Как работают с одаренными детьми за рубежом

2019-01-31T14:37:24.192Z
5 0

Как учат одаренных детей в России, мы все более или менее представляем. А что происходит в этой сфере на Западе? В условиях, когда привычные методы перестают работать, образовательная система начинает меняться…

Еще в середине прошлого века мировыми лидерами в области работы с одаренными детьми были две страны, США и СССР. Именно тогда, при Хрущеве, вновь стал популярным лозунг «догнать и перегнать» – а как это сделать, если не использовать по максимуму интеллектуальные ресурсы? В Советском Союзе (как и в США) в те годы и впрямь действовала эффективная система выявления и обучения одаренных детей: предметные олимпиады, школы и интернаты с уклоном, причем по большей части физико-математическим, – именно таких специалистов требовала гонка вооружений. С тех пор прошло несколько десятилетий, но в современной России работа с одаренными детьми мало изменилась в своих базовых принципах. А Запад тем временем пошел по другому пути. 

Дефицит мозгов

Дело в том, что эффективность привычной системы оказалась конечной. Специалисты заметили, что такие очевидные, казалось бы, методы, как отбор одаренных детей с помощью всевозможных конкурсов (то есть на основе уже продемонстрированных успехов) и дальнейшее обучение отдельно от обычных школьников, по усложненной программе, перестают работать после некоторого порога. Если найти и обучить нужно сравнительно небольшое количество детей, то все в порядке. Такая система – экстенсивная – и сейчас может быть актуальной для многих стран. Например, для Китая и Индии, где человеческие ресурсы почти неисчерпаемы. Однако в Европе и США ситуация давно изменилась. Их собственный потенциал, казалось бы, перестал отвечать растущим потребностям экономики и производства. Об этом говорит феномен «импорта мозгов» – активного привлечения интеллектуальных ресурсов из-за рубежа. Но, как выяснилось, этот выход не единственный, и в экстенсивную систему начала встраиваться интенсивная.

От достижений к потенциалу

В чем разница? Во-первых, в критериях отбора. Олимпиады, конкурсы и самая простая оценка успеваемости помогают выявить школьников, уже успевших добиться успехов в учебе. А как быть с теми, кто мог бы проявить себя в немного более благоприятных условиях? 

Эта простая на первый взгляд мысль заставила исследователей пересмотреть критерии одаренности. Теперь речь идет, как правило, о более высоком по сравнению с окружающей социальной средой потенциале ребенка. Согласитесь, два одинаково одаренных ребенка вряд ли добьются сходных результатов, если одного из них воспитывает на зарплату санитарки мать-одиночка, а к другому обеспеченные родители с младых ногтей приставляют целый штат репетиторов. У первого шансов реализовать свои таланты намного меньше – в этом ему и должна помочь интенсивная система работы с одаренными детьми. Помимо всего прочего, она предоставляет социальные лифты тем, кто в силу своего происхождения лишен возможности полноценно учиться. До сих пор ни одна страна мира не смогла похвастаться тем, что полностью изжила имущественное неравенство и его социальные последствия, а значит, такие лифты будут работать везде. Но в особенности это важно для тех стран, где остро стоит проблема социальной изоляции отдельных групп – например, этнических.

Интеллект, творчество, настойчивость

Пересмотреть пришлось и саму концепцию одаренности. С интеллектуальными способностями выше среднего все понятно, но ими система выявления одаренных детей на Западе уже не ограничивается. Специалисты сходятся во мнении, что очень важной составляющей одаренности является творчество; включают в этот перечень и такие качества, как настойчивость, склонность к лидерству, самостоятельность, мотивацию и т. д. Понятие «одаренный ребенок» постоянно пересматривается и расширяется, а вслед за теорией меняются и практические подходы.

