Родительская помощь школе

2018-12-11T11:13:45.247Z
6 1

Формально в нашей стране образование бесплатное, а школы финансируются государством. Это знают все. А еще все знают, что бюджетных денег не хватает, поэтому ни одно образовательное учреждение не откажется от помощи родителей своих учеников. Некоторые школы эту помощь просят сами, а некоторые даже требуют. Насколько это законно и как все правильно оформить, читайте в нашей статье.

Как родителям защититься от поборов

Родители школьников по всей стране давно привыкли к тому, что ни одно родительское собрание не обходится без сбора средств: рабочие тетради, охрана, вода для кулера, шторы в класс, подарки детям и учителям, мероприятия et cetera, et cetera. Насколько правильна такая ситуация? Платить или не платить родителям?

  1. В ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 3 августа 2018 года) сказано, что государство гарантирует право на бесплатное образование, предоставляя средства на «приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр». Отметим, что канцтовары (краски, альбомы, тетради, контурные карты и пр.) сюда не входят: это не средства обучения, а расходные материалы. В ст. 28 закона «Об образовании» запрещено собирать с родителей деньги на охрану школы. 

Школа обязана обеспечить детей только теми учебниками, которые входят в официальный перечень. Бывает, педагог говорит родителям, что для более эффективного обучения нужно заниматься по другим учебникам. В этом случае выбор за мамами и папами: можно либо купить нужные пособия, либо отксерить их в нужном количестве. Принуждение здесь исключено – как со стороны учителя, так и со стороны родительского комитета.

  1. Педагогам запрещено принимать какую-либо наличность от родителей учеников. Учитель вообще не может собирать деньги на нужды класса или школы – это прерогатива родительского комитета. Тем более нельзя делать это принудительно, в обязательном порядке. Все взносы должны быть строго добровольными. Целесообразность каждой покупки обсуждают родители на классном собрании. И если кто-то не хочет сдавать деньги на покупку жалюзи или новых стульев – это его законное право. На страже которого стоят контрольно-надзорные органы и даже уполномоченный по правам ребенка. Если о деньгах говорит учитель, стоит сначала обратиться к школьной администрации за письменным разъяснением. В случае, когда поборами и так называемыми вступительными взносами занимается директор, поинтересуйтесь у него лично, почему он занимается запрещенной деятельностью – обычно это действует. Если же нет, то можно пожаловаться в орган управления образованием. Не помогут там – идите в полицию (бывший ОБЭП, ныне ОЭБиПК – отдел экономической безопасности и противодействия коррупции) или в прокуратуру. Чтобы на ребенка не надавили в школе, можно в заявлении указать просьбу о неразглашении информации о заявителе. 
  2. Подавляющее большинство мам и пап все-таки сдает всю сумму полностью. А проблему неплательщиков в разных классах решают по-разному: либо не покупают ребенку то, на что его родители не сдали деньги, либо другие мамы и папы скидываются за них сами и сообща покупают все необходимое. В любом случае, учитель не может отыгрываться на ребенке, упрекая его в родительской «жадности», обзывая или занижая оценки.

Впрочем, учитель информатики и председатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов уверен, что во всей этой ситуации виноваты не директора, а чиновники. Педагогов же просто подставляют:

- Замеченного в поборах директора можно уволить в течение 24 часов. Вот только деньги, выделяемые на школу, ему не принадлежат – они распределяются чиновниками. А те легко могут на какие-то свои цели (например, политические) выделить денег побольше. Директоров порой вынуждают собирать средства с родителей, которые или сбрасываются, или жалуются в прокуратуру. В итоге наказывают именно учителей.

Все эти поборы – пережиток 90-х, в советское время такой проблемы не существовало. А в 1990-е бюджеты превратились в лоскутное одеяло, от которого каждый старался урвать лоскуток. Денег стало меньше, поэтому государство начало перекладывать часть своих социальных обязательств на плечи народа. В последнее время ситуация в мегаполисах улучшилась, а вот на периферии проблема осталась. Ее корень – в отсутствии комплексной образовательной стратегии. Получается, что денег постоянно не хватает на рабочие тетради и ремонт. Зато параллельно выделяются огромные средства на закупку интерактивных досок и другой техники, которая на уроках практически не используется.

