Сексуальное воспитание: как говорить с детьми про «это»

2019-09-23T09:38:00.000Z
3 0

Сексуальное воспитание – одно из составляющих направлений полового воспитания. В отличие от последнего, оно предполагает информирование непосредственно об отношении к своему телу, вопросам сексуальности и взаимодействию с другими людьми.

 Сексуальное воспитание: как говорить с детьми про «это»

Как говорить с детьми о сексе 

Интерес к теме секса возникает рано: уже в три года ребенок начинает осознавать себя как личность и может задавать вопросы о строении половых органов, появлении на свет, различиях между мужчинами и женщинами. 

Существует ряд рекомендаций психологов и педагогов о том, как говорить с детьми о сексе: 

  1. Отвечайте ровно на тот вопрос, который был задан. Трехлетнему ребенку не нужно введение в курс анатомии в ответ на вопрос «Откуда я взялся?». Как правило, в этом возрасте достаточно ответить «Из живота». К тому же детям сложно долго концентрировать внимание на одной теме, поэтому через две-три фразы он просто перестанет воспринимать информацию. 
  2. Манера обсуждения и тон голоса должны быть естественными, как при обсуждении любой другой темы. Не нужно переходить на шепот или отводить взгляд, отвечая на волнующие вопросы. Тем более не нужно резко менять тему или говорить «Ты еще слишком мал для этого» – интерес останется, но информация будет получена из другого источника (например, из детского сада). 
  3. Не придумывайте странные названия половым органам, ребенок должен знать значения слов «пенис» и «вульва». Не следуйте традициям рассказов про капусту, в которой нашли малыша: все это не только усложняет понимание темы, но и подрывает доверие к родителям. 
  4. Если ребенок начал говорить непристойности, постарайтесь, если это возможно, объяснить ему их значение. Как правило, когда становится понятен истинный смысл этих слов, интерес к ним угасает. Также объясните, что «другим людям может быть неприятно это слышать» и «можно сказать о своих чувствах иначе». 
  5. Не забывайте рассказывать и об особенностях противоположного пола. Так, девочкам нужно знать об эрекции, а мальчикам – о менструациях и молочных железах. Не пренебрегайте обсуждением таких тем, как проституция или гомосексуальность: современные дети испытывают естественное любопытство к этим вопросам. 
  6. Не стесняйтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Вместе обращайтесь к компетентным источникам информации и всегда уточняйте, правильно ли ребенок понял ответ. Примерно в пятилетнем возрасте можете вместе открыть книгу «Откуда я взялся?» – на полках магазинов представлено много вариантов соответствующей литературы.

Сексуальное воспитание детей должно начинаться в семье. Его важнейший аспект – защита от насилия. Вы должны научить ребенка отказывать взрослым, обращаться за помощью и сообщать другим людям, если предложение взрослого человека кажется им странным или неприятным. Объясните, что секс – это только для взрослых, детям им заниматься нельзя в силу физиологических особенностей и никто не может настаивать на обратном. 

Нужны ли уроки сексуального воспитания в школе

Подростки узнают о последствиях незащищенного секса чаще всего на собственном опыте, столкнувшись с ЗППП или нежелательной беременностью. И даже в этом случае они боятся откровенно поговорить во взрослыми – настолько эта тема табуирована в нашем обществе. 

Споры вокруг введения уроков сексуального воспитания не утихают. Часть родителей считают дисциплину необходимой, а по мнению некоторых такие уроки противоречат нормам морали. Полярность мнений приводит к тому, что до сих пор в России не появились такие уроки (хотя соответствующая Конвенция о правах ребенка, включающая и раздел о половом просвещении, была утверждена в 2014 году). Многие апеллируют к опыту СССР, где в учебнике анатомии вовсе не было информации о репродуктивном процессе. Но эти люди не учитывают тот факт, что в 1970–80-х годах среднегодовое число абортов превышало четыре миллиона. 

Еще один аргумент против подобных уроков – опасения, что у школьников появится лишний интерес к сексу. По мнению экспертов, современное российское общество действительно не готово к появлению такой дисциплины, к тому же ряд законов усложнит этот процесс. В частности, закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет, поэтому у специалистов просто нет возможности создать соответствующий учебник, а у педагогов – открыто пояснять детям принципы работы их тела. 

