MMORPG в обучении: новое веяние в педагогике

2019-04-02T14:45:52.118Z
3 1

Представьте себя в знакомой кофейне: у окна сидит гость с книгой, другие что-то оживленно обсуждают за соседним столиком, подходит менеджер и просит… перечислить основные правила термодинамики. Вы удивленно оглядываетесь и понимаете, что на грифельной доске не новинки меню, а тема занятия, гости спорят о решении задачи, вместо менеджера — преподаватель, а само действие происходит в виртуальной среде, которая удивительно похожа на заведение по соседству со школой. Так может выглядеть учебная деятельность в мире MMORPG.

MMORPG в обучении

MMORPG — это массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры. Неизменным остается наличие виртуального мира, множество путей развития персонажа и формы социального взаимодействия. Последние настолько приближены к реальным, что игры даже используют для исследований. Так, например, социальный психолог Шерри Теркл обнаружила, что у многих игроков эмоциональная сфера шире, чем у контрольной группы. Она предположила, что это связано с различными ролями, в которые игроки вживаются через своих персонажей.

Сама структура игрового мира соответствует идеям конструктивистской педагогики: знание появляется только в результате совместной работы над проблемой. В конечном счете все зависит от цели игрока: хочет ли он стать победителем драконов, лучшим спортсменом мира или изучить какую-либо дисциплину, методы одни и те же: нужно приложить определенные усилия и правильно сформировать группу, чтобы достичь цели.

MMORPG как инструмент

Жанр MMORPG насчитывает много достойных примеров: Lineage II, World of Warcraft, Star Wars: The Old Republic. С одним из названий наверняка сталкивались даже те, кто далек от мира геймеров. Разумеется, эти игры создавались не для нужд школы. Образовательными их сделал творческий подход учителей. Вот некоторые приемы использования ролевых онлайн-игр в обучении.

World of Warcraft

MMORPG в обучении

Эта игра, рассказывающая о противостоянии между Альянсом и Ордой, вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая популярная MMORPG в мире. Участникам предстоит сражаться бок о бок и выполнять задания. World of Warcraft предоставляется по ежемесячной платной подписке, есть возможность играть бесплатно до 20 уровня (Зарегистрироваться можно здесь). 

В игре можно закреплять, например, знания по дискретной математике, анализируя степень ущерба в секунду. Задание будет сформулировано так: «Приобретите два вида оружия. Используя мишени, найдите средний урон по времени для каждого оружия». Можно усложнить задачу, добавив в условие экипировку, которая изменяет ловкость, силу атаки или другие статистические данные. Хельга Браун предлагает своим ученикам такие головоломки: «Убив пятнистого кабана, вы получите 120 очков опыта на десятом уровне. Квест, над которым вы работаете, требует убийства 10 кабанов и 1000 очков опыта. Вам нужно 4500 очков опыта, чтобы достичь одиннадцатого уровня. Сколько дополнительных кабанов вы должны убить до уровня одиннадцать?» Получается уравнение: 120X + 1000 = 4500.

На уроках языка или литературы школьники могут получить такое задание: «В фантастической литературе бард играет ключевую роль как путешествующий музыкант и рассказчик. Какую песню или поэму барды Азерота поют о приключениях вашего персонажа?» Преподаватель может предложить ученикам написать хайку об их опыте игры или загадки о расах Warcraft.

На уроках обществознания школьники могут формулировать миссии своих гильдий, на примере тех целей, которые прописывают реальные организации: «Миссия должна включать следующие пункты: 

  1. Цель гильдии. 
  2. Основные члены гильдии. 
  3. Обязанности гильдии перед ее членами. 
  4. Услуги, предоставляемые гильдией своим членам.

При этом миссия не может быть длиннее абзаца, должны быть прокомментированы как минимум две другие формулировки миссии. Цена этого задания — 250 очков опыта».

Second Life

Эта игра представляет собой виртуальный мир с элементами социальной сети. Ее участники могут вести удивительно «реальную» жизнь: создавать товары, владеть землей, состоять в сообществах, путешествовать. Базовый аккаунт можно завести бесплатно. Несмотря на то, что Second Life предназначена для людей старше 16 лет, педагоги имеют возможность создавать безопасные пространства внутри игры для своих учеников. 

В виртуальном мире работают университеты, библиотеки, представлено множество организаций: от Дрезденской картинной галереи до Международного музея космических полетов. Можно создать даже копию собственной школы, спроектированную с учетом пожеланий учеников, например, поставить аквариум с тропическими рыбками в коридоре и машину для приготовления попкорна в столовой. Second Life дает возможность смоделировать практически любой реальный сценарий: от запуска виртуального бизнеса до приема у психолога, что значительно увеличивает ее образовательный потенциал.

