Школьная форма: за и против

Wed Oct 31 2018 15:11:00 GMT+0000 (GMT)
15 0 185

1 сентября этого года ученицу одной из школ Санкт-Петербурга выгнали с праздничной линейки из-за синего цвета волос. 7 сентября от уроков отстранили ученицу Пермской гимназии – за «модный лук» в виде розовых прядей и одежды в стиле casual. Истории получили резонанс: подростки поддержали девочек лайками и хештегами #свободуволосам, родительские чаты взорвались привычными спорами. 

Подавляющее большинство

Недавнее исследование ВЦИОМ показало, что за школьную форму выступают более 80% россиян: сторонники традиции считают, что унификация обеспечивает социальное равенство и дисциплину, способствует сплочению детского коллектива и воспитанию гордости за образовательное учреждение и, как следствие, ведет к росту успеваемости. 

Людмила Французова: «Форму ругают, но она нужна, потому что часто вместо уроков и дисциплины у детей выступления “кто богаче одет”. Девочки показывают короткими юбками и кофтами то, чего не надо».  

Елена Давыдова: «Я объяснила дочери, что школа – это подготовка ко взрослой жизни. Взрослые ходят на работу в костюмах: врачи, пожарные, военные, работники банков. Надо с детства привыкать к дисциплине и концентрации на работе, а не на внешнем виде».

На Западе школьная форма – атрибут престижных частных школ и колледжей, напоминают приверженцы традиций. 

Виктор Очеретный: «Мой сын учится в одной из частных школ Великобритании, и тут жесточайшие требования к форме, вплоть до вида прически, цвета носков, формы узла галстука. Никаких поблажек. И чем выше рейтинг школы, тем строже требования. А вот в государственных школах дети ходят в чем хотят. Делайте выводы!» 

Алена Энгель: «Я работаю в немецкой гимназии. У детей – свободная форма одежды, и из-за нее был случай буллинга. Над одним учеником издевались, потому что он ходил в одежде из супермаркета. Сами учителя тоже одеваются как хотят, и могут прийти, такое ощущение, что в домашней одежде, есть преподаватели с пирсингом и цветными волосами. Ничего хорошего в этой демократичности не вижу».

Елена: «Когда дочь училась в американской частной школе, была форма в виде брюк, юбки, жилета – все синего цвета, строгого стиля. Хныкала, хотела самовыражаться. Перешла в государственную и ужаснулась, как плохо, безвкусно одеты дети».

Максим Рыжов, лауреат конкурса «Учитель года», соглашается с родителями – в школе, где он работает, нет формы, но введен строгий дресс-код: «Форма – часть процесса обучения. Я вижу разницу между детьми в свободной одежде, которые и ведут себя более непринужденно, и детьми в форме, которая дисциплинирует ребенка. Ругать и наказывать за внешний вид не стоит, а вот убеждать быть аккуратным и уместными – необходимо». 

Футболка «Вызывайте полицию!»

Часть общества теорию о форме как организующем и дисциплинирующем факторе разносит в пух и прах. Взрослые, поддерживающие свободную одежду, признаются: они ненавидят систему как таковую, и унификацию воспринимают как посягательство на личность своего ребенка. 

Наталья Михайлова: «Равенство – синоним серости. Если дети будут ходить в школу в обычной, удобной им одежде, от этого не пострадает ни дисциплина, ни успеваемость. По большому счету, одежда – это такая ерунда по сравнению с теми проблемами, которые накопились в образовании. Пристали к детям, лучше бы ЕГЭ занялись!»

Елена Афонина: «Форма не сделает из хулигана примерного мальчика, из двоечника – отличника, из недружного класса – команду. Никакой положительной роли форма не играет. Что касается хвастовства, то дети хвастались и в советское время – найдут, чем похвастаться и теперь: телефонами, фотографиями из путешествий. Все и так знают, кто и как живет – дети все в соцсетях». 

Юлия: «Продолжение совкового дурдома... Я сама препод и хожу в джинсах. Что меняет одежда? Ничего».

Сторонники свободы стиля напоминают, что в странах, входящих в топ рейтингов лучшего школьного образования: Финляндии, Франции, Израиле – школьной формы давно нет. 

