Рейтинг московских школ: как составляется и кому он нужен

Wed Dec 05 2018 12:30:40 GMT+0000 (GMT)
1 0 100

Основная идея рейтинга московских школ – концентрация на достижениях учеников. И не важно, сколько в учреждении бассейнов, компьютеров и необходимого инвентаря. В системе в первую очередь заинтересовано руководство школ, а значит, и педагоги. Ведь школа, занявшая одну из лидирующих позиций в рейтинге, получает грант – от 5 до 15 миллионов рублей.

Место в рейтинге завоевывается благодаря комплексной системе подсчетов. Положительные результаты (например, высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде) приносят школе баллы. Как отмечается на официальном сайте мэра Москвы, рейтинг строится на системе поощрений и отсутствии наказаний. Почти ничего не может поспособствовать снижению позиции в рейтинге. Борьба идет только за повышение своего места в списке. Единственное исключение – санкции за учеников, удаленных с ЕГЭ.

По решению департамента образования и мэрии Москвы, рейтинг строится сразу на множестве показателей: результатах ЕГЭ и ОГЭ, олимпиадах, спортивных достижениях, конкурсах профессионального мастерства и других любопытных аспектах, о которых стоит рассказать подробнее.

Обеспечение качественного массового образования 

Этот показатель определяется по результатам сдачи ОГЭ (9-й класс), ЕГЭ (11-й класс), а также по итогам прохождения предметной диагностики (4 и 7-й классы). Если вкратце, то сдача учеником ЕГЭ на 250 баллов и более (максимально набранным в сумме по трем любым предметам) приносит школе 1,5 балла, за 220–249 баллов можно получить 1 балл, за 190–219 баллов – 0,5 балла, а за 160–189 баллов – 0,25 балла соответственно. Тот, кто, сдавая ОГЭ, набрал хотя бы 12 баллов в сумме по любым трем предметам, приносит школе 0,25 балла. А вот те, кого выгнали с ЕГЭ, наоборот, портят общую картину (и это единственный случай, когда плохой показатель может отрицательно повлиять на статистику). 

Формула наказания такая: 10 умножается на количество удаленных с экзамена детей, это число делится на общее количество экзаменуемых. Полученное число отнимаем от единицы. Звучит пугающе, но все довольно просто, если разобраться. Например, 30 человек сдают ЕГЭ. Представим, что четверых злостных нарушителей выгнали из кабинета. Согласно формуле, умножаем 10 на 4. Полученные 40 делим на 30 (сдающих) и получаем приблизительно 1,3. От единицы отнимаем 1,3 и получаем минус 0,3 балла (с которыми в итоге и прощается школа).

Ученики 4-8 и 10-х классов тоже могут повлиять на школьный рейтинг. Для этого им нужно пройти диагностику по любому из предметов (или метапредметную диагностику). Школа сама проверяет готовность учеников и подает заявку с количеством участников на прохождение диагностики. Затем проводится жеребьевка, в результате которой выбираются школы, участвующие в диагностике. Если же школа подала заявку, но не была выбрана для тестирования, она все же получает баллы (количество заявленных детей умножается на 0,01).

Создание условий для развития таланта 

Немало баллов школа может получить, отправляя школьников на московские и всероссийские олимпиады. Достижения школьников оцениваются довольно высоко, потому как подготовка к победе на олимпиаде не менее сложна, чем успешная сдача ЕГЭ. Победитель заключительного этапа всероссийской олимпиады приносит школе 10 баллов, призер – 5 баллов. Победитель московской олимпиады приносит 3 балла, призер – 1,5 балла.

Работа дошкольных отделений 

Школа получает 0,4 балла за каждого воспитанника дошкольной группы, переходящего в первый класс этого же учреждения. Так оценивается уровень доверия родителей к работе не только дошкольного отделения, но и всей образовательной организации.

