Чем вальдорфская педагогика отличается от традиционной

2019-07-10T15:11:46.287Z
5 0

В 2019 году исполняется 100 лет со дня основания первой вальдорфской школы. Сегодня вальдорфская педагогика – одна из самых популярных альтернативных педагогических систем в мире. Мы расскажем о том, что лежит в ее основе и чем ее принципы отличаются от принципов традиционной педагогики.

Рудольф Штайнер и первая вальдорфская школа

Вальдорфская педагогика зародилась в Германии. Основатель движения Рудольф Штайнер известен не только как философ и педагог, но и как эзотерик. Один из самых известных его трудов – антропософия, религиозно-мистическое учение. Штайнер считал, что его концепция – единственно верная, истинная, а остальные положения об устройстве мира ошибочны.

В кризисный для Европы период по окончании Первой мировой войны главы правительств европейский стран не восприняли всерьез антропософские идеи, и ему ничего не оставалось, как переориентироваться на образовательные учреждения для продвижения своих идей. Так появилась вальдорфская педагогика. 

В 1919 году Штайнер опубликовал «Воззвание к немецкому народу и культурному миру» и «Ключевые моменты социального вопроса в условиях современной жизни и в будущем» и начал выступать с лекциями, в которых затрагивал и педагогические проблемы. А вскоре по просьбе директора сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиля Мольта он взял на себя руководство школой для детей рабочих, которую на свои средства открыл Мольт в Штутгарте. Штайнер лично готовил учителей, читал лекции для родителей и публики. Его идеи приобрели популярность, и школы, названные вальдорфскими, начали открываться не только в других немецких городах, но и за рубежом.

Вальдорфская педагогика в мире

Штайнер скончался в 1925 году, а с приходом к власти нацистов созданные им школы стали закрывать. Однако за пределами Германии популярность движения только росла, и к началу девяностых в мире действовало около 500 вальдорфских школ.

Примерно в это же время они появились и в России. В 1989-м открылась первая вальдорфская группа детского сада, в 1992-м − первая школа. К 2018 году в России насчитывалось 19 общеобразовательных вальдорфских школ, в которых обучались 2 500 учеников. Находились школы в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре и Ярославле. Что касается детских садов и дошкольных студий, то в прошлом году таких учреждений было 70 и 30, соответственно. 

В 1995 году в России появилась Ассоциация вальдорфских школ, куда вошли как государственные школы, так и автономные некоммерческие организации, использовавшие принципы вальдорфской педагогики. Ассоциация проводит мероприятия для учителей, школьников и родителей. У детских садов тоже есть свое объединение – «Содружество вальдорфских школ».

Сегодня в мире более тысячи школ и почти две тысячи детских садов, взявших за основу педагогику Штайнера. Кроме этого, по разработанным им методикам работают детские дома и лечебно-педагогические учреждения, а отдельные элементы вальдорфской педагогики применяются и в «невальдорфских» школах и при домашнем обучении. Отметим, само название «вальдорфская школа» является торговой маркой, и не все учебные заведения, использующие принципы педагогики Штайнера, могут его носить.

Теоретические основы вальдорфской педагогики

Современные сторонники вальдорфской педагогики подчеркивают, что антропософия не преподается детям ни в каком виде – ни как религиозное учение, ни как академическая дисциплина. Однако сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих. 

В вальдорфских школах нет учебников. Носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Педагоги в подобных школах в большем своем числе – убежденные антропософы. Они считают, что их главная миссия – передать идеи Штайнера людям и сделать так, чтобы учащиеся приняли его учение об устройстве мира как единственно верное.

В то же время, если не учитывать философско-религиозные аспекты, можно сказать, что ориентация на гармоническое развитие ребенка, на его собственные способности позволяет отнести вальдорфскую педагогику к гуманистической парадигме в образовании. Исследователи указывают на близость педагогики Штайнера к идеям Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других авторов.

Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности, и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на развитие интеллектуальное.

Особая роль учителя

Конкретные отличия вальдорфской школы от традиционной диктуются сказанным выше. Получение знаний – не единственная и даже не главная цель обучения. Не меньшее значение имеют физическое и эмоциональное развитие, воспитание воли и нравственных качеств: доверия, сочувствия и т. д.