Алина Фаркаш: «Знаете, что такое школьная форма в израильской школе? Это наклейка на футболку! То есть покупаешь обычные однотонные футболки любого цвета, и в магазине тебе ставят на них эмблему школы. Можно выбирать практически любые модели футболок! Вниз – шорты, юбки, джинсы, спортивные штаны, причем джинсы считаются чрезмерно строгой, формальной одеждой, мешающей детям».

Светлана Ковалькова: «В американских государственных школах формы нет. Два-три раза в год можно даже прийти в школу в любимой пижаме, накануне Хеллоуина все наряжаются в страшные костюмы, а перед Рождеством ходят в свитерах с оленями. Учителя одеваются так же». 

Александр: «Сын учится в одной из школ Америки, часто ходит в школу в футболке с российским флагом. Одноклассники шутят: «О! Русская мафия, вызывайте полицию!» 

Надо признать, форменный стандарт во всем мире под напором общества порой сваливается-таки в неформат: в 2016 году в Великобритании более 80 школ ввели гендерно нейтральную школьную форму: мальчики могут носить юбки, а девочки – брюки, в том же году новозеландские ученицы начали отстаивать право на мини-юбки. «Цветные скандалы» в Петербурге и Перми завершились победой школьниц: после вмешательства прокуратуры и детских омбудсменов девушки вернулись за парты, а против директора Пермской гимназии возбудили административное дело. Отстранив учащихся от занятий из-за цвета волос и повседневной одежды, школы нарушили закон об образовании и Конституцию РФ. 

Эргономика формы 

В дискуссии о форме есть и объединяющие всех: учеников, родителей и педагогов – претензии к одежде школьников: 

  • коррупционная составляющая , когда продавцы и администрация учебного заведения «продавливают» свой вариант одежды;
  • произвол в отношении дресс-кода;
  • низкое качество одежды для школьников. 

Инциденты и ЧП – по всей стране. В прошлом году родители учеников нескольких московских школ пожаловались на учителей, навязывающих дорогие комплекты. В Тюмени в том же году родители возмутились тем, что директор запретил девочкам носить брюки, мотивировав тем, что брюки сдавливают органы в период полового созревания. Ямальские родители в 2013 году жаловались в местный департамент: их принуждали приобретать школьную форму, сшитую заключенными – материал и исполнение не выдерживали никакой критики. 

Что говорят ГОСТы

Роскачество ежегодно проводит экспертизу формы: школьная одежда проверяется на соответствие 60 показателям качества и безопасности, в числе которых гигроскопичность, экологичность, прочность, износостойкость и даже травмоопасность фурнитуры.

Результаты «Контрольной закупки – 2018» показали: качество детской одежды по сравнению с образцами проверки 2016 года улучшилось на 20 %, однако проблемы все равно есть. 

Контроль за формой должен стать массовым и обязательным – эксперты «Роскачества» уже подготовили проект ГОСТа на школьную форму, в 2019 году документ будет включен в программу стандартизации, согласован и утвержден. В перечне основных требований будущего стандарта – только натуральная ткань, воздухопроницаемость, нетоксичность, качество пошива, допустимые детали одежды. 

Владимир Богомолов, председатель Союза текстильных производителей, говорит, что ГОСТ, который будет включать в себя все требования, от состава и цвета форма до маркировки, позволяющей исключить контрафакт, позволит завершить дискуссии вокруг формы.

Андрей Разбродин, президент РСПТиЛП, заявил, что надо прекратить допуск на российский рынок дешевой синтетики из Китая и Вьетнама, поддерживать, но со строжайшим контролем, отечественного производителя.  

И вот последняя новость от генерального директора ООО «Лакис» и одного из разработчиков ГОСТа Елены Снытниковой: «Стандарт по школьной форме мы ожидаем к публикации до конца 2018 года, документ уже подготовлен к необходимым этапам согласования. Все критерии ГОСТа мы узнаем только после опубликования. Однако могу сказать, что в нем в первую очередь будут положения о достоверности маркировки и качестве сырья. Союзлегпром рекомендовал описать в стандарте свойства тканей, пригодных для пошива школьной формы, предварительно проведя исследования как по физико-гигиеническим показателям, необходимым для комфорта учащегося, так и по техническим возможностям производства необходимых материалов отечественными производителями».

Одобрено детьми!