Впрочем, нетрудно догадаться, что теория далеко опережает практику. Теоретические основы интенсивной системы работы с одаренными детьми начали складываться на Западе еще в семидесятых, но для воплощения новых идей в жизнь потребовалось время. Главными препятствиями на пути прогресса оказались недостаточная подготовка учителей, а еще распространенное среди них представление о том, что одаренному ребенку помощь в учебе не требуется.

В потоке, в группе, индивидуально

Главным отличием образовательной системы США в сфере работы с одаренными детьми по праву считается система дифференцированного обучения. Специализированные школы не ушли в прошлое, но стали лишь частью сложной системы дифференциации учащихся. В ее основе лежит успеваемость, общие способности ребенка, а также способности к отдельным дисциплинам. В обычных общеобразовательных школах детей с самого начала делят на сильные и слабые потоки, а также на группы в зависимости от склонностей к тем или иным предметам. При этом часть дисциплин остается обязательной для всех, а сильные дети могут дополнительно посещать факультативы. Их выбор довольно велик: социальные науки, музыка, торговое дело, производственное обучение и многое другое. Все это способствует ранней профессиональной ориентации. 

Помимо потоков существуют уровни обучения. Для каждой дисциплины разрабатываются уровни сложности – их может быть до 20. Дети одного возраста в одной и той же школе занимаются в соответствии с тем уровнем, который отвечает их способностям.

У такой системы есть и слабые места. Ребенок, попавший в слабый поток, может привыкнуть к сниженным требованиям и к тому, что его считают неспособным. От этого может пострадать его самооценка, а следовательно, и будущие достижения. Попытки преодолеть побочные эффекты разделения учеников на сильных и слабых привели к созданию смешанных групп с подвижными границами. Широкое применение самых разнообразных форм групповой работы (в сочетании с индивидуальным подходом) – это, пожалуй, главное, чему мы можем поучиться у американского образования. 

Об индивидуальном подходе: вариантом системы уровней является еще один интересный метод – «стратегия индивидуальных скоростей движения». Она предполагает, что каждый ученик работает в своем темпе. Такой подход позволяет максимально учесть разный уровень способностей и подготовки у школьников, обучающихся вместе. Используется он и в специализированных школах для одаренных детей. А теперь вспомните нашу школу, где все, у кого нет справки, сдают одни и те же нормативы и пишут одни и те же диктанты. Это кажется справедливым, но в долгосрочной перспективе имеет негативные последствия. 

Особенности программ для одаренных детей

А чем, собственно, отличаются программы? Американским школам предлагают ориентироваться на следующие принципы.

Во-первых, содержание. Нетрудно догадаться, что материал должен изучаться углубленно. Но это далеко не все. Программа для одаренных детей должна развивать навыки продуктивного мышления, то есть давать возможность переосмысливать полученные ранее знания и генерировать новые (зубрежка и бесконечное повторение заданий – плохой вариант). Школьникам следует демонстрировать постоянные изменения информационного потока, иными словами, учить по написанному 30 лет назад конспекту не получится. Поставленным целям должны отвечать ресурсы, чтобы результаты не остались только в планах. Учащиеся не должны оставаться пассивным объектом образовательного процесса – акцент следует делать на самоуправлении и саморазвитии. А помимо знаний и навыков, связанных непосредственно с учебными дисциплинами, нужно помнить и о психологическом, социальном и культурном развитии детей, учить их рефлексии, раскрывать природу межличностных отношений, знакомить с культурными традициями. Наконец, при оценке результатов необходимо учитывать изначальную одаренность, то есть более развитое мышление и творческие способности. 

Как происходит отбор?

В категорию одаренных дети попадают прежде всего по результатам ряда стандартизированных тестов. Принципиальных отличий здесь два. Во-первых, методы отбора отражают комплексный подход к одаренности: учитываются не только достижения ребенка в учебе, но и зрительно-двигательная координация, социальное развитие, творческая одаренность и т. д. Во-вторых, широко применяются лонгитюдные, или долгосрочные, методы. После первых тестирований дети остаются под наблюдением и при необходимости переводятся в более сильную или более слабую группу по сравнению с той, к которой были отнесены первоначально. 

