Франция: как работает новая платформа для зачисления в вузы

2018-10-25T13:32:58.522Z
135 0

В январе 2018 года во Франции заработала новая национальная онлайн-платформа «Паркурсюп» (Parcoursup), через которую выпускники лицеев и студенты, желающие изменить свою профессиональную ориентацию, могли подавать заявки на первый год обучения в высших учебных заведениях. Новая система соответствует требованиям реформы высшего образования, которую предложил президент Франции Эммануэль Макрон в 2017 году.

Самое важное нововведение касается государственных университетов. Основной тезис Макрона: «Университеты — решение не для всех» – был воплощен в этом году в жизнь. С 2018 года публичным университетам разрешили «выбирать» студентов. До этого они относились к так называемым неселективным учебным заведениям.

Для российского обывателя это может показаться абсурдным: настолько очевидно, что для поступления в университет необходимо не только сдать экзамены, но и сдать их хорошо, особенно если учитывать, что высшее образование во Франции фактически бесплатное: при поступлении в государственные университеты в этой стране необходимо лишь оплатить регистрационный взнос, который составляет символическую сумму (от 5 до 300 евро в зависимости от материального положения семьи будущего студента).

Но у самих французов эта реформа вызывает много вопросов, поскольку ранее во французские университеты принимали всех желающих, высшее образование было автоматическим. А если сам президент Республики призывает отказаться от этого принципа, у простых граждан возникают сомнения, не нарушается ли право всеобщего и равного доступа к высшему образованию.

Какие проблемы хотели решить

В 2016 году Франция уже была признана самой неравной страной в образовании среди 35 членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И, скорее всего, с введением новых правил ситуация только ухудшится. Есть вероятность, что выпускники средних школ с посредственными результатами будут полностью исключены из системы высшего образования.

Господина Макрона, конечно, волнуют ценности Республики, но он пытается решить более «приземленные» проблемы. Во-первых, переполненность высших учебных заведений. За 50 лет количество абитуриентов выросло в 8 раз: с 310 тыс в 1960 году до 2,6 млн в 2017 (данные опубликованы на официальном сайте правительства Франции https://www.gouvernement.fr/)мест для всех желающих просто не хватает. В прошлые годы даже практиковалась жеребьевка, которая проводилась, если количество поступающих превышало количество мест в университете.

Во-вторых, авторы реформы надеются, что это нововведение поднимет успеваемость лицеистов и, соответственно, общий уровень подготовки студентов. Хочешь продолжить учебу на факультете — учись! На сегодняшний день ситуация в некоторых вузах катастрофическая. Так, Университет Поля Валери (Монпелье III) опубликовал удручающую статистику: из 5 700 студентов-первокурсников 25 % получили среднюю оценку от 0 до 2 из 20 (во Франции принята 20-балльная система оценок), 40 % — от 0 до 5 из 20. Для справки, этот университет в 2012 году занимал 601-е место из 1000 в международном рейтинге лучших университетов мира (QS World University Rankings), а в 2017 году спустился до 801-го места. Возникает вопрос: можно ли вообще назвать таких учащихся студентами и во сколько такие студенты обходятся государству?

Защитники реформы ожидают, что молодые французы будут подходить к своему выбору более осознанно, если им придется прикладывать усилия к поступлению. По официальной статистике Министерства образования Франции около 60% всех студентов не дотягивает до окончания учебы и большинство из них уходят после первого года.

Как дела на факультетах

Один из самых популярных факультетов во Франции — это факультет физической культуры и спорта. Так, в 2017 году, пишет Le Parisien, на 16 000 мест приходилось 30 000 абитуриентов, которых впоследствии выбирали путем жеребьевки. И только 4 из 10 человек перешли на второй год обучения.