Обучение в вальдорфских школах ведется по принципу преемственности. Первые семь лет все занятия ведет только «классный учитель», который отвечает за всестороннее развитие детей. Он может корректировать учебный план, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка. Такая работа требует от педагогов серьезной подготовки. В то же время очень важны личные качества учителя (то есть, по словам Штайнера, его способность проникнуть в душу ребенка и установить с ним прочную личностную связь), педагогический талант, чуткость и непредвзятость. 

Учитель в вальдорфских школах – наставник. Педагог ежедневно находится рядом с детьми, и его авторитет для них неоспорим. Не исключено, что мировоззрение учеников формируется под воздействием того, что им говорит именно он, а не родители и другие взрослые.

Преподавание «эпохами» и  повышенное внимание к практическим занятиям

Другое принципиальное отличие вальдорфской школы от обычной школы в том, что учебные дисциплины, которые считаются основными, преподаются «эпохами». Это значит, что несколько недель подряд полуторачасовое занятие, или «главный урок», посвящается одному и тому же предмету и одной и той же теме. Согласно Штайнеру, такая концентрация на предмете помогает ученикам осознать цели изучения материала и лучше его усвоить. Так преподаются родной язык, математика, история, естественные науки.

После главного урока, который проходит первым, начинаются занятия по предметам: иностранные языки (школьники изучают два иностранных языка с самого начала), музыка, живопись, эвритмия и другие. Отметим, что эвритмию, своеобразное сочетание пантомимы или танца с музыкой или декламацией, разработал сам Штайнер.

В послеобеденное время учащиеся занимаются ручным трудом: ремеслом и садоводством. Предполагается, что такой порядок проведения занятий соответствует естественному для ребенка дневному ритму.

Изучение главных предметов на этапе детства, то есть первые семь лет, может идти почти без учебников. Их заменяют устный рассказ учителя и работа в тетради: учащиеся делают заметки, пишут под диктовку, рисуют иллюстрации. Параллельно используются атласы и словари. Позже начинается чтение специальной литературы, которую учитель рекомендует каждому индивидуально. Нет в вальдорфских школах не только учебников, но и современной техники.

Также на последнем этапе обучения в  школах проходит практика – производственная, социальная (в больницах, домах престарелых и т. д.), языковая.

Оценки

Оценок до перехода в старшие классы не ставят. Выполненные работы учитель анализирует, указывая на сильные и слабые стороны, а в конце четверти или года выдает учащимся подробные письменные характеристики.Оценки выставляются, только если ребенок переходит из вальдорфской школы в обычную. Считается, что нормальному развитию ребенка одинаково мешает и страх перед двойкой, и жажда похвалы. Соревновательные элементы сознательно изгоняются из учебного процесса. Традиционная же педагогика рассматривает соревнование как стимулирующий фактор, который помогает добиваться успехов в учебе и закаляет волю, эксплуатируя естественную склонность человека к соперничеству.

Религиозное воспитание в вальдорфских школах

Религиозное воспитание в вальдорфских школах все же ведется. Сам Штайнер полагал, что такие занятия должен проводить представитель той конфессии, к которой принадлежат семьи учеников, то есть католический священник или протестантский пастор. А для детей, чьи родители не относят себя ни к какой конфессии, был разработан курс «свободного христианского воспитания», цель которого – внушить ученикам чувство благодарности Творцу и благоговения перед творением.

При этом многие учителя вальдорфских школ − убежденные антропософисты. Трудно представить, что их взгляды не будут влиять на учебный процесс. Дети видят в своем учителе наставника и верят ему, а ведь он целых семь лет остается для них главным и единственным проводником в мир знаний. Конечно, хороший педагог не станет злоупотреблять своим авторитетом, но не будем забывать, насколько сильна вера этих учителей в идеологию Штайнера и в то, что им выпала огромная честь нести ее в массы через обучение. Кстати, некоторые авторы утверждают, что в вальдорфских школах из образовательного процесса исключают почти все, что противоречит доктринам антропософизма.

Критика

Педагогику Штайнера критикуют прежде всего за связь с его эзотерическими взглядами. Ключевые антропософские идеи – сверхчувственное, «духовное» познание мира, божественная человеческая сущность, реинкарнация и т. д. – вряд ли вызовут сочувствие у неподготовленных родителей, будь то ортодоксальные христиане или просто люди, далекие от религии.

Подвергается критике и уровень знаний, который можно получить в такой школе. Во-первых, вальдорфская педагогика подразумевает, что весь учебный процесс подстраивается под нужды ученика, который развивается в естественном для себя темпе. Не приведет ли отсутствие запретов и понуждений к тому, что ребенок окажется далеко позади своих сверстников из обычных школ – с жестким учебным планом, конкуренцией и риском остаться на второй год из-за двоек?