Но что школе и родителям делать прямо сейчас? Объединяться и искать форму, которую одобрят дети – именно так поступили в МБОУ «Лицей» поселка Степное Саратовской области. Администрация школы, устав убеждать воспитанников в необходимости дресс-кода, предложила ученикам самим придумать себе форму. Старшеклассники утвердили платья с рукавами три четверти и длиной чуть выше колена и классические костюмы с чуть зауженными брюками темно-синего и серого цветов. Дети оказались хорошими дизайнерами: в 2016 году школьные костюмы лицея победили во Всероссийском конкурсе «Наша форма». Елена Миткевич, директор лицея, рассказала: «Нам было очень сложно убедить учеников и родителей в необходимости формы, так как свободный стиль в одежде существовал долго. А сейчас все гордятся костюмами: красивые, удобные, с шевронами, на которых изображен герб лицея, придуманный опять же учениками лицея. Идеальная форма – это форма, которая в первую очередь устраивает самих учеников! А уже мы, взрослые, должны позаботиться о ткани и пошиве, чтобы одежда отвечала нормам и требованиям СанПиН».

Детям доверили придумать форму и в гимназии №1 белорусского города Мосты – ученики утвердили костюмы и джемперы синего цвета, потому что, как они считают, именно такой оттенок предпочитают бизнесмены. 

А севастопольские ученики ходят в школу в «винтажной» форме - платьях и костюмах эпохи царской России. Ирина Чебыкина, дизайнер, сшила уникальную одежду по заказу родителей и детей, которым наскучили костюмы и юбки в шотландскую клетку, заполонившие магазины. 

Производители говорят: они готовы выполнять индивидуальные заказы. Фабрика «Смена», которая шьет форму с 1936 года, давно работает и с частными проектами: школьные делегации приходят на фабрику с эскизами, выбирают или предлагают свою ткань, участвуют в примерке. Бывает, составляют уникальный комплект из коллекции фабрики. 

«Мы выпускаем порядка 200 новых моделей школьной формы каждый сезон – это огромный выбор моделей блузок, платьев, юбок, брюк, пиджаков, что позволяет составить индивидуальный наряд, – рассказала Татьяна Липина, директор по развитию АО “МПШО Смена”. – У нас есть и современные, трендовые вещи: зауженные брюки, бомберы, жилеты-косухи. Есть и бестселлеры: юбка модели К-40 – наша «долгожительница», популярность которой только растет. Востребована линейка платьев с белыми воротничками необычных форм (трапеция, кокон) или приталенная с юбкой- солнце. К нашему 80-летию готовим лимитированную коллекцию традиционного советского платья коричневого цвета, в котором ходили в школу наши бабушки и прабабушки – специально для фотосессий на последнем звонке!»

Екатерина Худякова, менеджер производственно-торговой компании «ТЕО»: «Нашей фабрике уже 25 лет, и за это время мы отработали все лекала, одеваем как стандартных по фигуре детей, так и нестандартных. У нас есть и собственная линейка одежды, но мы с удовольствием беремся и за индивидуальные проекты. Для нас это даже интересно: каждый индивидуальный проект – это поиск, неожиданные решения, много творчества и радости, потому что дети – неожиданные и интересно мыслящие заказчики, но таким сотрудничеством мы гордимся! Уверена, школьная форма нужна, но красивая и удобная, и обязательно до пуговиц, до малейших деталей согласованная с детьми. Наши специалисты часто посещают родительские собрания, где презентуют продукцию компании, и на вопрос, как выбрать форму, обычно отвечают: выбирайте вместе с детьми». 

Педагоги и форма

Дабы вдохновить своим примером, в форму переодеваются и педагоги! В московской школе № 415 учителя работают в костюмах синего цвета: дамы – в платьях, мужчины – в костюмах. Подумывают заказать галстуки и платки с символикой школы. Матвей Говорущенко, директор учебного заведения, считает, что теперь у учеников просто не останется аргументов против формы. В Красноярской школе № 63 учителя носят одинаковые сиреневые жилеты: там посчитали, что именно этот цвет действует на детей успокаивающе и расслабляюще. В школе № 76 учителя заказали шарфы оранжевого цвета: там, вероятно, хотят добавить школьным будням оптимизма и радости. Так что в этих школах ни один ученик уже не сможет сказать преподавателям: «Нужна вам форма? Ну и носите сами!» 