Родительская помощь школе: поступаем грамотно

Школа финансируется из нескольких источников:

  • федеральный бюджет – эти деньги идут на оплату услуг ЖКХ, закупку учебников и техники, зарплаты и премии учителям;
  • муниципальный бюджет – предназначен для оплаты содержания и ремонта учебного заведения;
  • внебюджетные средства – это собственные деньги школы, полученные за оказание платных услуг (кружки, продленка, углубленные курсы и пр.), аренду помещения или имущества, а также спонсорские средства. 

Бюджетные деньги имеют строго целевое назначение, их нельзя перенаправить. А вот собственные финансы школа может тратить на свое усмотрение – но, конечно, только на благо учащихся (покупка мебели, инвентаря, проведение экскурсий). 

Естественно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился в красивой школе со свежим ремонтом, оснащенной по последнему слову техники, с благоустроенной территорией. Однако бюджетных средств среднестатистической школе на все это просто не хватает. Очевидно, что без материальной помощи родителей школе не обойтись. В этом случае у учителей возникают вопросы: как убедить мам и пап сделать взносы и как эти взносы оформить, чтобы избежать неприятностей с контролирующими органами. 

  1. Всякую материальную помощь родителей следует оформлять как благотворительность. Так как пожертвование добровольное, его размер может быть любым: и сто рублей, и десятки тысяч. Собирать четко фиксированные суммы или устанавливать их периодичность запрещено. Этого требует Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11 августа 1995 года.
  2. Родители могут вносить деньги через кассу – здесь необходим приходно-кассовый ордер. А могут перевести на лицевой счет школы с указанием их целевого использования. Поскольку взнос добровольный, педагоги не имеют права требовать квитанцию о переводе. Чтобы в учебном заведении ничего случайно или умышленно не перепутали, имеет смысл подать в школьную администрацию письменное заявление с указанием номера перевода и его цели. В ежегодном отчете директор сообщает, на что именно ушли деньги. Все это – с предоставлением документации. Если родители сами купили что-то (оборудование, мебель), тогда оформляется договор дарения (приема-передачи безвозмездно полученного имущества) с постановкой «презента» на бухгалтерский учет школы. Предварительно родители пишут заявление на имя директора о своем желании сделать такой подарок.
  3. Полученные от родителей средства школа имеет право потратить на ремонт классов либо спортзала, оплату экскурсий, покупку учебных средств для дополнительного образования. Ни в коем случае нельзя тратить эти деньги на ремонт административных помещений (кабинет директора и др.); покупку учебников, спортивного и музыкального оборудования; оплату коммунальных услуг, охрану и уборку школы, премии сотрудникам. Если учебное заведение в критическом состоянии, общешкольный родительский комитет может помочь директору составить обращение в вышестоящие инстанции для получения финансирования.
  4. Гораздо охотнее они будут сдавать деньги на конкретный проект (оборудование для кружка, факультатива и пр.). Хорошо, если директор убедительно расскажет о пользе этого проекта для детей или представит красочную презентацию. Можно предложить софинансирование, когда свою часть денег вносят все участники процесса: родители, школа, привлеченный спонсор (например, юрлицо). Эффективно действует проявление публичной благодарности в адрес благотворителей: скажем, можно сделать наклейки («Покупку этого принтера/проектора/МФУ спонсировали родители такого-то класса») или таблички («Кабинет отремонтирован на средства такого-то класса»).

Кстати

Есть еще один вариант добровольных пожертвований – краудфандинг (от англ. crowd – «толпа» и funding – «финансирование»), то есть буквально «народное финансирование». Это сбор средств на благие цели через специальные сайты, в котором может участвовать любой желающий. Краудфандинговые платформы, где собирают деньги на образовательные цели, гораздо популярнее на Западе, чем в России. Скажем, в США работает DonorsChoose.org, предназначенная для помощи американским учителям. Они всегда могут разместить здесь заявку типа: «Моим ученикам нужны компьютерные мыши и принтер». Основные спонсоры – крупные корпорации. Другая популярная платформа – Wishbone.org. Она создана учительницей из Лос-Анджелеса Бет Шмидт ради сбора средств на летние образовательные программы для способных детей из малоимущих семей. За шесть лет сайт оплатил обучение около 2 200 школьников. 

