Школьное образование в Финляндии. Обучение на основе реальных явлений

Tue Nov 06 2018 14:30:30 GMT+0000 (GMT)

В рамках конференции EdCrunch в Москве прошла презентация школы Яткясаари в Хельсинки, Финляндия. О новой школе слушателям рассказали Илона Таймела (консультант в области образовательных стратегий Департамента образования Хельсинки) и Кирси Моллюмяки (ректор школы Яткясаари).  Сегодня мы знакомим читателей с этой необычной школой, а также технологиями, которые применяются в финском образовании.

Основные принципы финской системы образования

Финское образование по праву считается одним из лучших в мире, что подтверждается авторитетными исследованиями. Так, например, по результатам исследования PISA-2015, Финляндия заняла 5-е место из 70 возможных по естественнонаучной грамотности, 4-е по читательской грамотности, позиция страны среди других участниц — 2-5-ое места.

Уже сейчас мир говорит о финском образовательном чуде, мы же попробуем разобраться на примере конкретной школы, как это получилось и каким образом сейчас функционирует образование в этой стране.  

Самое главное, что необходимо понимать, – это то, что в Финляндии нет частных школ, все школы в стране государственные и одинаковые, это линейная структура, которая не предполагает наличия привилегированных учреждений. В каком бы городе ни находилась школа, какого бы размера она ни была, образование в ней будет не хуже, чем в столичной.

Финны весьма пристально следят за изменениями в мире и педагогике, все новейшие практики апробируются и внедряются максимально быстро. Финская система образования мобильна и позволяет эффективно интегрировать новые процессы.  

Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним.

Илона Таймела

Педагогическое образование в Финляндии несколько отлично от российского. Учитель тут  должен иметь степень магистра по педагогике или преподаваемому предмету. Это приводит к тому, что в Финляндии очень высок уровень доверия к учителям, а также роль учителя в обществе и понимание значимости его профессии.

Для всей страны разрабатывается единая программа образования, она утверждается на уровне правительства. Городские (муниципальные) власти имеют право вносить небольшие дополнения в национальную программу, но не могут изменять ее по существу.

Что дано учителям и какие стоят перед ними задачи

Стоит сказать о том, что любая система подразумевает отчетность и образование тут не исключение. Финские учителя так же заполняют и ведут отчеты, которых существует несколько уровней и видов, но объем отчетов строго регламентирован, сроки известны и никаких внеплановых отчетов не возникает.

Перед педагогом в финской школе стоят семь главных задач – это ключевые навыки, которые должен освоить учащийся. Именно на освоение этих навыков и направлена учебная программа. Итак, списком:

  1. Критическое мышление и умение учиться.
  2. Умение следить за собой.
  3. Коммуникационные навыки.
  4. Творческие навыки.
  5. Мультиграмотность.
  6. Навыки работы с компьютером, сетями и интернетом.
  7. Предпринимательские навыки.

Педагогу необходимо воспитать в ученике выдержку и выносливость.

Очень важно научить выдерживать темп и создавать устойчивое будущее.

Илона Таймела

Обучение в финской школе – это всегда активный процесс и целостный подход. Нельзя дробить программу на предметы, приветствуется мультидисциплинарный подход и обучение на явлениях окружающего мира. Процесс обучения для студента сродни расследованию, где он видит только последствия и уже сам определяет причины и связи. Очень важен вывод учеников во внешний мир.

Также для педагога критично важно ставить ученикам четкие цели. Которые должны быть понятны и достижимы.

Учителя стараются максимально использовать систему внутренних связей и взаимодействий внутри школы, основные каналы – это «педагог – ученик», «ученик – ученик» и «младший класс – старший класс».

Использование именно горизонтальных связей позволяет создать атмосферу поддержки в школе, формирует навыки коммуникации и критического мышления, а также помогает развить эмпатию у детей.

Новая школа Яткясаари

Яткясаари – это новая школа, которая была открыта в Хельсинки в 2017 году. Она также включает в себя детский сад и группу подготовки к школе.

Первое здание в начальной школе Яткясаари было закончено летом 2017 года. Школа начала работать 1 августа 2017 года. В учебном году 2018-2019 гг. тут будут получать образование только дети с первого по третий класс, а также малыши в детском саду. Школа будет прирастать одним классом в год, таким образом, ученики будут постоянно оказываться в новых пространствах. Второе здание школы будет сдано к 1 августа 2019 года. Постепенно сформируется образовательный комплекс до 9-го класса.

Команда архитекторов, которая проектировала школу, ставила следующие цели:

  • создать функциональный объект, дающий детям вдохновение и побуждающий к открытиям;
  • сформировать пространства, позволяющие максимально разнообразить формы обучения;
  • реализовать концепцию пространства здоровья, используя много воздуха, света, легкость в дизайне, безопасные материалы и оборудование, грамотную и очевидную логистику.

