Уроки танцев в школе: почему они полезны

Wed Jan 30 2019 12:59:00 GMT+0000 (GMT)
3 0 189

Танцы в школе. Такое, на первый взгляд, несерьезное занятие может стать универсальным «лекарством» для школьников. Без единого слова язык тела поможет освободиться от негативных эмоций, стать более уверенным и общительным, а также повысить успеваемость и настроение!

«Танцующая» школа

Двигаться под музыку – это весело, а попутно танцоры учатся контролировать свое тело и вес, у них развивается моторика, координация, баланс, укрепляются мышцы и нормализуется кровообращение.

Танцы могут включаться в школьную жизнь в самых разных вариантах:

1. Уроки физкультуры станут более любимым предметом у многих неспортивных школьников, если к тренировке добавятся и танцевальные элементы.

2. Танцевальные разминки на переменах помогут ученикам расслабить нервную систему и позвоночник, а также зарядиться энергией для дальнейших занятий.

Младшие школьники могут поиграть в музыкальные игры. Например, во время «Музыкального приветствия» дети под музыку врассыпную двигаются легким бегом. В определенных моментах они встречаются с произвольным партнером, здороваются друг с другом, показывая какое-нибудь движение, и произносят: «Привет!». А в игре «Повтори!» школьники могут под музыку подражать походке или повадкам различных животных, кукол или механизмов, повторяя движения за ведущим. 

Со старшеклассниками можно провести танцевальный флешмоб (flash mob - «вспышка толпы»). Во время этого действа большая группа людей выполняет одинаковые движения под музыку в общественном месте. Например, для «Состязания классов» каждый класс разучивает определенные движения. На большой перемене под музыку по очереди школьники демонстрируют свой танец. 

Во время флешмоба «Зеркало» два человека начинают выполнять движения, которые они заранее придумали. Постепенно к ним присоединяются остальные. Движения могут быть совсем простыми: хлопки, повороты, приседания, подскоки, а могут быть подобраны на определенную тему.

3. Урок музыки – прекрасная возможность включить элементы движения в жизнь школьников. Это может быть импровизация (одна часть класса поет песню, другая – свободно импровизирует) или специально выученные движения: хоровод, змейка, движение вперед, назад и др. А в музыкальных инсценировках сказок и различных историй герои, как правило, не только поют, но и танцуют.

4. На факультативах и кружках учащиеся могут освоить технику разных танцевальных жанров. В современной молодежной культуре умение танцевать – всегда большой плюс, чтобы завоевать популярность среди своих сверстников. 

5. В секции чирлидинга научат танцам, гимнастике и акробатике одновременно. Это движение пришло к нам из американской культуры, где девушки в ярких нарядах выполняют различные трюки, танцуют и читают речевки для поддержки баскетбольных и футбольных команд школы или университета. Сегодня это направление переросло в настоящий профессиональный спорт, которым можно заниматься с пяти лет. По всему миру проходят соревнования чирлидинга, в том числе и в России. 

Психология движений

Способность танцевать заложена в человеке с рождения. Антропологи и эволюционные биологи считают, что природа танца кроется в механизме имитации. Маленький ребенок учится у взрослого, повторяя за ним различные движения. А нейрофизиологи пришли к выводу, что, скорее всего, древние люди еще до появления речи общались друг с другом с помощью языка тела. Дело в том, что во время танца в мозге активизируется двойник центра речи, который располагается в правом полушарии. Поэтому язык танца очень естественная форма выразить даже то, что невозможно выразить словами.

Еще в Древней Греции танец применялся как эффективное средство раскрепощения тела. Древнегреческий литератор Лукиан в своем трактате «О пляске» писал: «Скажу о том, что пляска не только услаждает, но и также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает… Детей прежде всего надо обучать именно пляске».

В начале 20 века швейцарский музыкант и педагог Э. Жак-Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений и творческого воображения. По его мнению, у ребенка нужно воспитывать «мышечное чувство» что способствует «более живой и успешной работе мозга». Регулятором движений Э. Жак-Далькроз сделал музыку, поскольку именно в ней имеется идеальный образец организованного движения.

В середине XX века терапевтическое воздействие танца нашло научное подтверждение. Одним из первых танцевальных терапевтов была М. Чейз. Она заметила, что в процессе движений под музыку пациенты с различными физическими и психологическими проблемами эмоционально раскрепощаются и входят в состояние гармонии. Основоположник аналитической психологии - Карл Юнг тоже видел в танце большой потенциал. «Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь», - говорил известный психиатр. Согласно концепции Юнга, танец способен извлекать из сферы бессознательного подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и эмоциональной разрядки. 