В нашей стране одно время функционировал сайт «Мой учитель», ориентированный на финансовую поддержку педагогических инициатив. Просуществовала платформа недолго и на данный момент уже закрыта. 

Мнение родителей

Александра Иванцова, мама шестиклассницы:

- Мой ребенок учится в обычной городской школе – не в гимназии, не в лицее. И мы еще ни разу не пожалели об этом. Знакомые рассказывают, что чем элитнее школа, тем больше там берут с родителей. И на ремонт, и на подарки, и на праздники – на все. Мы, конечно, тоже сдаем. Но ведь есть разница, когда приходишь на собрание с 500 рублями, а когда – с двумя-тремя тысячами. А собрания ведь каждую четверть! В нашем классе есть три семьи, которые почти никогда не сдают деньги на нужды класса. Там матери-одиночки, мало зарабатывают. Мы из этого трагедии не делаем: не могут, и ладно. Закупаем на всех. Всеми деньгами распоряжается родительский комитет, а не учитель или директор. Считаю, что это правильно. Государство все равно не дает денег столько, сколько нужно, поэтому родители должны помогать. 

Анна Горюнова, мама восьмиклассника:

- Деньги на покупку оргтехники не сдавала принципиально. На новые крючки в раздевалке, шторы в классе, кресла для актового зала и подобные траты смотрю отрицательно. В городском комитете по образованию сказали, что на ремонт и прочее школам деньги все-таки выделяются. Почему я должна вникать в проблему, сколько денег выделено и сколько ушло на это на самом деле? Я на работе не посвящаю клиентов в трудности учреждения, в котором работаю. Мы платим налоги, чтобы оплачивать образовательные услуги, предоставляемые государством нашим детям. Если я посчитаю, что ребенку будет лучше в другой, платной, школе – я его туда переведу, но буду знать, за что плачу свои кровные… На подарки у нас собирают умопомрачительные суммы. Я не сдавала, но если мне нравилось отношение учителя к работе, от чистого сердца делала ему подарок: милый, но ни в коем случае не дорогой, чтобы не было похоже на взятку. Сейчас ребенок на домашнем обучении, поэтому такие проблемы больше не возникают.

Алексей Василевский, многодетный отец:

- Я никогда не отказываюсь сдавать деньги в школе и в садике, хотя платить сразу за троих приходится. Делаю обычно это раньше других родителей, но не считаю такую практику нормальной. Это унизительно как для педагогов, так и для родителей.

Евгения Ливанова, мама двоих детей:

- Всегда отказывалась от работы в различных родительских комитетах: и с первым ребенком, и со вторым. Потому что это и ответственность, и большие временные затраты, и необходимость уговаривать как учителя, так и других родителей. Я всегда была благодарна тем, кто все-таки соглашался взвалить на себя эту неблагодарную работу – людей, как правило, ответственных и неравнодушных. И требуемые суммы старались с мужем сдавать всегда, несмотря на послеотпускные финансовые трудности. Ведь если бы не родительская поддержка, многие школы остались бы в прошлом веке в смысле оснащения и благоустройства. 

Мнение педагогов

Директор школы Галина Стрелкова:

- Профессию учителя я выбрала осознанно в 1981 году. И до недавнего времени ее любила. Мне нравилось в ней все: и дети, которых я учила, и учительский коллектив, и даже общение с родителями – разными, порой сложными. Став администратором в 1997 году, частично поменяла свое отношение к участникам образовательного процесса, но еще продолжала верить в то, что от меня зависит образование детей. Профессия продолжала мне нравиться. С самого начала своей административной работы мы просили родителей оказать помощь в ремонте. Не злоупотребляли: просили на краску, обои и так, по мелочам. И вот с директорским и жизненным опытом пришли реалии сегодняшнего дня. И я превратилась в попрошайку: «Родители, дайте на ремонт, на стенд, помогите выполнить план по сбору вторсырья, запишите ребенка в платный кружок!» Вы думаете, что мне все это нравится? Я ведь тоже мать троих детей, а это значит, трем классам я оказывала помощь.

Учитель начальных классов Анастасия Тенберг:

- Ни в одном протоколе родительского собрания не должно прозвучать, что вы собираете деньги. Этим занимается только родительский комитет. И если мамы и папы решили приобрести шкаф для кабинета, то они его покупают и передают на баланс школы – оформляется это как спонсорская помощь. И под этим заявлением должны быть подписи абсолютно всех родителей класса, чтобы никто не пошел в прокуратуру и не сказал, что с него вытрясли деньги. Такое тоже бывает, к сожалению. 