Однако часть экспертов считают, что уроки сексуального воспитания в школе должны появиться, но с соблюдением ряда условий. В частности, необходима разработка курса, включающего очную работу с биологами, психологами, врачами. Именно эти специалисты могут грамотно ответить школьникам разных возрастов на интересующие вопросы. Также важно донести до родителей ту информацию, которую дети получат в ходе таких уроков, – только в этом случае можно рассчитывать на получение согласия на введение дисциплины. В рамках таких уроков врач расскажет о том, что существуют инфекции, передаваемые половым путем, и к чему они могут привести; а психолог может объяснить, почему покупать презервативы нестыдно. 

Плюсы и минусы сексуального воспитания

Многие люди неправильно трактуют само понятие сексуального воспитания. Оно включает не только сведения о сексе, но и другие деликатные вопросы: здоровье, репродукцию, контрацепцию, физиологию. Родители часто стесняются говорить с подростками на эти темы, соответственно, делать это должны в школе. Сегодня у уроков сексуального воспитания есть свои преимущества и недостатки: 

Отсутствие информации о взаимоотношениях полов часто приводит к последствиям, к которым подростки просто не были готовы. Если они заблаговременно будут осведомлены о допустимом и недопустимом, о возможностях и особенностях строения тела, о методах контрацепции, число абортов и заболеваний в юном возрасте сократится. 

- Главным недостатком уроков сексуального воспитания в школах может стать человек, который будет их проводить. Некомпетентность или зажатость, неверная трактовка информации и нежелание отвечать на интересующие вопросы могут привести к обратному эффекту: подростки действительно начнут проявлять тот самый «нездоровый» интерес к сексу. 

По этой причине важно, чтобы сексуальное воспитание получали сначала родители, потом педагоги и специалисты по работе с детьми, а уже после этого, на базе качественной литературы, эта информация преподносилась школьникам. 

Зарубежный опыт

Статистика показывает, что в странах, где сексуальное просвещение – обязательная часть школьной программы, число беременностей и ЗППП снижается. Во всем мире существуют свои программы, созданные с учетом требований властей и менталитета, но все они схожи. Чаще всего они подходят как для детей, так и для взрослых, в них рассказано о строении мужского и женского тела, даются сведения о возможных способах контрацепции и опасности венерических заболеваний. 

Уроки полового воспитания ввели в Швеции еще в 1930 году, а к 70-м они стали обязательной частью школьной программы. В 2015 году на экраны даже вышел образовательный ролик, в котором анимированные женские и мужские половые органы рассказывали о своем предназначении – настолько обширно освещается тема в стране. 

Французы тоже довольно давно ввели уроки полового воспитания в школах – примерно в 1960–1970-х годах. Причем в средней школе на эту дисциплину выделено сорок часов, и упор делается на контрацепцию и вопросы уважения к партнеру (тема, которая не затрагивается ни в одной другой стране). 

Сексуальное воспитание в Нидерландах начинается еще в дошкольном возрасте – создано множество мультфильмов, просмотр которых стал обязательной частью курса биологии. По мнению властей, дети получают не знания о сексе, а информацию о своем теле и его особенностях, что является существенной разницей. 

Половое воспитание в немецких школах – обязательная дисциплина. Причем она предусматривает не только лекции, но и контрольные и экзаменационные работы. В Германии дети с младшего школьного возраста получают сведения о гендерных вопросах: сначала мультфильмы и книги о различиях мальчиков и девочек, позже фильмы и лекции о психологии взросления, пубертате, гомосексуальности, контрацепции, беременности и абортах. 

В США существует два типа уроков сексуального просвещения. Первый предполагает полное освещение темы для школьников с третьего по десятый класс (информация о половых различиях, беременности и родах, заболеваниях, контрацепции, насилии, сексуальной ориентации). Второй формат – «политика воздержания», в рамках которой педагог будет в течение двух лет делать упор на этическую сторону отношений между мужчиной и женщиной. Проще говоря, школьники узнают о необходимости сексуального воздержания до брака. 

В Азии (Японии, Китае, Таиланде) сексуальное воспитание в школе затрагивает в основном тему физиологии процесса, но этого минимума достаточно, чтобы школьники не рисковали здоровьем. В Непале и Пакистане подобных знаний не дают вовсе. 


Читайте также
Комментарии (0)
2019-09-23T09:38:00.000Z
3 0

Сексуальное воспитание: как говорить с детьми про «это»


Сексуальное воспитание – одно из составляющих направлений полового воспитания. В отличие от последнего, оно предполагает информирование непосредственно об отношении к своему телу, вопросам сексуальности и взаимодействию с другими людьми.