Психотерапевты В. Райх и А. Лоуэн в ходе своей практике выяснили, что негативные эмоции человека тесно связаны с телесным напряжением и, в конечном итоге, психологические переживания «прячутся» в мышечном панцире, который тормозит импульс и свободное выражение эмоций. Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «запечатаны» страх, обида, гнев. Снятие напряжения в танце создает возможность выразить чувства и избавиться от отрицательных эмоций. Например, если человек испытывает подавленный гнев, то у него будет заметна скованность в области плеч. Когда он свободно двигает руками в танце, то снимает зажатость плечевого пояса, избавляясь от негативного состояния.

Танцы помогают стать уверенным в себе и общительным


Отсутствие уверенности всегда проявляется и через телесные реакции. У такого человека и походка соответствующая. Он сутулится, часто спотыкается или что-нибудь роняет. В системе театрального режиссера К.С. Станиславского актер может вызвать различные эмоциональные состояния, если он совершает необходимые физические действия. Таким образом, воздействуя на тело, мы приобретаем соответствующую эмоциональную составляющую. Хорошая осанка и красивая походка помогают вживаться в роль уверенного человека, который крепко стоит на ногах как в прямом, так и в переносном смысле. Придумывая свои движения в танце, человек получает возможность проявить себя, оказаться в центре внимания. Такой танцевальный опыт формирует у него положительную самооценку

Сегодня детям в школе все сложней контактировать друг с другом. Все чаще традиционное общение заменяют различные гаджеты. Также огромный и порой агрессивный новостной поток негативно воздействует на психику. Исследования Мичиганского университета показывают, что уровень эмпатии у современной молодежи находится на очень низком уровне. Именно танцы могут помочь эмоционально объединить детей, улучшить их коммуникацию в классе и создать атмосферу сотрудничества в школе. Это показал проект, который проводили в некоторых школах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Там школьникам из самых неблагополучных районов предложили посещать танцевальные занятия. Всего несколько часов в неделю помогли им стать более общительными, относиться друг к другу с пониманием и уважением. Учителя отметили, что примерно 95% учащихся стали лучше взаимодействовать и работать в команде. 

Наши предки научились использовать танец где-то полтора миллиона лет назад, чтобы привлечь к себе союзника или помощника. Эта функция танца актуальна и сегодня. Танец требует такой степени координации между людьми во времени и пространстве, которая не возникает практически ни в каком другом социальном контексте. Двигаясь вместе, дети учатся работать в команде: слушать и реагировать на указания, предлагать предложения, изучать идеи друг друга. 

Танцы развивают мозг и делают нас умнее

Танцы – это отличная тренировка для мозга. В отличие от других видов физической деятельности здесь требуется молниеносное принятие решений, особенно в импровизации. Даже простейшие танцевальные движения требуют невероятной мозговой хореографии. Одна область мозга отображает положение тела, направляя наши движения в пространстве, другая - обеспечивает синхронизацию, позволяя нам двигаться под музыку. Также во время танцевальных па происходит рост новых нервных клеток в гиппокампе. Этот отдел головного мозга отвечает за работу памяти, обеспечивает ориентацию в пространстве и участвует в формировании эмоций.

Координируя свои движения с музыкой и запоминая движения, мы тренируем мозжечок и височные доли, которые имеют прямое отношение к скорости обработки информации и гибкости мышления, пишет в своей книге «Измени свой мозг- измениться и тело» Дэниэл Дж.Амен - доктор медицины, нейробиолог. Он 20 лет исследует работу мозга с помощью новейших технологий сканирования.

Еще одну интересную закономерность выявил анализ мозговой деятельности профессиональных танцоров. Во время томографии у них обнаружили высокую активность зеркальных нейронов. Они начинают усердно работать, когда человек чему-то учится или проявляет эмпатию. 

Словом, после танцевальной разминки учиться станет легче. Исследования показали, что у школьников, посещавших танцевальные классы в школе, повысилась успеваемость по академическим дисциплинам.

Танцы повышают настроение 

Когда человек танцует, он испытывает необыкновенный эмоциональный подъем. И этому есть объяснение. В исследовании, опубликованном в Scientific American, отмечается, что скоординированные движения под музыку стимулируют центр удовольствия в мозге. А еще во время танца в организме вырабатываются высокий уровень серотонина, который влияет на ощущение счастья и радости. 

Школьники часто испытывают стресс из-за учебных нагрузок, экзаменов и внутренних проблем. Телевидение и Интернет также ставят очень высокую планку: нужно быть таким же успешным, как герои передач, а современные гаджеты и социальные сети порой только усугубляют проблему одиночества в большом городе. Так что танцы могут стать эффективным средством, которое успокоит разум, укрепит тело и поможет стать более счастливым.