Самым престижным во Франции остается неуниверситетский сектор образования. К нему относятся высшие школы (écoles) и особенно элитарные Большие школы (Grandes écoles), обучение в которых превосходит университетское по качеству. Данные учебные заведения проводят жесточайший отбор. Более того, чтобы поступить туда, часто нужно пройти годичные или двухгодичные подготовительные курсы (Classes préparatoires aux grandes écoles — CPGE).

Также все большей популярностью пользуются учебные заведения, которые предлагают короткий цикл обучения, — так называемые секции технического образования (Brevet de technicien supérieur - BTS), часто существующие на базе лицеев. Традиционно прием в эти учебные заведения также проводится на конкурсной основе.

Можно сказать, что на сегодняшний момент во Франции остается только один вариант, где нет никакого конкурса при поступлении — 1-й учебный год медицинских университетов — première année commune des études de santé PACES. Туда берут всех желающих, вот только после 1-го года отсеивается 75 %. Ходят легенды и снимаются художественные фильмы о студентах первого курса медфакультетов, которым удалось перейти на 2-й курс.

Первый блин не комом, или как это сработало

Итак, в марте 2018 года более чем 810 000 лицеистов и студентов подали свои заявки в вузы на онлайн-платформе «Паркурсюп». У них была возможность выбрать 10 вариантов (а не 24, как ранее) из 13 000.

 «Я никогда не смог бы представить, что такой сложный инструмент, который учитывает столько деталей и охватывает такое количество людей, так прекрасно сработал бы с первого раза», — восторженно подвел предварительные итоги премьер-министр Франции Эдуард Филипп на страницах газеты «Либерасьон».

Но далеко не все разделяют восторженное мнение премьер-министра. Во французской прессе слышны и другие высказывания, многие считают эту систему абсурдным алгоритмом.

Выбери меня. Как проходил отбор

Прежде всего анализировались оценки, полученные в течение последних двух лет. По неофициальным данным, некоторые вузы также смотрели на рейтинг лицея: в первую очередь, на статистику предыдущих лет по сдаче выпускных экзаменов. Если у вас хорошие результаты, но вы учитесь в лицее с плохой репутацией из неблагоприятного района, шансов у вас меньше, чем у среднего ученика, но из хорошей школы.

Важную роль играли комментарии учителей, включая директора школа. Ученик с хорошими результатами, но с отрицательной характеристикой, котировался ниже, чем ученик без поведенческих проблем. Количество прогулов по неуважительной причине могло тоже повлиять на зачисление.

Покажи свою мотивацию

В 2018 году абитуриентам для каждой заявки пришлось готовить мотивационное письмо и резюме. Впрочем, скорее всего, эти письма вряд ли повлияли на отбор, так как трудно представить, что все заявки были внимательно прочитаны. Блогер Mediapart (https://blogs.mediapart.fr/) приводит интересные подсчеты: если на каждую из 7 миллионов заявок потратить всего 3 минуты, потребуется 350 000 часов работы, что эквивалентно 2 300 рабочим местам в течение одного месяца. «Эту работу никто дополнительно не оплачивает. Это означает, что мотивационные письма и CV, если и будут просматривать, то сквозь пальцы, а скорее всего, они сразу попадут в мусорный ящик», — добавляет он.

Интересно отметить, за короткое время на просторах интернета появилась масса ресурсов, которые предлагали оперативно (за 24 часа) и качественно (это вызывает большие сомнения) подготовить резюме и мотивационное письмо. Средние расценки за такие сомнительные услуги составили около 120 евро. Но растерянные ученики и их родители, которые не знали, как и что написать в резюме, чтобы тебя выделили среди прочих (если тебе 17-18 лет, ты нигде не работал и учился в одном лицее), готовы были заплатить за консультацию.

В дополнение некоторые вузы организовывали личное собеседование и дополнительные тесты.

Выбор

Проанализировав ситуацию каждого ученика, селективные учебные заведения могли ответить «да» или сразу «нет», если кандидат их не устраивает, а вот государственным университетам можно было отвечать «да», «да, если» или поставить абитуриента в лист ожидания. 

