Любите ли вы Брамса? Как говорить с ребенком о классической музыке

2019-05-23T12:36:14.294Z
4 0

Зачем нужно говорить с детьми о классической музыке, заниматься ее разбором и анализом? А главное – как это делать интересно? В данной статье предложены вопросы для обсуждения, игры и занимательные упражнения. 

Все знают, что прослушивание классической музыки полезно для детей. Ее часто включают совсем маленьким детям, и мамы замечают, что она оказывает благотворное действие. Учеными доказано положительное влияние классической музыки на многие сферы жизни ребенка:

  • способствует интеллектуальному развитию;
  • помогает успокоить, уравновесить, улучшить настроение;
  • определенная музыка помогает чувствовать себя лучше при различных заболеваниях;
  • способствует спокойному сну;
  • развивает пространственное мышление;
  • улучшает координацию.

Когда дети немного подрастают, многие родители уже не включают им классическую музыку, упуская из виду ее важность. Дети кажутся им слишком подвижными, чтобы сосредоточиться на звуках. Кажется, что только быстрые смены картинок современных мультиков способны удержать их внимание. 

Но классическая музыка заключает в себе массу возможностей для развития ребенка. Нужно только помочь детям разобраться в ней – научиться слышать ее, понимать, улавливать настроение.

В этом могут помочь интересные беседы и различные музыкальные упражнения, связанные с живописью, танцами, литературой, театральным искусством.

Если говорить с ребенком о музыке, выполнять занимательные задания, то помимо любви к классике можно развить у детей множество полезных качеств:

  • умение анализировать,
  • фантазию и воображение,
  • абстрактное мышление,
  • интерес к искусству,
  • эмпатию.

Программная музыка

Большинство детей легко могут описать, что они видят на картинке. Слуховое восприятие не менее важное, но с ним дела, как правило, обстоят сложнее. Чтобы детям легче было научиться интерпретировать звуки и видеть образы, рекомендуется начинать с программной музыки. Это такие композиции, содержание которых изначально указано словами. Авторы, писавшие для детей, почти всегда давали своим произведениям понятные ребенку названия. Отталкиваясь от них, можно начать разговоры о музыке.

Во «Временах года» Чайковского не только называется месяц, но и уточняется художественный образ: «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник» и так далее. Стихотворный эпиграф к каждой части поможет ребенку еще лучше понять, о чем данные композиции. 

В музыке могут быть представлены различные события. В «Детском альбоме» Чайковского есть пьесы «Болезнь куклы», «Нянина сказка», «Игра в лошадки». Слушая их, можно разобрать с ребенком, что именно может происходить в том или ином отрывке мелодии. 

Прочитав балладу Гете «Ученик чародея», можно предложить ребенку послушать одноименное симфоническое скерцо Поля Дюка. Там легко вычленить события: они происходят в точно такой же последовательности, как и в балладе. 

Программная музыка помогает воссоздать зрительный образ – так ребенку легче воспринять музыку. Но помните, что нужно говорить и о настроении, чувствах, которые вызывает та или иная мелодия. 

Как вести беседу о музыке? 

Многие не понимают, что вообще можно спросить у ребенка о музыке и что именно следует ему рассказать. Несколько простых вопросов помогут повернуть беседу в нужное русло. Только не старайтесь разобрать все сразу за одно занятие. Главное, чтобы у ребенка сохранялся интерес.

Кто такой композитор? 

Для начала нужно разобраться с ребенком, как вообще музыка появляется на свет. Ее пишет человек, чья профессия называется «композитор».  Можно показать портреты классических композиторов и авторов любимых детских мелодий ребенка и песен из мультфильмов. 

Как именно композитор пишет музыку?

Это следующий вопрос, который стоит обсудить с ребенком. Как книга пишется буквами, так и музыка записывается нотами. Играть ноты можно на различных музыкальных инструментах. Это специальные предметы, из которых человек извлекает самые разные звуки. 

СОВЕТ: Обсуждая с ребенком ноты, целесообразно показать, как они выглядят и продемонстрировать их звучание. Музыкальные инструменты лучше всего рассмотреть, потрогать и поиграть на них вживую, если есть такая возможность. Это заинтересует любого ребенка. Если невозможно найти инструменты для живого взаимодействия, то в интернете много фото- и видеоматериалов для знакомства ребенка с музыкой. Обязательно поучитесь с ребенком улавливать звучание знакомых инструментов в разных музыкальных произведениях.

О чем произведение?

Перед прослушиванием разных композиций поговорите с ребенком о том, что музыка может рассказать удивительные истории. Только выражаются они не в словах, а в звуках.