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Школьная форма: за и против

Что говорят родители и педагоги. Как сделать, чтобы форма понравилась детям. Рассказываем в статье
15 0 185

Wed Oct 31 2018 15:11:00 GMT+0000 (GMT)

Анна Перова
Подписаться

1 сентября этого года ученицу одной из школ Санкт-Петербурга выгнали с праздничной линейки из-за синего цвета волос. 7 сентября от уроков отстранили ученицу Пермской гимназии – за «модный лук» в виде розовых прядей и одежды в стиле casual. Истории получили резонанс: подростки поддержали девочек лайками и хештегами #свободуволосам, родительские чаты взорвались привычными спорами. 

Подавляющее большинство

Недавнее исследование ВЦИОМ показало, что за школьную форму выступают более 80% россиян: сторонники традиции считают, что унификация обеспечивает социальное равенство и дисциплину, способствует сплочению детского коллектива и воспитанию гордости за образовательное учреждение и, как следствие, ведет к росту успеваемости. 

Людмила Французова: «Форму ругают, но она нужна, потому что часто вместо уроков и дисциплины у детей выступления “кто богаче одет”. Девочки показывают короткими юбками и кофтами то, чего не надо».  

Елена Давыдова: «Я объяснила дочери, что школа – это подготовка ко взрослой жизни. Взрослые ходят на работу в костюмах: врачи, пожарные, военные, работники банков. Надо с детства привыкать к дисциплине и концентрации на работе, а не на внешнем виде».

На Западе школьная форма – атрибут престижных частных школ и колледжей, напоминают приверженцы традиций. 

Виктор Очеретный: «Мой сын учится в одной из частных школ Великобритании, и тут жесточайшие требования к форме, вплоть до вида прически, цвета носков, формы узла галстука. Никаких поблажек. И чем выше рейтинг школы, тем строже требования. А вот в государственных школах дети ходят в чем хотят. Делайте выводы!» 

Алена Энгель: «Я работаю в немецкой гимназии. У детей – свободная форма одежды, и из-за нее был случай буллинга. Над одним учеником издевались, потому что он ходил в одежде из супермаркета. Сами учителя тоже одеваются как хотят, и могут прийти, такое ощущение, что в домашней одежде, есть преподаватели с пирсингом и цветными волосами. Ничего хорошего в этой демократичности не вижу».

Елена: «Когда дочь училась в американской частной школе, была форма в виде брюк, юбки, жилета – все синего цвета, строгого стиля. Хныкала, хотела самовыражаться. Перешла в государственную и ужаснулась, как плохо, безвкусно одеты дети».

Максим Рыжов, лауреат конкурса «Учитель года», соглашается с родителями – в школе, где он работает, нет формы, но введен строгий дресс-код: «Форма – часть процесса обучения. Я вижу разницу между детьми в свободной одежде, которые и ведут себя более непринужденно, и детьми в форме, которая дисциплинирует ребенка. Ругать и наказывать за внешний вид не стоит, а вот убеждать быть аккуратным и уместными – необходимо». 

Футболка «Вызывайте полицию!»

Часть общества теорию о форме как организующем и дисциплинирующем факторе разносит в пух и прах. Взрослые, поддерживающие свободную одежду, признаются: они ненавидят систему как таковую, и унификацию воспринимают как посягательство на личность своего ребенка. 

Наталья Михайлова: «Равенство – синоним серости. Если дети будут ходить в школу в обычной, удобной им одежде, от этого не пострадает ни дисциплина, ни успеваемость. По большому счету, одежда – это такая ерунда по сравнению с теми проблемами, которые накопились в образовании. Пристали к детям, лучше бы ЕГЭ занялись!»

Елена Афонина: «Форма не сделает из хулигана примерного мальчика, из двоечника – отличника, из недружного класса – команду. Никакой положительной роли форма не играет. Что касается хвастовства, то дети хвастались и в советское время – найдут, чем похвастаться и теперь: телефонами, фотографиями из путешествий. Все и так знают, кто и как живет – дети все в соцсетях». 

Юлия: «Продолжение совкового дурдома... Я сама препод и хожу в джинсах. Что меняет одежда? Ничего».

Сторонники свободы стиля напоминают, что в странах, входящих в топ рейтингов лучшего школьного образования: Финляндии, Франции, Израиле – школьной формы давно нет. 

