Как музыкальные занятия влияют на интеллект ребенка

Wed Dec 26 2018 13:05:00 GMT+0000 (GMT)
5 0

Часто родители считают, что занятия музыкой не особенно важны для ребенка, если он не будет профессиональным музыкантом. Но ученые призывают все же знакомить своих детей с миром звуков и гармоний. Как показывают результаты последних исследований, музицирование повышает IQ и уровень грамотности, улучшает память и внимание, активизирует креативное мышление и воображение. Ученики музыкальных классов в сравнении со своими сверстниками более успешны в изучении иностранного языка, меньше тревожатся и умеют управлять своими эмоциями. Но чтобы ощутить воздействие всех этих полезных свойств музыки, заниматься ей нужно с увлечением и удовольствием. 

Уроки музыки улучшают успеваемость

Свой вклад в дискуссию о пользе уроков музыки решили внести голландские ученые. В университете VU University Amsterdam (Амстердамский свободный университет) было проведено долгосрочное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience. «Несмотря на то, что музыка оказывает благотворное влияние на познание, этот предмет исчезает из учебных программ», – говорит Артур Яшке из университета в Амстердаме, ведущий специалист исследования. «Это побудило нас инициировать долгосрочное изучение возможного воздействия музыкального образования на познавательные навыки, которые могут лежать в основе успеваемости», – говорит он. В эксперименте приняли участие 147 детей из разных голландских школ. К их учебной программе начальной школы были добавлены и музыкальные занятия.  

Через 2,5 года оценивалась успеваемость детей, а также различные познавательные навыки. Исследователи обнаружили, что дети, в программе у которых были уроки музыки, стали учиться намного лучше по сравнению с другими учениками. Они показали прекрасные результаты в способности запоминать информацию, рассуждать и формулировать мысли, планировать, организовывать и выполнять задания, а также контролировать эмоции. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что познавательные навыки, которые ребенок приобретает на музыкальных занятиях, переходят и на другие предметы, не связанные с музыкальной деятельностью.  

Дополнительное доказательство пользы уроков музыки для развития когнитивных способностей предоставили ученые из Лондона. Они выяснили, что показатели по математике, чтению и письму у детей, которые посещали уроки музыки, улучшилась на 10–18 процентов по сравнению с немузыкальными классами.  

Многие, наверное, знакомы с теорией о том, что произведения Моцарта повышают интеллект. Но дело здесь не только в музыке Моцарта. Психолог из Университета Торонто Гленн Шелленберг на конференции в Институте мозга в Мельбурне представил данные о том, что уроки музыки повышают IQ. В своем исследовании в течение одного года он тестировал четыре группы первоклассников. В первой дети учились играть на пианино, во второй пели, в третьей получали уроки актерского мастерства, в четвертой не посещали никаких творческих занятий. В конце учебного года уровень IQ вырос у всех детей неодинаково. Самый маленький прирост оказался у группы без творческих предметов – балл вырос на 3,9 пункта, а самый высокий в вокальной группе – на 7,6 пункта.  

Занятия музыкой помогают изучать языки

Современные родители хотят как можно раньше научить ребенка иностранному языку. А между тем, его изучение будет намного эффективнее для ученика, знакомого со строением речи музыкальной. Занятия музыкой развивают слух и повышают умение различать оттенки разных тембров и высот. То же самое требуется и при изучении другого языка: мы должны четко слышать звуки речи и чувствовать ее интонацию.  

Музыка и речь имеют очень много общего, считает нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. «Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно… Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые... Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь… Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая и изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет».  

Это мнение подтверждает и исследование, проведенное в Северо-Западном университете (США). Его результаты показали, что музыкальные упражнения могут оттачивать развитие мозга, улучшать языковые навыки и грамотность даже в подростковом возрасте. В течение трех лет специалисты отслеживали успеваемость 40 учеников средней школы. Половина из них посещала уроки музыки, а другая половина проводила это время в спортивном зале. В итоге успехи в языковых предметах были отмечены у всех учеников, но большего достигли те, кто занимался в музыкальных классах. Записи мозговой активности показали у этих подростков более быструю реакцию на звук и большую чувствительность к его деталям. 