У многих музыкальных композиций есть названия. Попробуйте не открывать их сразу, а попросить ребенка самого рассказать, что он слышит в звуках музыки. Пусть предложит свои названия. Можно все представить в виде игры: угадать времена года у Вивальди. Или предположить, какой момент сказки «Щелкунчик» звучит в балете Чайковского. Если это слишком сложно, то предложите варианты или попросите выбрать среди карточек с соответствующими картинками. 

Чем отличаются звуки от музыки?

Каждый человек может извлечь из инструмента звук. Но всегда ли получается музыка? Разберите с ребенком, что звук сам по себе не несет смысла. Но если композитор объединит звуки в мелодию, то обязательно получится какая-то история, в которой может быть определенное настроение, герои, события.

На что похожа музыка? 

В процессе прослушивания можно искать различные ассоциации. Вместе с ребенком выдвигайте самые смелые версии. Они могут совпадать или быть различны, это только подчеркнет глубину толкования музыки. Где-то у вас будут петь птицы, красться дикие звери, шуметь деревья, летать феи. Такие разговоры помогут развить воображение и научат ребенка слушать музыку с удовольствием.

Какое настроение у мелодии? 

Интересно будет определить настроение музыки. Вспомните с ребенком, какие бывают человеческие чувства: радость, злость, веселье, гнев, мечтательность, тревожность. И после этого постарайтесь определить, какое настроение несет в себе та или иная мелодия. Такое упражнение не только учит ребенка слушать музыку, но и развивает эмпатию.

С чего начать

Оцените, насколько ребенку интересно слушать музыку, вызывает ли она отклик. От этого зависит характер ваших занятий. Если интереса нет, постарайтесь привлечь внимание к классике музыкальными играми, но так, чтобы это не превратилось в принуждение. 

Если же ребенок изначально тянется к музыке, то можно начинать со спокойных занятий: показать портрет композитора, предложить послушать мелодию. Можно сделать это с открытыми и закрытыми глазами. Потом обязательно спросите, понравилась ли композиция, задайте ребенку вопросы, поделитесь эмоциями от прослушанного. После этого хорошо взять краски и нарисовать свои впечатления. 

Например, если это «Октябрь. Осенняя песнь» Чайковского, то ребенок наверняка заметит, что это грустная, печальная мелодия. Можно догадаться, о чем она рассказывает. Попросите ребенка описать, какие осенние картины он увидел. Это может быть дождь, падающие листья, ветер, пожелтевшая трава, косяки птиц. Для развития воображения поищите в музыке какие-то интересные детали: кое-где еще поблескивают солнечные лучи, под осыпающимся кустом сидит зайчик, белочка несет желуди в дупло. Главное, не ставьте под сомнения предположения ребенка, тогда он сможет все больше и больше раскрываться в своих фантазиях. И, конечно же, рисунок после такого обсуждения получится очень ярким и насыщенным.

Если ребенку понравится такая творческая  беседа, то вы сможете так же поработать и с другими произведениями альбома (всего 12 пьес по количеству месяцев). Когда вы изучите все четыре времени года, то можно придумать множество интересных занятий, игр и упражнений, связанных с этим циклом. Вот несколько вариантов:

  • включать фрагменты и просить ребенка угадать, какой это месяц или, если это сложно, какое время года;
  • подобрать по несколько пейзажей к каждой из композиций и вместе выбрать, какие картинки лучше всего подходят под эту музыку;
  • в зависимости от того, какое сейчас время года, можно сделать соответствующие поделки из природных материалов.
  • во время прогулок создать цикл фотографий, лучше всего иллюстрирующих данную музыку. Потом можно вместе с ребенком сделать видео из этих изображений, наложив соответствующую пьесу из «Времен года» Чайковского.

Музыкальные игры и упражнения

Чем младше ребенок, тем короче должны быть беседы и разборы музыкальных произведений. А вот занимательные задания и активные игры способны не только вызвать живой интерес к классике, но и научить детей видеть в ней разные оттенки смысла. 

Все упражнения можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. 

Сценки под музыку 

Под некоторые композиции так и напрашиваются маленькие сценки, которые можно поставить с одним, двумя или группой детей. Ребенок может сам предложить незамысловатый сюжет или же можно озвучить свою версию.

Например, можно взять композицию Кабалевского «Клоуны». Под эту музыку два клоуна могут жонглировать воображаемыми цветными шарами и не обращать друг на друга внимания. Постепенно они подходят слишком близко друг к другу и сталкиваются спинами. Шары рассыпаются, клоуны расстраиваются. Но потом успокаиваются, помогают друг другу все собрать. И у них рождается новый номер: клоуны перекидывают цветные шары друг другу. 