Читайте также
Комментарии (0)

Уроки танцев в школе: почему они полезны

3 0 189

Wed Jan 30 2019 12:59:00 GMT+0000 (GMT)

Ирина Ермолаева
Подписаться

Танцы в школе. Такое, на первый взгляд, несерьезное занятие может стать универсальным «лекарством» для школьников. Без единого слова язык тела поможет освободиться от негативных эмоций, стать более уверенным и общительным, а также повысить успеваемость и настроение!

«Танцующая» школа

Двигаться под музыку – это весело, а попутно танцоры учатся контролировать свое тело и вес, у них развивается моторика, координация, баланс, укрепляются мышцы и нормализуется кровообращение.

Танцы могут включаться в школьную жизнь в самых разных вариантах:

1. Уроки физкультуры станут более любимым предметом у многих неспортивных школьников, если к тренировке добавятся и танцевальные элементы.

2. Танцевальные разминки на переменах помогут ученикам расслабить нервную систему и позвоночник, а также зарядиться энергией для дальнейших занятий.

Младшие школьники могут поиграть в музыкальные игры. Например, во время «Музыкального приветствия» дети под музыку врассыпную двигаются легким бегом. В определенных моментах они встречаются с произвольным партнером, здороваются друг с другом, показывая какое-нибудь движение, и произносят: «Привет!». А в игре «Повтори!» школьники могут под музыку подражать походке или повадкам различных животных, кукол или механизмов, повторяя движения за ведущим. 

Со старшеклассниками можно провести танцевальный флешмоб (flash mob - «вспышка толпы»). Во время этого действа большая группа людей выполняет одинаковые движения под музыку в общественном месте. Например, для «Состязания классов» каждый класс разучивает определенные движения. На большой перемене под музыку по очереди школьники демонстрируют свой танец. 

Во время флешмоба «Зеркало» два человека начинают выполнять движения, которые они заранее придумали. Постепенно к ним присоединяются остальные. Движения могут быть совсем простыми: хлопки, повороты, приседания, подскоки, а могут быть подобраны на определенную тему.

3. Урок музыки – прекрасная возможность включить элементы движения в жизнь школьников. Это может быть импровизация (одна часть класса поет песню, другая – свободно импровизирует) или специально выученные движения: хоровод, змейка, движение вперед, назад и др. А в музыкальных инсценировках сказок и различных историй герои, как правило, не только поют, но и танцуют.

4. На факультативах и кружках учащиеся могут освоить технику разных танцевальных жанров. В современной молодежной культуре умение танцевать – всегда большой плюс, чтобы завоевать популярность среди своих сверстников. 

5. В секции чирлидинга научат танцам, гимнастике и акробатике одновременно. Это движение пришло к нам из американской культуры, где девушки в ярких нарядах выполняют различные трюки, танцуют и читают речевки для поддержки баскетбольных и футбольных команд школы или университета. Сегодня это направление переросло в настоящий профессиональный спорт, которым можно заниматься с пяти лет. По всему миру проходят соревнования чирлидинга, в том числе и в России. 

Психология движений

Способность танцевать заложена в человеке с рождения. Антропологи и эволюционные биологи считают, что природа танца кроется в механизме имитации. Маленький ребенок учится у взрослого, повторяя за ним различные движения. А нейрофизиологи пришли к выводу, что, скорее всего, древние люди еще до появления речи общались друг с другом с помощью языка тела. Дело в том, что во время танца в мозге активизируется двойник центра речи, который располагается в правом полушарии. Поэтому язык танца очень естественная форма выразить даже то, что невозможно выразить словами.

Еще в Древней Греции танец применялся как эффективное средство раскрепощения тела. Древнегреческий литератор Лукиан в своем трактате «О пляске» писал: «Скажу о том, что пляска не только услаждает, но и также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает… Детей прежде всего надо обучать именно пляске».

В начале 20 века швейцарский музыкант и педагог Э. Жак-Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания для развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений и творческого воображения. По его мнению, у ребенка нужно воспитывать «мышечное чувство» что способствует «более живой и успешной работе мозга». Регулятором движений Э. Жак-Далькроз сделал музыку, поскольку именно в ней имеется идеальный образец организованного движения.

В середине XX века терапевтическое воздействие танца нашло научное подтверждение. Одним из первых танцевальных терапевтов была М. Чейз. Она заметила, что в процессе движений под музыку пациенты с различными физическими и психологическими проблемами эмоционально раскрепощаются и входят в состояние гармонии. Основоположник аналитической психологии - Карл Юнг тоже видел в танце большой потенциал. «Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь», - говорил известный психиатр. Согласно концепции Юнга, танец способен извлекать из сферы бессознательного подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и эмоциональной разрядки. 