Интерьеры школы построены по принципу мобильного пространства и включенности в процесс: тут есть большие холлы и залы, отдельные кабинеты, но обязательно с прозрачными стенами, чтобы всегда можно было увидеть, что происходит в классе. Все сделано таким образом, чтобы даже в том случае, если дети занимаются в разных пространствах, педагог мог контролировать группу и визуально поддерживать контакт с учеником. Финны уверены, что открытое пространство – это безопасность.

При проектировании и строительстве школы ее создателям очень важно учесть мнение детей, а потому архитекторы предварительно создают уроки в виртуальной реальности, воспроизводящей интерьеры новых помещений, чтобы ученики могли увидеть, как будет выглядеть их будущая школа.

Яткясаари основана на принципах инклюзивного образования и принимает всех детей, не проводя различий.

Результат обучения в Яткясаари – любознательный, обучаемый ребенок, который может учиться где угодно и с кем угодно, смотреть на проблемы под разными углами, и добрый человек.

Кирси Моллюмяки

Уже с первого класса дети изучают несколько языков. Начинают с английского, в соответствии со специальной программой школы, именно на английском преподается четверть всех дисциплин. Также обязательными языками для всех учеников являются финский и шведский, кроме того, по желанию можно выбрать еще два языка для изучения в младших классах и еще один дополнительный в старших.

Преподавание в школе построено на принципе изучения феноменов (реальных событий). Так, ежегодно школа заявляет пять таких событий, к которым привязывается школьная программа и предметы. Примеры подобных тем: «Я – семья – культура»; «виртуозы – история»; «трудности в природе» и т. д.

Весь процесс делится на две части: 1,5 часа в день занимает процесс обучения на реальных событиях, остальное время – традиционное обучение.

Изучение процессов (феноменов)

Для педагога важно, чтобы дети самостоятельно начали предпринимать действия, направленные на раскрытие и изучение феномена. Одна из главных целей в этом процессе – помочь в подготовке детей к будущему, а кроме того, научить кооперации и проводить как можно больше активностей на природе. В любую погоду дети выходят на улицу, там же проходит большая часть образовательного процесса.

Другая значимая часть процесса – это технологии и тестирование продуктов и приложений в рамках школы. Дети должны понимать, что технологии – это рабочий инструмент, они готовят собственные проекты по технологиям, используют оборудование при изучении феноменов.

Кроме классических технических средств, в школе также активно используются дополненная реальность и технологии проектирования эмоций. Финны уверены, что для стабильного и эффективного социума крайне важны эмоциональные навыки.

Как выглядит учебный процесс

Общий сбор в 8:30, обычно на улице. В ходе его ставятся цели и поясняются инструменты, которыми возможно воспользоваться. Педагоги обязательно учитывают мнение детей. Разрабатывается некий план, который всегда включает в себя элементы совместной деятельности. План – это не жесткое требование, он мобилен и может быть изменен в течение дня.

Далее детей разбивают на группы, где, собственно, и будут производиться исследования и готовиться проекты. Группы могут быть разными, место исследования тоже – это не обязательно школьный двор, это может быть любая часть города.

Педагог далее работает с ребятами, ведет проект, курирует и подсказывает с учетом текущей ситуации.

К 10:00 все возвращаются в школу, и далее следует получасовая перемена на улице. С 10:30 начинаются традиционные уроки.

Все предметы в школе мультидисциплинарны и связаны с обучением на феноменах, программа обучения представляет из себя единую структуру из множества взаимосвязанных дисциплин, которые затрагивают глобальные темы текущего школьного цикла.

Пять раз в год Яткясаари проводит день открытых дверей, его дата всегда попадает на конец образовательного цикла. Из мероприятий также проводятся дни для родителей и фестиваль школы, на котором дети могут представить свои результаты проектов и исследований.

Измеримость результатов

Школа Яткясаари, как и все остальные школы Финляндии, использует несколько способов измерения результатов учащихся.

Каждый ребенок особенный, но все дети могут учиться.

Кирси Моллюмяки

Основные принципы:

  1. Кооперация с вузами, в случае Яткясаари это Хельсинкский университет.
  2. Дифференцированный подход при оценке успехов каждого из учеников. 
  3. Основной показатель при оценивании – продвижение далее, чем изначально предполагалось проектом.

Кроме дифференцированных способов, также применяются и традиционные способы оценки, в том числе тесты и пр.  