Для девочек хорошо подойдет пьеса Чайковского «Новая кукла». Можно взять настоящую куклу и предложить показать радость от подаренной игрушки.

«Изобрази музыку» 

Рисовать мелодии можно начать с очень простых заданий. Включите мелодию и попросите ребенка провести подходящие к ней линии. Под плавную спокойную музыку из-под карандаша могут выйти мягкие волнистые линии, а отрывистая мелодия вызывает желание нарисовать прерывистые линии. Прямые могут чередоваться с изогнутыми, цвет и толщина тоже меняются в зависимости от характера музыки. 

Другое упражнение называется «Цвета». Подготовьте акварель или гуашь, а также промокашки или любую мягкую бумагу. 

Во время прослушивания мелодии пусть ребенок берет ту краску, которая подходит под настроение музыки. Этот цвет нужно нанести на лист методом разбрызгивания. Если характер музыки меняется, то можно взять другую краску. В конце мелодии наложите на смесь брызг промокательную бумагу. Краски сольются, и получится цветовое пятно, которое отразит восприятие ребенком данной мелодии. Поговорите о том, на что похож рисунок, какие образы можно увидеть в этом сочетании цветов и пятен. Дайте название картине.

Интересно также придумывать задания на основе конкретных произведений. Интересное упражнение может получиться после прослушивания «Спящей красавицы» Чайковского. Детям раздается по два одинаковых шаблона фей. Потом предлагается прослушать музыкальные характеристики феи Сирени и феи Карабос. И пусть эти мелодии помогут детям создать образы доброй и злой волшебниц. После этого можно придумать историю, произошедшую между двумя феями. 

Танцы

Можно станцевать что угодно: соло определенного персонажа, настроение, погоду и даже лес. Позвольте ребенку проявить фантазию. Танцы – это отличный способ раскрепощения и психологической разгрузки для ребенка. А также хорошая возможность почувствовать музыку и пропустить ее через себя. 

Попробуйте поговорить с ребенком о музыке. И если вам удастся его заинтересовать, то это станет ценным вкладом в его воспитание и развитие. 

Читайте также
Комментарии (0)

Любите ли вы Брамса? Как говорить с ребенком о классической музыке

4 0

2019-05-23T12:36:14.294Z

Мария Ковалева
Подписаться

Зачем нужно говорить с детьми о классической музыке, заниматься ее разбором и анализом? А главное – как это делать интересно? В данной статье предложены вопросы для обсуждения, игры и занимательные упражнения. 

Все знают, что прослушивание классической музыки полезно для детей. Ее часто включают совсем маленьким детям, и мамы замечают, что она оказывает благотворное действие. Учеными доказано положительное влияние классической музыки на многие сферы жизни ребенка:

  • способствует интеллектуальному развитию;
  • помогает успокоить, уравновесить, улучшить настроение;
  • определенная музыка помогает чувствовать себя лучше при различных заболеваниях;
  • способствует спокойному сну;
  • развивает пространственное мышление;
  • улучшает координацию.

Когда дети немного подрастают, многие родители уже не включают им классическую музыку, упуская из виду ее важность. Дети кажутся им слишком подвижными, чтобы сосредоточиться на звуках. Кажется, что только быстрые смены картинок современных мультиков способны удержать их внимание. 

Но классическая музыка заключает в себе массу возможностей для развития ребенка. Нужно только помочь детям разобраться в ней – научиться слышать ее, понимать, улавливать настроение.

В этом могут помочь интересные беседы и различные музыкальные упражнения, связанные с живописью, танцами, литературой, театральным искусством.

Если говорить с ребенком о музыке, выполнять занимательные задания, то помимо любви к классике можно развить у детей множество полезных качеств:

  • умение анализировать,
  • фантазию и воображение,
  • абстрактное мышление,
  • интерес к искусству,
  • эмпатию.

Программная музыка

Большинство детей легко могут описать, что они видят на картинке. Слуховое восприятие не менее важное, но с ним дела, как правило, обстоят сложнее. Чтобы детям легче было научиться интерпретировать звуки и видеть образы, рекомендуется начинать с программной музыки. Это такие композиции, содержание которых изначально указано словами. Авторы, писавшие для детей, почти всегда давали своим произведениям понятные ребенку названия. Отталкиваясь от них, можно начать разговоры о музыке.

Во «Временах года» Чайковского не только называется месяц, но и уточняется художественный образ: «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник» и так далее. Стихотворный эпиграф к каждой части поможет ребенку еще лучше понять, о чем данные композиции. 