Музыка стимулирует нестандартное мышление 

Сегодня многие крупные корпорации тратят огромные средства и время на то, чтобы повысить оригинальность мышления своих сотрудников. Важно быть не только компетентным специалистом в определенной области. Нужно уметь мыслить, выходя за рамки привычных стереотипов. Именно уроки музыки могут научить мозг, как находить новое и нестандартное решение проблем, считает канадский психолог Сильвен Морено. Такой вывод основан на исследовании с двумя группами детей. Первая группа участвовала в 40-часовой программе музыкальной подготовки, где дети пели, слушали музыку и занимались ритмическими упражнениями. Вторая проходила программу художественного развития. Затем дети из обеих групп прошли тестирование. Оказалось, что ученики музыкального класса лучше справлялись с заданиями на концентрацию, внимание, запоминание и быстрее осваивали новую информацию, чем участники арт-группы. 

Нет сомнений, что творческие предметы закладывают фундамент нестандартного мышления. Возможно, именно уроки музыки помогут будущему ученому раскрыть тайну клетки или придумать более эффективные микрочипы. Так, физик-теоретик, автор теории относительности Альберт Эйнштейн большую часть своей жизни любил играть на скрипке. Он говорил, что музыкальные и научные идеи рождаются из одного источника и дополняют друг друга. Его старший сын вспоминал, что часто отец искал выход из тупиковых ситуаций с помощью музыки. Именно скрипичные этюды «возвращали ему душевное равновесие и способствовали анализу». Размышляя над какой-нибудь проблемой физики, Эйнштейн брал в руки скрипку и играл до тех пор, пока не останавливался со словами: «Я все понял!» В течение многих лет его излюбленным занятием была игра на рояле в четыре руки с матерью или младшей сестрой, а также сочинение вариаций на собственные музыкальные темы. Позже он говорил: «Такая импровизация столь же необходима для меня, как и работа. И то, и другое позволяет достичь независимости от окружающих». 

Творчество «влияет на внутреннюю жизнь и мышление человека, делая его совсем непохожим на стандартный образец бездумного специалиста. Многие известные ученые делают свою жизнь богаче за счет музыки, искусства и литературы. Ученый-химик, нобелевский лауреат Манфред Эйген играет в камерном оркестре, политик Юджин Маккарти пишет стихи… Крупный бизнесмен Роберт Гэлвин коллекционирует старинные морские карты и изучает конституционную историю. Такая широта интересов, выходящая далеко за границы профессиональной области, является одним из важнейших качеств, которые современное образование и общество могут изжить… Это вредно, и не только для души – за счет узкой специализации снижается вероятность возникновения творческих прорывов, которым предстоит обогатить нашу культуру», – считает  Михай Чиксентмихайи, американский профессор психологии. В течение 30 лет он изучал биографии известных ученых, политиков, бизнесменов, художников и музыкантов, чтобы понять, в чем секрет их успеха.  

Уроки музыки развивают творческое отношение к жизни

Занятия музыкой кажутся многим бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения пользы, которая не так очевидна, как от решения уравнений по математике. Но именно музыка поможет развить в ребенке творческое отношение к жизни. Ведь музыкальные занятия обращены не столько к знаниям, сколько к душе ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость. Удивительно, но часто люди живут в каком-то обезличенном потоке, не задумываясь о том, что они чувствуют и почему. Творческий человек всегда знает, зачем он делает ту или иную вещь, он тонко ощущает боль, скуку, радость, заинтересованность и другие эмоции. Это помогает сделать повседневную жизнь более интересной, эмоциональной и продуктивной.  

Неизвестно, чем будет заниматься ребенок в будущем, поэтому в начальной и средней школе он знакомится с разными областями науки и искусства, чтобы получить целостное представление о мире, в котором так много интересного. Попытаться разобраться в том, что в жизни нравится, а что не нравится. Никто, например, не сомневается в том, что важно знать творчество Пушкина или Шекспира. Музыка – это часть культуры, которую мы хотим передать ребенку. И было бы странно не использовать такой многообразный ресурс культуры из-за незнания, как он может повлиять на нашу жизнь.  

Как и в любой дисциплине, многое, конечно, зависит от преподавателя, который сможет в ярких красках представить этот удивительный «звучащий» мир и раскрыть в ребенке творческий потенциал. Ведь никакого развития когнитивных навыков не произойдет, если творческие занятия превратятся в скучные лекции и монотонные упражнения. Ребенок с радостью побежит на музыку, если он там будет петь, играть на музыкальных инструментах и сочинять свои музыкальные истории. Участвуя в творческом процессе, человек чувствует, что живет насыщеннее, чем в прочие моменты. У него пропадает страх перед ошибками, появляется ощущение внутренней свободы. И только таким образом музыка сделает мир ребенка ярче и поможет настроить мозг для будущих профессиональных достижений.  