Читайте также
Комментарии (0)

Школьное образование в Финляндии. Обучение на основе реальных явлений

История о хельсинкской школе, в которую принимают всех детей и где с первого класса изучают пять языков
Tue Nov 06 2018 14:30:30 GMT+0000 (GMT)

В рамках конференции EdCrunch в Москве прошла презентация школы Яткясаари в Хельсинки, Финляндия. О новой школе слушателям рассказали Илона Таймела (консультант в области образовательных стратегий Департамента образования Хельсинки) и Кирси Моллюмяки (ректор школы Яткясаари).  Сегодня мы знакомим читателей с этой необычной школой, а также технологиями, которые применяются в финском образовании.

Основные принципы финской системы образования

Финское образование по праву считается одним из лучших в мире, что подтверждается авторитетными исследованиями. Так, например, по результатам исследования PISA-2015, Финляндия заняла 5-е место из 70 возможных по естественнонаучной грамотности, 4-е по читательской грамотности, позиция страны среди других участниц — 2-5-ое места.

Уже сейчас мир говорит о финском образовательном чуде, мы же попробуем разобраться на примере конкретной школы, как это получилось и каким образом сейчас функционирует образование в этой стране.  

Самое главное, что необходимо понимать, – это то, что в Финляндии нет частных школ, все школы в стране государственные и одинаковые, это линейная структура, которая не предполагает наличия привилегированных учреждений. В каком бы городе ни находилась школа, какого бы размера она ни была, образование в ней будет не хуже, чем в столичной.

Финны весьма пристально следят за изменениями в мире и педагогике, все новейшие практики апробируются и внедряются максимально быстро. Финская система образования мобильна и позволяет эффективно интегрировать новые процессы.  

Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним.

Илона Таймела

Педагогическое образование в Финляндии несколько отлично от российского. Учитель тут  должен иметь степень магистра по педагогике или преподаваемому предмету. Это приводит к тому, что в Финляндии очень высок уровень доверия к учителям, а также роль учителя в обществе и понимание значимости его профессии.

Для всей страны разрабатывается единая программа образования, она утверждается на уровне правительства. Городские (муниципальные) власти имеют право вносить небольшие дополнения в национальную программу, но не могут изменять ее по существу.

Что дано учителям и какие стоят перед ними задачи

Стоит сказать о том, что любая система подразумевает отчетность и образование тут не исключение. Финские учителя так же заполняют и ведут отчеты, которых существует несколько уровней и видов, но объем отчетов строго регламентирован, сроки известны и никаких внеплановых отчетов не возникает.

Перед педагогом в финской школе стоят семь главных задач – это ключевые навыки, которые должен освоить учащийся. Именно на освоение этих навыков и направлена учебная программа. Итак, списком:

  1. Критическое мышление и умение учиться.
  2. Умение следить за собой.
  3. Коммуникационные навыки.
  4. Творческие навыки.
  5. Мультиграмотность.
  6. Навыки работы с компьютером, сетями и интернетом.
  7. Предпринимательские навыки.

Педагогу необходимо воспитать в ученике выдержку и выносливость.

Очень важно научить выдерживать темп и создавать устойчивое будущее.

Илона Таймела

Обучение в финской школе – это всегда активный процесс и целостный подход. Нельзя дробить программу на предметы, приветствуется мультидисциплинарный подход и обучение на явлениях окружающего мира. Процесс обучения для студента сродни расследованию, где он видит только последствия и уже сам определяет причины и связи. Очень важен вывод учеников во внешний мир.

Также для педагога критично важно ставить ученикам четкие цели. Которые должны быть понятны и достижимы.

Учителя стараются максимально использовать систему внутренних связей и взаимодействий внутри школы, основные каналы – это «педагог – ученик», «ученик – ученик» и «младший класс – старший класс».

Использование именно горизонтальных связей позволяет создать атмосферу поддержки в школе, формирует навыки коммуникации и критического мышления, а также помогает развить эмпатию у детей.

Новая школа Яткясаари

Яткясаари – это новая школа, которая была открыта в Хельсинки в 2017 году. Она также включает в себя детский сад и группу подготовки к школе.

Первое здание в начальной школе Яткясаари было закончено летом 2017 года. Школа начала работать 1 августа 2017 года. В учебном году 2018-2019 гг. тут будут получать образование только дети с первого по третий класс, а также малыши в детском саду. Школа будет прирастать одним классом в год, таким образом, ученики будут постоянно оказываться в новых пространствах. Второе здание школы будет сдано к 1 августа 2019 года. Постепенно сформируется образовательный комплекс до 9-го класса.