Профилактика правонарушений 

Этот показатель демонстрирует, достаточно ли внимания школа уделяет трудным подросткам. Так, ученики 7-11-х классов, не совершившие за учебный год ни одного правонарушения, приносят школе по 0,005 балла. Ученики 7-11-х классов, состоящие на профилактическом учете школы не менее 180 дней и не совершившие за это время ни одного правонарушения, приносят учебному заведению 0,04 балла. Каждый ученик 7-11-го класса, состоящий на профилактическом учете в органах внутренних дел (по состоянию на 31 декабря соответствующего года) и не совершивший правонарушений в течение года, приносит школе 1 балл. 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Этот показатель появился в 2015 году с развитием информационных систем двух департаментов: образования и соцзащиты. Каждый балл, заработанный ребенком с ограниченными возможностями во время учебы, на экзаменах или олимпиадах, умножается на так называемый коэффициент инклюзии. Это стимулирует школы включать детей с ограниченными возможностями в процесс обучения и способствовать достижению ими высоких результатов. 

Использование городских социокультурных ресурсов

Добиться баллов по этому показателю можно, участвуя в московских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений». 

Развитие профессионального мастерства

Итоговый балл по этому показателю определяется по итогам соревнований JuniorSkills Russia, WorldSkills Russia, а также Всероссийской олимпиады профессионального мастерства и чемпионата «Абилимпикс» для людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, победитель JuniorSkills Russia, WorldSkills Russia или WorldSkills Russia Junior зарабатывает для школы 10 баллов, а призер – 5 баллов. Победитель регионального этапа зарабатывает 3 балла, а призер – 1,5 балла. Победитель чемпионата профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья городского уровня получает 3 балла, а призер – 1,5 балла. Победа в том же чемпионате всероссийского уровня приносит 10 баллов, призеру достается 5 баллов. 

Развитие массового спорта

Спортивная подготовка школьников – тоже важный аспект общего оценивания. Правда, получить баллы можно, участвуя только в определенных командных состязаниях по любительскому спорту: Президентские состязания; Президентские спортивные игры; «Победный мяч»; Открытые всероссийские соревнования по шахматам «Белая ладья», «Пешка и ферзь». 

Дополнительно повлиять на баллы может и длительность обучения. Например, каждый перешедший из 4-го в 5-й класс в рамках одной школы приносит учреждению 0,3 балла. А те, кто окончили и 5 и 7-й классы в одной и той же школе, приносят по 0,4 балла. 

Контингент учащихся считается по состоянию на 25 мая учитываемого года. 

Школам гранты – детям знания

За высокие показатели в учебе дают деньги. Если конкретнее, школы борются за гранты: первая степень – 15 миллионов рублей, вторая степень – 10 миллионов, третья степень – 5 миллионов. Школы распоряжаются деньгами по своему усмотрению, решая, купить ли оборудование, выдать учителям премии и так далее. 

– Наш рейтинг – это инструмент развития каждой школы, - прокомментировал в интервью каналу «Москва 24» директор центра педагогического мастерства Иван Ященко. – Раньше (еще несколько лет назад) родители выбирали школу, исходя из того, лицей это или гимназия, подразумевая, что в каких-то школах получают более высокие зарплаты и там поэтому лучше преподают. Сейчас все ресурсы одинаковы. Поэтому рейтинг может работать. Рейтинг – это огромная таблица со всеми результатами и расчетом эффективности работы школы по всем направлениям. Без этой таблицы невозможно реальное включение управляющих советов в работу школ.

Рейтинг этого учебного года пока не составлен. А вот на результаты прошлого года можно посмотреть здесь.

Существует рейтинг не только московских, но и российских школ. Правда, высчитывается он проще: по конкурентоспособности выпускников. Его задача – определить российские школы, выпускники которых в большей концентрации поступили в ведущие вузы России. 

