Почему программирование в 5 лет – это реально

2019-01-09T14:18:12.779Z
7 0

«Давайте учить детей программированию! – призывает в своих выступлениях Митч Резник, профессор Лаборатории Медиа Массачусетского Технологического Института. – Это вид творчества, позволяющий выразить мысли и чувства, доступный человеку любого возраста». Чем раньше ребенок начнет заниматься кибер-творчеством, тем более гармоничной личностью он вырастет – считают эксперты IT. Как ребенку начать «кодить» самостоятельно, и во сколько обойдется обучение программированию с репетитором или в обучающей студии?  

Советы юных программистов

Владислав Осин увлекся программированием, наблюдая, как папа-айтишник разрабатывает сайты для заказчиков и дает консультации по программированию детям своего шефа. Мальчику было 11 лет, но он сразу понял – хочет работу как у папы. «Сначала я просто учил языки для создания простой веб-страницы. Потом начал изучать уже язык посерьезней – PHP, – делится Влад, – это язык для «оживления» сайта, который делает страницы динамичными». Влад говорит, что его родители не заплатили за обучение ни рубля – что-то черпал из недр интернета, где-то помогали папа и друзья - юные программеры, с которыми Влад объединился для взаимопомощи: «Программировать я начал на wisdomweb.ru – это сайт для начинающих. Учился на бесплатных видеоуроках, потом мне пришла идея – создать небольшую команду подростков, интересующихся программированием. Я нашел ребят, и мы вместе начали выпускать некоторые простые продукты – сделали блокнот, калькулятор». Влад считает, что любой человек может найти себя в программировании, потому что в этой сфере есть все: «Я – уже не программист, а 3D Character Artist (создатель 3D моделей). Благодаря этому, меня начали просить делать модели – я сделал фигурки киберспортсменов. Моя цель – работать в известной компании по 3D, например Blizzard или Аэроплан». Увлекаться книгами по программированию юный эксперт не советует – во-первых, информация в книгах быстро устаревает, во-вторых, лучше практики быть не может ничего. 

Увлечение математикой – с 4 лет, первый язык программирования – в 6, криптография – в 7, первая собственная программа – в 8, программа-предсказатель природных катаклизмов – в 12. И это все – Света Иванова, вдобавок ко всему попавшая в Книгу рекордов России и Европы как самый титулованный и юный программист. Будущее Света собирается связать с биоинженерными технологиями – мечтает разрабатывать продукты, полезные людям. 

14-летнего Егора Лифаря называют вундеркиндом: он – золотой медалист Всероссийской Олимпиады школьников по информатике. Однако, сам Егор предпочитает называть себя трудоголиком: мальчик говорит, чтобы достичь успеха, надо много заниматься – математикой, геометрией и программированием. И начать нужно как можно раньше. 

Во всем мире – бум курсов и школ программирования для детей и подростков. В Америке обучение детей ведется в школах, в летних лагерях, и даже детских садах, где азы коддинга постигают 5-летние малыши. В Англии, Франции и Испании программирование – уже обязательный школьный предмет. С 2013 году в младшей и средней школе Польши действует программа «Мастера Кодирования». В Японии программирование собираются ввести в начальной школах в 2020 году. В России информатика включена в перечень обязательных уроков, однако, на деле преподается не везде, а если преподается, то зачастую весьма поверхностно и посредственно. 

Обучение – в игровой форме

«Я играл в «Цивилизацию» и спустился вниз к своему отцу сказать, что из Гарварда пришло письмо…» – компьютерные игры в восприятии многих родителей – зло, от которого ребенка нужно оберегать. Однако, автор вышеуказанной фразы Марк Цукерберг как, видимо, и его родители уверены в обратном. Именно игровые методики «затягивают» детей и подростков в программирование «на раз»: обучают, развлекая, мотивируют, исключая рутину, в равной степени развивают логику и творческое начало ребенка.

Денис Голиков, автор учебников по программированию для детей, советует детям и подросткам «стартовать» со Scratch – яркого, увлекательного и невероятно доступного языка программирования. Все, что необходимо юному «кодеру» – это умение читать, считать и фантазировать: «Мой сын, который занимался Scratch в 1 и 2 классах, до сих пор не утратил этого заряда креативности – он занимается в ИЗО-студии, рисует удивительные картины, занимает первые и призовые места на городских олимпиадах по всем школьным предметам» - делится Денис Голиков. Чтобы создать динозавра или робота, снежинку или котика, а потом управлять ими, нужно разобраться с углами и градусами, построить алгоритм действий – тут и математика, и геометрия, и развитие творческого мышления, и приобретение навыков планирования. «Для создания сложных проектов необходимы знания практически по всем школьным предметам. Занятия программированием не только улучшают логическое мышление, но и развивают креативность и любознательность. Ведь Scratch – не только программирование, программа позволяет рисовать и создавать музыку», – подтверждает Денис Голиков.  

