Рембрандт или Рубенс? Почему важны уроки МХК

Wed Oct 17 2018 14:40:00 GMT+0000 (GMT)
32 0 250

Давайте попробуем разобраться, что из себя представляет предмет МХК в школе, какие у него есть особенности и что же полезного можно почерпнуть из этого курса? 


Что такое МХК и с чем его едят?

Эта учебная дисциплина-аббревиатура в момент своего появления не на шутку взбудоражила школьные учебные планы. Ворвавшись в них стремительно, она так же скоропостижно стала сдавать свои позиции. 

Крик души молодого специалиста: «Пять лет тому назад я поступила в ведущий педагогический вуз страны на новую, только открывшуюся специальность «литература и МХК», надеясь дать утешение своей творческой натуре. И вот на третьем году обучения до студентов стали доходить неприятные слухи: предмет «мировая художественная культура» исчезает из школ!»

Мы в свою очередь решили встать на защиту многострадального школьного предмета и рассказать о его неоценимом вкладе в расширение общего кругозора современного школьника, а также о благотворном влиянии на личностные качества подростка. Почему же МХК недооценивают? Как вернуть этот предмет в строй и избежать подводных камней при попытке объять необъятное, изучая культуру и искусство?


Культурный шок

Охват культурного наследия в формате курса МХК оказывается настолько широк, что иной раз сами учителя ломают голову над тем, как грамотно подать такие объемы информации. Особенно учитывая, что в расписании школьника этот предмет «гостит» не чаще одного раза в неделю. Что уж тут говорить о подростках, которым предлагается воспринять столько фактов и проникнуться таким количеством предметов искусства. Голова идет кругом! Однако зачастую у страха глаза велики, ведь масса произведений искусства окружает современного человека каждый день. 

Начинать нужно с малого. Довольно часто можно услышать в очередном рекламном ролике музыку эпохи барокко, а в качестве обложки альбома «Горгород» любимого многими рэпера Oxxxymiron’a выступает известная картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня».

Автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России» (@leavethekidsalone), который является преподавателем МХК, утверждает, что черпать информацию можно откуда угодно, в том числе из компьютерных игр и кино. Но действительно разобраться в вопросе и понять, с какими фактами имеешь дело, помогут именно уроки МХК. И схема эта работает в обе стороны. Прикоснуться к искусству на уроке, а затем замечать множество отражений его в повседневности – вот тебе и культурный шок!


«Что это за народное творчество?»

Умение замечать – важно, но еще важнее понимать, как упорядочить в своем сознании информацию, которая буквально смывает своим потоком. Учителя-предметники стараются в формат урока вместить огромное количество фактов, тем самым рискуя оставить пробелы в знаниях ученика. Изучая, например, историю, ученик рискует попросту погрязнуть в датах, не видя за ними самих событий и их предпосылок. За кипой контурных карт на географии вряд ли возможно разглядеть быт, нравы, специфику того или иного народа в той или иной стране мира. Читая в романе-эпопее Толстого о Наполеоне, подростки вряд ли хорошо представляют, как он выглядел. А ведь все это важно. 

Именно уроки МХК позволяют восполнить эти лакуны, систематизировать ту информацию, которую обучающийся мог слышать на уроках истории, географии, литературы, ИЗО и музыки. Так школьник может с легкостью соотносить деятеля искусства с эпохой, его пейзажи – с местностью, где тот провел бОльшую часть жизни. Это благоприятно сказывается на усвоении материала на уроках и на расширении общего кругозора, который пригодится им в дальнейшем для аргументов в рамках ЕГЭ, как минимум. Так уроки МХК иллюстрируют, обобщают, углубляют знания об уже известном.


«В Греческом зале»

Сколько современных детей скажут: «Мам, а давай в музей сходим»? Вряд ли подавляющее большинство. Поэтому миссию приобщения к культуре и искусству берет на себя школа. И какой предмет, как не МХК, больше всего располагает к проведению экскурсий в храм искусства, а также к организации «музейного урока». 

Подобные мероприятия решают ряд задач:

  • детям гораздо проще и интереснее воспринимать произведения искусства именно в пространстве, объеме, хотя интернет и позволяет получить изображение любого творения в один клик;
  • ученики смогут по достоинству оценить труд предков и, возможно, вдохновиться на собственное творчество;
  • у учителя появляется возможность дать индивидуальные или групповые задания, выполнение которых требует детального рассмотрения экспонатов, их анализа, что закрепляет полученные знания и способствует приобретению новых.