Команда архитекторов, которая проектировала школу, ставила следующие цели:

  • создать функциональный объект, дающий детям вдохновение и побуждающий к открытиям;
  • сформировать пространства, позволяющие максимально разнообразить формы обучения;
  • реализовать концепцию пространства здоровья, используя много воздуха, света, легкость в дизайне, безопасные материалы и оборудование, грамотную и очевидную логистику.

Интерьеры школы построены по принципу мобильного пространства и включенности в процесс: тут есть большие холлы и залы, отдельные кабинеты, но обязательно с прозрачными стенами, чтобы всегда можно было увидеть, что происходит в классе. Все сделано таким образом, чтобы даже в том случае, если дети занимаются в разных пространствах, педагог мог контролировать группу и визуально поддерживать контакт с учеником. Финны уверены, что открытое пространство – это безопасность.

При проектировании и строительстве школы ее создателям очень важно учесть мнение детей, а потому архитекторы предварительно создают уроки в виртуальной реальности, воспроизводящей интерьеры новых помещений, чтобы ученики могли увидеть, как будет выглядеть их будущая школа.

Яткясаари основана на принципах инклюзивного образования и принимает всех детей, не проводя различий.

Результат обучения в Яткясаари – любознательный, обучаемый ребенок, который может учиться где угодно и с кем угодно, смотреть на проблемы под разными углами, и добрый человек.

Кирси Моллюмяки

Уже с первого класса дети изучают несколько языков. Начинают с английского, в соответствии со специальной программой школы, именно на английском преподается четверть всех дисциплин. Также обязательными языками для всех учеников являются финский и шведский, кроме того, по желанию можно выбрать еще два языка для изучения в младших классах и еще один дополнительный в старших.

Преподавание в школе построено на принципе изучения феноменов (реальных событий). Так, ежегодно школа заявляет пять таких событий, к которым привязывается школьная программа и предметы. Примеры подобных тем: «Я – семья – культура»; «виртуозы – история»; «трудности в природе» и т. д.

Весь процесс делится на две части: 1,5 часа в день занимает процесс обучения на реальных событиях, остальное время – традиционное обучение.

Изучение процессов (феноменов)

Для педагога важно, чтобы дети самостоятельно начали предпринимать действия, направленные на раскрытие и изучение феномена. Одна из главных целей в этом процессе – помочь в подготовке детей к будущему, а кроме того, научить кооперации и проводить как можно больше активностей на природе. В любую погоду дети выходят на улицу, там же проходит большая часть образовательного процесса.

Другая значимая часть процесса – это технологии и тестирование продуктов и приложений в рамках школы. Дети должны понимать, что технологии – это рабочий инструмент, они готовят собственные проекты по технологиям, используют оборудование при изучении феноменов.

Кроме классических технических средств, в школе также активно используются дополненная реальность и технологии проектирования эмоций. Финны уверены, что для стабильного и эффективного социума крайне важны эмоциональные навыки.

Как выглядит учебный процесс

Общий сбор в 8:30, обычно на улице. В ходе его ставятся цели и поясняются инструменты, которыми возможно воспользоваться. Педагоги обязательно учитывают мнение детей. Разрабатывается некий план, который всегда включает в себя элементы совместной деятельности. План – это не жесткое требование, он мобилен и может быть изменен в течение дня.

Далее детей разбивают на группы, где, собственно, и будут производиться исследования и готовиться проекты. Группы могут быть разными, место исследования тоже – это не обязательно школьный двор, это может быть любая часть города.

Педагог далее работает с ребятами, ведет проект, курирует и подсказывает с учетом текущей ситуации.

К 10:00 все возвращаются в школу, и далее следует получасовая перемена на улице. С 10:30 начинаются традиционные уроки.

Все предметы в школе мультидисциплинарны и связаны с обучением на феноменах, программа обучения представляет из себя единую структуру из множества взаимосвязанных дисциплин, которые затрагивают глобальные темы текущего школьного цикла.

Пять раз в год Яткясаари проводит день открытых дверей, его дата всегда попадает на конец образовательного цикла. Из мероприятий также проводятся дни для родителей и фестиваль школы, на котором дети могут представить свои результаты проектов и исследований.

Измеримость результатов

Школа Яткясаари, как и все остальные школы Финляндии, использует несколько способов измерения результатов учащихся.

Каждый ребенок особенный, но все дети могут учиться.

Кирси Моллюмяки

Основные принципы:

  1. Кооперация с вузами, в случае Яткясаари это Хельсинкский университет.
  2. Дифференцированный подход при оценке успехов каждого из учеников. 
  3. Основной показатель при оценивании – продвижение далее, чем изначально предполагалось проектом.

Кроме дифференцированных способов, также применяются и традиционные способы оценки, в том числе тесты и пр.  

Читайте также
Комментарии (0)