Сельские школы в развитых странах тоже закрываются. Но не везде

2019-05-15T13:02:00.285Z
7 0

Деревенские школы, по большей части малокомплектные, – одна из больных тем для российской системы образования. Мы решили посмотреть, как работают школы в сельских районах за рубежом. В этом материале мы расскажем о проблемах сельских школ в США, дефиците учителей в Германии, исчезающих деревнях Финляндии и о «продаже» школ французскими родителями. 

США: средств из местных бюджетов на школы не хватает

Главная проблема сельского образования в США – нехватка ресурсов. Финансирование государственных школ формируется из трех составляющих: местного бюджета, бюджета штата и, в меньшей степени, федеральных средств. На местном уровне главный источник финансирования – налог на недвижимость. На объем финансирования прямо влияет уровень цен, и в менее престижных районах школы получают меньше средств.

При этом на государственном уровне финансовая поддержка между сельскими и городскими школами распределяется неравномерно. По данным The Rural School and Community Trust, общественной организации, которая занимается проблемами сельского образования, в 2017 году только 17 % от общего объема финансовой помощи направили сельским школам, хотя доля таких школ в стране больше – 25 %. 

В результате школьники занимаются по старым учебникам, а учителям приходится прилагать много усилий, чтобы дополнить материал. Затрудняет ситуацию еще одна особенность сельских районов: отсутствие широкополосного, или высокоскоростного, интернета. В сельской местности к нему не имеет доступа примерно треть населения, то есть около 19 миллионов человек (в конце прошлого года президент компании Microsoft назвал эту ситуацию неотложной национальной проблемой).

Зарплаты у учителей в сельских школах ниже, чем в городских, а нагрузка больше: педагогам иногда приходится вести несколько предметов, а в свободное время заниматься организацией мероприятий. Учителей в таких школах не хватает – это и причина, и следствие. К тому же тем, кто переехал из города, бывает сложно адаптироваться к местной специфике и найти общий язык с учениками, для которых работа на ферме родителей может быть важнее, чем ежедневное посещение занятий. 

В первую очередь такое положение дел сказывается на детях, которых принято называть одаренными. Они не имеют тех возможностей, которыми располагают их сверстники в городах. Успеваемость в сельских школах хуже, процент поступающих в высшие учебные заведения меньше.

Но и в таких условиях даже маленькие школы власти пытаются сохранить. В некоторых районах США до сих пор существуют так называемые однокомнатные школы (one-room school), где дети разных возрастов учатся вместе – буквально в одной комнате. Такие школы были распространены в Европе и США во второй половине девятнадцатого и начале двадцатого века, но кое-где действуют и сейчас. Как правило, в однокомнатной школе можно получить только начальное образование.

Финляндия: закрываются школы и больницы – исчезают деревни

Школьное образование в Финляндии называют одним из лучших в мире. В 2018 году эта страна заняла первое место в рейтинге PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, и уже не в первый раз (Россия оказалась на двадцать седьмом месте). 

Неудивительно, что выходцев из России финские школы, в том числе сельские, буквально шокируют – в хорошем смысле. В рассказах эмигрантов фигурируют бесплатное такси, которое отвозит ребенка в школу и возвращает домой, маленькое домашнее задание и свободные порядки: дети могут ходить по школе в удобной одежде и в носках вместо сменки, а учителя – вести урок, сидя на полу или на парте. А еще – полное отсутствие того, что у нас называется неприятным словом «поборы».

Один из главных принципов финского школьного образования – принцип равных возможностей. Обучение ребенка не должно зависеть от социального статуса и материальных возможностей его семьи. Школы обеспечивают всем необходимым, независимо от того, где они находятся и сколько в них учеников. Уровень преподавания тоже примерно одинаков, школы не делятся на сильные и слабые. Еще недавно родители первоклассников даже не могли выбирать, куда отдать ребенка: детей распределяли в учебные заведения по месту жительства. Сейчас право выбора есть, но пользуются им немногие. 

Однако с проблемой малокомплектных школ Финляндия тоже столкнулась. Прежде всего – на севере страны, в Лапландии. Там живет коренное население – саамы, и на проблему маленьких школ накладывается другая – проблема сохранения языка и культуры местного населения. 