Если кто-то не сдает деньги на учебники, нужно обратиться к директору, в библиотеку или… купить самой. В нашей школе в такой ситуации виноват оказался учитель, хотя администрация знала о проблеме. Учительницу лишили доплат и объявили выговор.

Мне самой когда-то объявляли устный выговор за то, что перед поездкой на экскурсию писала детям в дневниках: «Уважаемые родители! Прошу дать ребенку с собой проездной на метро или два жетона (56 рублей)». Меня обвинили, что я вымогаю деньги! А как я повезу детей? Весь класс за мой счет? Закончилось тем, что я перед каждой поездкой обзванивала родителей, так как на SMS, как правило, никто даже не отвечает.

Директор интерната Александр Горбунов: 

- Школам уже запрещено законом собирать с родителей деньги. Государство обязуется финансировать школы. Но в основной массе директора собирают с родителей пожертвования только потому, что средств элементарно не хватает. Директор как нормальный руководитель видит, что сегодня в школе нужно сделать такие-то работы, причем срочно. Иначе завтра будет поздно и придется уже восстанавливать, а не просто заниматься косметическим ремонтом. Отсюда все эти поборы и пожертвования. 

У нас уже лет пятнадцать кабинеты к новому учебному году готовят родители. Сами все делают: белят, красят, моют окна. Надо если краску купить – обговорят на родительском собрании, скинутся и купят. Я давно учителям сказал: к этим деньгам не прикасаться! Все решает родительский комитет.

Конечно, администрация района разовую помощь нам оказывает. Но когда дефицит районного бюджета достигает 80 %, постоянных дотаций ждать не приходится… В нашем селе предпринимателей-спонсоров нет – только в райцентре. Да, я все равно хожу и прошу, кое-что иногда дают. Но очень немного. В общем-то, никто не отказывает! Другое дело, что возможности у людей нет.


Читайте также
Комментарии (1)
2018-12-11T11:13:45.247Z
6 1

Родительская помощь школе


Формально в нашей стране образование бесплатное, а школы финансируются государством. Это знают все. А еще все знают, что бюджетных денег не хватает, поэтому ни одно образовательное учреждение не откажется от помощи родителей своих учеников. Некоторые школы эту помощь просят сами, а некоторые даже требуют. Насколько это законно и как все правильно оформить, читайте в нашей статье.

Как родителям защититься от поборов

Родители школьников по всей стране давно привыкли к тому, что ни одно родительское собрание не обходится без сбора средств: рабочие тетради, охрана, вода для кулера, шторы в класс, подарки детям и учителям, мероприятия et cetera, et cetera. Насколько правильна такая ситуация? Платить или не платить родителям?

  1. В ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 3 августа 2018 года) сказано, что государство гарантирует право на бесплатное образование, предоставляя средства на «приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр». Отметим, что канцтовары (краски, альбомы, тетради, контурные карты и пр.) сюда не входят: это не средства обучения, а расходные материалы. В ст. 28 закона «Об образовании» запрещено собирать с родителей деньги на охрану школы. 

Школа обязана обеспечить детей только теми учебниками, которые входят в официальный перечень. Бывает, педагог говорит родителям, что для более эффективного обучения нужно заниматься по другим учебникам. В этом случае выбор за мамами и папами: можно либо купить нужные пособия, либо отксерить их в нужном количестве. Принуждение здесь исключено – как со стороны учителя, так и со стороны родительского комитета.

