Связь времен. Жизнь выдающегося педагога Ефима Честнякова (Начало)

Thu Sep 27 2018 10:51:59 GMT+0000 (GMT)
4 0 109

Одним из выдающихся педагогов, посвятивших себя работе с детьми в нетрадиционных формах является костромской живописец Ефим Васильевич Честняков. Содержание, формы и методы работы Е.В.Честнякова с детьми и сегодня изучаются во всем мире. По мнению специалистов его методика проста и гениальна. В связи с этим мы считаем необходимым более подробно остановиться на ней.

Все, чем занимался Ефим Васильевич с детьми, существовало в тесной взаимосвязи, составляя последовательную систему воспитания гармоничного и всесторонне развитого человека. Общеизвестно, что педагоги всех времен и народов большое значение придавали комплексным занятиям. А Ефим Честняков разработал целую систему их проведения. Театр, созданный его руками признан уникальным не только художниками и педагогами, но и видными театральными режиссерами, такими как С.Образцов, М.Ульянов и многие другие. В его основе лежало умение художника видеть мир в движении, оживлять окружавшие его вещи, предметы быта, природу.

Продолжая лучшие российские педагогические традиции Е.В.Честняков, использовал личностно-ориентированный подход к своим воспитанникам. Содержание, формы и методы его работы интересны и нетрадиционны.

Какие задачи ставил перед собой Честняков?

Прежде всего — пробуждение в ребенке эмоций и фантазии. «Фантазия — она реальна, — пишет Ефим Васильевич в своем дневнике, — когда фантазия сказку рисует — это уже действительность. И жизнь будет именно такой, какой рисует ее наша фантазия. И между людьми разница большая. Гляди вперед и покажи свои грезы...и по красоте твоих грез ты займешь своеместо».   

Беспомощные, забитые крестьянские дети, подчас видевшие дома побои от нетрезвых отцов, тянулись к художнику и домой и в Детский Дом. Е.В.Честняков учил ребят преодолевать страх и робость, воспитывать в себе смелость, находчивость, доброту, любовь к природе, Родине, родному краю, уважение к старшим.

Одной из самых важных задач своей деятельности Честняков считал обучение ребят искусствам, музыке. Сделает дудочку или свистульку и выводит трели, как будто птички на веточке. Тут же и ребятам раздаст такие же. Большая птичка запевает, а маленькие откликаются. А тут кукушка прилетела и давай куковать. Заслушались ее птицы, а потом и сами стали подпевать. Так учил мастер музыкальной импровизации.

Детский сад Честнякова

Детский сад Честнякова был открыт в Шаблове 1 декабря 1920 года. Занятия детей, по началу, были простые: смотрели иллюстрированные книги, журналы, слушали сказки, перечитывали прочитанное, рисовали карандашами. Детские работы /листки и тетрадочки / тщательно хранились Ефимом Васильевичем. Делали разнолепестные цветки из бумаги, лепили фигурки из глины, пели, играли в детском театре представления в детском театре представления: «Чудесная дудочка», «Чивилюшка», «Баба Яга» и разные мелкие импровизации.

В своих наблюдения Честняков записывает: «Дети любят наряжаться в костюмы и маски. Взрослые жители деревни охотно приходят на эти представления. Считаю, что наш детский сад есть начало универсальной коллегии Шаболовского образования всех возрастов».

Сам же художник и пахал, и сеял, и молотил, и всю крестьянскую работу выполнял, да еще воспитывал сирот — племянников. Для занятий театром, живописью и прочими искусствами оставались лишь ночи да зимнее время.

Педагогическая деятельность Е.В.Честнякова не носила спонтанного характера, а тщательно заранее планировалась. Всю долгую зиму кропотливо готовился реквизит, оборудование, костюмы. Ефим Честняков сочинял сказки, писал к ним декорации, лепил глинянки и свистульки, шил маски-личинки с бородами из кудели, клеил шляпы и колпаки, сочинял стихи и пьесы.

