Рациональное питание в школе: каким оно должно быть

2018-12-11T13:20:08.673Z
0 0

Школьники, которые тратят много времени и сил на занятия, нуждаются в своевременном приеме пищи. Рационально организованное питание не только позволяет компенсировать энергозатраты детского организма, но и содействует его росту и развитию. Наша новая статья рассказывает о том, каким должно быть рациональное питание в школе.

Организация питания, СанПиН, Роспотребнадзор

Школьное питание организуется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (СанПиН 2.4.5.2409-08), за соблюдением которых следит Роспотребнадзор. Инспектора периодически проверяют качество и режим  хранения продуктов, обращая внимание на соблюдение сроков их годности, температурный режим и влажность, изучают меню и контролируют процесс приготовления и раздачи пищи. Кроме того, проверкой организации  питания учащихся занимается управляющий совет школы. 

В школах, где есть столовые, еда готовится непосредственно в пищеблоках. Школы с буфетами-раздаточными получают еду из школьных комбинатов питания. В буфетах таких школ имеется технологическое оборудование, которое позволяет подогреть пищу непосредственно перед подачей на стол. 

Необходимость и суть рационального питания

Учащиеся ежедневно подвергаются умственным и физическим нагрузкам. Кроме того, в школьный период происходит интенсивный рост и развитие основных систем организма. Рационально организованное питание не только позволяет компенсировать энергозатраты организма, но и содействует его росту и развитию. При правильной организации школьного питания ученики гораздо меньше устают, у них дольше сохраняется высокий уровень работоспособности. Таким образом, получается, что рациональное питание положительно влияет не только на здоровье детей, но и на их успехи в учебе.

Рациональное питание обеспечивает в рационе адекватное соотношение (сбалансированность) основных пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, поступление в организм с пищей  достаточного количества витаминов, макро- и микроэлементов. 

Для максимального сохранения в пище полезных веществ и витаминов используются щадящие режимы приготовления, к которым относятся варка, запекание, тушение и приготовление на пару. Жарка продуктов не допускается. 

Режим питания

Большое значение имеет режим питания. Для каждого класса выделяется определенное время посещения столовой. Для школьников организуется двухразовое горячее питание, включающее завтрак и обед. 

Продолжительность приема пищи должна занимать не меньше 20 минут. Промежутки между приемами пищи не должны превышать 3,5–4-х часов, что обеспечивает хорошее переваривание и усвоение пищи и исключает появление чувства голода.

Для учащихся второй смены, а также ребят, которые много времени проводят в школе, организуются полдники. Полдник необходим детям, которые остаются в группе продленного дня, посещают занятия кружков и секций.

Меню

Обязательным условием рационального питания является разнообразие меню. Вот почему не следует повторять одни и те же блюда в течение одного дня и на протяжении нескольких дней. Меню должно быть разнообразным не только по набору продуктов, но и по способам их обработки. Надо отдавать предпочтение свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термообработке, к которой относится разогрев замороженной пищи.

Ежедневно в рацион следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, ржаной и пшеничный хлеб, сахар. 2–3 раза в неделю можно давать школьникам рыбу, яйца, сыр, творог и кисломолочные продукты.

В меню обязательно должны входить свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные продукты.

При составлении меню следует обращать внимание на сочетаемость продуктов. Например, после молочного супа нельзя подавать рыбное блюдо. 

Завтрак, обед, полдник

Завтрак состоит из закуски (салата), горячего блюда (молочной каши, супа, омлета, сырников или запеканки) и горячего напитка (чая, какао, компота). Кроме того, в завтрак рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску (например, салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови или свеклы с добавлением свежей зелени), суп (овощной, мясной или рыбный, суп с крупой или макаронными изделиями, рассольник), второе блюдо (горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы с гарниром из овощей или круп) и сладкий чай, кисель или компот.

Полдник состоит из молока, кисломолочного продукта, киселя или сока с булочным или кондитерским изделием. Помимо этого, желательно давать ребятам фрукты.

