Спор экспертов. Роль учителя на дистанте: почтальон, диетолог, коуч?



Как изменятся школы в ближайшие несколько лет? Кто под влиянием перемен, связанных с пандемией, станет главным героем образовательного процесса? Как мотивировать к получению знаний детей, если уроки проводятся дистанционно? Жаркая дискуссия экспертов сфер образования, науки и IT на эти темы состоялась на онлайн-конференции «Цифровое образование – новая реальность», проходившей 27 октября в официальной группе Департамента образования и науки города Москвы в социальной сети «ВКонтакте». Она набрала более миллиона просмотров. Самые яркие и неоднозначные мнения известных психологов, педагогов, руководителей компаний и организаций отрасли приводим в формате дайджеста в нашей статье. 

Кто главный герой

Основатель и программный директор конференции EDCRUNCH Нурлан Киясов главным человеком в центре образовательной системы в школе называет учителя. Эксперт отмечает, что в начальной школе родители должны быть партнерами педагогов, а в средних и старших классах необходимо делать ставку на самих учеников. Чтобы повысить мотивацию к обучению, Нурлан Киясов советует учителям чаще использовать игры, проектную деятельность, не забывать о социальных сетях: 

Если вы интегрируете технологию в урок и при этом сам урок не меняете, то ничего не изменится с точки зрения влияния на результат обучения. “Цифра” позволяет учителю расширить эти возможности: персонализировать обучение, вовлечь невовлеченных, расширить образовательное пространство за пределами класса и дать качественное образование тем, кто не может эти возможности получить.

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, заслуженный профессор Исак Фрумин не согласен с коллегой. По его словам, пандемия показала всем, что школа – великий уравнитель: все дети сидят за одинаковыми партами, слушают одного учителя и получают одинаковую помощь. В семьях же очень разные условия для работы:

Пусть учителя меня простят, но я считаю, что главные герои нашего времени – это родители. Случилась невиданная доселе вещь: полтора миллиарда детей фактически единовременно перешли на домашнее обучение. Школы переехали в квартиры. Поэтому особое внимание нужно уделить работе с семьей. 

Мы с коллегами из Англии и еще шести стран проводим этнографическое исследование, в каких условиях учатся дети дома. Вывод неожиданный: культурные различия между странами в целом незначительны, зато условия внутри самих стран разительно отличаются. У кого-то своя комната, рабочий стол и компьютер, а кто-то делит с братом или сестрой старенький родительский ноутбук на кухне. Мы должны обратить внимание на эту дифференциацию: в первую очередь помочь родителям, у которых трудные условия.

Гендиректор международный сети школ «ЭИ-дети», представитель лиги современных родителей Нина Добрынчинко-Матусевич уверена, что дети больше взрослых разбираются во всех технологиях и платформах, поэтому школьников следует считать партнерами: 

Используйте силу детей, объединяйте их в пары и группы: кто-то из них лучше следит за временем, кто-то генерирует идеи. Мы не должны бояться просить у детей помощи и совета, ведь они родились и выросли в цифровой среде.

Учитель: коуч, диетолог, почтальон

Основатель портала «Педсовет.орг» Сергей Сафронов сравнил современную пресыщенность информацией со шведским столом и отметил, что учителя в этой системе должны быть не официантами, а специалистами по диетическому питанию:

Мне очень нравится фраза Сергея Зиновьевича Казарновского, директора московской школы: “Главная задача образования – воспитать вкус”. Если мы не будем разделять образование и культуру, поймем, что это единый процесс, нам будет легче совместно пройти сложности.

Научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека «Сбера» Андрей Курпатов считает, что роль учителя неизбежно будет меняться: 

Раньше мы строили отношения для знаний. В прежние времена, чтобы получить информацию, у вас должны были быть знакомые из этой области. Сегодня можно просто зайти в интернет. Раньше учитель был источником сакральных знаний. Сегодня его роль можно образно назвать психологическим коучингом. Учитель передает навыки социального взаимодействия, умение правильно искать и применять информацию. Доказано, что самая важная составляющая обучения – это возможность один час в день лицом к лицу побеседовать с педагогом, обсудить то, что для вас важно. Человеческие отношения – вот что самое главное.

Основатель и программный директор конференции EDCRUNCH Нурлан Киясов рассказал, насколько тяжело приходилось учителям регионов в период пандемии: 

В России есть села, где перед домами ставили коробки: одна для выполненных заданий, другая для проверенных. Учитель, как почтальон, ходил и собирал тетради. Но исследования показывают, что даже в таких развитых странах, как Великобритания, 50% учителей были не в состоянии организовать дистанционный урок самостоятельно. Поэтому ситуации во всем странах, даже в России, были разные. Я очень рад, что есть такие образовательные платформы, как МЭШ и РЭШ, как бы мы к ним ни относились.

А вот учитель информатики, победитель конкурса «Учитель года России – 2018» Игнат Игнатов полагает, что роль учителя не меняется, меняются его инструментарий, подходы и технологии: 

Хороший традиционный урок – это урок-событие. Теперь нам нужно придумать, как сделать это событие возможным в цифровом формате.

Традиционный учительский поводок

Сразу несколько экспертов отметили, что онлайн-обучение обнажило серьезную проблему современного школьного образования: нужно мотивировать учеников получать знания.