Возраст ребят

Возрастной состав ребят, окружавших Честнякова, самый разный. Сами ребятишки, бывшие зачастую в своих семьях няньками, приводили с собой младших братьев и сестер, которые становились первыми зрителями всего, что создавалось Ефимом и старшими. Часто забегали парни и девушки, разучивали новые песни, колядки, частушки. Ефим Васильевич был известным заводилой разных сельских игрищ и праздников. Он водил коляды, ставил хороводные представления, развертывал своеобразный передвижной театр, в котором участвовали все от мала до велика, иногда несколько поколений, даже взрослые. А уж в праздники, как большой фольклорный ансамбль, выходили все воспитанники в хоровод.

Такое взаимодействие младших со старшими имело большие преимущества. Прежде всего облегчало работу мастера, ведь дети учились друг у друга и танцам, и песням, и играм. Родители видели результаты труда учителя. Каждое поколение вносило в общую творческую копилку что-то свое, новое, живое. следующие за ним отшлифовывали мастерство старших, отметали лишнее, добавляли свое и передавали следующему поколению Честняковцев.

Сказки Честнякова

Особое место занимала сказка в педагогическом творчестве Е.В.Честнякова. Именно она о самом важном и сложном может рассказать доходчиво и просто, позволяет широко и объемно мыслить.

Своеобычность его сказок в том, что сочинял он их сам. Сказки для детей интересны взрослым, а для взрослых — понятны детям. Глазами своих сказочных героев смотрел он на мир, их устами доносил до зрителя свои мысли.

Сочинив волшебную историю, он иллюстрировал ее или писал на ее сюжет живописное произведение, а нередко представлял в своем театре. Так возникли «Чудесное яблоко», «Тетеревиный король», «Город всеобщего благоденствия» и другие полотна. Первоначальное их назначение — декорации к сказкам, чем объясняется их необычная композиция: персонажи повернуты лицом к зрителю, как актеры на сцене, готовые заговорить, заиграть на изготовленных мастером незатейливых музыкальных инструментах.

Анализ сказочных произведений Ефима Честнякова позволяет понять, о чем мечтал художник, как представлял он себе светлое будущее для крестьянских детей, и что для достижения этого благоденствия, изобилия и гармонии со всем живым нужно сделать.

Развивая фантазию, Ефим учил детей проявлять свое творчество, например так: «Вот кто сейчас в тетрадке что-нибудь для меня нарисует, тот мне и дружок!» И одной этой волшебной фразы было достаточно, чтобы склонились над тетрадками детские головки и заскрипели карандаши.

Картины и фотографии Честнякова 

Если взглянуть на его картины, можно заметить, что на них много детей. Они всюду вместе со взрослыми. Это мечта художника — видеть односельчан вместе с детьми, поющими, играющими, танцующими, объединенными общими чувствами. Он был занят своими диковинами и жил в мире своих грез.

«Я думал о скатертях-самобранках, и о коврах-самолетах и строил всевозможные обители: шалашики, избушки, дворцы и палаты в рисунках и из глины. Получалось неожиданно причудливая сказкина красота. И хотелось мне чтобы люди жили в этой красоте, и чтобы всего у них было в изобилии, чтобы и труд был для них праздник, и чтобы трудясь ни в чем не знали нужды».

Нужно заметить, что Честняков по-разному работал с родителями своих воспитанников. С кем-то трудился в поле и в шутейном разговоре похваливал при всех сына или дочь, а кому-то подсказывал, отозвав в сторонку, по секрету.

Не каждая Российская деревня начала ХХ века могла похвастаться своим фотографом. Шаболовские могли. Почти в каждой деревенской семье были фотографии, сделанные Ефимом. В красном углу, вместе с иконами хранят односельчане рисунки, портреты, сделанные рукой Честнякова. Выполнены они и акварелью, и маслом. Увидеть себя на полотне — было чудом для забитого дореволюционного крестьянина. Так работал он с родителями своих воспитанников. 

Портреты крестьян кисти Честнякова

Другие работы педагога


Продолжение можете прочитать здесь.

