Нужно ли домашнее задание в школе? Мнение ученых

2018-12-24T13:50:06.157Z
1 0

О домашних заданиях в системе обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». Но за последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и с удовольствием выполняли домашнюю работу.

Мнение российских ученых

Российские педагоги, как их коллеги за рубежом, заинтересованы вопросом необходимости домашних заданий. Наиболее распространено среди наших специалистов мнение о том, что домашнее задание – это неотъемлемая традиция средней школы и отказываться от нее не стоит. Однако есть и прогрессисты в современной педагогике. К таким, например, можно отнести преподавателя русского языка и литературы ГБОУ «Школа “Интеллектуал”» Всеволода Луховицкого. Он считает, что учителю нужно дать свободу: «Кому-то нужно домашнее задание, кому-то нет. В каких-то ситуациях домашние задания необходимы, в каких-то не нужны… Но учителей бесконечно заставляют отчитываться. Оставьте школу в покое!» Директор московского Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский также согласен с тем, что необходимо пересмотреть подход к домашнему заданию, однако он также выступает против его полной отмены: «Если рассматривать домашнее задание как повинность, то оно вызывает глубокое отвращение. Если как разновидность самостоятельной учебы, тогда оно дополняет то, что ученик узнает нового в школе… Если мы хотим лишить детей навыков самостоятельного познания, то надо отменять домашние задания».

Впрочем, есть и более радикальные позиции. «От школьных домашних заданий необходимо отказаться из-за их ненужности. Это время детям лучше тратить на прогулки на свежем воздухе. В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет», — считает зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Александрович Чернышов.

Масштабных отечественных исследований об эффективности домашнего задания пока не проводится, но на местах многие педагоги самостоятельно организуют анкетирование, выявляя отношение к домашней работе у своих учеников и их родителей. Большая часть работ опубликована в свободной сети Интернет. Ознакомившись с материалами, можно сказать, что большинство педагогов не сомневаются в пользе индивидуальных исследовательских работ и задач. Учителя пишут, что лишь исследовательское обучение (т. е. обучение, направленное не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-следственных связей, на развитие мышления) способно компенсировать негативные последствия перехода на тестовую форму итоговой государственной аттестации.

В исследовательском обучении усвоение теоретической темы не самоцель, а средство развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется. Таким образом, можно заключить, что, по мнению российских педагогов, основные задачи современного образования подчиняются воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно. В основе современного образования оказывается активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно поэтому нетрадиционные формы домашнего задания пользуются популярностью в современном образовательном процессе: все больше олимпиадных вопросов, головоломок и групповых проектов. Такие задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика: с одной стороны, они закрепляют знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение необычной задачки или же развить коммуникативные навыки и навык работы в коллективе. Они помогают избежать однообразия, рутины в обучении. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Оригинальные, индивидуальные задания активизируют мышление.

Но как бы просто это ни звучало на словах, индивидуализация обучения — одна из сложнейших проблем обучения детей и подростков. Учитель географии и психолог Иван Степанович Матрусов отмечает, что дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся и позволяют подготовить каждого школьника к усвоению новых знаний, обеспечить всем ученикам возможность дальнейшего их углубления и способствуют развитию самостоятельности учащихся. Он также замечает, что при разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. По мнению Натальи Валерьевны Вербицкой, учителя биологии, для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Тем учащимся, которые обладают меньшей познавательной активностью, необходим подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель должен пояснить порядок выполнения работ и порекомендовать источники знаний.

Зарубежные исследования

Масштабное исследование, обобщающее все статистические и экспериментальные данные об эффективности домашнего задания в США с 1987 по 2003 год,  свидетельствует, что нет никаких убедительных доказательств связи между количеством учащихся, регулярно выполняющих домашнее задание, и их достижениями. Иными словами, назначать домашнее задание на постоянной основе всем ученикам школы не эффективно. 

Эффективность же выполнения домашних заданий подтверждалась лишь в тех случаях, когда проверка знаний назначалась вскоре после выполнения, что указывало лишь на хорошую работу краткосрочной памяти. Позитивных изменений (таких, например, как улучшение оценок класса) в долгосрочной перспективе не наблюдалось. 