В музыке могут быть представлены различные события. В «Детском альбоме» Чайковского есть пьесы «Болезнь куклы», «Нянина сказка», «Игра в лошадки». Слушая их, можно разобрать с ребенком, что именно может происходить в том или ином отрывке мелодии. 

Прочитав балладу Гете «Ученик чародея», можно предложить ребенку послушать одноименное симфоническое скерцо Поля Дюка. Там легко вычленить события: они происходят в точно такой же последовательности, как и в балладе. 

Программная музыка помогает воссоздать зрительный образ – так ребенку легче воспринять музыку. Но помните, что нужно говорить и о настроении, чувствах, которые вызывает та или иная мелодия. 

Как вести беседу о музыке? 

Многие не понимают, что вообще можно спросить у ребенка о музыке и что именно следует ему рассказать. Несколько простых вопросов помогут повернуть беседу в нужное русло. Только не старайтесь разобрать все сразу за одно занятие. Главное, чтобы у ребенка сохранялся интерес.

Кто такой композитор? 

Для начала нужно разобраться с ребенком, как вообще музыка появляется на свет. Ее пишет человек, чья профессия называется «композитор».  Можно показать портреты классических композиторов и авторов любимых детских мелодий ребенка и песен из мультфильмов. 

Как именно композитор пишет музыку?

Это следующий вопрос, который стоит обсудить с ребенком. Как книга пишется буквами, так и музыка записывается нотами. Играть ноты можно на различных музыкальных инструментах. Это специальные предметы, из которых человек извлекает самые разные звуки. 

СОВЕТ: Обсуждая с ребенком ноты, целесообразно показать, как они выглядят и продемонстрировать их звучание. Музыкальные инструменты лучше всего рассмотреть, потрогать и поиграть на них вживую, если есть такая возможность. Это заинтересует любого ребенка. Если невозможно найти инструменты для живого взаимодействия, то в интернете много фото- и видеоматериалов для знакомства ребенка с музыкой. Обязательно поучитесь с ребенком улавливать звучание знакомых инструментов в разных музыкальных произведениях.

О чем произведение?

Перед прослушиванием разных композиций поговорите с ребенком о том, что музыка может рассказать удивительные истории. Только выражаются они не в словах, а в звуках.

У многих музыкальных композиций есть названия. Попробуйте не открывать их сразу, а попросить ребенка самого рассказать, что он слышит в звуках музыки. Пусть предложит свои названия. Можно все представить в виде игры: угадать времена года у Вивальди. Или предположить, какой момент сказки «Щелкунчик» звучит в балете Чайковского. Если это слишком сложно, то предложите варианты или попросите выбрать среди карточек с соответствующими картинками. 

Чем отличаются звуки от музыки?

Каждый человек может извлечь из инструмента звук. Но всегда ли получается музыка? Разберите с ребенком, что звук сам по себе не несет смысла. Но если композитор объединит звуки в мелодию, то обязательно получится какая-то история, в которой может быть определенное настроение, герои, события.

На что похожа музыка? 

В процессе прослушивания можно искать различные ассоциации. Вместе с ребенком выдвигайте самые смелые версии. Они могут совпадать или быть различны, это только подчеркнет глубину толкования музыки. Где-то у вас будут петь птицы, красться дикие звери, шуметь деревья, летать феи. Такие разговоры помогут развить воображение и научат ребенка слушать музыку с удовольствием.

Какое настроение у мелодии? 

Интересно будет определить настроение музыки. Вспомните с ребенком, какие бывают человеческие чувства: радость, злость, веселье, гнев, мечтательность, тревожность. И после этого постарайтесь определить, какое настроение несет в себе та или иная мелодия. Такое упражнение не только учит ребенка слушать музыку, но и развивает эмпатию.

С чего начать

Оцените, насколько ребенку интересно слушать музыку, вызывает ли она отклик. От этого зависит характер ваших занятий. Если интереса нет, постарайтесь привлечь внимание к классике музыкальными играми, но так, чтобы это не превратилось в принуждение. 

Если же ребенок изначально тянется к музыке, то можно начинать со спокойных занятий: показать портрет композитора, предложить послушать мелодию. Можно сделать это с открытыми и закрытыми глазами. Потом обязательно спросите, понравилась ли композиция, задайте ребенку вопросы, поделитесь эмоциями от прослушанного. После этого хорошо взять краски и нарисовать свои впечатления. 