Читайте также
Комментарии (0)

Мы будем сообщать Вам по e-mail о новых материалах данного автора

Подписаться




Связь времен. Жизнь выдающегося педагога Ефима Честнякова (Начало)

Ефим Честняков создал свой детский сад и театр, писал сказки и портреты
4 0 109

Thu Sep 27 2018 10:51:59 GMT+0000 (GMT)

Галина Кузнецова
Подписаться

Одним из выдающихся педагогов, посвятивших себя работе с детьми в нетрадиционных формах является костромской живописец Ефим Васильевич Честняков. Содержание, формы и методы работы Е.В.Честнякова с детьми и сегодня изучаются во всем мире. По мнению специалистов его методика проста и гениальна. В связи с этим мы считаем необходимым более подробно остановиться на ней.

Все, чем занимался Ефим Васильевич с детьми, существовало в тесной взаимосвязи, составляя последовательную систему воспитания гармоничного и всесторонне развитого человека. Общеизвестно, что педагоги всех времен и народов большое значение придавали комплексным занятиям. А Ефим Честняков разработал целую систему их проведения. Театр, созданный его руками признан уникальным не только художниками и педагогами, но и видными театральными режиссерами, такими как С.Образцов, М.Ульянов и многие другие. В его основе лежало умение художника видеть мир в движении, оживлять окружавшие его вещи, предметы быта, природу.

Продолжая лучшие российские педагогические традиции Е.В.Честняков, использовал личностно-ориентированный подход к своим воспитанникам. Содержание, формы и методы его работы интересны и нетрадиционны.

Какие задачи ставил перед собой Честняков?

Прежде всего — пробуждение в ребенке эмоций и фантазии. «Фантазия — она реальна, — пишет Ефим Васильевич в своем дневнике, — когда фантазия сказку рисует — это уже действительность. И жизнь будет именно такой, какой рисует ее наша фантазия. И между людьми разница большая. Гляди вперед и покажи свои грезы...и по красоте твоих грез ты займешь своеместо».   

Беспомощные, забитые крестьянские дети, подчас видевшие дома побои от нетрезвых отцов, тянулись к художнику и домой и в Детский Дом. Е.В.Честняков учил ребят преодолевать страх и робость, воспитывать в себе смелость, находчивость, доброту, любовь к природе, Родине, родному краю, уважение к старшим.

Одной из самых важных задач своей деятельности Честняков считал обучение ребят искусствам, музыке. Сделает дудочку или свистульку и выводит трели, как будто птички на веточке. Тут же и ребятам раздаст такие же. Большая птичка запевает, а маленькие откликаются. А тут кукушка прилетела и давай куковать. Заслушались ее птицы, а потом и сами стали подпевать. Так учил мастер музыкальной импровизации.

Детский сад Честнякова

Детский сад Честнякова был открыт в Шаблове 1 декабря 1920 года. Занятия детей, по началу, были простые: смотрели иллюстрированные книги, журналы, слушали сказки, перечитывали прочитанное, рисовали карандашами. Детские работы /листки и тетрадочки / тщательно хранились Ефимом Васильевичем. Делали разнолепестные цветки из бумаги, лепили фигурки из глины, пели, играли в детском театре представления в детском театре представления: «Чудесная дудочка», «Чивилюшка», «Баба Яга» и разные мелкие импровизации.

В своих наблюдения Честняков записывает: «Дети любят наряжаться в костюмы и маски. Взрослые жители деревни охотно приходят на эти представления. Считаю, что наш детский сад есть начало универсальной коллегии Шаболовского образования всех возрастов».

Сам же художник и пахал, и сеял, и молотил, и всю крестьянскую работу выполнял, да еще воспитывал сирот — племянников. Для занятий театром, живописью и прочими искусствами оставались лишь ночи да зимнее время.

Педагогическая деятельность Е.В.Честнякова не носила спонтанного характера, а тщательно заранее планировалась. Всю долгую зиму кропотливо готовился реквизит, оборудование, костюмы. Ефим Честняков сочинял сказки, писал к ним декорации, лепил глинянки и свистульки, шил маски-личинки с бородами из кудели, клеил шляпы и колпаки, сочинял стихи и пьесы.