Интеллектуальное развитие, согласно Штайнеру, происходит в период с 14 до 21 года. Поэтому преподавание главных предметов ведется так, что на предыдущих этапах «вальдорфские» дети серьезно отстают от ровесников. Например, до третьего класса они учатся писать только печатными буквами. Поэтому даже после первого года обучения покинуть вальдорфскую школу и перейти в обычную без очень серьезных усилий не получится. Точно так же не стоит менять обычную школу на вальдорфскую: ребенок, который уже привык к оценкам, воспримет их отсутствие как разрешение «расслабиться». Однако сторонники вальдорфских школ  утверждают, что в старших классах разница нивелируется и выпускники демонстрируют хорошие академические результаты. 

Наконец, некоторым родителям вальдорфское движение напоминает секту: из жизни ребенка требуют исключить компьютер, интернет и телевидение, как и магазинные игрушки (предполагается, что ребенок должен играть только с теми игрушками, которые изготовил сам из подручных материалов). С одной стороны, такие требования настораживают, с другой – их довольно сложно выполнить. Как сложно и объяснить ребенку, почему в школе он живет по одним правилам, а дома – по другим.

Подводим итоги

Вальдорфская педагогика «в чистом виде» подходит для тех, кто полностью разделяет лежащие в ее основе взгляды и принципы, уверен в своем выборе и готов передать ребенка на попечение школы на весь период обучения. Иногда это приносит неплохие результаты, ведь сторонники этой системы стараются бороться с рутиной и собирать в стенах школ по-настоящему талантливых и увлеченных педагогов. Однако эти качества, как и любовь к детям, будут работать независимо от того, используются на уроках интернет и гаджеты или поделки из веточек и рукописные рабочие тетради.


Читайте также
Комментарии (0)
2019-07-10T15:11:46.287Z
5 0

Чем вальдорфская педагогика отличается от традиционной


В 2019 году исполняется 100 лет со дня основания первой вальдорфской школы. Сегодня вальдорфская педагогика – одна из самых популярных альтернативных педагогических систем в мире. Мы расскажем о том, что лежит в ее основе и чем ее принципы отличаются от принципов традиционной педагогики.

Рудольф Штайнер и первая вальдорфская школа

Вальдорфская педагогика зародилась в Германии. Основатель движения Рудольф Штайнер известен не только как философ и педагог, но и как эзотерик. Один из самых известных его трудов – антропософия, религиозно-мистическое учение. Штайнер считал, что его концепция – единственно верная, истинная, а остальные положения об устройстве мира ошибочны.

В кризисный для Европы период по окончании Первой мировой войны главы правительств европейский стран не восприняли всерьез антропософские идеи, и ему ничего не оставалось, как переориентироваться на образовательные учреждения для продвижения своих идей. Так появилась вальдорфская педагогика. 

В 1919 году Штайнер опубликовал «Воззвание к немецкому народу и культурному миру» и «Ключевые моменты социального вопроса в условиях современной жизни и в будущем» и начал выступать с лекциями, в которых затрагивал и педагогические проблемы. А вскоре по просьбе директора сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» Эмиля Мольта он взял на себя руководство школой для детей рабочих, которую на свои средства открыл Мольт в Штутгарте. Штайнер лично готовил учителей, читал лекции для родителей и публики. Его идеи приобрели популярность, и школы, названные вальдорфскими, начали открываться не только в других немецких городах, но и за рубежом.

Вальдорфская педагогика в мире

Штайнер скончался в 1925 году, а с приходом к власти нацистов созданные им школы стали закрывать. Однако за пределами Германии популярность движения только росла, и к началу девяностых в мире действовало около 500 вальдорфских школ.

Примерно в это же время они появились и в России. В 1989-м открылась первая вальдорфская группа детского сада, в 1992-м − первая школа. К 2018 году в России насчитывалось 19 общеобразовательных вальдорфских школ, в которых обучались 2 500 учеников. Находились школы в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре и Ярославле. Что касается детских садов и дошкольных студий, то в прошлом году таких учреждений было 70 и 30, соответственно. 

В 1995 году в России появилась Ассоциация вальдорфских школ, куда вошли как государственные школы, так и автономные некоммерческие организации, использовавшие принципы вальдорфской педагогики. Ассоциация проводит мероприятия для учителей, школьников и родителей. У детских садов тоже есть свое объединение – «Содружество вальдорфских школ».