Дополнительное питание

Наряду с основным питанием в течение всего учебного дня в школе организуется работа буфета, в котором могут продаваться хлебобулочные изделия (желательно с отрубями и из цельного зерна), кондитерские изделия: пряники, коврижки, кексы, рулеты, вафли (в ограниченном количестве), сухие крупяные завтраки, обогащенные витаминами и минеральными веществами, а также блюда и выпечка собственного приготовления: салаты и винегреты, сосиски отварные с гарниром, сосиски, запеченные в тесте, пицца школьная. горячие бутерброды (например, с сыром или вареной колбасой), мучные кондитерские изделия.

Недопустимые продукты

В питании учащихся запрещается использовать: кулинарные жиры, свиное и баранье сало, другие тугоплавкие жиры, маргарины (их наличие допустимо только в составе мучных изделий); уксус, горчицу, хрен, красный и черный перец, острые соусы и приправы, кетчупы, майонез; творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки; грибы и приготовленные из них продукты; пирожные и торты с кремом; ядро абрикосовой косточки, арахис; кондитерские изделия с большим содержанием сахара, карамель, жевательную резинку; чипсы, гамбургеры и чизбургеры; сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы; блюда, изготовленные из мяса, птицы и рыбы, не прошедших тепловую обработку; окрошки и холодные супы; холодные напитки и морсы из плодов и ягод без термической обработки. Кроме того, не рекомендуется давать детям и подросткам натуральный кофе, газированные и тонизирующие напитки, квас.

Каждый школьник должен знать

Классные руководители могут воспитывать у ребят в начальной школе культуру поведения за столом, формировать знания о полезных продуктах и содержащихся в них веществах, о пище, которая является вредной для здоровья, рассказывать ребятам о роли рационального питания в жизнедеятельности школьника. Можно организовать костюмированный праздник или концерт, на котором каждый из детей будет представлять какой-нибудь овощ или фрукт. Ребенок может не только петь соответствующую песенку или читать стихотворение, но и рассказывать о пользе овоща или фрукта, роль которого он исполняет. Интересные задания и игры помогают детям лучше осваивать знания, необходимые для формирования установки на здоровый образ жизни.

Читайте также
Комментарии (0)

Рациональное питание в школе: каким оно должно быть

0 0

2018-12-11T13:20:08.673Z

Анна Соколова
Подписаться
Школьники, которые тратят много времени и сил на занятия, нуждаются в своевременном приеме пищи. Рационально организованное питание не только позволяет компенсировать энергозатраты детского организма, но и содействует его росту и развитию. Наша новая статья рассказывает о том, каким должно быть рациональное питание в школе.

Организация питания, СанПиН, Роспотребнадзор

Школьное питание организуется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (СанПиН 2.4.5.2409-08), за соблюдением которых следит Роспотребнадзор. Инспектора периодически проверяют качество и режим  хранения продуктов, обращая внимание на соблюдение сроков их годности, температурный режим и влажность, изучают меню и контролируют процесс приготовления и раздачи пищи. Кроме того, проверкой организации  питания учащихся занимается управляющий совет школы. 

В школах, где есть столовые, еда готовится непосредственно в пищеблоках. Школы с буфетами-раздаточными получают еду из школьных комбинатов питания. В буфетах таких школ имеется технологическое оборудование, которое позволяет подогреть пищу непосредственно перед подачей на стол. 

Необходимость и суть рационального питания

Учащиеся ежедневно подвергаются умственным и физическим нагрузкам. Кроме того, в школьный период происходит интенсивный рост и развитие основных систем организма. Рационально организованное питание не только позволяет компенсировать энергозатраты организма, но и содействует его росту и развитию. При правильной организации школьного питания ученики гораздо меньше устают, у них дольше сохраняется высокий уровень работоспособности. Таким образом, получается, что рациональное питание положительно влияет не только на здоровье детей, но и на их успехи в учебе.

Рациональное питание обеспечивает в рационе адекватное соотношение (сбалансированность) основных пищевых веществ: белков, жиров и углеводов, поступление в организм с пищей  достаточного количества витаминов, макро- и микроэлементов. 

Для максимального сохранения в пище полезных веществ и витаминов используются щадящие режимы приготовления, к которым относятся варка, запекание, тушение и приготовление на пару. Жарка продуктов не допускается. 