 

Читайте также
Комментарии (0)

Как музыкальные занятия влияют на интеллект ребенка

5 0

Wed Dec 26 2018 13:05:00 GMT+0000 (GMT)

Ирина Ермолаева
Подписаться

Часто родители считают, что занятия музыкой не особенно важны для ребенка, если он не будет профессиональным музыкантом. Но ученые призывают все же знакомить своих детей с миром звуков и гармоний. Как показывают результаты последних исследований, музицирование повышает IQ и уровень грамотности, улучшает память и внимание, активизирует креативное мышление и воображение. Ученики музыкальных классов в сравнении со своими сверстниками более успешны в изучении иностранного языка, меньше тревожатся и умеют управлять своими эмоциями. Но чтобы ощутить воздействие всех этих полезных свойств музыки, заниматься ей нужно с увлечением и удовольствием. 

Уроки музыки улучшают успеваемость

Свой вклад в дискуссию о пользе уроков музыки решили внести голландские ученые. В университете VU University Amsterdam (Амстердамский свободный университет) было проведено долгосрочное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Frontiers in Neuroscience. «Несмотря на то, что музыка оказывает благотворное влияние на познание, этот предмет исчезает из учебных программ», – говорит Артур Яшке из университета в Амстердаме, ведущий специалист исследования. «Это побудило нас инициировать долгосрочное изучение возможного воздействия музыкального образования на познавательные навыки, которые могут лежать в основе успеваемости», – говорит он. В эксперименте приняли участие 147 детей из разных голландских школ. К их учебной программе начальной школы были добавлены и музыкальные занятия.  

Через 2,5 года оценивалась успеваемость детей, а также различные познавательные навыки. Исследователи обнаружили, что дети, в программе у которых были уроки музыки, стали учиться намного лучше по сравнению с другими учениками. Они показали прекрасные результаты в способности запоминать информацию, рассуждать и формулировать мысли, планировать, организовывать и выполнять задания, а также контролировать эмоции. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что познавательные навыки, которые ребенок приобретает на музыкальных занятиях, переходят и на другие предметы, не связанные с музыкальной деятельностью.  

Дополнительное доказательство пользы уроков музыки для развития когнитивных способностей предоставили ученые из Лондона. Они выяснили, что показатели по математике, чтению и письму у детей, которые посещали уроки музыки, улучшилась на 10–18 процентов по сравнению с немузыкальными классами.  

Многие, наверное, знакомы с теорией о том, что произведения Моцарта повышают интеллект. Но дело здесь не только в музыке Моцарта. Психолог из Университета Торонто Гленн Шелленберг на конференции в Институте мозга в Мельбурне представил данные о том, что уроки музыки повышают IQ. В своем исследовании в течение одного года он тестировал четыре группы первоклассников. В первой дети учились играть на пианино, во второй пели, в третьей получали уроки актерского мастерства, в четвертой не посещали никаких творческих занятий. В конце учебного года уровень IQ вырос у всех детей неодинаково. Самый маленький прирост оказался у группы без творческих предметов – балл вырос на 3,9 пункта, а самый высокий в вокальной группе – на 7,6 пункта.  

Занятия музыкой помогают изучать языки

Современные родители хотят как можно раньше научить ребенка иностранному языку. А между тем, его изучение будет намного эффективнее для ученика, знакомого со строением речи музыкальной. Занятия музыкой развивают слух и повышают умение различать оттенки разных тембров и высот. То же самое требуется и при изучении другого языка: мы должны четко слышать звуки речи и чувствовать ее интонацию.  

Музыка и речь имеют очень много общего, считает нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская. «Музыка влияет на мозг чрезвычайно сильно… Основные зоны, которые заняты обработкой музыки, находятся очень близко или совсем в тех же местах, где речевые... Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь… Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая и изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет».  

Это мнение подтверждает и исследование, проведенное в Северо-Западном университете (США). Его результаты показали, что музыкальные упражнения могут оттачивать развитие мозга, улучшать языковые навыки и грамотность даже в подростковом возрасте. В течение трех лет специалисты отслеживали успеваемость 40 учеников средней школы. Половина из них посещала уроки музыки, а другая половина проводила это время в спортивном зале. В итоге успехи в языковых предметах были отмечены у всех учеников, но большего достигли те, кто занимался в музыкальных классах. Записи мозговой активности показали у этих подростков более быструю реакцию на звук и большую чувствительность к его деталям. 