Сегодня в мире более тысячи школ и почти две тысячи детских садов, взявших за основу педагогику Штайнера. Кроме этого, по разработанным им методикам работают детские дома и лечебно-педагогические учреждения, а отдельные элементы вальдорфской педагогики применяются и в «невальдорфских» школах и при домашнем обучении. Отметим, само название «вальдорфская школа» является торговой маркой, и не все учебные заведения, использующие принципы педагогики Штайнера, могут его носить.

Теоретические основы вальдорфской педагогики

Современные сторонники вальдорфской педагогики подчеркивают, что антропософия не преподается детям ни в каком виде – ни как религиозное учение, ни как академическая дисциплина. Однако сами принципы педагогики Штайнера исходят из антропософских предпосылок. Главная из них – представление о человеческой сущности как о единстве духа (мысли), души (эмоциональной сферы) и тела. Задача педагогики – развитие все трех составляющих. 

В вальдорфских школах нет учебников. Носителем знаний является учитель, который искренне верит, что ему выпала честь транслировать передовое научное знание. Педагоги в подобных школах в большем своем числе – убежденные антропософы. Они считают, что их главная миссия – передать идеи Штайнера людям и сделать так, чтобы учащиеся приняли его учение об устройстве мира как единственно верное.

В то же время, если не учитывать философско-религиозные аспекты, можно сказать, что ориентация на гармоническое развитие ребенка, на его собственные способности позволяет отнести вальдорфскую педагогику к гуманистической парадигме в образовании. Исследователи указывают на близость педагогики Штайнера к идеям Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и других авторов.

Еще один принцип вальдорфской школы предполагает поэтапное развитие ребенка. В период раннего детства, то есть до семи лет, согласно Штайнеру, упор делается на физическое развитие, в период детства (с семи до четырнадцати) – на развитие эмоциональности, и только на этапе отрочества и юности (до двадцати одного года) – на развитие интеллектуальное.

Особая роль учителя

Конкретные отличия вальдорфской школы от традиционной диктуются сказанным выше. Получение знаний – не единственная и даже не главная цель обучения. Не меньшее значение имеют физическое и эмоциональное развитие, воспитание воли и нравственных качеств: доверия, сочувствия и т. д.

Обучение в вальдорфских школах ведется по принципу преемственности. Первые семь лет все занятия ведет только «классный учитель», который отвечает за всестороннее развитие детей. Он может корректировать учебный план, ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка. Такая работа требует от педагогов серьезной подготовки. В то же время очень важны личные качества учителя (то есть, по словам Штайнера, его способность проникнуть в душу ребенка и установить с ним прочную личностную связь), педагогический талант, чуткость и непредвзятость. 

Учитель в вальдорфских школах – наставник. Педагог ежедневно находится рядом с детьми, и его авторитет для них неоспорим. Не исключено, что мировоззрение учеников формируется под воздействием того, что им говорит именно он, а не родители и другие взрослые.

Преподавание «эпохами» и  повышенное внимание к практическим занятиям

Другое принципиальное отличие вальдорфской школы от обычной школы в том, что учебные дисциплины, которые считаются основными, преподаются «эпохами». Это значит, что несколько недель подряд полуторачасовое занятие, или «главный урок», посвящается одному и тому же предмету и одной и той же теме. Согласно Штайнеру, такая концентрация на предмете помогает ученикам осознать цели изучения материала и лучше его усвоить. Так преподаются родной язык, математика, история, естественные науки.

После главного урока, который проходит первым, начинаются занятия по предметам: иностранные языки (школьники изучают два иностранных языка с самого начала), музыка, живопись, эвритмия и другие. Отметим, что эвритмию, своеобразное сочетание пантомимы или танца с музыкой или декламацией, разработал сам Штайнер.

В послеобеденное время учащиеся занимаются ручным трудом: ремеслом и садоводством. Предполагается, что такой порядок проведения занятий соответствует естественному для ребенка дневному ритму.

Изучение главных предметов на этапе детства, то есть первые семь лет, может идти почти без учебников. Их заменяют устный рассказ учителя и работа в тетради: учащиеся делают заметки, пишут под диктовку, рисуют иллюстрации. Параллельно используются атласы и словари. Позже начинается чтение специальной литературы, которую учитель рекомендует каждому индивидуально. Нет в вальдорфских школах не только учебников, но и современной техники.