Например, если это «Октябрь. Осенняя песнь» Чайковского, то ребенок наверняка заметит, что это грустная, печальная мелодия. Можно догадаться, о чем она рассказывает. Попросите ребенка описать, какие осенние картины он увидел. Это может быть дождь, падающие листья, ветер, пожелтевшая трава, косяки птиц. Для развития воображения поищите в музыке какие-то интересные детали: кое-где еще поблескивают солнечные лучи, под осыпающимся кустом сидит зайчик, белочка несет желуди в дупло. Главное, не ставьте под сомнения предположения ребенка, тогда он сможет все больше и больше раскрываться в своих фантазиях. И, конечно же, рисунок после такого обсуждения получится очень ярким и насыщенным.

Если ребенку понравится такая творческая  беседа, то вы сможете так же поработать и с другими произведениями альбома (всего 12 пьес по количеству месяцев). Когда вы изучите все четыре времени года, то можно придумать множество интересных занятий, игр и упражнений, связанных с этим циклом. Вот несколько вариантов:

  • включать фрагменты и просить ребенка угадать, какой это месяц или, если это сложно, какое время года;
  • подобрать по несколько пейзажей к каждой из композиций и вместе выбрать, какие картинки лучше всего подходят под эту музыку;
  • в зависимости от того, какое сейчас время года, можно сделать соответствующие поделки из природных материалов.
  • во время прогулок создать цикл фотографий, лучше всего иллюстрирующих данную музыку. Потом можно вместе с ребенком сделать видео из этих изображений, наложив соответствующую пьесу из «Времен года» Чайковского.

Музыкальные игры и упражнения

Чем младше ребенок, тем короче должны быть беседы и разборы музыкальных произведений. А вот занимательные задания и активные игры способны не только вызвать живой интерес к классике, но и научить детей видеть в ней разные оттенки смысла. 

Все упражнения можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. 

Сценки под музыку 

Под некоторые композиции так и напрашиваются маленькие сценки, которые можно поставить с одним, двумя или группой детей. Ребенок может сам предложить незамысловатый сюжет или же можно озвучить свою версию.

Например, можно взять композицию Кабалевского «Клоуны». Под эту музыку два клоуна могут жонглировать воображаемыми цветными шарами и не обращать друг на друга внимания. Постепенно они подходят слишком близко друг к другу и сталкиваются спинами. Шары рассыпаются, клоуны расстраиваются. Но потом успокаиваются, помогают друг другу все собрать. И у них рождается новый номер: клоуны перекидывают цветные шары друг другу. 

Для девочек хорошо подойдет пьеса Чайковского «Новая кукла». Можно взять настоящую куклу и предложить показать радость от подаренной игрушки.

«Изобрази музыку» 

Рисовать мелодии можно начать с очень простых заданий. Включите мелодию и попросите ребенка провести подходящие к ней линии. Под плавную спокойную музыку из-под карандаша могут выйти мягкие волнистые линии, а отрывистая мелодия вызывает желание нарисовать прерывистые линии. Прямые могут чередоваться с изогнутыми, цвет и толщина тоже меняются в зависимости от характера музыки. 

Другое упражнение называется «Цвета». Подготовьте акварель или гуашь, а также промокашки или любую мягкую бумагу. 

Во время прослушивания мелодии пусть ребенок берет ту краску, которая подходит под настроение музыки. Этот цвет нужно нанести на лист методом разбрызгивания. Если характер музыки меняется, то можно взять другую краску. В конце мелодии наложите на смесь брызг промокательную бумагу. Краски сольются, и получится цветовое пятно, которое отразит восприятие ребенком данной мелодии. Поговорите о том, на что похож рисунок, какие образы можно увидеть в этом сочетании цветов и пятен. Дайте название картине.

Интересно также придумывать задания на основе конкретных произведений. Интересное упражнение может получиться после прослушивания «Спящей красавицы» Чайковского. Детям раздается по два одинаковых шаблона фей. Потом предлагается прослушать музыкальные характеристики феи Сирени и феи Карабос. И пусть эти мелодии помогут детям создать образы доброй и злой волшебниц. После этого можно придумать историю, произошедшую между двумя феями. 

Танцы

Можно станцевать что угодно: соло определенного персонажа, настроение, погоду и даже лес. Позвольте ребенку проявить фантазию. Танцы – это отличный способ раскрепощения и психологической разгрузки для ребенка. А также хорошая возможность почувствовать музыку и пропустить ее через себя. 

Попробуйте поговорить с ребенком о музыке. И если вам удастся его заинтересовать, то это станет ценным вкладом в его воспитание и развитие. 

Читайте также
Комментарии (0)