Музыка стимулирует нестандартное мышление 

Сегодня многие крупные корпорации тратят огромные средства и время на то, чтобы повысить оригинальность мышления своих сотрудников. Важно быть не только компетентным специалистом в определенной области. Нужно уметь мыслить, выходя за рамки привычных стереотипов. Именно уроки музыки могут научить мозг, как находить новое и нестандартное решение проблем, считает канадский психолог Сильвен Морено. Такой вывод основан на исследовании с двумя группами детей. Первая группа участвовала в 40-часовой программе музыкальной подготовки, где дети пели, слушали музыку и занимались ритмическими упражнениями. Вторая проходила программу художественного развития. Затем дети из обеих групп прошли тестирование. Оказалось, что ученики музыкального класса лучше справлялись с заданиями на концентрацию, внимание, запоминание и быстрее осваивали новую информацию, чем участники арт-группы. 

Нет сомнений, что творческие предметы закладывают фундамент нестандартного мышления. Возможно, именно уроки музыки помогут будущему ученому раскрыть тайну клетки или придумать более эффективные микрочипы. Так, физик-теоретик, автор теории относительности Альберт Эйнштейн большую часть своей жизни любил играть на скрипке. Он говорил, что музыкальные и научные идеи рождаются из одного источника и дополняют друг друга. Его старший сын вспоминал, что часто отец искал выход из тупиковых ситуаций с помощью музыки. Именно скрипичные этюды «возвращали ему душевное равновесие и способствовали анализу». Размышляя над какой-нибудь проблемой физики, Эйнштейн брал в руки скрипку и играл до тех пор, пока не останавливался со словами: «Я все понял!» В течение многих лет его излюбленным занятием была игра на рояле в четыре руки с матерью или младшей сестрой, а также сочинение вариаций на собственные музыкальные темы. Позже он говорил: «Такая импровизация столь же необходима для меня, как и работа. И то, и другое позволяет достичь независимости от окружающих». 

Творчество «влияет на внутреннюю жизнь и мышление человека, делая его совсем непохожим на стандартный образец бездумного специалиста. Многие известные ученые делают свою жизнь богаче за счет музыки, искусства и литературы. Ученый-химик, нобелевский лауреат Манфред Эйген играет в камерном оркестре, политик Юджин Маккарти пишет стихи… Крупный бизнесмен Роберт Гэлвин коллекционирует старинные морские карты и изучает конституционную историю. Такая широта интересов, выходящая далеко за границы профессиональной области, является одним из важнейших качеств, которые современное образование и общество могут изжить… Это вредно, и не только для души – за счет узкой специализации снижается вероятность возникновения творческих прорывов, которым предстоит обогатить нашу культуру», – считает  Михай Чиксентмихайи, американский профессор психологии. В течение 30 лет он изучал биографии известных ученых, политиков, бизнесменов, художников и музыкантов, чтобы понять, в чем секрет их успеха.  

Уроки музыки развивают творческое отношение к жизни

Занятия музыкой кажутся многим бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения пользы, которая не так очевидна, как от решения уравнений по математике. Но именно музыка поможет развить в ребенке творческое отношение к жизни. Ведь музыкальные занятия обращены не столько к знаниям, сколько к душе ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость. Удивительно, но часто люди живут в каком-то обезличенном потоке, не задумываясь о том, что они чувствуют и почему. Творческий человек всегда знает, зачем он делает ту или иную вещь, он тонко ощущает боль, скуку, радость, заинтересованность и другие эмоции. Это помогает сделать повседневную жизнь более интересной, эмоциональной и продуктивной.  

Неизвестно, чем будет заниматься ребенок в будущем, поэтому в начальной и средней школе он знакомится с разными областями науки и искусства, чтобы получить целостное представление о мире, в котором так много интересного. Попытаться разобраться в том, что в жизни нравится, а что не нравится. Никто, например, не сомневается в том, что важно знать творчество Пушкина или Шекспира. Музыка – это часть культуры, которую мы хотим передать ребенку. И было бы странно не использовать такой многообразный ресурс культуры из-за незнания, как он может повлиять на нашу жизнь.  

Как и в любой дисциплине, многое, конечно, зависит от преподавателя, который сможет в ярких красках представить этот удивительный «звучащий» мир и раскрыть в ребенке творческий потенциал. Ведь никакого развития когнитивных навыков не произойдет, если творческие занятия превратятся в скучные лекции и монотонные упражнения. Ребенок с радостью побежит на музыку, если он там будет петь, играть на музыкальных инструментах и сочинять свои музыкальные истории. Участвуя в творческом процессе, человек чувствует, что живет насыщеннее, чем в прочие моменты. У него пропадает страх перед ошибками, появляется ощущение внутренней свободы. И только таким образом музыка сделает мир ребенка ярче и поможет настроить мозг для будущих профессиональных достижений.  

 

Читайте также
Комментарии (0)