Фильм «География детства», или Маленькие герои большой страны



О любви к своей малой родине, культуре, обычаям, о взаимоотношениях со старшим поколением и сверстниками, о взрослении, дружбе, школе, самореализации, выборе профессии и жизненного пути рассказывают дети в новом документальном сериале Татьяны Мирошник «География детства». Буквально на днях прошли презентации первых двух серий – «Дети Бурятии» и «Дети Адыгеи». Вскоре будут готовы к показу еще две – «Дети Крыма» и «Дети Чувашии». А сегодня мы попросили Татьяну рассказать подробнее о проекте, о съемках и, конечно, о детях – главных героях фильма.

Татьяна Мирошник с детьми на съемках в Бурятии

Свой рассказ сценарист и режиссер документального сериала «География детства» Татьяна Мирошник начала с истории, подобных которой за время работы съемочной группы скопилось немало:

– У тебя есть мечта? 

Девочка задумывается. А учительница сзади шепчет: «Скажи: мир во всем мире». Девочка повторяет. Я расстраиваюсь и понимаю, что этот ответ пойдет в корзину. 

– Кем ты хочешь стать? 

– Я хотела играть на народных инструментах, но мама говорит, что лучше быть бухгалтером. 

Во втором случае нет рядом ни мамы, ни учительницы, но они присутствуют незримо. Они сделали выбор за своих детей. 

Татьяна, что самое сложное для режиссера-документалиста в работе с детьми? 

Сделать так, чтобы они высказывали свои мысли, а не штампы, которые зачастую им навязывают взрослые. Чтобы они раскрылись, забыли о камере и были естественны и органичны. Мы приезжали в каждую республику и просили детей рассказать о своей родине, о своих мечтах, взглядах и желаниях. Это было огромное количество встреч и задушевных бесед. Я сразу замечаю, когда взрослые настраивают детей. И тогда честно выслушиваю «домашние заготовки» – песни, правильные слова, чужие мысли. А потом стараюсь «просто поговорить». В итоге каждый из детей мог бы стать героем отдельного фильма. Увлекшись, они забывали про камеру и с удовольствием рассказывали о своей жизни, показывали, как готовить национальные блюда, ездить на лошади, вышивать узоры или вырезать по дереву. 

Фото со съемок серии «Дети Бурятии»

Почему так важно было разговорить детей? 

Мы стремились сделать «портреты» республик, «нарисованные» самими детьми. Именно таким задумывался проект. Съемочная группа общественной организации «Лига юных журналистов» при поддержке Института развития Интернета (ИРИ) посетила четыре уникальных республики нашей страны и попросила живущих там детей рассказать о своей малой родине, о традициях, обычаях, языке и даже национальной кухне. Важным было разговорить детей для получения не шаблонных ответов, заученных по шпаргалкам, а искренних непредвзятых рассказов, идущих от сердца и передающих уникальное детское восприятие своей родины. 

Фото со съемок серии «Дети Бурятии»

Можно сказать, что получилась объективная картина? 

И да, и нет. Реальность в кино не может быть объективной. Даже при том, что в фильме вообще нет закадрового голоса, кроме первой минуты. Говорят, показывают и рассказывают дети. Но монтировали историю взрослые. Правда, снимали и монтировали мы с большой любовью к нашим героям и большим уважением к их точкам зрения, поэтому фильмы получились искренние, светлые и теплые. 

Фото со съемок серии «Дети Бурятии»

Чем отличаются дети одной республики от другой? 

Этот вопрос мы задавали детям. И услышали много разных вариантов. Вы увидите их в фильмах. В Бурятии дети очень светлые, спокойные и рассудительные, в Адыгее – активные и танцующие, мечтающие стать в основном врачами и юристами. В Крыму дети загорелые снаружи и добрые внутри. В Чувашии любят писать стихи и гулять на заливе. 

Все подростки серьезно задумываются о будущем. Все уважительно относятся к мнению родителей. Некоторым детям кажется, что если они сделают так, как скажут старшие, то этим выразят им свое почтение. Поэтому в каждой республике мы встречали чудесных танцоров, которые собираются стать экономистами по воле родителей. Или певцов, вынужденных стать врачами, потому что надо продолжать династию. Но были и те, кому родители не определяли заранее дорогу в будущее, а позволили самим выбирать свой путь. 

Интересно, что многие подростки на вопрос о мечте отвечали: сдать ЕГЭ и поступить. И от этого становилось немного страшно. Как много, оказывается, значат оценки для них, их родственников и учителей. 

Спрашиваю: «А если не поступишь?» Ответа у большинства нет. Они не готовы к поражению, а значит, подвержены сильному стрессу в случае плохой оценки на экзамене. 

Самый сложный вопрос звучал так: «Что бы ты сделал, если бы стал главой республики?» Ответы были разные: от «прогнал бы коронавирус» до «решил бы экологические проблемы региона».

Фото со съемок серии «Дети Адыгеи»

Уже состоялись презентации первых двух серий. Какой была реакция зрителей? 

Мой знакомый после просмотра первой серии написал: «Посмотрел и задумался о том, как я сам живу и какие ценности транслирую детям».

Как мы и планировали, фильм получился для семейного просмотра. И каждое поколение находит в нем что-то свое. Старшие радуются, что есть, кому передать свои знания и умения. Младшие – что они попали в настоящее кино и их мнения важны. 

Фото со съемок серии «Дети Адыгеи»

Мы получили много положительных отзывов, но некоторые зрители посчитали, что мы все показали «очень красиво». А где же проблемы с Байкалом, нищетой стариков и безнадежностью молодых? Так вот отвечаю: такие проблемы можно найти в каждой республике – их показывают по телевизору, о них пишут в Сети. О плохом почему-то всегда есть, кому написать, однако очень нелегко показать хорошее, да так, чтобы было интересно, познавательно и цепляло. Наша задача состояла в том, чтобы дети самостоятельно и честно представили свои республики. А говорили они в основном только о хорошем. 

25 октября вышел фильм «Дети Бурятии», 1 ноября – «Дети Адыгеи», 8 ноября можно будет посмотреть «Дети Крыма» и спустя неделю, 15-го – «Дети Чувашии».

Фото со съемок серии «Дети Адыгеи»

Что лично вам дал опыт съемок этого сериала? 

При его создании мне пригодились почти все грани моего прошлого опыта – сценарная, режиссерская, педагогическая, психологическая и даже материнская. А еще это был динамичный и напряженный марафон, который я готова с удовольствием продолжить. И снять фильмы об удивительном мире детей других республик. Мечтаю поехать в Якутию и на Дальний Восток. 

Я познакомилась с интересными детьми, узнала, чем живут и о чем мечтают подростки в разных республиках. Я им очень благодарна за искренность и смелость, за доверие и сотрудничество. В очередной раз убедилась, как много зависит от отношения и жизненной позиции. Есть много позитивных подростков, у которых большие планы. И я очень хочу, чтобы все они сбылись!

Хочу, чтобы находящиеся рядом с подростками взрослые верили и доверяли им. Давали возможность воплощать мечты – самостоятельно выбирать профессию и жизненный путь.

Съемочная группа с национальным бурятским ансамблем

Иллюстрации предоставлены Татьяной Мирошник.

к комментариям


Читайте также

Комментарии (0)