«Да, если» — университет в принципе готов вас взять, но если вы согласитесь на дополнительную программу обучения, чтобы заполнить пробелы в вашем школьном образовании.

«Ждите ответа» — был самый волнующий тип ответа, ведь в очередях «застряли» несколько тысяч кандидатов. В августе еще оставалось 70 тыс. кандидатов, ожидавших предложения о записи в вуз на платформе Parcoursup. Мы можем представить, сколько нервов стоило такое ожидание ученикам и их родителям.

Министр высшего образования Фредерик Видаль уверял, что к началу нового учебного года все лицеисты, сдавшие бакалаврские экзамены, получат хотя бы одно предложение от вуза. Как сообщила газета «Le Figaro», после официального закрытия системы 6-го сентября, без вуза все еще остается 7000 человек, и при этом остается 8424 свободных мест. Похоже, министр был прав: все студенты получили приглашение, но некоторые от него отказались. Кстати, некоторые вакантные места остались в престижных учебных заведениях: 486 места есть на подготовительных курсах, 4683 места — в секциях технического образования, 1746 — в университетах.

Почему это произошло, разработчики затрудняются ответить. Впрочем, найти виновных в других ошибках им удается проще. В социальных сетях в сентябре появились сообщения о несуществующих факультетах. Некоторые абитуриенты получили подтверждение о зачислении, но потом выяснилось, что выбранных ими специальностей просто нет.

«Я из Руана (Нормандия), подала заявку на поступление по двойной специальности — “искусство” и “история и археология”. Я очень быстро получила положительный ответ из университета в Гренобле. Я заранее организовала свой переезд и сняла квартиру. Каково же было мое удивление, когда в сентябре мне сообщили, что такой специальности нет, что просто произошла ошибка в системе». Конечно, в университете пошли навстречу Марин из Руана и зачислили в вуз, но предложили выбрать или первую, или вторую специальность, сообщает газета «Le Figaro». И это не единственный случай. В данном случае налицо ошибка вуза, неправильно указавшего название специальности.

На официальном сайте платформы разработчики перечисляют сильные стороны системы «Паркурсюп»:

  • простая, прозрачная и справедливая;
  • полная информация по всем доступным учебным заведениям и программам обучения;
  • нет классификации заявок;
  • возможность подать сразу несколько заявок;
  • персонализированные предложения для каждого соискателя;
  • нет жеребьевки.

Итоги

Итак, 21 сентября 2018 года был официально закрыт доступ к системе. Буквально все: правительство, министр высшего образования, разработчики, представители вузов, а главное, выпускники и их родители, наконец-то вздохнули с облегчением.  

Фредерик Видаль, министр высшего образования Франции, объявила окончательные результаты: «Платформа отлично сработала. Было сделано 2,4 млн предложений, 96% выпускников получили по крайней мере один положительный ответ».

Стоит отметить, что с технической точки зрения, созданная французскими учеными платформа, сработала практически безупречно. Искусственный интеллект не подвел. Большинство участников остались довольны выбором.

Особо хочется отметить работу министра Видаля и ответственного за систему сотрудника министерства Жерома Тейяру, которые демонстрировали открытость к диалогу, регулярно давали публичные объяснения и комментарии, чтобы избежать паники среди абитуриентов. Самое главное, что их слова не расходились с делом — учебные заведения, специальные комиссии пытались найти решение для каждого потенциального студента.

Необходимо отметить, что реформа высшего образования касается не только самого принципа поступления, но и организации, управления и общей политики высшего образования во Франции. Так, например, бюджет высшего образования в 2019 году увеличен на 549 млн евро € и по сравнению с 2018 годом и составит 25,1 млрд евро €. Большинство стран об этом могут только мечтать.

Подводя итоги, хочется сказать, что это реформа для студентов, которые хотят и готовы учиться!  