Население Скандинавии стареет быстрее, чем в среднем по Европе. В селе это еще заметнее: молодежь уезжает учиться в город, но обратно уже не возвращается. Деревни, где средний возраст жителей – более 60 лет, не редкость. Школы и больницы в таких местах закрываются, содержать их власти не могут. После этого уезжают и последние семьи с детьми. Этот процесс начался еще в девяностых, и решение до сих пор не найдено. Такая же тенденция сохраняется и в соседних Норвегии и Швеции. 

Германия: из-за дефицита учителей на работу берут пенсионеров и студентов

Главной проблемой немецких школ, в том числе в сельской местности, уже несколько лет является нехватка не учеников, а учителей. Перед началом 2018/2019 учебного года ассоциация учителей Германии заявила, что школам страны недостает 40 тысяч педагогов. Среди причин называют рост рождаемости и приток беженцев, а также волну выхода на пенсию учителей старшего поколения. И это несмотря на то, что профессия педагога престижна, а зарплата превышает среднюю по стране.

Больше всего от кадрового дефицита страдают те учебные заведения, где платят учителям меньше, – в первую очередь сельские и начальные школы. Педагоги работают сверхурочно, раньше времени выходят из отпусков и заключают временные контракты, чтобы преподавать в двух школах сразу. Чтобы закрыть пустующие долгое время вакансии, руководство охотно принимает в штат пенсионеров и студентов, но и это не спасает ситуацию. 

Власти земель ищут свои решения. В Саксонии будущих педагогов стараются заинтересовать работой в сельской местности еще на этапе обучения, в Саксонии-Анхальт вводят доплаты для тех рабочих мест, которые пустуют слишком долго. В Нижней Саксонии педагогам повышают зарплату, а в Баден-Вюртемберге к преподаванию в начальной школе привлекают молодых учителей старших классов, обещая бонусы в дальнейшем. 

Несмотря на все это, прогнозы не обнадеживают. Эксперты считают, что просто найти педагогов на вакантные места недостаточно: число учащихся и потребность в учителях будут расти и дальше.

В таких условиях сохранить школы, где учеников меньше, чем должно быть по закону, оказывается слишком трудно, они закрываются. Прошлым летом, в преддверии нового учебного года, в земле Рейнланд-Пфальц специальная инспекция проверила 40 небольших начальных школ (всего их около тысячи). Три из них из-за недобора учеников закрылись.  

Франция: родители и учителя протестуют против закрытия классов 

Непопулярные реформы президента Эммануэля Макрона, ставшие причиной забастовок и акций протеста во Франции, затронули и школьное образование. Часть нововведений в этой сфере вполне безобидны, хотя и их критикуют за точечность и несистемность (например, ученикам запретили пользоваться мобильными телефонами в стенах школы). А вот решение уменьшить число учеников в классах школ в неблагополучных городских кварталах до двенадцати человек грозит ударить по сельским школам, за счет которых эти новые маленькие классы обеспечат учителями. «Это как раздеть Питера, чтобы одеть Пола», – передают западные СМИ фразу представителя одного из профсоюзов.  

Речь идет о закрытии не целых школ, а классов (а еще – групп детских садов). И если в 2017 году Эммануэль Макрон обещал, что этого не случится, то уже через год министр образования Жан-Мишель Бланкер признал, что в течение учебного года закроется 200–300 классов. 

Это не может не сказаться на качестве образования. Недовольные родители и учителя пытаются привлечь внимание властей протестными акциями. К счастью, мирного характера: устраивают пикеты и пытаются общаться с чиновниками. Есть и более необычные способы. Жители коммуны Экёрдрвилль опубликовали на популярном портале шуточное объявление о продаже школы, в котором описали ее как обычный объект недвижимости. А в коммуне Рош-ле-Бопре символически «продали» на аукционе детей. 

Несмотря на протесты, реформы продолжаются. В будущем учебном году правительство обещает увеличить количество маленьких классов в начальной школе. Нововведение коснется 15–20 % учеников первого и второго классов. Если перемены будет идти заявленными темпами, в течение трех лет Франции понадобится 3–4 тысячи новых учителей начального звена. На пресс-конференции в конце апреля Эммануэль Макрон пообещал, что сельские школы больше не будут закрываться без согласия местных властей. Но это заявление никого не удовлетворило. 