Для урока истории подойдет музейный остров, на котором воссоздано более 30 памятников Средиземноморья и Ближнего Востока. На географии школьники могут отправиться в научную экспедицию в Антарктиду, чтобы увидеть, как ученые живут и работают в этой холодной местности, как собирают и анализируют ледяные пробы - ключ к истории климата на нашей планете. А какой школьник откажется от полета сквозь ураган или от возможности увидеть цунами? 

Роль учителя при этом имеет первостепенное значение, так как он становится своеобразным квест-мастером. Речь идет о передаче не только знаний, но и моральных ценностей. Абсолютная свобода игрока в MMORPG ограничена программно и этически: нельзя выйти за пределы карты, но нельзя и присваивать себе заслуги, виртуальную собственность других участников и т. д. В Second Life регулярно проходит круглый стол по образованию в виртуальных мирах. Присоединиться может любой желающий.

Опыт педагогов

MMORPG — значительная часть многомиллиардной игровой индустрии. Согласно исследованиям PayPal и SuperData, геймеры тратят в среднем по 2 часа на игровую сессию 27 раз в месяц. Почему бы не направить эту энергию в продуктивное русло? В MMORPG школьники вместе работают над задачами и соревнуются в достижении результатов. А учителя получают интеллектуальную среду, которая при разумном применении может дополнить привычную работу в классе.

В свое время профессор Государственного университета Нью-Йорка Эдд Шнайдер и гейм-дизайнер Кай Чжэн наделали много шума, заявив на конференции разработчиков игр, что World of Warcraft можно использовать для изучения иностранного языка. Они рассказали о своем опыте обучения группы китайских школьников. Аспиранты Шнайдера раз в неделю собирались в 3 часа ночи, чтобы поиграть с учениками из Шанхая, языком общения был английский. По истечении 5 месяцев оказалось, что это любимый урок детей.

Лукас Гиллиспи, учитель из округа Пендер (США) и основатель проекта WoWinSchool, также использовал World of Warcraft для занятий по литературе, когда школьники знакомились с миром фэнтези. «Мы заметили удивительные изменения,» — вспоминает Гиллиспи. «У нас были дети, которые улучшили свою посещаемость, они действительно стремились в школу, чтобы они не пропустить игру. Благодаря программе у них наладилось общение с одноклассниками». Результаты в чтении и письме были столь же замечательными. «Я называю это «ниндзя-обучением», — объясняет преподаватель. «Дети учатся, но сами того не замечают».

MMORPG в обучении

Занятие в WoWinSchool

Усовершенствования в MMORPG приведут к еще большему реализму и интерактивности, принесут с собой инновационные модели и способы обучения. Грань между очным образованием и виртуальной средой обучения может стать размытой.

Сегодня можно прослушать программы ведущих университетов мира или получить ученую степень не выходя из дома. Онлайн-курсы создают тип студента, который не знаком лично ни с преподавателем, ни с одногруппниками. На этом фоне виртуальные миры MMORPG выигрывают, сохраняя все удобство дистанционного обучения и в то же время предоставляя учащимся и преподавателям возможность напрямую взаимодействовать друг с другом.

Секреты притягательности MMORPG можно использовать в учебных программах независимо от доступа в интернет. Для этого преподавателю нужно продумать:

  • Непрерывность задач — чтобы решение одной приводило к следующей.
  • Интересную сюжетную линию — она оживляет конкуренцию и делает игроков более мотивированными.
  • Гибкость — несколько способов достижения цели, возможность выработать собственную стратегию.
  • Награды — в конце каждого испытания успешные игроки получают новые способности, области для изучения или задания.

Так, Ли Шелдон, преподаватель Политехнического института Ренсселлера (США), разбивает студентов на гильдии. То, что раньше было тестами и контрольными, становится на его занятиях персональными и групповыми квестами, которые позволяют группам перейти на новый уровень. Геймификация так полюбилась студентам, что их средняя оценка выросла на балл, а посещаемость стала почти идеальной.

В качестве вывода

В качестве вывода хотим отметить, что геймификация – это прекрасное дополнение, которое учитель может привнести в свой урок. Игра способна оживить учебный процесс и сделать его более увлекательным для детей. При этом важно помнить, что компьютерная игра – это вспомогательный компонент, позволяющий подавать информацию более наглядно. Применять исключительно данный метод в обучении было бы неправильно. 