Программирование, наряду со знанием английского языка, уже называют необходимым навыком образованного человека. Эксперты говорят, что многие профессии будущего потребуют знаний в сфере IT: роботостроитель, редактор интерактивных книг, биоинформатик. В докладе Всемирного экономического форума «The Future of Jobs 2018» утверждается, что главные технологии будущего – скоростной мобильный интернет, искусственный интеллект и облачные технологии. Денис Голиков считает: «Переизбытка программистов не появится. Эта отрасль очень бурно развивается, и в наше время программировать должен уметь любой специалист с высшим образованием. Постоянно появляются новые направления АйТи, и будут появляться, поэтому без работы в 21 веке программист точно не останется».

Где учиться?

Вопрос по поводу обучения детей программированию, заданный в родительской группе одной соцсети, вызывает интерес – многие либо задумываются отдать ребенка в школу коддинга, либо уже отдали.

Софья Мочанова

«Лучшие школы при больших компаниях, таких как Касперский. У меня муж работает в этой сфере, и дочка захотела тоже пойти по стопам, поэтому с мужем изучали вопрос с обучением детей программированию».

Наталья Пономарева

«Сын ходит в школу «Алгоритмика», первый год. Не знаю, как в следующем году будет, но сейчас ему нравится».

Алексей Костюков

«Мой сын занимается с репетитором. Скоро один сможет. Фигачит этапы, как семечки». 

Ирина Кошева

«Школа «коддинг» - супер! На первом же занятии делали сайт. Второй курс - будет музыкальное программирование. И по цене – доступно. 4000 рублей за 4 субботы по 3 часа».

Учиться можно онлайн – есть программы, бесплатные и доступные для понимания совсем малышам и детям возраста 5-10 лет. Ресурсов – море, и вот лишь часть: Kodable — сервис, в игровой форме развивающий алгоритмическое мышление, который годится для пользователей, делающих первые шаги в программировании. Code.org — бесплатные уроки информатики, доступные для понимания детсадовцам и младшеклассникам. Lightbot – развлекательная площадка с главным героем – роботом, обучающим ребенка начальным этапам алгоритмики.  

Для подростков ресурсов еще больше: CodeMonkey – бесплатная онлайн-игра, в которой обезьянка собирает бананы.  Java Script – ресурс, позволяющий рисовать картинки. CeeBot — курс уже для подростков, которые смогут поуправлять роботами, уничтожающими фауну планеты. CodeCombat – игра – путешествие за кристаллами. 

Можно включить в образовательный минимум ресурс www.kpolyakov.spb.ru, который поможет в изучении таких языков как Delphi и Python. Проект Younico – авторские онлайн-курсы по различным направлениям. «Фоксфорд» – онлайн-школа для учеников 5-11-х классов: Python, java и Android; введение в С/С++, 8-11-е классы. Цена онлайн-курсов – от 0 до 5000 рублей в месяц в зависимости от направления и уровня сложности. 

Действительно «сильная» подготовка, как говорят эксперты, при профильных вузах: ИТМО, ЛЭТИ, Бауманка и МФТИ. Обычно выпускники таких школ, уже обучаясь, пробуют силы на олимпиадах и впоследствии имеют серьезный бонус при поступлении на профильные факультеты. Цена курсов – в среднем около 5000 рублей в месяц. 

Алексей Костырев, программист и репетитор по программированию, объясняет, на что обратить внимание при выборе: «Не надо ориентироваться на рейтинги из интернета – сеть чистят специальные люди. Первое: не торопитесь оплачивать абонемент на полгода-год, пусть ребенок отучится месяц и выскажет свое мнение. В группе не должно быть больше 8-10 детей, иначе индивидуальный контакт с каждым учеником будет минимальным. А индивидуальная работа должна быть, поскольку скорость обучения у всех детей разная. Никакой теории, никаких записей в блокноты – только проекты. И главное – ребенку не должно быть скучно, рутинно, как в обычной школе». 