А что в Европе?

В Европе (особенно в некоторых странах, например, в скандинавских) развитие работы с одаренными детьми имеет довольно влиятельных противников в лице некоторых левых политических партий. Они выступают как раз за «справедливость», то есть равенство возможностей в образовании, а в поддержке одаренных детей видят угрозу этому равенству. Тем не менее специальные программы развиваются и, как и в США, играют роль социальных лифтов для детей из малообеспеченных семей и изолированных по национальному или религиозному признаку групп. Образовательная система, как правило, допускает возможность более раннего начала обучения в школе, «перепрыгивания» через классы, а также ускоренного и углубленного изучения отдельных дисциплин на базе старших классов или университетов. 

Так, в Англии около десяти лет назад стартовала масштабная государственная программа, в рамках которой был создан специальный образовательный сайт для одаренных детей. Он предназначен для углубленного изучения различных дисциплин (не только в пределах школьного курса) в индивидуальном темпе и с возможностью обратной связи от специалистов высокого уровня. В разработке этого ресурса приняли участие ведущие университеты страны.

Кроме того, даже там, где системная поддержка одаренных детей не предусмотрена, это отчасти компенсируется развитием индивидуального похода в школьном образовании в целом: собственный план работы составляется для каждого ученика, не только для одаренных. 

Западный опыт в свете майских указов

Стоит признать, что некоторые западные находки как минимум достойны внимания. Особенно с учетом весьма и весьма амбициозных целей, поставленных не так давно перед российской системой образования. Напомним, в этом году в майских указах президента речь шла о «вхождении Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Однако приблизиться к лучшим мировым показателям вряд ли удастся, игнорируя наработки зарубежных коллег. Работа с одаренными детьми больше не может ограничиваться проведением олимпиад и созданием физико-математических лицеев, где в классах из тридцати человек изучается одна и та же, пусть и углубленная, программа. 


Читайте также
Комментарии (0)
2019-01-31T14:37:24.192Z
5 0

Как работают с одаренными детьми за рубежом


Ирина Маркина
Подписаться

Как учат одаренных детей в России, мы все более или менее представляем. А что происходит в этой сфере на Западе? В условиях, когда привычные методы перестают работать, образовательная система начинает меняться…

Еще в середине прошлого века мировыми лидерами в области работы с одаренными детьми были две страны, США и СССР. Именно тогда, при Хрущеве, вновь стал популярным лозунг «догнать и перегнать» – а как это сделать, если не использовать по максимуму интеллектуальные ресурсы? В Советском Союзе (как и в США) в те годы и впрямь действовала эффективная система выявления и обучения одаренных детей: предметные олимпиады, школы и интернаты с уклоном, причем по большей части физико-математическим, – именно таких специалистов требовала гонка вооружений. С тех пор прошло несколько десятилетий, но в современной России работа с одаренными детьми мало изменилась в своих базовых принципах. А Запад тем временем пошел по другому пути. 

Дефицит мозгов

Дело в том, что эффективность привычной системы оказалась конечной. Специалисты заметили, что такие очевидные, казалось бы, методы, как отбор одаренных детей с помощью всевозможных конкурсов (то есть на основе уже продемонстрированных успехов) и дальнейшее обучение отдельно от обычных школьников, по усложненной программе, перестают работать после некоторого порога. Если найти и обучить нужно сравнительно небольшое количество детей, то все в порядке. Такая система – экстенсивная – и сейчас может быть актуальной для многих стран. Например, для Китая и Индии, где человеческие ресурсы почти неисчерпаемы. Однако в Европе и США ситуация давно изменилась. Их собственный потенциал, казалось бы, перестал отвечать растущим потребностям экономики и производства. Об этом говорит феномен «импорта мозгов» – активного привлечения интеллектуальных ресурсов из-за рубежа. Но, как выяснилось, этот выход не единственный, и в экстенсивную систему начала встраиваться интенсивная.