Источники:

  1. https://edtechmagazine.com/k12/article/2011/12/making-education-fun-through-game-based-learning
  2. http://wowinschool.pbworks.com/w/page/5268731/FrontPage 
  3. https://www.forbes.com/sites/michaelnoer/2011/08/03/top-colleges-shapiro/#1382d6a339de 
  4. https://secondlife.com/destinations/learning
Читайте также
Комментарии (1)

MMORPG в обучении: новое веяние в педагогике

3 1

2019-04-02T14:45:52.118Z

Марина Воронкова
Подписаться

Представьте себя в знакомой кофейне: у окна сидит гость с книгой, другие что-то оживленно обсуждают за соседним столиком, подходит менеджер и просит… перечислить основные правила термодинамики. Вы удивленно оглядываетесь и понимаете, что на грифельной доске не новинки меню, а тема занятия, гости спорят о решении задачи, вместо менеджера — преподаватель, а само действие происходит в виртуальной среде, которая удивительно похожа на заведение по соседству со школой. Так может выглядеть учебная деятельность в мире MMORPG.

MMORPG в обучении

MMORPG — это массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры. Неизменным остается наличие виртуального мира, множество путей развития персонажа и формы социального взаимодействия. Последние настолько приближены к реальным, что игры даже используют для исследований. Так, например, социальный психолог Шерри Теркл обнаружила, что у многих игроков эмоциональная сфера шире, чем у контрольной группы. Она предположила, что это связано с различными ролями, в которые игроки вживаются через своих персонажей.

Сама структура игрового мира соответствует идеям конструктивистской педагогики: знание появляется только в результате совместной работы над проблемой. В конечном счете все зависит от цели игрока: хочет ли он стать победителем драконов, лучшим спортсменом мира или изучить какую-либо дисциплину, методы одни и те же: нужно приложить определенные усилия и правильно сформировать группу, чтобы достичь цели.

MMORPG как инструмент

Жанр MMORPG насчитывает много достойных примеров: Lineage II, World of Warcraft, Star Wars: The Old Republic. С одним из названий наверняка сталкивались даже те, кто далек от мира геймеров. Разумеется, эти игры создавались не для нужд школы. Образовательными их сделал творческий подход учителей. Вот некоторые приемы использования ролевых онлайн-игр в обучении.

World of Warcraft

MMORPG в обучении

Эта игра, рассказывающая о противостоянии между Альянсом и Ордой, вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая популярная MMORPG в мире. Участникам предстоит сражаться бок о бок и выполнять задания. World of Warcraft предоставляется по ежемесячной платной подписке, есть возможность играть бесплатно до 20 уровня (Зарегистрироваться можно здесь). 

В игре можно закреплять, например, знания по дискретной математике, анализируя степень ущерба в секунду. Задание будет сформулировано так: «Приобретите два вида оружия. Используя мишени, найдите средний урон по времени для каждого оружия». Можно усложнить задачу, добавив в условие экипировку, которая изменяет ловкость, силу атаки или другие статистические данные. Хельга Браун предлагает своим ученикам такие головоломки: «Убив пятнистого кабана, вы получите 120 очков опыта на десятом уровне. Квест, над которым вы работаете, требует убийства 10 кабанов и 1000 очков опыта. Вам нужно 4500 очков опыта, чтобы достичь одиннадцатого уровня. Сколько дополнительных кабанов вы должны убить до уровня одиннадцать?» Получается уравнение: 120X + 1000 = 4500.

На уроках языка или литературы школьники могут получить такое задание: «В фантастической литературе бард играет ключевую роль как путешествующий музыкант и рассказчик. Какую песню или поэму барды Азерота поют о приключениях вашего персонажа?» Преподаватель может предложить ученикам написать хайку об их опыте игры или загадки о расах Warcraft.

На уроках обществознания школьники могут формулировать миссии своих гильдий, на примере тех целей, которые прописывают реальные организации: «Миссия должна включать следующие пункты: 

  1. Цель гильдии. 
  2. Основные члены гильдии. 
  3. Обязанности гильдии перед ее членами. 
  4. Услуги, предоставляемые гильдией своим членам.

При этом миссия не может быть длиннее абзаца, должны быть прокомментированы как минимум две другие формулировки миссии. Цена этого задания — 250 очков опыта».

Second Life

Эта игра представляет собой виртуальный мир с элементами социальной сети. Ее участники могут вести удивительно «реальную» жизнь: создавать товары, владеть землей, состоять в сообществах, путешествовать. Базовый аккаунт можно завести бесплатно. Несмотря на то, что Second Life предназначена для людей старше 16 лет, педагоги имеют возможность создавать безопасные пространства внутри игры для своих учеников. 

В виртуальном мире работают университеты, библиотеки, представлено множество организаций: от Дрезденской картинной галереи до Международного музея космических полетов. Можно создать даже копию собственной школы, спроектированную с учетом пожеланий учеников, например, поставить аквариум с тропическими рыбками в коридоре и машину для приготовления попкорна в столовой. Second Life дает возможность смоделировать практически любой реальный сценарий: от запуска виртуального бизнеса до приема у психолога, что значительно увеличивает ее образовательный потенциал.

