Инклюзия, которая работает: мировой опыт




Все общеобразовательные школы России являются инклюзивными, а это значит, что ребенок с ОВЗ должен быть принят в любую из них – решение, где он будет учиться, в обычной школе или специализированной, принимают родители. Однако эксперты говорят, что в нашей стране к инклюзии не готовы ни педагоги, ни мамы и папы. Первым не достает опыта по организации разноуровневого процесса обучения, вторым – знаний по подготовке особенного ребенка к школе. Не развита в нашей стране и обратная инклюзия – школьников и их родителей никто не готовит к взаимодействию с детьми с ОВЗ. Как реализуются принципы инклюзии в образовательных системах стран, где этот опыт признан успешным, рассказываем в нашей статье.

Финляндия: соучительство и командная работа в школах

Инклюзивное образование в Финляндии развивается на протяжение 20 лет и сопровождается научными исследованиями. В 2008 году принята политика применения принципов инклюзии в образовательных организациях страны. Приведем лишь некоторые из ее положений:

  • Все дети обучаются в основной школе в соответствии со своими возможностями. 
  • Специалисты консультируют родителей перед зачислением в школу, чтобы те могли решить, в каком классе будет учиться ребенок − специализированном или общем. 
  • Учащимся с ограниченной мобильностью предоставляется помощник, а с нарушением слуха – сурдопереводчик. 
  • В штате каждой общеобразовательной основной школы есть специальные педагоги, помощники учителя, социальные работники, медицинские сестры.
  • Проблемы в обучении ребенка решает не только социальный педагог, но и весь педагогический состав школы, применяется командный подход и соучительство. 
  • В вузовскую подготовку учителей включены: обучение методам работы с детьми с ОВЗ, обучение командной работе с другими специалистами школы, обучение составлению индивидуальных программ для учеников. 

Трехуровневая система поддержки детей

Любой ребенок в основной общеобразовательной школе Финляндии имеет право на один из трех видов (уровней) поддержки, положения которых закреплены нормативно в 2010 году.

Первый уровень – общая поддержка

Ее осуществляет учитель класса. Он помогает справиться с различными трудностями в обучении, с которыми может столкнуться любой ребенок, например после болезни. Педагог обсуждает проблемы с родителями и специалистами школы, после чего работает с учеником дополнительно, стараясь ликвидировать его пробелы в усвоении школьной программы. Если общей поддержки недостаточно, прибегают к поддержке второго уровня. 

Второй уровень – интенсивная поддержка

Решение о ее необходимости принимает мультидисциплинарная команда. Интенсивная поддержка осуществляется с применением соучительства, когда работа ведется совместно со специальным педагогом, социальным работником, помощником учителя. Для ученика составляется индивидуальный план обучения. 

Цель поддержки второго уровня – помочь справиться с программой, предупредить и преодолеть неуспеваемость. Если проблемы ребенка решаются за шесть месяцев, то он может быть переведен на первый уровень поддержки, если нет − переходят к третьему уровню − специальной поддержке.

Третий уровень − специальная поддержка

Решение о переводе ребенка на этот уровень принимается по результатам медико-психологического обследования, которое проводится комиссией Комитета по образованию. На третьем уровне ребенок обучается в специальном классе численностью 8-10 человек, где с ним занимается специальный педагог. Базовое 9-летнее образование ученики получают за 11 лет. 

Школьное обучение детей с ОВЗ организуется также и дома, а нагрузка учителя дополнительно финансируется муниципалитетом. 

Тщательная диагностика до школы

Отметим, что в возрасте пяти лет, еще до школы, все дети проходят психолого-педагогическое обследование, выявляющее их образовательные потребности. По его результатам определяется, какой из уровней поддержки будет обеспечен ребенку в школе. При этом администрация школы заранее знает, какие дети придут в первый класс: электронная система досье воспитанников детских садов содержит всю необходимую информацию о будущих школьниках.

Израиль: инклюзия − норма для всех

Более 30 лет в Израиле действует закон, согласно которому дети с ОВЗ учатся в обычных школах. В специальный коррекционный центр ребенка направляют в исключительных случаях. 