От достижений к потенциалу

В чем разница? Во-первых, в критериях отбора. Олимпиады, конкурсы и самая простая оценка успеваемости помогают выявить школьников, уже успевших добиться успехов в учебе. А как быть с теми, кто мог бы проявить себя в немного более благоприятных условиях? 

Эта простая на первый взгляд мысль заставила исследователей пересмотреть критерии одаренности. Теперь речь идет, как правило, о более высоком по сравнению с окружающей социальной средой потенциале ребенка. Согласитесь, два одинаково одаренных ребенка вряд ли добьются сходных результатов, если одного из них воспитывает на зарплату санитарки мать-одиночка, а к другому обеспеченные родители с младых ногтей приставляют целый штат репетиторов. У первого шансов реализовать свои таланты намного меньше – в этом ему и должна помочь интенсивная система работы с одаренными детьми. Помимо всего прочего, она предоставляет социальные лифты тем, кто в силу своего происхождения лишен возможности полноценно учиться. До сих пор ни одна страна мира не смогла похвастаться тем, что полностью изжила имущественное неравенство и его социальные последствия, а значит, такие лифты будут работать везде. Но в особенности это важно для тех стран, где остро стоит проблема социальной изоляции отдельных групп – например, этнических.

Интеллект, творчество, настойчивость

Пересмотреть пришлось и саму концепцию одаренности. С интеллектуальными способностями выше среднего все понятно, но ими система выявления одаренных детей на Западе уже не ограничивается. Специалисты сходятся во мнении, что очень важной составляющей одаренности является творчество; включают в этот перечень и такие качества, как настойчивость, склонность к лидерству, самостоятельность, мотивацию и т. д. Понятие «одаренный ребенок» постоянно пересматривается и расширяется, а вслед за теорией меняются и практические подходы.

Впрочем, нетрудно догадаться, что теория далеко опережает практику. Теоретические основы интенсивной системы работы с одаренными детьми начали складываться на Западе еще в семидесятых, но для воплощения новых идей в жизнь потребовалось время. Главными препятствиями на пути прогресса оказались недостаточная подготовка учителей, а еще распространенное среди них представление о том, что одаренному ребенку помощь в учебе не требуется.

В потоке, в группе, индивидуально

Главным отличием образовательной системы США в сфере работы с одаренными детьми по праву считается система дифференцированного обучения. Специализированные школы не ушли в прошлое, но стали лишь частью сложной системы дифференциации учащихся. В ее основе лежит успеваемость, общие способности ребенка, а также способности к отдельным дисциплинам. В обычных общеобразовательных школах детей с самого начала делят на сильные и слабые потоки, а также на группы в зависимости от склонностей к тем или иным предметам. При этом часть дисциплин остается обязательной для всех, а сильные дети могут дополнительно посещать факультативы. Их выбор довольно велик: социальные науки, музыка, торговое дело, производственное обучение и многое другое. Все это способствует ранней профессиональной ориентации. 

Помимо потоков существуют уровни обучения. Для каждой дисциплины разрабатываются уровни сложности – их может быть до 20. Дети одного возраста в одной и той же школе занимаются в соответствии с тем уровнем, который отвечает их способностям.

У такой системы есть и слабые места. Ребенок, попавший в слабый поток, может привыкнуть к сниженным требованиям и к тому, что его считают неспособным. От этого может пострадать его самооценка, а следовательно, и будущие достижения. Попытки преодолеть побочные эффекты разделения учеников на сильных и слабых привели к созданию смешанных групп с подвижными границами. Широкое применение самых разнообразных форм групповой работы (в сочетании с индивидуальным подходом) – это, пожалуй, главное, чему мы можем поучиться у американского образования. 