Спустя 10 лет в журнале Experimental Education было опубликовано исследование Стэнфордской высшей школы образования, которое также бросило вызов традиционному взгляду на домашнее задание. Выяснилось, что для 56% учащихся домашнее задание выступает основным источником стресса: многие ученики рассказывали, что большие объемы задаваемого на дом приводят к нарушению сна, частым головным болям, истощению и проблемам с желудком. Как данные комплексного опроса, так и непосредственные ответы учащихся указывают и на то, что из-за повышенной учебной нагрузки школьники «не удовлетворяют свою потребность в приобретении других важных жизненных навыков»: ученики отказываются от встреч с друзьями и семьей, у них не остается времени на хобби и культурный досуг. «Молодые люди проводят больше времени в одиночестве, - говорится в докладе, - что означает - меньше времени для общения, меньше возможностей для участия в деятельности сообществ».

Исследователи пришли к выводу, что большое количество домашних заданий замедляет развитие навыков в области личной ответственности, уровня субъективного контроля, то есть того,  насколько человек ощущает себя способным контролировать значимые события своей жизни, быть их причиной, а не следствием действий других людей или влиянием обстоятельств. 

Результаты указали на то, что многие ученики пытаются найти баланс между домашним заданием, внеучебной деятельностью и «социальным временем». Оказалось, что большинство детей чувствуют себя вынужденными ставить выполнение домашней работы в приоритет над развитием своих талантов и дополнительных навыков, что порождает неудовлетворенность и разочарование. Опрошенные признавались, что зачастую домашнее задание - пустая трата времени, бессмысленная зубрежка, однако отказ от выполнения приводит к потере баллов и становится риском. 

Таким образом, данное исследование ставит под сомнение практику ежедневного назначения домашнего задания не только для всего класса, но и для отдельного индивида. По мнению Дэниз Поуп, одного из авторов доклада, домашняя работа должна перестать быть стандартной повсеместной повинностью и стать специальным бонусом. «Домашняя работа должна иметь конкретную цель и понятную ученику выгоду, она должна способствовать обучению и развитию, должна быть разработана исходя из способностей каждого ученика (быть индивидуальной)», - пишет Д. Поуп.

В прошлом году организация TSC (Teaching Schools Council), которая сотрудничает с правительством и школами Англии, также выступила с докладом на тему выгоды домашнего задания для ученика. В нем говорилось, что «если школа задает домашнюю работу, она должна объяснить и ученикам, и вам, родителям, для чего она ее задает». Их исследование установило, что домашние задания эффективны для обучения, лишь когда точно известно, как именно ребенку поможет его выполнение. Применение на практике -  основной критерий.   

Считается, что домашнее задание вырабатывает привычку к постоянному обучению новому. Также домашняя работа нередко рассматривается как средство корректировки поведения, позитивного влияния на характер ученика. Кроме того, поскольку домашняя работа имеет менее строгие, чем в школе, временные ограничения и контроль, она способствует приобретению не академических навыков: организации времени, любознательности и привычке самостоятельно находить решение проблем. 

Исследователь в области образования профессор Джон Хэтти считает, что домашние задания - это эффективный механизм обучения, если правильно к нему подойти.  «Самое худшее, что вы можете сделать с домашней работой, - это дать детям на дом проект, новый материал; самое лучшее, что вы можете сделать, - закрепить изученное днем, в школе», - сказал в одном из интервью. Для каждой возрастной группы важно подобрать правильный тип домашнего задания. 

Профессор из Австралии Ричард Уолкер, преподаватель психологии в Сиднее также считает, что необходимо изменить подход к задаваемому на дом материалу. «Цель уроков дома – повторить пройденное, и повторить качественно. Необходимо помнить, что в начальной школе уроки не имеют большого смысла: занимаются малыши дома или нет, разница невелика. В этом возрасте самостоятельные занятия не слишком интересны для детей. А вот для старшей школы - да, самостоятельные занятия и нужны, и важны, и интересны»,- пишет он. 

Из стран, отказавшихся от домашних заданий, наиболее любопытен пример соседней с нами Финляндии, школы которой входят в первую десятку сильнейших (по результатам международной программы по оценке качества обучения PISA), не прибегая притом к практике дополнительных секций и репетиторов. В чем же секрет? В Стране тысячи озер как раз абсолютно все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. Детям всё время предлагают задать себе вопросы, что лично им дает каждый изученный раздел. С оценок и соблюдения школьной программы всю систему развернули в сторону самого ученика и его собственного познания мира. 

Таким образом, домашнее задание – это очень сложная, но в то же время важная структура в российском учебном процессе. Именно домашние задания позволяют успешно использовать психологические особенности и учитывать склонности учащихся, поэтому категорический отказ от них почти никем из специалистов всерьез не рассматривается. 

Читайте также
Комментарии (0)

Нужно ли домашнее задание в школе? Мнение ученых

1 0

2018-12-24T13:50:06.157Z

Екатерина Иосифова
Подписаться

О домашних заданиях в системе обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». Но за последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и с удовольствием выполняли домашнюю работу.

