способностям и в любом возрасте, знаниям и действиям, интеграции и развитию, обмену опытом.

Модернизация образования предполагает к 2020 году полностью реализовать цели развития ХIII пятилетки, значительно увеличив общую силу образования и международного влияния, а также повысить средний возраст получения образования для трудоспособного населения. 

Вот эти цели:

  • создание современной системы образования, обеспечивающей непрерывное обучение для всех;
  • популяризация качественного дошкольного образования;
  • достижение качественного и сбалансированного обязательного образования;
  • полная популяризация образования в старших классах;
  • повышение возможностей профессионального обслуживания и конкурентоспособности высшего образования;
  • подходящее образование для детей с ограниченными возможностями;
  • новая модель управления образованием, которая предусматривает социальную активность (а точнее, участие общественности).

Идеология и работа с учебниками

Китайский рабочий с флагом

«Модернизация образования в Китае до 2035 года» фокусируется на десяти основных стратегических задачах, или, говоря языком сегодняшних российских реалий, национальных проектах.

Первая задача базируется на идеологии. Для Китая приход к власти председателя Си Цзиньпина ознаменовал новую эпоху социализма, а потому много внимания в развитии модернизации уделено тому, каких взглядов на образование придерживается председатель КНР.

Вторая задача – работа с учебниками. КНР настроена на усиление построения системы учебных материалов, научное планирование учебных планов крупных и средних школ, классификацию стандартов, обогащение и обновление формы учебных программ. Обязательным в исполнении этой задачи КНР считает совершенствование национальной системы учебников и координацию основных из них, совершенствование идеологических, научных, национальных, современных и систематических учебных материалов, а также улучшение механизмов составления, пересмотра, рецензирования, отбора и изъятия учебников. 

Третья задача во многом перекликается с российским нацпроектом «Успех каждого ребенка». Здесь речь идет сразу о нескольких направлениях. Во-первых, о работе над качественной популяризацией дошкольного образования, создании более полной системы управления дошкольным образованием, активном развитии общественных парков и ускорении развития инклюзивных частных детских садов. 

Во-вторых, изменения коснутся средней и старшей школы, а также координированного развития среднего профессионального образования.

В-третьих, планируется «оживить» высшее образование в центральных и западных регионах страны.

Помощь тем, кто не может платить

Юань

Задача номер четыре – добиться выравнивания базовых государственных образовательных услуг: обязательность образования, выстраивание школьной стандартизации, сбалансированное развитие городского и сельского обязательного образования, увеличение количества городских дипломов, укрепление системы интеграции в образовании детей-мигрантов по всей стране, улучшение системы финансирования малоимущих студентов. 

Пятая задача – организовать институциональную среду для непрерывного всеобщего обучения, создать национальную систему квалификаций, а также межотраслевой рабочий механизм и систему профессиональной поддержки. Кроме того, подразумевается создание и совершенствование национальной системы кредитования и системы сертификации достижений в обучении. Планируется, что будут усилены функции служб непрерывного образования и социального обучения в профессиональных школах и вузах, а также в профессиональных сферах.

Развитие вузов

Китай, выпускница вуза

Шестая задача перекликается с российским нацпроектом «Повышение конкурентоспособности российских вузов». Она включает в себя строительство вузов мирового уровня, создание надежной системы секретных политик развития высшего образования, помощь в развитии местных вузов, ускоренное развитие профессионального образования и оптимизацию его структуры, содействие интеграции профессионального образования и промышленного развития (напоминает наши «Кванториумы», не так ли?), создание профессиональных колледжей, оптимизацию структуры обучения персонала, укрепление защиты прав сотрудников, контроль за соблюдением ТК. Эта задача также предполагает оказание поддержки системе грантов и оценивания стандартов, создание национальных научно-технических инновационных баз мирового уровня и строительство новых мозговых центров.

Учителя будущего

Седьмая задача идейно перекликается с российским нацпроектом «Учитель будущего». Ее суть – в создании команды высококвалифицированных, профессиональных и инновационных учителей. Эта задача подразумевает рассмотрение мотивации учителя как основного критерия оценки качества. Упор будет делаться на межрегиональное распределение учителей для эффективного решения проблемы со структурной, поэтапной и региональной нехваткой специалистов, на улучшение системы повышения квалификации учителей, на укрепление системы профессионального развития преподавателей. Немало внимания уделят улучшению социального статуса учителей (включая стабильные и высокие зарплаты специалистов начальных и средних школ), условиям получения ими медпомощи.

