Несколько шагов к безупречной грамотности



Возможно ли достичь безупречной грамотности? Конечно да, уверена заместитель декана филологического факультета Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Виолетта Гапутина. Быстрым этот процесс, разумеется, быть не может - потребуется немало времени и стараний. Но есть секреты, которые помогут его сделать чуть проще. Некоторыми из них в преддверии отложенного, но все же стремительно приближающегося ЕГЭ по русскому языку Виолетта Александровна делится с нашими читателями.

Безупречная грамотность - это возможно

По мнению педагога, путь к формированию безупречной грамотности будет тернист и долог, стоит отдавать себе в этом отчет.

Во-первых, нужно много читать, причем классическую литературу. Восприятие написанного текста помогает развивать зрительную память, фиксировать верный орфографический облик слов и корректную постановку знаков препинания в том или ином предложении.

Во-вторых, писать тоже нужно как можно больше. Чтобы хорошо запомнить, какие буквы пишутся в слове, сочетаются ли слова друг с другом или не очень, потребуется не одна тренировка. Не зря многие преподаватели перед экзаменом или контрольной советуют ученикам и студентам писать шпаргалки (но ни в коем случае, конечно, ими не пользоваться) – механическая память сделает свое дело, и записанный текст обязательно вспомнится в нужный момент.

В-третьих, все-таки без заучивания правил никуда. Однако «зубрежкой» не обойтись, необходимо регулярно упражняться в их применении. При этом стоит помнить, что в русском языке существует множество правил с исключениями, которые иногда ну никак не поддаются запоминанию.

Неужели все так нудно и сложно? 

Нет, выход есть всегда. Например, чтобы запомнить правописание личных окончаний форм глаголов настоящего и будущего времени, можно использовать фразу:

«цЕлУЮ, мИлАЯ».

Чтобы запомнить звонкие и глухие согласные для правильного написания приставок на З и С, помогут фразы: 

«У льва и жабы много друзей» 

«Степка Фец, хочешь щец?» 

Для правильной постановки ударения стоит выучить несколько забавных рифмованных строчек:

 «Тот, кто в 7 утра сверлИт, вряд ли что-то объяснит»; 

«Ой, вы только посмотрите, какое чудное граффИти»; 

«Мы летали в Куршевель в Альпах пощипать щавЕль»; 

«Много ели тОртов – не налезут шорты» и другие.

Запомнить нормативное окончание родительного падежа множественного числа в словах «чулки» и «носки» поможет логический принцип: носки короткие, значит, нужно добавить окончание («носков»), а чулки длинные, значит, окончание не требуется («чулок»). 

К сожалению, это правило не работает в отношении других деталей гардероба: джинсы длинные, но у них есть окончание (джинсов), а шорты короткие, но у них окончания нет (шорт).

Более десятка других советов по повышению грамотности Виолетта Гапутина даст слушателям вебинара из цикла «Университетские субботы», который состоится  11 апреля в 11:00. На мастер-классе молодой преподаватель поделится со школьниками простыми способами запоминания сложных правил русского языка – логическими, ассоциативными и мнемоническими. Какие-то из них педагог узнала в процессе учебы в школе и институте, какие-то переняла, уже будучи преподавателем, от своих коллег, а некоторые изобрела сама.

Ссылка для подключения: https://us02web.zoom.us/j/537549212

В этот же день в 13:00 советуем не пропустить еще один вебинар «Университетских суббот» на тему грамотности. Мастер-класс «Секреты русской орфографии» проведет преподаватель с колоссальным опытом, ведущий специалист методического отдела по русскому языку Института Пушкина Наталия Битехтина. По отзывам слушателей прошлогодних «Университетских суббот», занятия с Наталией Борисовной помогают понять и систематизировать знания и научиться применять их на практике.

Ссылка для подключения: https://us02web.zoom.us/j/949821044

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)