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Рейтинг московских школ: как составляется и кому он нужен

Разбираемся вместе, за что школы получают баллы и на что они влияют
1 0 100

Wed Dec 05 2018 12:30:40 GMT+0000 (GMT)

Редакция ActivityEdu
Подписаться

Основная идея рейтинга московских школ – концентрация на достижениях учеников. И не важно, сколько в учреждении бассейнов, компьютеров и необходимого инвентаря. В системе в первую очередь заинтересовано руководство школ, а значит, и педагоги. Ведь школа, занявшая одну из лидирующих позиций в рейтинге, получает грант – от 5 до 15 миллионов рублей.

Место в рейтинге завоевывается благодаря комплексной системе подсчетов. Положительные результаты (например, высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде) приносят школе баллы. Как отмечается на официальном сайте мэра Москвы, рейтинг строится на системе поощрений и отсутствии наказаний. Почти ничего не может поспособствовать снижению позиции в рейтинге. Борьба идет только за повышение своего места в списке. Единственное исключение – санкции за учеников, удаленных с ЕГЭ.

По решению департамента образования и мэрии Москвы, рейтинг строится сразу на множестве показателей: результатах ЕГЭ и ОГЭ, олимпиадах, спортивных достижениях, конкурсах профессионального мастерства и других любопытных аспектах, о которых стоит рассказать подробнее.

Обеспечение качественного массового образования 

Этот показатель определяется по результатам сдачи ОГЭ (9-й класс), ЕГЭ (11-й класс), а также по итогам прохождения предметной диагностики (4 и 7-й классы). Если вкратце, то сдача учеником ЕГЭ на 250 баллов и более (максимально набранным в сумме по трем любым предметам) приносит школе 1,5 балла, за 220–249 баллов можно получить 1 балл, за 190–219 баллов – 0,5 балла, а за 160–189 баллов – 0,25 балла соответственно. Тот, кто, сдавая ОГЭ, набрал хотя бы 12 баллов в сумме по любым трем предметам, приносит школе 0,25 балла. А вот те, кого выгнали с ЕГЭ, наоборот, портят общую картину (и это единственный случай, когда плохой показатель может отрицательно повлиять на статистику). 

Формула наказания такая: 10 умножается на количество удаленных с экзамена детей, это число делится на общее количество экзаменуемых. Полученное число отнимаем от единицы. Звучит пугающе, но все довольно просто, если разобраться. Например, 30 человек сдают ЕГЭ. Представим, что четверых злостных нарушителей выгнали из кабинета. Согласно формуле, умножаем 10 на 4. Полученные 40 делим на 30 (сдающих) и получаем приблизительно 1,3. От единицы отнимаем 1,3 и получаем минус 0,3 балла (с которыми в итоге и прощается школа).

Ученики 4-8 и 10-х классов тоже могут повлиять на школьный рейтинг. Для этого им нужно пройти диагностику по любому из предметов (или метапредметную диагностику). Школа сама проверяет готовность учеников и подает заявку с количеством участников на прохождение диагностики. Затем проводится жеребьевка, в результате которой выбираются школы, участвующие в диагностике. Если же школа подала заявку, но не была выбрана для тестирования, она все же получает баллы (количество заявленных детей умножается на 0,01).

Создание условий для развития таланта 

Немало баллов школа может получить, отправляя школьников на московские и всероссийские олимпиады. Достижения школьников оцениваются довольно высоко, потому как подготовка к победе на олимпиаде не менее сложна, чем успешная сдача ЕГЭ. Победитель заключительного этапа всероссийской олимпиады приносит школе 10 баллов, призер – 5 баллов. Победитель московской олимпиады приносит 3 балла, призер – 1,5 балла.

Работа дошкольных отделений 

Школа получает 0,4 балла за каждого воспитанника дошкольной группы, переходящего в первый класс этого же учреждения. Так оценивается уровень доверия родителей к работе не только дошкольного отделения, но и всей образовательной организации.