Алина Фаркаш: «Знаете, что такое школьная форма в израильской школе? Это наклейка на футболку! То есть покупаешь обычные однотонные футболки любого цвета, и в магазине тебе ставят на них эмблему школы. Можно выбирать практически любые модели футболок! Вниз – шорты, юбки, джинсы, спортивные штаны, причем джинсы считаются чрезмерно строгой, формальной одеждой, мешающей детям».

Светлана Ковалькова: «В американских государственных школах формы нет. Два-три раза в год можно даже прийти в школу в любимой пижаме, накануне Хеллоуина все наряжаются в страшные костюмы, а перед Рождеством ходят в свитерах с оленями. Учителя одеваются так же». 

Александр: «Сын учится в одной из школ Америки, часто ходит в школу в футболке с российским флагом. Одноклассники шутят: «О! Русская мафия, вызывайте полицию!» 

Надо признать, форменный стандарт во всем мире под напором общества порой сваливается-таки в неформат: в 2016 году в Великобритании более 80 школ ввели гендерно нейтральную школьную форму: мальчики могут носить юбки, а девочки – брюки, в том же году новозеландские ученицы начали отстаивать право на мини-юбки. «Цветные скандалы» в Петербурге и Перми завершились победой школьниц: после вмешательства прокуратуры и детских омбудсменов девушки вернулись за парты, а против директора Пермской гимназии возбудили административное дело. Отстранив учащихся от занятий из-за цвета волос и повседневной одежды, школы нарушили закон об образовании и Конституцию РФ. 

Эргономика формы 

В дискуссии о форме есть и объединяющие всех: учеников, родителей и педагогов – претензии к одежде школьников: 

  • коррупционная составляющая , когда продавцы и администрация учебного заведения «продавливают» свой вариант одежды;
  • произвол в отношении дресс-кода;
  • низкое качество одежды для школьников. 

Инциденты и ЧП – по всей стране. В прошлом году родители учеников нескольких московских школ пожаловались на учителей, навязывающих дорогие комплекты. В Тюмени в том же году родители возмутились тем, что директор запретил девочкам носить брюки, мотивировав тем, что брюки сдавливают органы в период полового созревания. Ямальские родители в 2013 году жаловались в местный департамент: их принуждали приобретать школьную форму, сшитую заключенными – материал и исполнение не выдерживали никакой критики. 

Что говорят ГОСТы

Роскачество ежегодно проводит экспертизу формы: школьная одежда проверяется на соответствие 60 показателям качества и безопасности, в числе которых гигроскопичность, экологичность, прочность, износостойкость и даже травмоопасность фурнитуры.

Результаты «Контрольной закупки – 2018» показали: качество детской одежды по сравнению с образцами проверки 2016 года улучшилось на 20 %, однако проблемы все равно есть. 

Контроль за формой должен стать массовым и обязательным – эксперты «Роскачества» уже подготовили проект ГОСТа на школьную форму, в 2019 году документ будет включен в программу стандартизации, согласован и утвержден. В перечне основных требований будущего стандарта – только натуральная ткань, воздухопроницаемость, нетоксичность, качество пошива, допустимые детали одежды. 

Владимир Богомолов, председатель Союза текстильных производителей, говорит, что ГОСТ, который будет включать в себя все требования, от состава и цвета форма до маркировки, позволяющей исключить контрафакт, позволит завершить дискуссии вокруг формы.

Андрей Разбродин, президент РСПТиЛП, заявил, что надо прекратить допуск на российский рынок дешевой синтетики из Китая и Вьетнама, поддерживать, но со строжайшим контролем, отечественного производителя.  

И вот последняя новость от генерального директора ООО «Лакис» и одного из разработчиков ГОСТа Елены Снытниковой: «Стандарт по школьной форме мы ожидаем к публикации до конца 2018 года, документ уже подготовлен к необходимым этапам согласования. Все критерии ГОСТа мы узнаем только после опубликования. Однако могу сказать, что в нем в первую очередь будут положения о достоверности маркировки и качестве сырья. Союзлегпром рекомендовал описать в стандарте свойства тканей, пригодных для пошива школьной формы, предварительно проведя исследования как по физико-гигиеническим показателям, необходимым для комфорта учащегося, так и по техническим возможностям производства необходимых материалов отечественными производителями».

Одобрено детьми!