Еще и еще один вариант начать обучения, правда, доступен он только детям, живущим в небольших провинциальных городках – пригласить к себе группу «Кружок». С 2017 несколько неравнодушных программеров из Москвы и Питера во главе с Александром Братчиковым колесят по городам и весям с благородной миссией – увлечь детей программированием. Город Воткинск, село Глазок, деревня Сардаял – программисты-благотворители считают: это дети мегаполисов выбирают курсы из сотен предложений, а у детей из городков и деревень выбора нет совсем, им нужно помогать. Приезжают ребята на две недели, встречаются со всеми желающими в кафе, ДК или даже школе, и вместе работают над проектами. Александр Братчиков рассказывает: «Начинать надо с очень простого и яркого, чтобы был вау-эффект, чтобы увлечь – тогда не бросят, будут сами заниматься. Вот есть такой Коля из Вязьмы – он вышел уже на серьезный уровень после нашего отъезда, делает сложные программы, и мы продолжаем общаться. Так что интерес заронить можно даже за несколько дней».   

Мнение педагога

Мы живем в цифровую эпоху, когда гаджеты от компьютеров и смартфонов до планшетов стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже маленькие дети в наши дни используют приложения в телефоне для игры, чувствуя себя как рыба в воде в мире цифровых технологий. С течением времени дети становятся все более технически подкованными, поэтому нет никаких причин, по которым они не могут изучить основы программирования с самого раннего возраста. Это позволяет не только развить навыки аналитического программирования, но и поможет им понять, хотят ли они стать программистом в будущем. 

С помощью широко представленных на рынке приложений или платформ учащиеся пишут простые программы, которые заставляют графические объекты перемещаться или дают возможность создавать простые игры, ученики изучают основные инструменты программирования - такие как циклы и условные выражения - в то же время развивая полезные навыки решения проблем. Основным преимуществом этих платформ является визуальная обратная связь с платформой, которая действительно помогает постоянно заниматься учебной программой и упражнениями.

И тем не менее оказывается, что при изучении программирования, как и любого технического предмета, так же как при изучении чего-либо еще: большое значение имеет хороший учитель. К сожалению, в большинстве школ России преподавание информатике построено слабо. Чаще всего во время этого курса дети никогда не видят, чтобы учитель, открывая текстовый редактор что-то кодировал. На уроках информатики редко обсуждают, как создается программное обеспечение с помощью кода. Возможно поэтому слова «программа», «код» остаются просто скучными понятиями без реальной цели и осознанного действия. 


Читайте также
Комментарии (0)
2019-01-09T14:18:12.779Z
7 0

Почему программирование в 5 лет – это реально


«Давайте учить детей программированию! – призывает в своих выступлениях Митч Резник, профессор Лаборатории Медиа Массачусетского Технологического Института. – Это вид творчества, позволяющий выразить мысли и чувства, доступный человеку любого возраста». Чем раньше ребенок начнет заниматься кибер-творчеством, тем более гармоничной личностью он вырастет – считают эксперты IT. Как ребенку начать «кодить» самостоятельно, и во сколько обойдется обучение программированию с репетитором или в обучающей студии?  

Советы юных программистов

Владислав Осин увлекся программированием, наблюдая, как папа-айтишник разрабатывает сайты для заказчиков и дает консультации по программированию детям своего шефа. Мальчику было 11 лет, но он сразу понял – хочет работу как у папы. «Сначала я просто учил языки для создания простой веб-страницы. Потом начал изучать уже язык посерьезней – PHP, – делится Влад, – это язык для «оживления» сайта, который делает страницы динамичными». Влад говорит, что его родители не заплатили за обучение ни рубля – что-то черпал из недр интернета, где-то помогали папа и друзья - юные программеры, с которыми Влад объединился для взаимопомощи: «Программировать я начал на wisdomweb.ru – это сайт для начинающих. Учился на бесплатных видеоуроках, потом мне пришла идея – создать небольшую команду подростков, интересующихся программированием. Я нашел ребят, и мы вместе начали выпускать некоторые простые продукты – сделали блокнот, калькулятор». Влад считает, что любой человек может найти себя в программировании, потому что в этой сфере есть все: «Я – уже не программист, а 3D Character Artist (создатель 3D моделей). Благодаря этому, меня начали просить делать модели – я сделал фигурки киберспортсменов. Моя цель – работать в известной компании по 3D, например Blizzard или Аэроплан». Увлекаться книгами по программированию юный эксперт не советует – во-первых, информация в книгах быстро устаревает, во-вторых, лучше практики быть не может ничего. 

Увлечение математикой – с 4 лет, первый язык программирования – в 6, криптография – в 7, первая собственная программа – в 8, программа-предсказатель природных катаклизмов – в 12. И это все – Света Иванова, вдобавок ко всему попавшая в Книгу рекордов России и Европы как самый титулованный и юный программист. Будущее Света собирается связать с биоинженерными технологиями – мечтает разрабатывать продукты, полезные людям. 