Об индивидуальном подходе: вариантом системы уровней является еще один интересный метод – «стратегия индивидуальных скоростей движения». Она предполагает, что каждый ученик работает в своем темпе. Такой подход позволяет максимально учесть разный уровень способностей и подготовки у школьников, обучающихся вместе. Используется он и в специализированных школах для одаренных детей. А теперь вспомните нашу школу, где все, у кого нет справки, сдают одни и те же нормативы и пишут одни и те же диктанты. Это кажется справедливым, но в долгосрочной перспективе имеет негативные последствия. 

Особенности программ для одаренных детей

А чем, собственно, отличаются программы? Американским школам предлагают ориентироваться на следующие принципы.

Во-первых, содержание. Нетрудно догадаться, что материал должен изучаться углубленно. Но это далеко не все. Программа для одаренных детей должна развивать навыки продуктивного мышления, то есть давать возможность переосмысливать полученные ранее знания и генерировать новые (зубрежка и бесконечное повторение заданий – плохой вариант). Школьникам следует демонстрировать постоянные изменения информационного потока, иными словами, учить по написанному 30 лет назад конспекту не получится. Поставленным целям должны отвечать ресурсы, чтобы результаты не остались только в планах. Учащиеся не должны оставаться пассивным объектом образовательного процесса – акцент следует делать на самоуправлении и саморазвитии. А помимо знаний и навыков, связанных непосредственно с учебными дисциплинами, нужно помнить и о психологическом, социальном и культурном развитии детей, учить их рефлексии, раскрывать природу межличностных отношений, знакомить с культурными традициями. Наконец, при оценке результатов необходимо учитывать изначальную одаренность, то есть более развитое мышление и творческие способности. 

Как происходит отбор?

В категорию одаренных дети попадают прежде всего по результатам ряда стандартизированных тестов. Принципиальных отличий здесь два. Во-первых, методы отбора отражают комплексный подход к одаренности: учитываются не только достижения ребенка в учебе, но и зрительно-двигательная координация, социальное развитие, творческая одаренность и т. д. Во-вторых, широко применяются лонгитюдные, или долгосрочные, методы. После первых тестирований дети остаются под наблюдением и при необходимости переводятся в более сильную или более слабую группу по сравнению с той, к которой были отнесены первоначально. 

А что в Европе?

В Европе (особенно в некоторых странах, например, в скандинавских) развитие работы с одаренными детьми имеет довольно влиятельных противников в лице некоторых левых политических партий. Они выступают как раз за «справедливость», то есть равенство возможностей в образовании, а в поддержке одаренных детей видят угрозу этому равенству. Тем не менее специальные программы развиваются и, как и в США, играют роль социальных лифтов для детей из малообеспеченных семей и изолированных по национальному или религиозному признаку групп. Образовательная система, как правило, допускает возможность более раннего начала обучения в школе, «перепрыгивания» через классы, а также ускоренного и углубленного изучения отдельных дисциплин на базе старших классов или университетов. 

Так, в Англии около десяти лет назад стартовала масштабная государственная программа, в рамках которой был создан специальный образовательный сайт для одаренных детей. Он предназначен для углубленного изучения различных дисциплин (не только в пределах школьного курса) в индивидуальном темпе и с возможностью обратной связи от специалистов высокого уровня. В разработке этого ресурса приняли участие ведущие университеты страны.

Кроме того, даже там, где системная поддержка одаренных детей не предусмотрена, это отчасти компенсируется развитием индивидуального похода в школьном образовании в целом: собственный план работы составляется для каждого ученика, не только для одаренных. 

Западный опыт в свете майских указов

Стоит признать, что некоторые западные находки как минимум достойны внимания. Особенно с учетом весьма и весьма амбициозных целей, поставленных не так давно перед российской системой образования. Напомним, в этом году в майских указах президента речь шла о «вхождении Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Однако приблизиться к лучшим мировым показателям вряд ли удастся, игнорируя наработки зарубежных коллег. Работа с одаренными детьми больше не может ограничиваться проведением олимпиад и созданием физико-математических лицеев, где в классах из тридцати человек изучается одна и та же, пусть и углубленная, программа. 

Читайте также
Комментарии (0)