Режим питания

Большое значение имеет режим питания. Для каждого класса выделяется определенное время посещения столовой. Для школьников организуется двухразовое горячее питание, включающее завтрак и обед. 

Продолжительность приема пищи должна занимать не меньше 20 минут. Промежутки между приемами пищи не должны превышать 3,5–4-х часов, что обеспечивает хорошее переваривание и усвоение пищи и исключает появление чувства голода.

Для учащихся второй смены, а также ребят, которые много времени проводят в школе, организуются полдники. Полдник необходим детям, которые остаются в группе продленного дня, посещают занятия кружков и секций.

Меню

Обязательным условием рационального питания является разнообразие меню. Вот почему не следует повторять одни и те же блюда в течение одного дня и на протяжении нескольких дней. Меню должно быть разнообразным не только по набору продуктов, но и по способам их обработки. Надо отдавать предпочтение свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термообработке, к которой относится разогрев замороженной пищи.

Ежедневно в рацион следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, ржаной и пшеничный хлеб, сахар. 2–3 раза в неделю можно давать школьникам рыбу, яйца, сыр, творог и кисломолочные продукты.

В меню обязательно должны входить свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные продукты.

При составлении меню следует обращать внимание на сочетаемость продуктов. Например, после молочного супа нельзя подавать рыбное блюдо. 

Завтрак, обед, полдник

Завтрак состоит из закуски (салата), горячего блюда (молочной каши, супа, омлета, сырников или запеканки) и горячего напитка (чая, какао, компота). Кроме того, в завтрак рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску (например, салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови или свеклы с добавлением свежей зелени), суп (овощной, мясной или рыбный, суп с крупой или макаронными изделиями, рассольник), второе блюдо (горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы с гарниром из овощей или круп) и сладкий чай, кисель или компот.

Полдник состоит из молока, кисломолочного продукта, киселя или сока с булочным или кондитерским изделием. Помимо этого, желательно давать ребятам фрукты.

Дополнительное питание

Наряду с основным питанием в течение всего учебного дня в школе организуется работа буфета, в котором могут продаваться хлебобулочные изделия (желательно с отрубями и из цельного зерна), кондитерские изделия: пряники, коврижки, кексы, рулеты, вафли (в ограниченном количестве), сухие крупяные завтраки, обогащенные витаминами и минеральными веществами, а также блюда и выпечка собственного приготовления: салаты и винегреты, сосиски отварные с гарниром, сосиски, запеченные в тесте, пицца школьная. горячие бутерброды (например, с сыром или вареной колбасой), мучные кондитерские изделия.

Недопустимые продукты

В питании учащихся запрещается использовать: кулинарные жиры, свиное и баранье сало, другие тугоплавкие жиры, маргарины (их наличие допустимо только в составе мучных изделий); уксус, горчицу, хрен, красный и черный перец, острые соусы и приправы, кетчупы, майонез; творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки; грибы и приготовленные из них продукты; пирожные и торты с кремом; ядро абрикосовой косточки, арахис; кондитерские изделия с большим содержанием сахара, карамель, жевательную резинку; чипсы, гамбургеры и чизбургеры; сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы; блюда, изготовленные из мяса, птицы и рыбы, не прошедших тепловую обработку; окрошки и холодные супы; холодные напитки и морсы из плодов и ягод без термической обработки. Кроме того, не рекомендуется давать детям и подросткам натуральный кофе, газированные и тонизирующие напитки, квас.

Каждый школьник должен знать

Классные руководители могут воспитывать у ребят в начальной школе культуру поведения за столом, формировать знания о полезных продуктах и содержащихся в них веществах, о пище, которая является вредной для здоровья, рассказывать ребятам о роли рационального питания в жизнедеятельности школьника. Можно организовать костюмированный праздник или концерт, на котором каждый из детей будет представлять какой-нибудь овощ или фрукт. Ребенок может не только петь соответствующую песенку или читать стихотворение, но и рассказывать о пользе овоща или фрукта, роль которого он исполняет. Интересные задания и игры помогают детям лучше осваивать знания, необходимые для формирования установки на здоровый образ жизни.

Читайте также
Комментарии (0)