Психотерапевты В. Райх и А. Лоуэн в ходе своей практике выяснили, что негативные эмоции человека тесно связаны с телесным напряжением и, в конечном итоге, психологические переживания «прячутся» в мышечном панцире, который тормозит импульс и свободное выражение эмоций. Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «запечатаны» страх, обида, гнев. Снятие напряжения в танце создает возможность выразить чувства и избавиться от отрицательных эмоций. Например, если человек испытывает подавленный гнев, то у него будет заметна скованность в области плеч. Когда он свободно двигает руками в танце, то снимает зажатость плечевого пояса, избавляясь от негативного состояния.

Танцы помогают стать уверенным в себе и общительным


Отсутствие уверенности всегда проявляется и через телесные реакции. У такого человека и походка соответствующая. Он сутулится, часто спотыкается или что-нибудь роняет. В системе театрального режиссера К.С. Станиславского актер может вызвать различные эмоциональные состояния, если он совершает необходимые физические действия. Таким образом, воздействуя на тело, мы приобретаем соответствующую эмоциональную составляющую. Хорошая осанка и красивая походка помогают вживаться в роль уверенного человека, который крепко стоит на ногах как в прямом, так и в переносном смысле. Придумывая свои движения в танце, человек получает возможность проявить себя, оказаться в центре внимания. Такой танцевальный опыт формирует у него положительную самооценку

Сегодня детям в школе все сложней контактировать друг с другом. Все чаще традиционное общение заменяют различные гаджеты. Также огромный и порой агрессивный новостной поток негативно воздействует на психику. Исследования Мичиганского университета показывают, что уровень эмпатии у современной молодежи находится на очень низком уровне. Именно танцы могут помочь эмоционально объединить детей, улучшить их коммуникацию в классе и создать атмосферу сотрудничества в школе. Это показал проект, который проводили в некоторых школах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Там школьникам из самых неблагополучных районов предложили посещать танцевальные занятия. Всего несколько часов в неделю помогли им стать более общительными, относиться друг к другу с пониманием и уважением. Учителя отметили, что примерно 95% учащихся стали лучше взаимодействовать и работать в команде. 

Наши предки научились использовать танец где-то полтора миллиона лет назад, чтобы привлечь к себе союзника или помощника. Эта функция танца актуальна и сегодня. Танец требует такой степени координации между людьми во времени и пространстве, которая не возникает практически ни в каком другом социальном контексте. Двигаясь вместе, дети учатся работать в команде: слушать и реагировать на указания, предлагать предложения, изучать идеи друг друга. 

Танцы развивают мозг и делают нас умнее

Танцы – это отличная тренировка для мозга. В отличие от других видов физической деятельности здесь требуется молниеносное принятие решений, особенно в импровизации. Даже простейшие танцевальные движения требуют невероятной мозговой хореографии. Одна область мозга отображает положение тела, направляя наши движения в пространстве, другая - обеспечивает синхронизацию, позволяя нам двигаться под музыку. Также во время танцевальных па происходит рост новых нервных клеток в гиппокампе. Этот отдел головного мозга отвечает за работу памяти, обеспечивает ориентацию в пространстве и участвует в формировании эмоций.

Координируя свои движения с музыкой и запоминая движения, мы тренируем мозжечок и височные доли, которые имеют прямое отношение к скорости обработки информации и гибкости мышления, пишет в своей книге «Измени свой мозг- измениться и тело» Дэниэл Дж.Амен - доктор медицины, нейробиолог. Он 20 лет исследует работу мозга с помощью новейших технологий сканирования.

Еще одну интересную закономерность выявил анализ мозговой деятельности профессиональных танцоров. Во время томографии у них обнаружили высокую активность зеркальных нейронов. Они начинают усердно работать, когда человек чему-то учится или проявляет эмпатию. 

Словом, после танцевальной разминки учиться станет легче. Исследования показали, что у школьников, посещавших танцевальные классы в школе, повысилась успеваемость по академическим дисциплинам.

Танцы повышают настроение 

Когда человек танцует, он испытывает необыкновенный эмоциональный подъем. И этому есть объяснение. В исследовании, опубликованном в Scientific American, отмечается, что скоординированные движения под музыку стимулируют центр удовольствия в мозге. А еще во время танца в организме вырабатываются высокий уровень серотонина, который влияет на ощущение счастья и радости. 

Школьники часто испытывают стресс из-за учебных нагрузок, экзаменов и внутренних проблем. Телевидение и Интернет также ставят очень высокую планку: нужно быть таким же успешным, как герои передач, а современные гаджеты и социальные сети порой только усугубляют проблему одиночества в большом городе. Так что танцы могут стать эффективным средством, которое успокоит разум, укрепит тело и поможет стать более счастливым.

Читайте также
Комментарии (0)