Читайте также
Комментарии (0)
2018-10-25T13:32:58.522Z
135 0

Франция: как работает новая платформа для зачисления в вузы


В январе 2018 года во Франции заработала новая национальная онлайн-платформа «Паркурсюп» (Parcoursup), через которую выпускники лицеев и студенты, желающие изменить свою профессиональную ориентацию, могли подавать заявки на первый год обучения в высших учебных заведениях. Новая система соответствует требованиям реформы высшего образования, которую предложил президент Франции Эммануэль Макрон в 2017 году.

Самое важное нововведение касается государственных университетов. Основной тезис Макрона: «Университеты — решение не для всех» – был воплощен в этом году в жизнь. С 2018 года публичным университетам разрешили «выбирать» студентов. До этого они относились к так называемым неселективным учебным заведениям.

Для российского обывателя это может показаться абсурдным: настолько очевидно, что для поступления в университет необходимо не только сдать экзамены, но и сдать их хорошо, особенно если учитывать, что высшее образование во Франции фактически бесплатное: при поступлении в государственные университеты в этой стране необходимо лишь оплатить регистрационный взнос, который составляет символическую сумму (от 5 до 300 евро в зависимости от материального положения семьи будущего студента).

Но у самих французов эта реформа вызывает много вопросов, поскольку ранее во французские университеты принимали всех желающих, высшее образование было автоматическим. А если сам президент Республики призывает отказаться от этого принципа, у простых граждан возникают сомнения, не нарушается ли право всеобщего и равного доступа к высшему образованию.

Какие проблемы хотели решить

В 2016 году Франция уже была признана самой неравной страной в образовании среди 35 членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). И, скорее всего, с введением новых правил ситуация только ухудшится. Есть вероятность, что выпускники средних школ с посредственными результатами будут полностью исключены из системы высшего образования.

Господина Макрона, конечно, волнуют ценности Республики, но он пытается решить более «приземленные» проблемы. Во-первых, переполненность высших учебных заведений. За 50 лет количество абитуриентов выросло в 8 раз: с 310 тыс в 1960 году до 2,6 млн в 2017 (данные опубликованы на официальном сайте правительства Франции https://www.gouvernement.fr/)мест для всех желающих просто не хватает. В прошлые годы даже практиковалась жеребьевка, которая проводилась, если количество поступающих превышало количество мест в университете.

Во-вторых, авторы реформы надеются, что это нововведение поднимет успеваемость лицеистов и, соответственно, общий уровень подготовки студентов. Хочешь продолжить учебу на факультете — учись! На сегодняшний день ситуация в некоторых вузах катастрофическая. Так, Университет Поля Валери (Монпелье III) опубликовал удручающую статистику: из 5 700 студентов-первокурсников 25 % получили среднюю оценку от 0 до 2 из 20 (во Франции принята 20-балльная система оценок), 40 % — от 0 до 5 из 20. Для справки, этот университет в 2012 году занимал 601-е место из 1000 в международном рейтинге лучших университетов мира (QS World University Rankings), а в 2017 году спустился до 801-го места. Возникает вопрос: можно ли вообще назвать таких учащихся студентами и во сколько такие студенты обходятся государству?

Защитники реформы ожидают, что молодые французы будут подходить к своему выбору более осознанно, если им придется прикладывать усилия к поступлению. По официальной статистике Министерства образования Франции около 60% всех студентов не дотягивает до окончания учебы и большинство из них уходят после первого года.

Как дела на факультетах

Один из самых популярных факультетов во Франции — это факультет физической культуры и спорта. Так, в 2017 году, пишет Le Parisien, на 16 000 мест приходилось 30 000 абитуриентов, которых впоследствии выбирали путем жеребьевки. И только 4 из 10 человек перешли на второй год обучения.