Профилактика правонарушений 

Этот показатель демонстрирует, достаточно ли внимания школа уделяет трудным подросткам. Так, ученики 7-11-х классов, не совершившие за учебный год ни одного правонарушения, приносят школе по 0,005 балла. Ученики 7-11-х классов, состоящие на профилактическом учете школы не менее 180 дней и не совершившие за это время ни одного правонарушения, приносят учебному заведению 0,04 балла. Каждый ученик 7-11-го класса, состоящий на профилактическом учете в органах внутренних дел (по состоянию на 31 декабря соответствующего года) и не совершивший правонарушений в течение года, приносит школе 1 балл. 

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Этот показатель появился в 2015 году с развитием информационных систем двух департаментов: образования и соцзащиты. Каждый балл, заработанный ребенком с ограниченными возможностями во время учебы, на экзаменах или олимпиадах, умножается на так называемый коэффициент инклюзии. Это стимулирует школы включать детей с ограниченными возможностями в процесс обучения и способствовать достижению ими высоких результатов. 

Использование городских социокультурных ресурсов

Добиться баллов по этому показателю можно, участвуя в московских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервется связь поколений». 

Развитие профессионального мастерства

Итоговый балл по этому показателю определяется по итогам соревнований JuniorSkills Russia, WorldSkills Russia, а также Всероссийской олимпиады профессионального мастерства и чемпионата «Абилимпикс» для людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, победитель JuniorSkills Russia, WorldSkills Russia или WorldSkills Russia Junior зарабатывает для школы 10 баллов, а призер – 5 баллов. Победитель регионального этапа зарабатывает 3 балла, а призер – 1,5 балла. Победитель чемпионата профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья городского уровня получает 3 балла, а призер – 1,5 балла. Победа в том же чемпионате всероссийского уровня приносит 10 баллов, призеру достается 5 баллов. 

Развитие массового спорта

Спортивная подготовка школьников – тоже важный аспект общего оценивания. Правда, получить баллы можно, участвуя только в определенных командных состязаниях по любительскому спорту: Президентские состязания; Президентские спортивные игры; «Победный мяч»; Открытые всероссийские соревнования по шахматам «Белая ладья», «Пешка и ферзь». 

Дополнительно повлиять на баллы может и длительность обучения. Например, каждый перешедший из 4-го в 5-й класс в рамках одной школы приносит учреждению 0,3 балла. А те, кто окончили и 5 и 7-й классы в одной и той же школе, приносят по 0,4 балла. 

Контингент учащихся считается по состоянию на 25 мая учитываемого года. 

Школам гранты – детям знания

За высокие показатели в учебе дают деньги. Если конкретнее, школы борются за гранты: первая степень – 15 миллионов рублей, вторая степень – 10 миллионов, третья степень – 5 миллионов. Школы распоряжаются деньгами по своему усмотрению, решая, купить ли оборудование, выдать учителям премии и так далее. 

– Наш рейтинг – это инструмент развития каждой школы, - прокомментировал в интервью каналу «Москва 24» директор центра педагогического мастерства Иван Ященко. – Раньше (еще несколько лет назад) родители выбирали школу, исходя из того, лицей это или гимназия, подразумевая, что в каких-то школах получают более высокие зарплаты и там поэтому лучше преподают. Сейчас все ресурсы одинаковы. Поэтому рейтинг может работать. Рейтинг – это огромная таблица со всеми результатами и расчетом эффективности работы школы по всем направлениям. Без этой таблицы невозможно реальное включение управляющих советов в работу школ.

Рейтинг этого учебного года пока не составлен. А вот на результаты прошлого года можно посмотреть здесь.

Существует рейтинг не только московских, но и российских школ. Правда, высчитывается он проще: по конкурентоспособности выпускников. Его задача – определить российские школы, выпускники которых в большей концентрации поступили в ведущие вузы России. 

Читайте также
Комментарии (0)