Мнение российских ученых

Российские педагоги, как их коллеги за рубежом, заинтересованы вопросом необходимости домашних заданий. Наиболее распространено среди наших специалистов мнение о том, что домашнее задание – это неотъемлемая традиция средней школы и отказываться от нее не стоит. Однако есть и прогрессисты в современной педагогике. К таким, например, можно отнести преподавателя русского языка и литературы ГБОУ «Школа “Интеллектуал”» Всеволода Луховицкого. Он считает, что учителю нужно дать свободу: «Кому-то нужно домашнее задание, кому-то нет. В каких-то ситуациях домашние задания необходимы, в каких-то не нужны… Но учителей бесконечно заставляют отчитываться. Оставьте школу в покое!» Директор московского Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский также согласен с тем, что необходимо пересмотреть подход к домашнему заданию, однако он также выступает против его полной отмены: «Если рассматривать домашнее задание как повинность, то оно вызывает глубокое отвращение. Если как разновидность самостоятельной учебы, тогда оно дополняет то, что ученик узнает нового в школе… Если мы хотим лишить детей навыков самостоятельного познания, то надо отменять домашние задания».

Впрочем, есть и более радикальные позиции. «От школьных домашних заданий необходимо отказаться из-за их ненужности. Это время детям лучше тратить на прогулки на свежем воздухе. В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет», — считает зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Александрович Чернышов.

Масштабных отечественных исследований об эффективности домашнего задания пока не проводится, но на местах многие педагоги самостоятельно организуют анкетирование, выявляя отношение к домашней работе у своих учеников и их родителей. Большая часть работ опубликована в свободной сети Интернет. Ознакомившись с материалами, можно сказать, что большинство педагогов не сомневаются в пользе индивидуальных исследовательских работ и задач. Учителя пишут, что лишь исследовательское обучение (т. е. обучение, направленное не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-следственных связей, на развитие мышления) способно компенсировать негативные последствия перехода на тестовую форму итоговой государственной аттестации.

В исследовательском обучении усвоение теоретической темы не самоцель, а средство развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется. Таким образом, можно заключить, что, по мнению российских педагогов, основные задачи современного образования подчиняются воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно. В основе современного образования оказывается активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно поэтому нетрадиционные формы домашнего задания пользуются популярностью в современном образовательном процессе: все больше олимпиадных вопросов, головоломок и групповых проектов. Такие задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика: с одной стороны, они закрепляют знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение необычной задачки или же развить коммуникативные навыки и навык работы в коллективе. Они помогают избежать однообразия, рутины в обучении. Ребенок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Оригинальные, индивидуальные задания активизируют мышление.

Но как бы просто это ни звучало на словах, индивидуализация обучения — одна из сложнейших проблем обучения детей и подростков. Учитель географии и психолог Иван Степанович Матрусов отмечает, что дифференцированные задания учитывают реальные возможности учащихся и позволяют подготовить каждого школьника к усвоению новых знаний, обеспечить всем ученикам возможность дальнейшего их углубления и способствуют развитию самостоятельности учащихся. Он также замечает, что при разработке дифференцированных домашних заданий целесообразно использовать разноуровневый подход. По мнению Натальи Валерьевны Вербицкой, учителя биологии, для учащихся с высокой степенью обучаемости и познавательной активности домашнее задание должно включать опережающие проблемные вопросы. Тем учащимся, которые обладают меньшей познавательной активностью, необходим подробный инструктаж к заданию, выполняемому по образцу. Учитель должен пояснить порядок выполнения работ и порекомендовать источники знаний.

Зарубежные исследования

Масштабное исследование, обобщающее все статистические и экспериментальные данные об эффективности домашнего задания в США с 1987 по 2003 год,  свидетельствует, что нет никаких убедительных доказательств связи между количеством учащихся, регулярно выполняющих домашнее задание, и их достижениями. Иными словами, назначать домашнее задание на постоянной основе всем ученикам школы не эффективно. 

Эффективность же выполнения домашних заданий подтверждалась лишь в тех случаях, когда проверка знаний назначалась вскоре после выполнения, что указывало лишь на хорошую работу краткосрочной памяти. Позитивных изменений (таких, например, как улучшение оценок класса) в долгосрочной перспективе не наблюдалось. 