Самым престижным во Франции остается неуниверситетский сектор образования. К нему относятся высшие школы (écoles) и особенно элитарные Большие школы (Grandes écoles), обучение в которых превосходит университетское по качеству. Данные учебные заведения проводят жесточайший отбор. Более того, чтобы поступить туда, часто нужно пройти годичные или двухгодичные подготовительные курсы (Classes préparatoires aux grandes écoles — CPGE).

Также все большей популярностью пользуются учебные заведения, которые предлагают короткий цикл обучения, — так называемые секции технического образования (Brevet de technicien supérieur - BTS), часто существующие на базе лицеев. Традиционно прием в эти учебные заведения также проводится на конкурсной основе.

Можно сказать, что на сегодняшний момент во Франции остается только один вариант, где нет никакого конкурса при поступлении — 1-й учебный год медицинских университетов — première année commune des études de santé PACES. Туда берут всех желающих, вот только после 1-го года отсеивается 75 %. Ходят легенды и снимаются художественные фильмы о студентах первого курса медфакультетов, которым удалось перейти на 2-й курс.

Первый блин не комом, или как это сработало

Итак, в марте 2018 года более чем 810 000 лицеистов и студентов подали свои заявки в вузы на онлайн-платформе «Паркурсюп». У них была возможность выбрать 10 вариантов (а не 24, как ранее) из 13 000.

 «Я никогда не смог бы представить, что такой сложный инструмент, который учитывает столько деталей и охватывает такое количество людей, так прекрасно сработал бы с первого раза», — восторженно подвел предварительные итоги премьер-министр Франции Эдуард Филипп на страницах газеты «Либерасьон».

Но далеко не все разделяют восторженное мнение премьер-министра. Во французской прессе слышны и другие высказывания, многие считают эту систему абсурдным алгоритмом.

Выбери меня. Как проходил отбор

Прежде всего анализировались оценки, полученные в течение последних двух лет. По неофициальным данным, некоторые вузы также смотрели на рейтинг лицея: в первую очередь, на статистику предыдущих лет по сдаче выпускных экзаменов. Если у вас хорошие результаты, но вы учитесь в лицее с плохой репутацией из неблагоприятного района, шансов у вас меньше, чем у среднего ученика, но из хорошей школы.

Важную роль играли комментарии учителей, включая директора школа. Ученик с хорошими результатами, но с отрицательной характеристикой, котировался ниже, чем ученик без поведенческих проблем. Количество прогулов по неуважительной причине могло тоже повлиять на зачисление.

Покажи свою мотивацию

В 2018 году абитуриентам для каждой заявки пришлось готовить мотивационное письмо и резюме. Впрочем, скорее всего, эти письма вряд ли повлияли на отбор, так как трудно представить, что все заявки были внимательно прочитаны. Блогер Mediapart (https://blogs.mediapart.fr/) приводит интересные подсчеты: если на каждую из 7 миллионов заявок потратить всего 3 минуты, потребуется 350 000 часов работы, что эквивалентно 2 300 рабочим местам в течение одного месяца. «Эту работу никто дополнительно не оплачивает. Это означает, что мотивационные письма и CV, если и будут просматривать, то сквозь пальцы, а скорее всего, они сразу попадут в мусорный ящик», — добавляет он.

Интересно отметить, за короткое время на просторах интернета появилась масса ресурсов, которые предлагали оперативно (за 24 часа) и качественно (это вызывает большие сомнения) подготовить резюме и мотивационное письмо. Средние расценки за такие сомнительные услуги составили около 120 евро. Но растерянные ученики и их родители, которые не знали, как и что написать в резюме, чтобы тебя выделили среди прочих (если тебе 17-18 лет, ты нигде не работал и учился в одном лицее), готовы были заплатить за консультацию.

В дополнение некоторые вузы организовывали личное собеседование и дополнительные тесты.

Выбор

Проанализировав ситуацию каждого ученика, селективные учебные заведения могли ответить «да» или сразу «нет», если кандидат их не устраивает, а вот государственным университетам можно было отвечать «да», «да, если» или поставить абитуриента в лист ожидания. 