14-летнего Егора Лифаря называют вундеркиндом: он – золотой медалист Всероссийской Олимпиады школьников по информатике. Однако, сам Егор предпочитает называть себя трудоголиком: мальчик говорит, чтобы достичь успеха, надо много заниматься – математикой, геометрией и программированием. И начать нужно как можно раньше. 

Во всем мире – бум курсов и школ программирования для детей и подростков. В Америке обучение детей ведется в школах, в летних лагерях, и даже детских садах, где азы коддинга постигают 5-летние малыши. В Англии, Франции и Испании программирование – уже обязательный школьный предмет. С 2013 году в младшей и средней школе Польши действует программа «Мастера Кодирования». В Японии программирование собираются ввести в начальной школах в 2020 году. В России информатика включена в перечень обязательных уроков, однако, на деле преподается не везде, а если преподается, то зачастую весьма поверхностно и посредственно. 

Обучение – в игровой форме

«Я играл в «Цивилизацию» и спустился вниз к своему отцу сказать, что из Гарварда пришло письмо…» – компьютерные игры в восприятии многих родителей – зло, от которого ребенка нужно оберегать. Однако, автор вышеуказанной фразы Марк Цукерберг как, видимо, и его родители уверены в обратном. Именно игровые методики «затягивают» детей и подростков в программирование «на раз»: обучают, развлекая, мотивируют, исключая рутину, в равной степени развивают логику и творческое начало ребенка.

Денис Голиков, автор учебников по программированию для детей, советует детям и подросткам «стартовать» со Scratch – яркого, увлекательного и невероятно доступного языка программирования. Все, что необходимо юному «кодеру» – это умение читать, считать и фантазировать: «Мой сын, который занимался Scratch в 1 и 2 классах, до сих пор не утратил этого заряда креативности – он занимается в ИЗО-студии, рисует удивительные картины, занимает первые и призовые места на городских олимпиадах по всем школьным предметам» - делится Денис Голиков. Чтобы создать динозавра или робота, снежинку или котика, а потом управлять ими, нужно разобраться с углами и градусами, построить алгоритм действий – тут и математика, и геометрия, и развитие творческого мышления, и приобретение навыков планирования. «Для создания сложных проектов необходимы знания практически по всем школьным предметам. Занятия программированием не только улучшают логическое мышление, но и развивают креативность и любознательность. Ведь Scratch – не только программирование, программа позволяет рисовать и создавать музыку», – подтверждает Денис Голиков.  

Программирование, наряду со знанием английского языка, уже называют необходимым навыком образованного человека. Эксперты говорят, что многие профессии будущего потребуют знаний в сфере IT: роботостроитель, редактор интерактивных книг, биоинформатик. В докладе Всемирного экономического форума «The Future of Jobs 2018» утверждается, что главные технологии будущего – скоростной мобильный интернет, искусственный интеллект и облачные технологии. Денис Голиков считает: «Переизбытка программистов не появится. Эта отрасль очень бурно развивается, и в наше время программировать должен уметь любой специалист с высшим образованием. Постоянно появляются новые направления АйТи, и будут появляться, поэтому без работы в 21 веке программист точно не останется».

Где учиться?

Вопрос по поводу обучения детей программированию, заданный в родительской группе одной соцсети, вызывает интерес – многие либо задумываются отдать ребенка в школу коддинга, либо уже отдали.

Софья Мочанова

«Лучшие школы при больших компаниях, таких как Касперский. У меня муж работает в этой сфере, и дочка захотела тоже пойти по стопам, поэтому с мужем изучали вопрос с обучением детей программированию».

Наталья Пономарева

«Сын ходит в школу «Алгоритмика», первый год. Не знаю, как в следующем году будет, но сейчас ему нравится».

Алексей Костюков

«Мой сын занимается с репетитором. Скоро один сможет. Фигачит этапы, как семечки». 

Ирина Кошева

«Школа «коддинг» - супер! На первом же занятии делали сайт. Второй курс - будет музыкальное программирование. И по цене – доступно. 4000 рублей за 4 субботы по 3 часа».

Учиться можно онлайн – есть программы, бесплатные и доступные для понимания совсем малышам и детям возраста 5-10 лет. Ресурсов – море, и вот лишь часть: Kodable — сервис, в игровой форме развивающий алгоритмическое мышление, который годится для пользователей, делающих первые шаги в программировании. Code.org — бесплатные уроки информатики, доступные для понимания детсадовцам и младшеклассникам. Lightbot – развлекательная площадка с главным героем – роботом, обучающим ребенка начальным этапам алгоритмики.  