  1. Педагогам запрещено принимать какую-либо наличность от родителей учеников. Учитель вообще не может собирать деньги на нужды класса или школы – это прерогатива родительского комитета. Тем более нельзя делать это принудительно, в обязательном порядке. Все взносы должны быть строго добровольными. Целесообразность каждой покупки обсуждают родители на классном собрании. И если кто-то не хочет сдавать деньги на покупку жалюзи или новых стульев – это его законное право. На страже которого стоят контрольно-надзорные органы и даже уполномоченный по правам ребенка. Если о деньгах говорит учитель, стоит сначала обратиться к школьной администрации за письменным разъяснением. В случае, когда поборами и так называемыми вступительными взносами занимается директор, поинтересуйтесь у него лично, почему он занимается запрещенной деятельностью – обычно это действует. Если же нет, то можно пожаловаться в орган управления образованием. Не помогут там – идите в полицию (бывший ОБЭП, ныне ОЭБиПК – отдел экономической безопасности и противодействия коррупции) или в прокуратуру. Чтобы на ребенка не надавили в школе, можно в заявлении указать просьбу о неразглашении информации о заявителе. 
  2. Подавляющее большинство мам и пап все-таки сдает всю сумму полностью. А проблему неплательщиков в разных классах решают по-разному: либо не покупают ребенку то, на что его родители не сдали деньги, либо другие мамы и папы скидываются за них сами и сообща покупают все необходимое. В любом случае, учитель не может отыгрываться на ребенке, упрекая его в родительской «жадности», обзывая или занижая оценки.

Впрочем, учитель информатики и председатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов уверен, что во всей этой ситуации виноваты не директора, а чиновники. Педагогов же просто подставляют:

- Замеченного в поборах директора можно уволить в течение 24 часов. Вот только деньги, выделяемые на школу, ему не принадлежат – они распределяются чиновниками. А те легко могут на какие-то свои цели (например, политические) выделить денег побольше. Директоров порой вынуждают собирать средства с родителей, которые или сбрасываются, или жалуются в прокуратуру. В итоге наказывают именно учителей.

Все эти поборы – пережиток 90-х, в советское время такой проблемы не существовало. А в 1990-е бюджеты превратились в лоскутное одеяло, от которого каждый старался урвать лоскуток. Денег стало меньше, поэтому государство начало перекладывать часть своих социальных обязательств на плечи народа. В последнее время ситуация в мегаполисах улучшилась, а вот на периферии проблема осталась. Ее корень – в отсутствии комплексной образовательной стратегии. Получается, что денег постоянно не хватает на рабочие тетради и ремонт. Зато параллельно выделяются огромные средства на закупку интерактивных досок и другой техники, которая на уроках практически не используется.

Родительская помощь школе: поступаем грамотно

Школа финансируется из нескольких источников:

  • федеральный бюджет – эти деньги идут на оплату услуг ЖКХ, закупку учебников и техники, зарплаты и премии учителям;
  • муниципальный бюджет – предназначен для оплаты содержания и ремонта учебного заведения;
  • внебюджетные средства – это собственные деньги школы, полученные за оказание платных услуг (кружки, продленка, углубленные курсы и пр.), аренду помещения или имущества, а также спонсорские средства. 

Бюджетные деньги имеют строго целевое назначение, их нельзя перенаправить. А вот собственные финансы школа может тратить на свое усмотрение – но, конечно, только на благо учащихся (покупка мебели, инвентаря, проведение экскурсий). 

Естественно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился в красивой школе со свежим ремонтом, оснащенной по последнему слову техники, с благоустроенной территорией. Однако бюджетных средств среднестатистической школе на все это просто не хватает. Очевидно, что без материальной помощи родителей школе не обойтись. В этом случае у учителей возникают вопросы: как убедить мам и пап сделать взносы и как эти взносы оформить, чтобы избежать неприятностей с контролирующими органами. 