«Да, если» — университет в принципе готов вас взять, но если вы согласитесь на дополнительную программу обучения, чтобы заполнить пробелы в вашем школьном образовании.

«Ждите ответа» — был самый волнующий тип ответа, ведь в очередях «застряли» несколько тысяч кандидатов. В августе еще оставалось 70 тыс. кандидатов, ожидавших предложения о записи в вуз на платформе Parcoursup. Мы можем представить, сколько нервов стоило такое ожидание ученикам и их родителям.

Министр высшего образования Фредерик Видаль уверял, что к началу нового учебного года все лицеисты, сдавшие бакалаврские экзамены, получат хотя бы одно предложение от вуза. Как сообщила газета «Le Figaro», после официального закрытия системы 6-го сентября, без вуза все еще остается 7000 человек, и при этом остается 8424 свободных мест. Похоже, министр был прав: все студенты получили приглашение, но некоторые от него отказались. Кстати, некоторые вакантные места остались в престижных учебных заведениях: 486 места есть на подготовительных курсах, 4683 места — в секциях технического образования, 1746 — в университетах.

Почему это произошло, разработчики затрудняются ответить. Впрочем, найти виновных в других ошибках им удается проще. В социальных сетях в сентябре появились сообщения о несуществующих факультетах. Некоторые абитуриенты получили подтверждение о зачислении, но потом выяснилось, что выбранных ими специальностей просто нет.

«Я из Руана (Нормандия), подала заявку на поступление по двойной специальности — “искусство” и “история и археология”. Я очень быстро получила положительный ответ из университета в Гренобле. Я заранее организовала свой переезд и сняла квартиру. Каково же было мое удивление, когда в сентябре мне сообщили, что такой специальности нет, что просто произошла ошибка в системе». Конечно, в университете пошли навстречу Марин из Руана и зачислили в вуз, но предложили выбрать или первую, или вторую специальность, сообщает газета «Le Figaro». И это не единственный случай. В данном случае налицо ошибка вуза, неправильно указавшего название специальности.

На официальном сайте платформы разработчики перечисляют сильные стороны системы «Паркурсюп»:

  • простая, прозрачная и справедливая;
  • полная информация по всем доступным учебным заведениям и программам обучения;
  • нет классификации заявок;
  • возможность подать сразу несколько заявок;
  • персонализированные предложения для каждого соискателя;
  • нет жеребьевки.

Итоги

Итак, 21 сентября 2018 года был официально закрыт доступ к системе. Буквально все: правительство, министр высшего образования, разработчики, представители вузов, а главное, выпускники и их родители, наконец-то вздохнули с облегчением.  

Фредерик Видаль, министр высшего образования Франции, объявила окончательные результаты: «Платформа отлично сработала. Было сделано 2,4 млн предложений, 96% выпускников получили по крайней мере один положительный ответ».

Стоит отметить, что с технической точки зрения, созданная французскими учеными платформа, сработала практически безупречно. Искусственный интеллект не подвел. Большинство участников остались довольны выбором.

Особо хочется отметить работу министра Видаля и ответственного за систему сотрудника министерства Жерома Тейяру, которые демонстрировали открытость к диалогу, регулярно давали публичные объяснения и комментарии, чтобы избежать паники среди абитуриентов. Самое главное, что их слова не расходились с делом — учебные заведения, специальные комиссии пытались найти решение для каждого потенциального студента.

Необходимо отметить, что реформа высшего образования касается не только самого принципа поступления, но и организации, управления и общей политики высшего образования во Франции. Так, например, бюджет высшего образования в 2019 году увеличен на 549 млн евро € и по сравнению с 2018 годом и составит 25,1 млрд евро €. Большинство стран об этом могут только мечтать.

Подводя итоги, хочется сказать, что это реформа для студентов, которые хотят и готовы учиться!  

Читайте также
Комментарии (0)