По мнению основателя «Е-проф – профессиональное электронное образование» Александра Молчанова, “цифра” всем показала, что на самом деле учитель не умеет мотивировать детей к получению знаний: 

В школе учителю достаточно организовать тишину, а дальше дети, соревнуясь, стараются получить знания: произвести впечатление на симпатичную девочку, обогнать соперника. А дома в комфортной обстановке ничего не заставляет ребенка учиться. Да и сам педагог не ощущает обратной связи, не может контролировать, усвоил ребенок знания или нет. Но на самом деле не существует никакой границы между дистантом и традицией. Дети общаются в соцсетях, находят там увлечения и даже получают знания и навыки. Они могут научиться играть на гитаре или изучить любой компьютерный продукт, не выходя из дома. Почему для этого у них есть мотивация, а для учебы в школе нет? Значит мы, взрослые, не научились еще выстраивать этот процесс. Я считаю, что этот вопрос должен обсуждаться методистами. Мы должны перегруппировать процесс обучения. Будет это перевернутый класс или другие модели дистанционного обучения – нужно выбрать то, что подходит лучше всего.

Генеральный директор школы программирования «Алгоритмика» Андрей Лобанов обозначил еще одну проблему: родители жалуются, что дети не умеют фокусироваться на важном, – и предложил вариант решения этой проблемы: 

А вы посмотрите, как они сосредоточены, когда играют в компьютерные игры. Мы можем брать на вооружение механики, которые используют создатели игр. Через интерактивные образовательные продукты мы можем вовлекать детей в образовательный процесс и мотивировать.

Народный учитель России Ефим Рачевский отметил, что во время дистанционного обучения исчез традиционный учительский поводок, и угрозы формата «Выйди за дверь! Ты не сдашь ЕГЭ!» уже не работают. Поэтому, как считает эксперт, выигрывает тот учитель, который очеловечивает процесс образования: 

Онлайн-обучение дало детям возможность стать самостоятельнее, свободнее, а свобода всегда предполагает ответственность. Месяцы в дистанционном формате дали намного больше, чем годы профессиональной квалификации. Глупо будет потерять то, что мы наработали за это время. Мы встали на эту дорогу, теперь нужно топать по ней целенаправленно и осмысленно.

Во что превратится школа

Большое внимание эксперты уделили тому, как каждый из них видит перспективы развития школы. Заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров поделился своим взглядом на этот вопрос: 

Я вижу школу как присутственное место, социум, где есть персональное общение детей и учителей, есть совместные игры детей и совместный процесс обучения, а не только трансформация знаний из компьютерной железки или чьей-то головы. Это некий процесс становления личности. Если мы потеряем фактор личного контакта, мы потеряем и детей, и систему образования.

Александр Молчанов, основатель «Е-проф – профессиональное электронное образование», отметил, что школа – многогранная цепочка взаимоотношений, в процессе которых ребенок приобретает знания, не ограниченные учебными предметами: 

Из-за недостатка времени и ресурсов школа перенесла на дистант только передачу знаний. Кроме того, синхронный формат обучения, при котором всем одновременно нужно выйти на связь, нивелировал возможности “цифры”. Когда дома несколько детей-школьников, организовать процесс особенно сложно. В семье должно одновременно найтись несколько компьютеров и быстрая интернет-связь. Это создает большие проблемы.

Руководитель образовательных проектов «ВКонтакте» Алсу Гарифуллина рассказала, что социальные сети могут дополнять процесс обучения: так, в период пандемии около 48% домашних заданий ученики присылали учителям сообщениями во «ВКонтакте». При этом эксперт считает, что соцсети не могут заменить традиционного школьного образования. 

Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы Мария Лазутова считает, что важно учитывать возрастные особенности детей. Эксперт советует давать материал более концентрированно, а также обратить внимание на скорость его подачи. По ее мнению, нужно понять, какие вопросы стоит выносить на обсуждение всего класса, а какие – на индивидуальное осмысление. Пока один ученик отвечает на онлайн-уроке, все остальные скучают и начинают заниматься своими делами. 

Руководитель направления по работе с организациями образования и науки «Microsoft Россия» Елена Сливко-Кольчик отметила, что с проблемой удаленки столкнулись и взрослые, привыкшие проводить время на работе. Она предлагает детям работать совместно с родителями, создавая проекты: 

Люди, которые окончили российские школы, способны создать гениальный продукт , но не всегда способны ярко, красочно, вкусно представить проект. Формат цифрового образования отчасти формирует эти навыки. Гибкие сценарии станут колоссальным помощником в системе школьного образования. Мы должны ориентироваться на результат и делать особый акцент на приобретенные навыки.

Иван Карлов, глава лаборатории цифровой трансформации образования ВШЭ, заметил, что по-настоящему цифровые технологии начинают работать тогда, когда объединяются возможности офлайн- и онлайн-формата. 

Родители и дети вправе выбирать, офлайн или онлайн, уверен генеральный директор школы программирования «Алгоритмика» Андрей Лобанов:

Сейчас мы имеем дело с вынужденной мерой. Мне кажется, грамотным будет чередовать цифровые и аналоговые инструменты обучения.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)