  1. Всякую материальную помощь родителей следует оформлять как благотворительность. Так как пожертвование добровольное, его размер может быть любым: и сто рублей, и десятки тысяч. Собирать четко фиксированные суммы или устанавливать их периодичность запрещено. Этого требует Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11 августа 1995 года.
  2. Родители могут вносить деньги через кассу – здесь необходим приходно-кассовый ордер. А могут перевести на лицевой счет школы с указанием их целевого использования. Поскольку взнос добровольный, педагоги не имеют права требовать квитанцию о переводе. Чтобы в учебном заведении ничего случайно или умышленно не перепутали, имеет смысл подать в школьную администрацию письменное заявление с указанием номера перевода и его цели. В ежегодном отчете директор сообщает, на что именно ушли деньги. Все это – с предоставлением документации. Если родители сами купили что-то (оборудование, мебель), тогда оформляется договор дарения (приема-передачи безвозмездно полученного имущества) с постановкой «презента» на бухгалтерский учет школы. Предварительно родители пишут заявление на имя директора о своем желании сделать такой подарок.
  3. Полученные от родителей средства школа имеет право потратить на ремонт классов либо спортзала, оплату экскурсий, покупку учебных средств для дополнительного образования. Ни в коем случае нельзя тратить эти деньги на ремонт административных помещений (кабинет директора и др.); покупку учебников, спортивного и музыкального оборудования; оплату коммунальных услуг, охрану и уборку школы, премии сотрудникам. Если учебное заведение в критическом состоянии, общешкольный родительский комитет может помочь директору составить обращение в вышестоящие инстанции для получения финансирования.
  4. Гораздо охотнее они будут сдавать деньги на конкретный проект (оборудование для кружка, факультатива и пр.). Хорошо, если директор убедительно расскажет о пользе этого проекта для детей или представит красочную презентацию. Можно предложить софинансирование, когда свою часть денег вносят все участники процесса: родители, школа, привлеченный спонсор (например, юрлицо). Эффективно действует проявление публичной благодарности в адрес благотворителей: скажем, можно сделать наклейки («Покупку этого принтера/проектора/МФУ спонсировали родители такого-то класса») или таблички («Кабинет отремонтирован на средства такого-то класса»).

Кстати

Есть еще один вариант добровольных пожертвований – краудфандинг (от англ. crowd – «толпа» и funding – «финансирование»), то есть буквально «народное финансирование». Это сбор средств на благие цели через специальные сайты, в котором может участвовать любой желающий. Краудфандинговые платформы, где собирают деньги на образовательные цели, гораздо популярнее на Западе, чем в России. Скажем, в США работает DonorsChoose.org, предназначенная для помощи американским учителям. Они всегда могут разместить здесь заявку типа: «Моим ученикам нужны компьютерные мыши и принтер». Основные спонсоры – крупные корпорации. Другая популярная платформа – Wishbone.org. Она создана учительницей из Лос-Анджелеса Бет Шмидт ради сбора средств на летние образовательные программы для способных детей из малоимущих семей. За шесть лет сайт оплатил обучение около 2 200 школьников. 

В нашей стране одно время функционировал сайт «Мой учитель», ориентированный на финансовую поддержку педагогических инициатив. Просуществовала платформа недолго и на данный момент уже закрыта. 

Мнение родителей

Александра Иванцова, мама шестиклассницы:

- Мой ребенок учится в обычной городской школе – не в гимназии, не в лицее. И мы еще ни разу не пожалели об этом. Знакомые рассказывают, что чем элитнее школа, тем больше там берут с родителей. И на ремонт, и на подарки, и на праздники – на все. Мы, конечно, тоже сдаем. Но ведь есть разница, когда приходишь на собрание с 500 рублями, а когда – с двумя-тремя тысячами. А собрания ведь каждую четверть! В нашем классе есть три семьи, которые почти никогда не сдают деньги на нужды класса. Там матери-одиночки, мало зарабатывают. Мы из этого трагедии не делаем: не могут, и ладно. Закупаем на всех. Всеми деньгами распоряжается родительский комитет, а не учитель или директор. Считаю, что это правильно. Государство все равно не дает денег столько, сколько нужно, поэтому родители должны помогать. 

Анна Горюнова, мама восьмиклассника:

- Деньги на покупку оргтехники не сдавала принципиально. На новые крючки в раздевалке, шторы в классе, кресла для актового зала и подобные траты смотрю отрицательно. В городском комитете по образованию сказали, что на ремонт и прочее школам деньги все-таки выделяются. Почему я должна вникать в проблему, сколько денег выделено и сколько ушло на это на самом деле? Я на работе не посвящаю клиентов в трудности учреждения, в котором работаю. Мы платим налоги, чтобы оплачивать образовательные услуги, предоставляемые государством нашим детям. Если я посчитаю, что ребенку будет лучше в другой, платной, школе – я его туда переведу, но буду знать, за что плачу свои кровные… На подарки у нас собирают умопомрачительные суммы. Я не сдавала, но если мне нравилось отношение учителя к работе, от чистого сердца делала ему подарок: милый, но ни в коем случае не дорогой, чтобы не было похоже на взятку. Сейчас ребенок на домашнем обучении, поэтому такие проблемы больше не возникают.