Спустя 10 лет в журнале Experimental Education было опубликовано исследование Стэнфордской высшей школы образования, которое также бросило вызов традиционному взгляду на домашнее задание. Выяснилось, что для 56% учащихся домашнее задание выступает основным источником стресса: многие ученики рассказывали, что большие объемы задаваемого на дом приводят к нарушению сна, частым головным болям, истощению и проблемам с желудком. Как данные комплексного опроса, так и непосредственные ответы учащихся указывают и на то, что из-за повышенной учебной нагрузки школьники «не удовлетворяют свою потребность в приобретении других важных жизненных навыков»: ученики отказываются от встреч с друзьями и семьей, у них не остается времени на хобби и культурный досуг. «Молодые люди проводят больше времени в одиночестве, - говорится в докладе, - что означает - меньше времени для общения, меньше возможностей для участия в деятельности сообществ».

Исследователи пришли к выводу, что большое количество домашних заданий замедляет развитие навыков в области личной ответственности, уровня субъективного контроля, то есть того,  насколько человек ощущает себя способным контролировать значимые события своей жизни, быть их причиной, а не следствием действий других людей или влиянием обстоятельств. 

Результаты указали на то, что многие ученики пытаются найти баланс между домашним заданием, внеучебной деятельностью и «социальным временем». Оказалось, что большинство детей чувствуют себя вынужденными ставить выполнение домашней работы в приоритет над развитием своих талантов и дополнительных навыков, что порождает неудовлетворенность и разочарование. Опрошенные признавались, что зачастую домашнее задание - пустая трата времени, бессмысленная зубрежка, однако отказ от выполнения приводит к потере баллов и становится риском. 

Таким образом, данное исследование ставит под сомнение практику ежедневного назначения домашнего задания не только для всего класса, но и для отдельного индивида. По мнению Дэниз Поуп, одного из авторов доклада, домашняя работа должна перестать быть стандартной повсеместной повинностью и стать специальным бонусом. «Домашняя работа должна иметь конкретную цель и понятную ученику выгоду, она должна способствовать обучению и развитию, должна быть разработана исходя из способностей каждого ученика (быть индивидуальной)», - пишет Д. Поуп.

В прошлом году организация TSC (Teaching Schools Council), которая сотрудничает с правительством и школами Англии, также выступила с докладом на тему выгоды домашнего задания для ученика. В нем говорилось, что «если школа задает домашнюю работу, она должна объяснить и ученикам, и вам, родителям, для чего она ее задает». Их исследование установило, что домашние задания эффективны для обучения, лишь когда точно известно, как именно ребенку поможет его выполнение. Применение на практике -  основной критерий.   

Считается, что домашнее задание вырабатывает привычку к постоянному обучению новому. Также домашняя работа нередко рассматривается как средство корректировки поведения, позитивного влияния на характер ученика. Кроме того, поскольку домашняя работа имеет менее строгие, чем в школе, временные ограничения и контроль, она способствует приобретению не академических навыков: организации времени, любознательности и привычке самостоятельно находить решение проблем. 

Исследователь в области образования профессор Джон Хэтти считает, что домашние задания - это эффективный механизм обучения, если правильно к нему подойти.  «Самое худшее, что вы можете сделать с домашней работой, - это дать детям на дом проект, новый материал; самое лучшее, что вы можете сделать, - закрепить изученное днем, в школе», - сказал в одном из интервью. Для каждой возрастной группы важно подобрать правильный тип домашнего задания. 

Профессор из Австралии Ричард Уолкер, преподаватель психологии в Сиднее также считает, что необходимо изменить подход к задаваемому на дом материалу. «Цель уроков дома – повторить пройденное, и повторить качественно. Необходимо помнить, что в начальной школе уроки не имеют большого смысла: занимаются малыши дома или нет, разница невелика. В этом возрасте самостоятельные занятия не слишком интересны для детей. А вот для старшей школы - да, самостоятельные занятия и нужны, и важны, и интересны»,- пишет он. 

Из стран, отказавшихся от домашних заданий, наиболее любопытен пример соседней с нами Финляндии, школы которой входят в первую десятку сильнейших (по результатам международной программы по оценке качества обучения PISA), не прибегая притом к практике дополнительных секций и репетиторов. В чем же секрет? В Стране тысячи озер как раз абсолютно все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. Детям всё время предлагают задать себе вопросы, что лично им дает каждый изученный раздел. С оценок и соблюдения школьной программы всю систему развернули в сторону самого ученика и его собственного познания мира. 

Таким образом, домашнее задание – это очень сложная, но в то же время важная структура в российском учебном процессе. Именно домашние задания позволяют успешно использовать психологические особенности и учитывать склонности учащихся, поэтому категорический отказ от них почти никем из специалистов всерьез не рассматривается. 

Читайте также
Комментарии (0)