Возраст ребят

Возрастной состав ребят, окружавших Честнякова, самый разный. Сами ребятишки, бывшие зачастую в своих семьях няньками, приводили с собой младших братьев и сестер, которые становились первыми зрителями всего, что создавалось Ефимом и старшими. Часто забегали парни и девушки, разучивали новые песни, колядки, частушки. Ефим Васильевич был известным заводилой разных сельских игрищ и праздников. Он водил коляды, ставил хороводные представления, развертывал своеобразный передвижной театр, в котором участвовали все от мала до велика, иногда несколько поколений, даже взрослые. А уж в праздники, как большой фольклорный ансамбль, выходили все воспитанники в хоровод.

Такое взаимодействие младших со старшими имело большие преимущества. Прежде всего облегчало работу мастера, ведь дети учились друг у друга и танцам, и песням, и играм. Родители видели результаты труда учителя. Каждое поколение вносило в общую творческую копилку что-то свое, новое, живое. следующие за ним отшлифовывали мастерство старших, отметали лишнее, добавляли свое и передавали следующему поколению Честняковцев.

Сказки Честнякова

Особое место занимала сказка в педагогическом творчестве Е.В.Честнякова. Именно она о самом важном и сложном может рассказать доходчиво и просто, позволяет широко и объемно мыслить.

Своеобычность его сказок в том, что сочинял он их сам. Сказки для детей интересны взрослым, а для взрослых — понятны детям. Глазами своих сказочных героев смотрел он на мир, их устами доносил до зрителя свои мысли.

Сочинив волшебную историю, он иллюстрировал ее или писал на ее сюжет живописное произведение, а нередко представлял в своем театре. Так возникли «Чудесное яблоко», «Тетеревиный король», «Город всеобщего благоденствия» и другие полотна. Первоначальное их назначение — декорации к сказкам, чем объясняется их необычная композиция: персонажи повернуты лицом к зрителю, как актеры на сцене, готовые заговорить, заиграть на изготовленных мастером незатейливых музыкальных инструментах.

Анализ сказочных произведений Ефима Честнякова позволяет понять, о чем мечтал художник, как представлял он себе светлое будущее для крестьянских детей, и что для достижения этого благоденствия, изобилия и гармонии со всем живым нужно сделать.

Развивая фантазию, Ефим учил детей проявлять свое творчество, например так: «Вот кто сейчас в тетрадке что-нибудь для меня нарисует, тот мне и дружок!» И одной этой волшебной фразы было достаточно, чтобы склонились над тетрадками детские головки и заскрипели карандаши.

Картины и фотографии Честнякова 

Если взглянуть на его картины, можно заметить, что на них много детей. Они всюду вместе со взрослыми. Это мечта художника — видеть односельчан вместе с детьми, поющими, играющими, танцующими, объединенными общими чувствами. Он был занят своими диковинами и жил в мире своих грез.

«Я думал о скатертях-самобранках, и о коврах-самолетах и строил всевозможные обители: шалашики, избушки, дворцы и палаты в рисунках и из глины. Получалось неожиданно причудливая сказкина красота. И хотелось мне чтобы люди жили в этой красоте, и чтобы всего у них было в изобилии, чтобы и труд был для них праздник, и чтобы трудясь ни в чем не знали нужды».

Нужно заметить, что Честняков по-разному работал с родителями своих воспитанников. С кем-то трудился в поле и в шутейном разговоре похваливал при всех сына или дочь, а кому-то подсказывал, отозвав в сторонку, по секрету.

Не каждая Российская деревня начала ХХ века могла похвастаться своим фотографом. Шаболовские могли. Почти в каждой деревенской семье были фотографии, сделанные Ефимом. В красном углу, вместе с иконами хранят односельчане рисунки, портреты, сделанные рукой Честнякова. Выполнены они и акварелью, и маслом. Увидеть себя на полотне — было чудом для забитого дореволюционного крестьянина. Так работал он с родителями своих воспитанников. 

Портреты крестьян кисти Честнякова

Другие работы педагога


Продолжение можете прочитать здесь.

Читайте также
Комментарии (0)