Также на последнем этапе обучения в  школах проходит практика – производственная, социальная (в больницах, домах престарелых и т. д.), языковая.

Оценки

Оценок до перехода в старшие классы не ставят. Выполненные работы учитель анализирует, указывая на сильные и слабые стороны, а в конце четверти или года выдает учащимся подробные письменные характеристики.Оценки выставляются, только если ребенок переходит из вальдорфской школы в обычную. Считается, что нормальному развитию ребенка одинаково мешает и страх перед двойкой, и жажда похвалы. Соревновательные элементы сознательно изгоняются из учебного процесса. Традиционная же педагогика рассматривает соревнование как стимулирующий фактор, который помогает добиваться успехов в учебе и закаляет волю, эксплуатируя естественную склонность человека к соперничеству.

Религиозное воспитание в вальдорфских школах

Религиозное воспитание в вальдорфских школах все же ведется. Сам Штайнер полагал, что такие занятия должен проводить представитель той конфессии, к которой принадлежат семьи учеников, то есть католический священник или протестантский пастор. А для детей, чьи родители не относят себя ни к какой конфессии, был разработан курс «свободного христианского воспитания», цель которого – внушить ученикам чувство благодарности Творцу и благоговения перед творением.

При этом многие учителя вальдорфских школ − убежденные антропософисты. Трудно представить, что их взгляды не будут влиять на учебный процесс. Дети видят в своем учителе наставника и верят ему, а ведь он целых семь лет остается для них главным и единственным проводником в мир знаний. Конечно, хороший педагог не станет злоупотреблять своим авторитетом, но не будем забывать, насколько сильна вера этих учителей в идеологию Штайнера и в то, что им выпала огромная честь нести ее в массы через обучение. Кстати, некоторые авторы утверждают, что в вальдорфских школах из образовательного процесса исключают почти все, что противоречит доктринам антропософизма.

Критика

Педагогику Штайнера критикуют прежде всего за связь с его эзотерическими взглядами. Ключевые антропософские идеи – сверхчувственное, «духовное» познание мира, божественная человеческая сущность, реинкарнация и т. д. – вряд ли вызовут сочувствие у неподготовленных родителей, будь то ортодоксальные христиане или просто люди, далекие от религии.

Подвергается критике и уровень знаний, который можно получить в такой школе. Во-первых, вальдорфская педагогика подразумевает, что весь учебный процесс подстраивается под нужды ученика, который развивается в естественном для себя темпе. Не приведет ли отсутствие запретов и понуждений к тому, что ребенок окажется далеко позади своих сверстников из обычных школ – с жестким учебным планом, конкуренцией и риском остаться на второй год из-за двоек?

Интеллектуальное развитие, согласно Штайнеру, происходит в период с 14 до 21 года. Поэтому преподавание главных предметов ведется так, что на предыдущих этапах «вальдорфские» дети серьезно отстают от ровесников. Например, до третьего класса они учатся писать только печатными буквами. Поэтому даже после первого года обучения покинуть вальдорфскую школу и перейти в обычную без очень серьезных усилий не получится. Точно так же не стоит менять обычную школу на вальдорфскую: ребенок, который уже привык к оценкам, воспримет их отсутствие как разрешение «расслабиться». Однако сторонники вальдорфских школ  утверждают, что в старших классах разница нивелируется и выпускники демонстрируют хорошие академические результаты. 

Наконец, некоторым родителям вальдорфское движение напоминает секту: из жизни ребенка требуют исключить компьютер, интернет и телевидение, как и магазинные игрушки (предполагается, что ребенок должен играть только с теми игрушками, которые изготовил сам из подручных материалов). С одной стороны, такие требования настораживают, с другой – их довольно сложно выполнить. Как сложно и объяснить ребенку, почему в школе он живет по одним правилам, а дома – по другим.

Подводим итоги

Вальдорфская педагогика «в чистом виде» подходит для тех, кто полностью разделяет лежащие в ее основе взгляды и принципы, уверен в своем выборе и готов передать ребенка на попечение школы на весь период обучения. Иногда это приносит неплохие результаты, ведь сторонники этой системы стараются бороться с рутиной и собирать в стенах школ по-настоящему талантливых и увлеченных педагогов. Однако эти качества, как и любовь к детям, будут работать независимо от того, используются на уроках интернет и гаджеты или поделки из веточек и рукописные рабочие тетради.

Читайте также
Комментарии (0)