Развитие информационных технологий

Китай, ребенок выбирает компьютер

Задача номер восемь в чем-то перекликается с российским национальным проектом «Новые возможности для каждого». Предусматривается создание интеллектуального кампуса и координация строительства интегрированной интеллектуальной платформы обучения, управления и обслуживания. Предполагается создание возможности использовать современные технологии для индивидуального обучения и повышения квалификации специалистов, а также внедрение новой системы надзора за образовательными услугами.

Обмен опытом 

Китай, ребенок за учебой

Девятая задача модернизации – создать новую модель раскрытия образования. В этом отношении Китай нацелен на международный обмен и сотрудничество, попытку добиться взаимного признания, совместимости стандартов и обмена опытом академических квалификаций в КНР и других странах. Планируется плотное сотрудничество с ЮНЕСКО и другими международными и многосторонними организациями. Также планируется внедрение китайской программы обучения за рубежом. Для этого будет ускорено строительство зарубежных международных школ с китайскими характеристиками. 

Десятая задача – создание полной системы законов и нормативных актов в области образования, а также совершенствование системы юридической поддержки работы школ. Предполагается, что это должно улучшить способность школ к самоуправлению и поддержать строительство новых вузов. 

Согласно официальному заявлению на сайте ЦК КПК, к 2035 году (то есть за 15 лет) Китай планирует стать страной с высоким уровнем образования, способной конкурировать в этой области с мировыми лидерами.

Источники: 1, 2.

Читайте также
Комментарии (1)

Свой проект «Образование» запускает и Китай. Социализм плюс модернизация

3 1

2019-03-06T12:44:58.870Z

Редакция ActivityEdu
Подписаться

Недавно Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет утвердили положения о модернизации образования Китая до 2035 года. С 2018 по 2022 год работа ведется над первым подготовительным планом, который призван ускорить воплощение основного проекта по модернизации образования, который продлится до 2035 года. Развитие образования в Китае базируется на обучении идеологии социализма с китайской спецификой под руководством председателя Си Цзиньпина. учащихся, а также активное развитие проекта «Один пояс и один путь».

Китай, школьники в классе

Цели модернизации

Конечно, Китай выбрал свой собственный путь развития. Однако нельзя сказать, что этот путь никак не корреспондируется с развитием образования в России. Проведем небольшое сравнение, а заодно подглядим в план развития образования в соседней стране. Сразу оговорюсь, в отличие от России, конкретных данных КНР не предоставляет (по крайней мере, на обозрение международной публике), чего не скажешь об обещаниях светлого будущего. Однако в целом картина ясна и направление задано.

«Модернизация образования в Китае до 2035 года» разделена на пять частей: стратегическая основа, общее мышление, стратегические задачи, путь реализации, защитные меры. Вот основные концептуальные требования модернизации: уделять больше внимания морали, всестороннему развитию, обучению по способностям и в любом возрасте, знаниям и действиям, интеграции и развитию, обмену опытом.

Модернизация образования предполагает к 2020 году полностью реализовать цели развития ХIII пятилетки, значительно увеличив общую силу образования и международного влияния, а также повысить средний возраст получения образования для трудоспособного населения. 

Вот эти цели:

  • создание современной системы образования, обеспечивающей непрерывное обучение для всех;
  • популяризация качественного дошкольного образования;
  • достижение качественного и сбалансированного обязательного образования;
  • полная популяризация образования в старших классах;
  • повышение возможностей профессионального обслуживания и конкурентоспособности высшего образования;
  • подходящее образование для детей с ограниченными возможностями;
  • новая модель управления образованием, которая предусматривает социальную активность (а точнее, участие общественности).

Идеология и работа с учебниками

Китайский рабочий с флагом

«Модернизация образования в Китае до 2035 года» фокусируется на десяти основных стратегических задачах, или, говоря языком сегодняшних российских реалий, национальных проектах.

Первая задача базируется на идеологии. Для Китая приход к власти председателя Си Цзиньпина ознаменовал новую эпоху социализма, а потому много внимания в развитии модернизации уделено тому, каких взглядов на образование придерживается председатель КНР.

Вторая задача – работа с учебниками. КНР настроена на усиление построения системы учебных материалов, научное планирование учебных планов крупных и средних школ, классификацию стандартов, обогащение и обновление формы учебных программ. Обязательным в исполнении этой задачи КНР считает совершенствование национальной системы учебников и координацию основных из них, совершенствование идеологических, научных, национальных, современных и систематических учебных материалов, а также улучшение механизмов составления, пересмотра, рецензирования, отбора и изъятия учебников. 

