Обзор: нестандартные подходы к обучению математике




Если ученик испытывает удовольствие в процессе обучения, это приводит к повышенному интересу к предмету, а изучение материала становится более осмысленным. Это известно всем. Но как это реализуется на практике? Приводим несколько примеров нестандартного подхода к обучению математике из опыта зарубежных педагогов.

Эмоции и математика

Ученики предпочитают изучать абстрактные понятия через знакомые примеры. Помня об этом, учитель начальной школы Дэйл Энн Доддс предлагает создавать задачки, условия которых рисуют в воображении детей конкретную картинку и вызывают эмоции.

Пример задачки на тему «Деление» 

«Представьте: пистолетный выстрел, 80 бегунов срываются с места. О нет! Пропасть Гранд-Каньона, как рот великана, поглотила половину участников. Но это только начало, гонка продолжается. Впереди еще больше опасностей. Группа делится пополам. Еще пополам. Останется ли хоть кто-то, кто пересечет финишную черту?»

Предлагаемый алгоритм разбора задачи

  1. Прежде чем считать, вернитесь к методу деления пополам. Попросите учащихся смоделировать деление предметов на две равные части. Обсудите проблему остатка.
  2. Проследите за гонкой вместе с учениками, отмечая разделение групп бегунов на доске.
  3. Попросите учащихся в парах или небольших группах выбрать число от 20 до 100. Это будет количество участников забега. Затем предложите им создать сюжетную карту, похожую на блок-схему, показывающую, с какими препятствиями они могут столкнуться. Какие цифры они получат, разделяя группы бегунов на две части? (Ученики могут отслеживать деление с помощью набора точек в своей тетради.)
  4. Спросите, как ваши ученики будут поступать с остатком, когда им придется разделить нечетное число пополам? Что будет с одним бегуном? Как закончится их гонка? Два человека пересекут финишную черту вместе (ничья) или только один?
  5. Попросите учащихся представить перед классом свои истории, объясняющие, как они узнали, что число было нечетным или четным, и как они справились с остатком.

Легкая атлетика и математика: игра «Флагвэй»

Семилетняя Элли Снайдер ненавидела считать. Но когда она услышала об игре, в которой сочетались математика и легкая атлетика, она подумала: «Почему бы и не попробовать?» 

Правила игры

Флагвэй − это активная игра, в основе которой лежит группировка  чисел по категориям с использованием функции Мебиуса. Команды получают карточки, на которых записаны три числа. Их необходимо разложить на простые множители: если число имеет четное количество простых множителей, то игроки движутся из центра по желтой дорожке, если нечетное - по красной, если в числе есть квадрат - по дорожке синего цвета.

Игроки используют свои подсчеты для перемещений на цветовой схеме, по очереди выступая в роли бегунов. В каждом раунде команды стараются разложить по местам как можно больше карточек, чтобы набрать максимальное количество очков. Время игры ограничено.

Вот что происходит, если команда получает в задании, например, числа 15, 7 и 75:

  • 15 раскладывается на четное количество простых множителей (3x5). Четное количество соответствует желтому цвету, поэтому команда начинает путь с желтой ветки;
  • далее, 7 - это простое число, которое делится без остатка только на 1 и на себя. Единица не считается множителем, поэтому у этого числа нечетное количество простых множителей. На развилке игроки выбирают красную ветку;
  • среди делителей 75 есть число 25, которое является квадратом 5. Поэтому команда кладет листок с подсчетами на синюю ветку.

Флагвей был создан Бобом Мозесом, который несколько десятилетий посвятил повышению математической грамотности среди малообеспеченных студентов. По словам преподавателей и родителей, игра улучшила математические навыки учеников и вовлеченность в командную работу.

Успехи Элли

Вместе с лучшей подругой Элли записалась на флагвэй (flagway). Многие школьники из ее школы  были приглашены на игру, потому что изначально дали положительные ответы в опросе:

  1. Если вы не можете быстро решить математическую задачу, вы сдаетесь?
  2. Вам нравится играть в активные игры (футбол, баскетбол, хоккей и т.д.)?
  3. Вы хотели бы попробовать что-то отличное от традиционного урока математики?

«Мы были совершенно не готовы, — вспоминает Элли, — пришли в джинсах и толстовках».

Через четыре месяца после вступления в команду флагвэя на вопрос об отношении к математике Элли ответила: «Это мой любимый предмет!» 

Спортивная аналитика на уроках математики 

Андреа Джани, тренер по волейболу, доверивший план тренировок алгоритмам и большим данным, смог привести команду Словении к серебряной медали на чемпионате Европы в 2015 году, первой  в истории этой команды. 

Спорт — сложное явление, на которое влияют многочисленные переменные, а математика идеально подходит для исследования таких многогранных задач. Если сложить навыки математического моделирования и азарт болельщиков, можно эффективно использовать летние Олимпийские игры в Токио 2020 года на уроках. Здесь и предсказание исходов состязаний, и выбор тактики. 


Такой подход к спорту оказывается эффективен еще и в долгосрочной перспективе. В сфере спортивной аналитики ожидается рост занятости на 30% в ближайшие семь лет. 

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)