Для урока истории подойдет музейный остров, на котором воссоздано более 30 памятников Средиземноморья и Ближнего Востока. На географии школьники могут отправиться в научную экспедицию в Антарктиду, чтобы увидеть, как ученые живут и работают в этой холодной местности, как собирают и анализируют ледяные пробы - ключ к истории климата на нашей планете. А какой школьник откажется от полета сквозь ураган или от возможности увидеть цунами? 

Роль учителя при этом имеет первостепенное значение, так как он становится своеобразным квест-мастером. Речь идет о передаче не только знаний, но и моральных ценностей. Абсолютная свобода игрока в MMORPG ограничена программно и этически: нельзя выйти за пределы карты, но нельзя и присваивать себе заслуги, виртуальную собственность других участников и т. д. В Second Life регулярно проходит круглый стол по образованию в виртуальных мирах. Присоединиться может любой желающий.

Опыт педагогов

MMORPG — значительная часть многомиллиардной игровой индустрии. Согласно исследованиям PayPal и SuperData, геймеры тратят в среднем по 2 часа на игровую сессию 27 раз в месяц. Почему бы не направить эту энергию в продуктивное русло? В MMORPG школьники вместе работают над задачами и соревнуются в достижении результатов. А учителя получают интеллектуальную среду, которая при разумном применении может дополнить привычную работу в классе.

В свое время профессор Государственного университета Нью-Йорка Эдд Шнайдер и гейм-дизайнер Кай Чжэн наделали много шума, заявив на конференции разработчиков игр, что World of Warcraft можно использовать для изучения иностранного языка. Они рассказали о своем опыте обучения группы китайских школьников. Аспиранты Шнайдера раз в неделю собирались в 3 часа ночи, чтобы поиграть с учениками из Шанхая, языком общения был английский. По истечении 5 месяцев оказалось, что это любимый урок детей.

Лукас Гиллиспи, учитель из округа Пендер (США) и основатель проекта WoWinSchool, также использовал World of Warcraft для занятий по литературе, когда школьники знакомились с миром фэнтези. «Мы заметили удивительные изменения,» — вспоминает Гиллиспи. «У нас были дети, которые улучшили свою посещаемость, они действительно стремились в школу, чтобы они не пропустить игру. Благодаря программе у них наладилось общение с одноклассниками». Результаты в чтении и письме были столь же замечательными. «Я называю это «ниндзя-обучением», — объясняет преподаватель. «Дети учатся, но сами того не замечают».

MMORPG в обучении

Занятие в WoWinSchool

Усовершенствования в MMORPG приведут к еще большему реализму и интерактивности, принесут с собой инновационные модели и способы обучения. Грань между очным образованием и виртуальной средой обучения может стать размытой.

Сегодня можно прослушать программы ведущих университетов мира или получить ученую степень не выходя из дома. Онлайн-курсы создают тип студента, который не знаком лично ни с преподавателем, ни с одногруппниками. На этом фоне виртуальные миры MMORPG выигрывают, сохраняя все удобство дистанционного обучения и в то же время предоставляя учащимся и преподавателям возможность напрямую взаимодействовать друг с другом.

Секреты притягательности MMORPG можно использовать в учебных программах независимо от доступа в интернет. Для этого преподавателю нужно продумать:

  • Непрерывность задач — чтобы решение одной приводило к следующей.
  • Интересную сюжетную линию — она оживляет конкуренцию и делает игроков более мотивированными.
  • Гибкость — несколько способов достижения цели, возможность выработать собственную стратегию.
  • Награды — в конце каждого испытания успешные игроки получают новые способности, области для изучения или задания.

Так, Ли Шелдон, преподаватель Политехнического института Ренсселлера (США), разбивает студентов на гильдии. То, что раньше было тестами и контрольными, становится на его занятиях персональными и групповыми квестами, которые позволяют группам перейти на новый уровень. Геймификация так полюбилась студентам, что их средняя оценка выросла на балл, а посещаемость стала почти идеальной.

В качестве вывода

В качестве вывода хотим отметить, что геймификация – это прекрасное дополнение, которое учитель может привнести в свой урок. Игра способна оживить учебный процесс и сделать его более увлекательным для детей. При этом важно помнить, что компьютерная игра – это вспомогательный компонент, позволяющий подавать информацию более наглядно. Применять исключительно данный метод в обучении было бы неправильно. 

Источники:

  1. https://edtechmagazine.com/k12/article/2011/12/making-education-fun-through-game-based-learning
  2. http://wowinschool.pbworks.com/w/page/5268731/FrontPage 
  3. https://www.forbes.com/sites/michaelnoer/2011/08/03/top-colleges-shapiro/#1382d6a339de 
  4. https://secondlife.com/destinations/learning
Читайте также
Комментарии (1)