Третья задача во многом перекликается с российским нацпроектом «Успех каждого ребенка». Здесь речь идет сразу о нескольких направлениях. Во-первых, о работе над качественной популяризацией дошкольного образования, создании более полной системы управления дошкольным образованием, активном развитии общественных парков и ускорении развития инклюзивных частных детских садов. 

Во-вторых, изменения коснутся средней и старшей школы, а также координированного развития среднего профессионального образования.

В-третьих, планируется «оживить» высшее образование в центральных и западных регионах страны.

Помощь тем, кто не может платить

Юань

Задача номер четыре – добиться выравнивания базовых государственных образовательных услуг: обязательность образования, выстраивание школьной стандартизации, сбалансированное развитие городского и сельского обязательного образования, увеличение количества городских дипломов, укрепление системы интеграции в образовании детей-мигрантов по всей стране, улучшение системы финансирования малоимущих студентов. 

Пятая задача – организовать институциональную среду для непрерывного всеобщего обучения, создать национальную систему квалификаций, а также межотраслевой рабочий механизм и систему профессиональной поддержки. Кроме того, подразумевается создание и совершенствование национальной системы кредитования и системы сертификации достижений в обучении. Планируется, что будут усилены функции служб непрерывного образования и социального обучения в профессиональных школах и вузах, а также в профессиональных сферах.

Развитие вузов

Китай, выпускница вуза

Шестая задача перекликается с российским нацпроектом «Повышение конкурентоспособности российских вузов». Она включает в себя строительство вузов мирового уровня, создание надежной системы секретных политик развития высшего образования, помощь в развитии местных вузов, ускоренное развитие профессионального образования и оптимизацию его структуры, содействие интеграции профессионального образования и промышленного развития (напоминает наши «Кванториумы», не так ли?), создание профессиональных колледжей, оптимизацию структуры обучения персонала, укрепление защиты прав сотрудников, контроль за соблюдением ТК. Эта задача также предполагает оказание поддержки системе грантов и оценивания стандартов, создание национальных научно-технических инновационных баз мирового уровня и строительство новых мозговых центров.

Учителя будущего

Седьмая задача идейно перекликается с российским нацпроектом «Учитель будущего». Ее суть – в создании команды высококвалифицированных, профессиональных и инновационных учителей. Эта задача подразумевает рассмотрение мотивации учителя как основного критерия оценки качества. Упор будет делаться на межрегиональное распределение учителей для эффективного решения проблемы со структурной, поэтапной и региональной нехваткой специалистов, на улучшение системы повышения квалификации учителей, на укрепление системы профессионального развития преподавателей. Немало внимания уделят улучшению социального статуса учителей (включая стабильные и высокие зарплаты специалистов начальных и средних школ), условиям получения ими медпомощи.

Развитие информационных технологий

Китай, ребенок выбирает компьютер

Задача номер восемь в чем-то перекликается с российским национальным проектом «Новые возможности для каждого». Предусматривается создание интеллектуального кампуса и координация строительства интегрированной интеллектуальной платформы обучения, управления и обслуживания. Предполагается создание возможности использовать современные технологии для индивидуального обучения и повышения квалификации специалистов, а также внедрение новой системы надзора за образовательными услугами.

Обмен опытом 

Китай, ребенок за учебой

Девятая задача модернизации – создать новую модель раскрытия образования. В этом отношении Китай нацелен на международный обмен и сотрудничество, попытку добиться взаимного признания, совместимости стандартов и обмена опытом академических квалификаций в КНР и других странах. Планируется плотное сотрудничество с ЮНЕСКО и другими международными и многосторонними организациями. Также планируется внедрение китайской программы обучения за рубежом. Для этого будет ускорено строительство зарубежных международных школ с китайскими характеристиками. 

Десятая задача – создание полной системы законов и нормативных актов в области образования, а также совершенствование системы юридической поддержки работы школ. Предполагается, что это должно улучшить способность школ к самоуправлению и поддержать строительство новых вузов. 

Согласно официальному заявлению на сайте ЦК КПК, к 2035 году (то есть за 15 лет) Китай планирует стать страной с высоким уровнем образования, способной конкурировать в этой области с мировыми лидерами.

Источники: 1, 2.

Читайте также
Комментарии (1)