Благодаря такой нестандартной методике, можно подогреть интерес школьника к истории искусства и культуре вообще, ведь так она воспринимается как нечто живое и увлекательное. Процесс «окультуривания» протекает не как рутина, а как игра, чего подчас не удается добиться, сидя за партой.

Помимо музея или выставки теперь есть возможность посещать и необычные концерты, вроде тех, что проходят в католических костёлах. Именно там можно насладиться органной музыка эпохи классицизма и барокко. Эстетическое наслаждение или хотя бы эффект новизны учащимся обеспечены. Осторожно, возможен катарсис!


Прикоснуться к прекрасному

Мы здесь говорим о конкретной практической пользе изучения объектов искусства, однако есть нечто эфемерное, что также упускать не стоит. Уроки МХК влияют не только на знания, общую эрудицию и культуру ученика, но и на его эмоциональное состояние. 

Созерцание прекрасного благотворно влияет на современного человека, позволяет ему постичь внутренний мир художника, и, как следствие, лучше понять себя. Любая картина, скульптура, любое музыкальное произведение является актом самовыражения, всплеска чувств. И тот, кто умеет разглядеть это, волей-неволей испытывает сопричастность творчеству великих. Изучение мировой художественной культуры может буквально научить нас чувствовать. Видеть красоту в окружающем мире, красоту в других – важная часть жизни. Так ребенок откроет новое и в себе, тем самым будет более уверен в себе и самодостаточен. А еще это выработает у него чувство вкуса, сочетание неповторимых предпочтений, присущих только ему. Ему ближе рококо или постмодернизм, Бетховен или Шуберт, Рембрандт или Рубенс?

Также подобное созерцание требует некоторой усидчивости, выдержанности и спокойствия. Искусство способно волновать душу, при этом дисциплинируя ум. Оно лучше любого психолога! И чуть ли не единственная возможность современного школьника прикоснуться к искусству – посетить обычный школьный урок. 


Да, МХК – предмет уникальный, сочетающий в себе различные подходы и грани. С его помощью школа получает шанс сформировать личность, способную постигать мир и преобразовывать его.

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Рембрандт или Рубенс? Почему важны уроки МХК

Рассказываем, почему не стоит недооценивать уроки МХК в школе
32 0 250

Wed Oct 17 2018 14:40:00 GMT+0000 (GMT)

Елена Круглова
Подписаться
Давайте попробуем разобраться, что из себя представляет предмет МХК в школе, какие у него есть особенности и что же полезного можно почерпнуть из этого курса? 


Что такое МХК и с чем его едят?

Эта учебная дисциплина-аббревиатура в момент своего появления не на шутку взбудоражила школьные учебные планы. Ворвавшись в них стремительно, она так же скоропостижно стала сдавать свои позиции. 

Крик души молодого специалиста: «Пять лет тому назад я поступила в ведущий педагогический вуз страны на новую, только открывшуюся специальность «литература и МХК», надеясь дать утешение своей творческой натуре. И вот на третьем году обучения до студентов стали доходить неприятные слухи: предмет «мировая художественная культура» исчезает из школ!»

Мы в свою очередь решили встать на защиту многострадального школьного предмета и рассказать о его неоценимом вкладе в расширение общего кругозора современного школьника, а также о благотворном влиянии на личностные качества подростка. Почему же МХК недооценивают? Как вернуть этот предмет в строй и избежать подводных камней при попытке объять необъятное, изучая культуру и искусство?


Культурный шок

Охват культурного наследия в формате курса МХК оказывается настолько широк, что иной раз сами учителя ломают голову над тем, как грамотно подать такие объемы информации. Особенно учитывая, что в расписании школьника этот предмет «гостит» не чаще одного раза в неделю. Что уж тут говорить о подростках, которым предлагается воспринять столько фактов и проникнуться таким количеством предметов искусства. Голова идет кругом! Однако зачастую у страха глаза велики, ведь масса произведений искусства окружает современного человека каждый день. 

Начинать нужно с малого. Довольно часто можно услышать в очередном рекламном ролике музыку эпохи барокко, а в качестве обложки альбома «Горгород» любимого многими рэпера Oxxxymiron’a выступает известная картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня».

Автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России» (@leavethekidsalone), который является преподавателем МХК, утверждает, что черпать информацию можно откуда угодно, в том числе из компьютерных игр и кино. Но действительно разобраться в вопросе и понять, с какими фактами имеешь дело, помогут именно уроки МХК. И схема эта работает в обе стороны. Прикоснуться к искусству на уроке, а затем замечать множество отражений его в повседневности – вот тебе и культурный шок!


«Что это за народное творчество?»

Умение замечать – важно, но еще важнее понимать, как упорядочить в своем сознании информацию, которая буквально смывает своим потоком. Учителя-предметники стараются в формат урока вместить огромное количество фактов, тем самым рискуя оставить пробелы в знаниях ученика. Изучая, например, историю, ученик рискует попросту погрязнуть в датах, не видя за ними самих событий и их предпосылок. За кипой контурных карт на географии вряд ли возможно разглядеть быт, нравы, специфику того или иного народа в той или иной стране мира. Читая в романе-эпопее Толстого о Наполеоне, подростки вряд ли хорошо представляют, как он выглядел. А ведь все это важно. 

Именно уроки МХК позволяют восполнить эти лакуны, систематизировать ту информацию, которую обучающийся мог слышать на уроках истории, географии, литературы, ИЗО и музыки. Так школьник может с легкостью соотносить деятеля искусства с эпохой, его пейзажи – с местностью, где тот провел бОльшую часть жизни. Это благоприятно сказывается на усвоении материала на уроках и на расширении общего кругозора, который пригодится им в дальнейшем для аргументов в рамках ЕГЭ, как минимум. Так уроки МХК иллюстрируют, обобщают, углубляют знания об уже известном.


«В Греческом зале»

Сколько современных детей скажут: «Мам, а давай в музей сходим»? Вряд ли подавляющее большинство. Поэтому миссию приобщения к культуре и искусству берет на себя школа. И какой предмет, как не МХК, больше всего располагает к проведению экскурсий в храм искусства, а также к организации «музейного урока». 

Подобные мероприятия решают ряд задач:

  • детям гораздо проще и интереснее воспринимать произведения искусства именно в пространстве, объеме, хотя интернет и позволяет получить изображение любого творения в один клик;
  • ученики смогут по достоинству оценить труд предков и, возможно, вдохновиться на собственное творчество;
  • у учителя появляется возможность дать индивидуальные или групповые задания, выполнение которых требует детального рассмотрения экспонатов, их анализа, что закрепляет полученные знания и способствует приобретению новых.

Благодаря такой нестандартной методике, можно подогреть интерес школьника к истории искусства и культуре вообще, ведь так она воспринимается как нечто живое и увлекательное. Процесс «окультуривания» протекает не как рутина, а как игра, чего подчас не удается добиться, сидя за партой.

Помимо музея или выставки теперь есть возможность посещать и необычные концерты, вроде тех, что проходят в католических костёлах. Именно там можно насладиться органной музыка эпохи классицизма и барокко. Эстетическое наслаждение или хотя бы эффект новизны учащимся обеспечены. Осторожно, возможен катарсис!


Прикоснуться к прекрасному

Мы здесь говорим о конкретной практической пользе изучения объектов искусства, однако есть нечто эфемерное, что также упускать не стоит. Уроки МХК влияют не только на знания, общую эрудицию и культуру ученика, но и на его эмоциональное состояние. 

Созерцание прекрасного благотворно влияет на современного человека, позволяет ему постичь внутренний мир художника, и, как следствие, лучше понять себя. Любая картина, скульптура, любое музыкальное произведение является актом самовыражения, всплеска чувств. И тот, кто умеет разглядеть это, волей-неволей испытывает сопричастность творчеству великих. Изучение мировой художественной культуры может буквально научить нас чувствовать. Видеть красоту в окружающем мире, красоту в других – важная часть жизни. Так ребенок откроет новое и в себе, тем самым будет более уверен в себе и самодостаточен. А еще это выработает у него чувство вкуса, сочетание неповторимых предпочтений, присущих только ему. Ему ближе рококо или постмодернизм, Бетховен или Шуберт, Рембрандт или Рубенс?

Также подобное созерцание требует некоторой усидчивости, выдержанности и спокойствия. Искусство способно волновать душу, при этом дисциплинируя ум. Оно лучше любого психолога! И чуть ли не единственная возможность современного школьника прикоснуться к искусству – посетить обычный школьный урок. 


Да, МХК – предмет уникальный, сочетающий в себе различные подходы и грани. С его помощью школа получает шанс сформировать личность, способную постигать мир и преобразовывать его.

Читайте также
Комментарии (0)