Читайте также
Комментарии (0)

Сельские школы в развитых странах тоже закрываются. Но не везде

7 0

2019-05-15T13:02:00.285Z

Ирина Маркина
Подписаться

Деревенские школы, по большей части малокомплектные, – одна из больных тем для российской системы образования. Мы решили посмотреть, как работают школы в сельских районах за рубежом. В этом материале мы расскажем о проблемах сельских школ в США, дефиците учителей в Германии, исчезающих деревнях Финляндии и о «продаже» школ французскими родителями. 

США: средств из местных бюджетов на школы не хватает

Главная проблема сельского образования в США – нехватка ресурсов. Финансирование государственных школ формируется из трех составляющих: местного бюджета, бюджета штата и, в меньшей степени, федеральных средств. На местном уровне главный источник финансирования – налог на недвижимость. На объем финансирования прямо влияет уровень цен, и в менее престижных районах школы получают меньше средств.

При этом на государственном уровне финансовая поддержка между сельскими и городскими школами распределяется неравномерно. По данным The Rural School and Community Trust, общественной организации, которая занимается проблемами сельского образования, в 2017 году только 17 % от общего объема финансовой помощи направили сельским школам, хотя доля таких школ в стране больше – 25 %. 

В результате школьники занимаются по старым учебникам, а учителям приходится прилагать много усилий, чтобы дополнить материал. Затрудняет ситуацию еще одна особенность сельских районов: отсутствие широкополосного, или высокоскоростного, интернета. В сельской местности к нему не имеет доступа примерно треть населения, то есть около 19 миллионов человек (в конце прошлого года президент компании Microsoft назвал эту ситуацию неотложной национальной проблемой).

Зарплаты у учителей в сельских школах ниже, чем в городских, а нагрузка больше: педагогам иногда приходится вести несколько предметов, а в свободное время заниматься организацией мероприятий. Учителей в таких школах не хватает – это и причина, и следствие. К тому же тем, кто переехал из города, бывает сложно адаптироваться к местной специфике и найти общий язык с учениками, для которых работа на ферме родителей может быть важнее, чем ежедневное посещение занятий. 

В первую очередь такое положение дел сказывается на детях, которых принято называть одаренными. Они не имеют тех возможностей, которыми располагают их сверстники в городах. Успеваемость в сельских школах хуже, процент поступающих в высшие учебные заведения меньше.

Но и в таких условиях даже маленькие школы власти пытаются сохранить. В некоторых районах США до сих пор существуют так называемые однокомнатные школы (one-room school), где дети разных возрастов учатся вместе – буквально в одной комнате. Такие школы были распространены в Европе и США во второй половине девятнадцатого и начале двадцатого века, но кое-где действуют и сейчас. Как правило, в однокомнатной школе можно получить только начальное образование.

Финляндия: закрываются школы и больницы – исчезают деревни

Школьное образование в Финляндии называют одним из лучших в мире. В 2018 году эта страна заняла первое место в рейтинге PISA – Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, и уже не в первый раз (Россия оказалась на двадцать седьмом месте). 

Неудивительно, что выходцев из России финские школы, в том числе сельские, буквально шокируют – в хорошем смысле. В рассказах эмигрантов фигурируют бесплатное такси, которое отвозит ребенка в школу и возвращает домой, маленькое домашнее задание и свободные порядки: дети могут ходить по школе в удобной одежде и в носках вместо сменки, а учителя – вести урок, сидя на полу или на парте. А еще – полное отсутствие того, что у нас называется неприятным словом «поборы».

Один из главных принципов финского школьного образования – принцип равных возможностей. Обучение ребенка не должно зависеть от социального статуса и материальных возможностей его семьи. Школы обеспечивают всем необходимым, независимо от того, где они находятся и сколько в них учеников. Уровень преподавания тоже примерно одинаков, школы не делятся на сильные и слабые. Еще недавно родители первоклассников даже не могли выбирать, куда отдать ребенка: детей распределяли в учебные заведения по месту жительства. Сейчас право выбора есть, но пользуются им немногие. 

Однако с проблемой малокомплектных школ Финляндия тоже столкнулась. Прежде всего – на севере страны, в Лапландии. Там живет коренное население – саамы, и на проблему маленьких школ накладывается другая – проблема сохранения языка и культуры местного населения. 