Для подростков ресурсов еще больше: CodeMonkey – бесплатная онлайн-игра, в которой обезьянка собирает бананы.  Java Script – ресурс, позволяющий рисовать картинки. CeeBot — курс уже для подростков, которые смогут поуправлять роботами, уничтожающими фауну планеты. CodeCombat – игра – путешествие за кристаллами. 

Можно включить в образовательный минимум ресурс www.kpolyakov.spb.ru, который поможет в изучении таких языков как Delphi и Python. Проект Younico – авторские онлайн-курсы по различным направлениям. «Фоксфорд» – онлайн-школа для учеников 5-11-х классов: Python, java и Android; введение в С/С++, 8-11-е классы. Цена онлайн-курсов – от 0 до 5000 рублей в месяц в зависимости от направления и уровня сложности. 

Действительно «сильная» подготовка, как говорят эксперты, при профильных вузах: ИТМО, ЛЭТИ, Бауманка и МФТИ. Обычно выпускники таких школ, уже обучаясь, пробуют силы на олимпиадах и впоследствии имеют серьезный бонус при поступлении на профильные факультеты. Цена курсов – в среднем около 5000 рублей в месяц. 

Алексей Костырев, программист и репетитор по программированию, объясняет, на что обратить внимание при выборе: «Не надо ориентироваться на рейтинги из интернета – сеть чистят специальные люди. Первое: не торопитесь оплачивать абонемент на полгода-год, пусть ребенок отучится месяц и выскажет свое мнение. В группе не должно быть больше 8-10 детей, иначе индивидуальный контакт с каждым учеником будет минимальным. А индивидуальная работа должна быть, поскольку скорость обучения у всех детей разная. Никакой теории, никаких записей в блокноты – только проекты. И главное – ребенку не должно быть скучно, рутинно, как в обычной школе». 

Еще и еще один вариант начать обучения, правда, доступен он только детям, живущим в небольших провинциальных городках – пригласить к себе группу «Кружок». С 2017 несколько неравнодушных программеров из Москвы и Питера во главе с Александром Братчиковым колесят по городам и весям с благородной миссией – увлечь детей программированием. Город Воткинск, село Глазок, деревня Сардаял – программисты-благотворители считают: это дети мегаполисов выбирают курсы из сотен предложений, а у детей из городков и деревень выбора нет совсем, им нужно помогать. Приезжают ребята на две недели, встречаются со всеми желающими в кафе, ДК или даже школе, и вместе работают над проектами. Александр Братчиков рассказывает: «Начинать надо с очень простого и яркого, чтобы был вау-эффект, чтобы увлечь – тогда не бросят, будут сами заниматься. Вот есть такой Коля из Вязьмы – он вышел уже на серьезный уровень после нашего отъезда, делает сложные программы, и мы продолжаем общаться. Так что интерес заронить можно даже за несколько дней».   

Мнение педагога

Мы живем в цифровую эпоху, когда гаджеты от компьютеров и смартфонов до планшетов стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже маленькие дети в наши дни используют приложения в телефоне для игры, чувствуя себя как рыба в воде в мире цифровых технологий. С течением времени дети становятся все более технически подкованными, поэтому нет никаких причин, по которым они не могут изучить основы программирования с самого раннего возраста. Это позволяет не только развить навыки аналитического программирования, но и поможет им понять, хотят ли они стать программистом в будущем. 

С помощью широко представленных на рынке приложений или платформ учащиеся пишут простые программы, которые заставляют графические объекты перемещаться или дают возможность создавать простые игры, ученики изучают основные инструменты программирования - такие как циклы и условные выражения - в то же время развивая полезные навыки решения проблем. Основным преимуществом этих платформ является визуальная обратная связь с платформой, которая действительно помогает постоянно заниматься учебной программой и упражнениями.

И тем не менее оказывается, что при изучении программирования, как и любого технического предмета, так же как при изучении чего-либо еще: большое значение имеет хороший учитель. К сожалению, в большинстве школ России преподавание информатике построено слабо. Чаще всего во время этого курса дети никогда не видят, чтобы учитель, открывая текстовый редактор что-то кодировал. На уроках информатики редко обсуждают, как создается программное обеспечение с помощью кода. Возможно поэтому слова «программа», «код» остаются просто скучными понятиями без реальной цели и осознанного действия. 

Читайте также
Комментарии (0)