Алексей Василевский, многодетный отец:

- Я никогда не отказываюсь сдавать деньги в школе и в садике, хотя платить сразу за троих приходится. Делаю обычно это раньше других родителей, но не считаю такую практику нормальной. Это унизительно как для педагогов, так и для родителей.

Евгения Ливанова, мама двоих детей:

- Всегда отказывалась от работы в различных родительских комитетах: и с первым ребенком, и со вторым. Потому что это и ответственность, и большие временные затраты, и необходимость уговаривать как учителя, так и других родителей. Я всегда была благодарна тем, кто все-таки соглашался взвалить на себя эту неблагодарную работу – людей, как правило, ответственных и неравнодушных. И требуемые суммы старались с мужем сдавать всегда, несмотря на послеотпускные финансовые трудности. Ведь если бы не родительская поддержка, многие школы остались бы в прошлом веке в смысле оснащения и благоустройства. 

Мнение педагогов

Директор школы Галина Стрелкова:

- Профессию учителя я выбрала осознанно в 1981 году. И до недавнего времени ее любила. Мне нравилось в ней все: и дети, которых я учила, и учительский коллектив, и даже общение с родителями – разными, порой сложными. Став администратором в 1997 году, частично поменяла свое отношение к участникам образовательного процесса, но еще продолжала верить в то, что от меня зависит образование детей. Профессия продолжала мне нравиться. С самого начала своей административной работы мы просили родителей оказать помощь в ремонте. Не злоупотребляли: просили на краску, обои и так, по мелочам. И вот с директорским и жизненным опытом пришли реалии сегодняшнего дня. И я превратилась в попрошайку: «Родители, дайте на ремонт, на стенд, помогите выполнить план по сбору вторсырья, запишите ребенка в платный кружок!» Вы думаете, что мне все это нравится? Я ведь тоже мать троих детей, а это значит, трем классам я оказывала помощь.

Учитель начальных классов Анастасия Тенберг:

- Ни в одном протоколе родительского собрания не должно прозвучать, что вы собираете деньги. Этим занимается только родительский комитет. И если мамы и папы решили приобрести шкаф для кабинета, то они его покупают и передают на баланс школы – оформляется это как спонсорская помощь. И под этим заявлением должны быть подписи абсолютно всех родителей класса, чтобы никто не пошел в прокуратуру и не сказал, что с него вытрясли деньги. Такое тоже бывает, к сожалению. 

Если кто-то не сдает деньги на учебники, нужно обратиться к директору, в библиотеку или… купить самой. В нашей школе в такой ситуации виноват оказался учитель, хотя администрация знала о проблеме. Учительницу лишили доплат и объявили выговор.

Мне самой когда-то объявляли устный выговор за то, что перед поездкой на экскурсию писала детям в дневниках: «Уважаемые родители! Прошу дать ребенку с собой проездной на метро или два жетона (56 рублей)». Меня обвинили, что я вымогаю деньги! А как я повезу детей? Весь класс за мой счет? Закончилось тем, что я перед каждой поездкой обзванивала родителей, так как на SMS, как правило, никто даже не отвечает.

Директор интерната Александр Горбунов: 

- Школам уже запрещено законом собирать с родителей деньги. Государство обязуется финансировать школы. Но в основной массе директора собирают с родителей пожертвования только потому, что средств элементарно не хватает. Директор как нормальный руководитель видит, что сегодня в школе нужно сделать такие-то работы, причем срочно. Иначе завтра будет поздно и придется уже восстанавливать, а не просто заниматься косметическим ремонтом. Отсюда все эти поборы и пожертвования. 

У нас уже лет пятнадцать кабинеты к новому учебному году готовят родители. Сами все делают: белят, красят, моют окна. Надо если краску купить – обговорят на родительском собрании, скинутся и купят. Я давно учителям сказал: к этим деньгам не прикасаться! Все решает родительский комитет.

Конечно, администрация района разовую помощь нам оказывает. Но когда дефицит районного бюджета достигает 80 %, постоянных дотаций ждать не приходится… В нашем селе предпринимателей-спонсоров нет – только в райцентре. Да, я все равно хожу и прошу, кое-что иногда дают. Но очень немного. В общем-то, никто не отказывает! Другое дело, что возможности у людей нет.

Читайте также
Комментарии (1)