Население Скандинавии стареет быстрее, чем в среднем по Европе. В селе это еще заметнее: молодежь уезжает учиться в город, но обратно уже не возвращается. Деревни, где средний возраст жителей – более 60 лет, не редкость. Школы и больницы в таких местах закрываются, содержать их власти не могут. После этого уезжают и последние семьи с детьми. Этот процесс начался еще в девяностых, и решение до сих пор не найдено. Такая же тенденция сохраняется и в соседних Норвегии и Швеции. 

Германия: из-за дефицита учителей на работу берут пенсионеров и студентов

Главной проблемой немецких школ, в том числе в сельской местности, уже несколько лет является нехватка не учеников, а учителей. Перед началом 2018/2019 учебного года ассоциация учителей Германии заявила, что школам страны недостает 40 тысяч педагогов. Среди причин называют рост рождаемости и приток беженцев, а также волну выхода на пенсию учителей старшего поколения. И это несмотря на то, что профессия педагога престижна, а зарплата превышает среднюю по стране.

Больше всего от кадрового дефицита страдают те учебные заведения, где платят учителям меньше, – в первую очередь сельские и начальные школы. Педагоги работают сверхурочно, раньше времени выходят из отпусков и заключают временные контракты, чтобы преподавать в двух школах сразу. Чтобы закрыть пустующие долгое время вакансии, руководство охотно принимает в штат пенсионеров и студентов, но и это не спасает ситуацию. 

Власти земель ищут свои решения. В Саксонии будущих педагогов стараются заинтересовать работой в сельской местности еще на этапе обучения, в Саксонии-Анхальт вводят доплаты для тех рабочих мест, которые пустуют слишком долго. В Нижней Саксонии педагогам повышают зарплату, а в Баден-Вюртемберге к преподаванию в начальной школе привлекают молодых учителей старших классов, обещая бонусы в дальнейшем. 

Несмотря на все это, прогнозы не обнадеживают. Эксперты считают, что просто найти педагогов на вакантные места недостаточно: число учащихся и потребность в учителях будут расти и дальше.

В таких условиях сохранить школы, где учеников меньше, чем должно быть по закону, оказывается слишком трудно, они закрываются. Прошлым летом, в преддверии нового учебного года, в земле Рейнланд-Пфальц специальная инспекция проверила 40 небольших начальных школ (всего их около тысячи). Три из них из-за недобора учеников закрылись.  

Франция: родители и учителя протестуют против закрытия классов 

Непопулярные реформы президента Эммануэля Макрона, ставшие причиной забастовок и акций протеста во Франции, затронули и школьное образование. Часть нововведений в этой сфере вполне безобидны, хотя и их критикуют за точечность и несистемность (например, ученикам запретили пользоваться мобильными телефонами в стенах школы). А вот решение уменьшить число учеников в классах школ в неблагополучных городских кварталах до двенадцати человек грозит ударить по сельским школам, за счет которых эти новые маленькие классы обеспечат учителями. «Это как раздеть Питера, чтобы одеть Пола», – передают западные СМИ фразу представителя одного из профсоюзов.  

Речь идет о закрытии не целых школ, а классов (а еще – групп детских садов). И если в 2017 году Эммануэль Макрон обещал, что этого не случится, то уже через год министр образования Жан-Мишель Бланкер признал, что в течение учебного года закроется 200–300 классов. 

Это не может не сказаться на качестве образования. Недовольные родители и учителя пытаются привлечь внимание властей протестными акциями. К счастью, мирного характера: устраивают пикеты и пытаются общаться с чиновниками. Есть и более необычные способы. Жители коммуны Экёрдрвилль опубликовали на популярном портале шуточное объявление о продаже школы, в котором описали ее как обычный объект недвижимости. А в коммуне Рош-ле-Бопре символически «продали» на аукционе детей. 

Несмотря на протесты, реформы продолжаются. В будущем учебном году правительство обещает увеличить количество маленьких классов в начальной школе. Нововведение коснется 15–20 % учеников первого и второго классов. Если перемены будет идти заявленными темпами, в течение трех лет Франции понадобится 3–4 тысячи новых учителей начального звена. На пресс-конференции в конце апреля Эммануэль Макрон пообещал, что сельские школы больше не будут закрываться без согласия местных властей. Но это заявление никого не удовлетворило. 

Читайте также
Комментарии (0)