Но что школе и родителям делать прямо сейчас? Объединяться и искать форму, которую одобрят дети – именно так поступили в МБОУ «Лицей» поселка Степное Саратовской области. Администрация школы, устав убеждать воспитанников в необходимости дресс-кода, предложила ученикам самим придумать себе форму. Старшеклассники утвердили платья с рукавами три четверти и длиной чуть выше колена и классические костюмы с чуть зауженными брюками темно-синего и серого цветов. Дети оказались хорошими дизайнерами: в 2016 году школьные костюмы лицея победили во Всероссийском конкурсе «Наша форма». Елена Миткевич, директор лицея, рассказала: «Нам было очень сложно убедить учеников и родителей в необходимости формы, так как свободный стиль в одежде существовал долго. А сейчас все гордятся костюмами: красивые, удобные, с шевронами, на которых изображен герб лицея, придуманный опять же учениками лицея. Идеальная форма – это форма, которая в первую очередь устраивает самих учеников! А уже мы, взрослые, должны позаботиться о ткани и пошиве, чтобы одежда отвечала нормам и требованиям СанПиН».

Детям доверили придумать форму и в гимназии №1 белорусского города Мосты – ученики утвердили костюмы и джемперы синего цвета, потому что, как они считают, именно такой оттенок предпочитают бизнесмены. 

А севастопольские ученики ходят в школу в «винтажной» форме - платьях и костюмах эпохи царской России. Ирина Чебыкина, дизайнер, сшила уникальную одежду по заказу родителей и детей, которым наскучили костюмы и юбки в шотландскую клетку, заполонившие магазины. 

Производители говорят: они готовы выполнять индивидуальные заказы. Фабрика «Смена», которая шьет форму с 1936 года, давно работает и с частными проектами: школьные делегации приходят на фабрику с эскизами, выбирают или предлагают свою ткань, участвуют в примерке. Бывает, составляют уникальный комплект из коллекции фабрики. 

«Мы выпускаем порядка 200 новых моделей школьной формы каждый сезон – это огромный выбор моделей блузок, платьев, юбок, брюк, пиджаков, что позволяет составить индивидуальный наряд, – рассказала Татьяна Липина, директор по развитию АО “МПШО Смена”. – У нас есть и современные, трендовые вещи: зауженные брюки, бомберы, жилеты-косухи. Есть и бестселлеры: юбка модели К-40 – наша «долгожительница», популярность которой только растет. Востребована линейка платьев с белыми воротничками необычных форм (трапеция, кокон) или приталенная с юбкой- солнце. К нашему 80-летию готовим лимитированную коллекцию традиционного советского платья коричневого цвета, в котором ходили в школу наши бабушки и прабабушки – специально для фотосессий на последнем звонке!»

Екатерина Худякова, менеджер производственно-торговой компании «ТЕО»: «Нашей фабрике уже 25 лет, и за это время мы отработали все лекала, одеваем как стандартных по фигуре детей, так и нестандартных. У нас есть и собственная линейка одежды, но мы с удовольствием беремся и за индивидуальные проекты. Для нас это даже интересно: каждый индивидуальный проект – это поиск, неожиданные решения, много творчества и радости, потому что дети – неожиданные и интересно мыслящие заказчики, но таким сотрудничеством мы гордимся! Уверена, школьная форма нужна, но красивая и удобная, и обязательно до пуговиц, до малейших деталей согласованная с детьми. Наши специалисты часто посещают родительские собрания, где презентуют продукцию компании, и на вопрос, как выбрать форму, обычно отвечают: выбирайте вместе с детьми». 

Педагоги и форма

Дабы вдохновить своим примером, в форму переодеваются и педагоги! В московской школе № 415 учителя работают в костюмах синего цвета: дамы – в платьях, мужчины – в костюмах. Подумывают заказать галстуки и платки с символикой школы. Матвей Говорущенко, директор учебного заведения, считает, что теперь у учеников просто не останется аргументов против формы. В Красноярской школе № 63 учителя носят одинаковые сиреневые жилеты: там посчитали, что именно этот цвет действует на детей успокаивающе и расслабляюще. В школе № 76 учителя заказали шарфы оранжевого цвета: там, вероятно, хотят добавить школьным будням оптимизма и радости. Так что в этих школах ни один ученик уже не сможет сказать преподавателям: «Нужна вам форма? Ну и носите сами!» 

Читайте также
Комментарии (0)