Вся система инклюзивного образования в этой стране выстроена так, что о ребенке с ОВЗ заботится не только государство и его родители, но и одноклассники, друзья, сотрудники образовательных организаций, волонтеры. 


Декларируемой целью израильских школ становятся достижения ученика в учебе в сравнении не с нормативами и успехами одноклассников, а с его собственными показателями.

До школы − регулярный скрининг и тщательная подготовка к обучению

Отличительные особенности израильской инклюзии − ранняя диагностика и особое внимание при подготовке к школе детей с ОВЗ по программе «From prevention to inclusion» («От предупреждения к инклюзии»). Ее главная цель - оказать ребенку с ограниченными возможностями здоровья максимальную поддержку в раннем возрасте, чтобы с шести лет он смог обучаться в общеобразовательной школе. 

С самого рождения дети проходят регулярный скрининг состояния здоровья, за их развитием следят педиатры, психиатры и клинические психологи, а также специалисты по развитию речи. С малышами с ДЦП и синдромом Дауна начинают работать через несколько месяцев после их рождения, с детьми с аутизмом – с 1 - 2 лет. 

За год до школы все дети посещают детский сад, где проходят обязательную психологическую диагностику.

Транзитный класс

В израильских школах для детей с ОВЗ работает так называемый «транзитный первый класс» или класс интенсивной коррекции, по окончании которого ребенок или переходит во второй класс, или еще год учится в транзитном классе, или направляется в специальную школу. В транзитном классе обучаются не более 12 человек, каждый учится в своем темпе, получает помощь психолога, дефектолога и специалиста по развитию речи. 

В школах − все виды инклюзии

Ребенку с ОВЗ, перешедшему в общеобразовательную школу, подбирают индивидуальный вид инклюзии. Он может посещать смешанные занятия в специальном классе (половина уроков проходит с ассистентом, половина − с другими учениками), а может учиться в обычном классе в сопровождении тьютора или с дополнительными перерывами на отдых. Дети могут проходить программу в облегченной форме, а некоторые слишком сложные предметы и вовсе не посещать. 

Также в школах предусмотрены альтернативные способы обучения для детей по типам ОВЗ − неговорящие дети используют для общения с учителем картинки или изображения, задания для слабослышащих готовятся в распечатанном виде, а если ребенок не может писать, ему дают возможность надиктовывать свои ответы на гаджет. 

Особые условия инклюзии предусмотрены в израильских школах и для обучения детей с аутизмом – они учатся в специальных классах по 6-8 человек в сопровождении двух учителей и нескольких тьюторов. Поддержку ученикам оказывают логопед, специалисты по развитию эмоционального интеллекта и сенсорной интеграции. Для лучшего понимания и усвоения материала с детьми занимаются дополнительно. Несмотря на то, что такие дети учатся в специальных классах, они не изолированы от остальных учеников и вместе с ними участвуют в праздниках и общешкольных мероприятиях, посещают экскурсии. К старшим классам совместное времяпрепровождение детей увеличивается. 

Инклюзия и обратная инклюзия в обществе

Для того чтобы дети с особенностями лучше адаптировались к обычной школе, широко практикуются программы повышения осведомленности: в класс приходят родители ребенка с ОВЗ и рассказывают об особенностях его здоровья и поведения.

Распространена и «обратная инклюзия», когда обычные дети посещают коррекционные занятия или уроки спецкласса, занимаются вместе. Эти меры – повышения осведомленности и обратная инклюзия, − действенная профилактика буллинга, а также значимая компенсация недостатка внимания ученикам, отстающим в учебе из-за проблем со здоровьем.

Как относиться к мировому опыту

Не существует единой стратегии, которая одинаково подошла бы школам всех стран. Но, перенимая опыт друг друга, продолжая искать новое и, главное, прислушиваясь к потребностям детей, можно надеяться на то, что и в нашей стране будет создано идеальное инклюзивное образовательное пространство.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (1)