 Сексуальное воспитание: как говорить с детьми про «это»

Как говорить с детьми о сексе 

Интерес к теме секса возникает рано: уже в три года ребенок начинает осознавать себя как личность и может задавать вопросы о строении половых органов, появлении на свет, различиях между мужчинами и женщинами. 

Существует ряд рекомендаций психологов и педагогов о том, как говорить с детьми о сексе: 

  1. Отвечайте ровно на тот вопрос, который был задан. Трехлетнему ребенку не нужно введение в курс анатомии в ответ на вопрос «Откуда я взялся?». Как правило, в этом возрасте достаточно ответить «Из живота». К тому же детям сложно долго концентрировать внимание на одной теме, поэтому через две-три фразы он просто перестанет воспринимать информацию. 
  2. Манера обсуждения и тон голоса должны быть естественными, как при обсуждении любой другой темы. Не нужно переходить на шепот или отводить взгляд, отвечая на волнующие вопросы. Тем более не нужно резко менять тему или говорить «Ты еще слишком мал для этого» – интерес останется, но информация будет получена из другого источника (например, из детского сада). 
  3. Не придумывайте странные названия половым органам, ребенок должен знать значения слов «пенис» и «вульва». Не следуйте традициям рассказов про капусту, в которой нашли малыша: все это не только усложняет понимание темы, но и подрывает доверие к родителям. 
  4. Если ребенок начал говорить непристойности, постарайтесь, если это возможно, объяснить ему их значение. Как правило, когда становится понятен истинный смысл этих слов, интерес к ним угасает. Также объясните, что «другим людям может быть неприятно это слышать» и «можно сказать о своих чувствах иначе». 
  5. Не забывайте рассказывать и об особенностях противоположного пола. Так, девочкам нужно знать об эрекции, а мальчикам – о менструациях и молочных железах. Не пренебрегайте обсуждением таких тем, как проституция или гомосексуальность: современные дети испытывают естественное любопытство к этим вопросам. 
  6. Не стесняйтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Вместе обращайтесь к компетентным источникам информации и всегда уточняйте, правильно ли ребенок понял ответ. Примерно в пятилетнем возрасте можете вместе открыть книгу «Откуда я взялся?» – на полках магазинов представлено много вариантов соответствующей литературы.

Сексуальное воспитание детей должно начинаться в семье. Его важнейший аспект – защита от насилия. Вы должны научить ребенка отказывать взрослым, обращаться за помощью и сообщать другим людям, если предложение взрослого человека кажется им странным или неприятным. Объясните, что секс – это только для взрослых, детям им заниматься нельзя в силу физиологических особенностей и никто не может настаивать на обратном. 

Нужны ли уроки сексуального воспитания в школе

Подростки узнают о последствиях незащищенного секса чаще всего на собственном опыте, столкнувшись с ЗППП или нежелательной беременностью. И даже в этом случае они боятся откровенно поговорить во взрослыми – настолько эта тема табуирована в нашем обществе. 

Споры вокруг введения уроков сексуального воспитания не утихают. Часть родителей считают дисциплину необходимой, а по мнению некоторых такие уроки противоречат нормам морали. Полярность мнений приводит к тому, что до сих пор в России не появились такие уроки (хотя соответствующая Конвенция о правах ребенка, включающая и раздел о половом просвещении, была утверждена в 2014 году). Многие апеллируют к опыту СССР, где в учебнике анатомии вовсе не было информации о репродуктивном процессе. Но эти люди не учитывают тот факт, что в 1970–80-х годах среднегодовое число абортов превышало четыре миллиона. 

Еще один аргумент против подобных уроков – опасения, что у школьников появится лишний интерес к сексу. По мнению экспертов, современное российское общество действительно не готово к появлению такой дисциплины, к тому же ряд законов усложнит этот процесс. В частности, закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет, поэтому у специалистов просто нет возможности создать соответствующий учебник, а у педагогов – открыто пояснять детям принципы работы их тела. 

Однако часть экспертов считают, что уроки сексуального воспитания в школе должны появиться, но с соблюдением ряда условий. В частности, необходима разработка курса, включающего очную работу с биологами, психологами, врачами. Именно эти специалисты могут грамотно ответить школьникам разных возрастов на интересующие вопросы. Также важно донести до родителей ту информацию, которую дети получат в ходе таких уроков, – только в этом случае можно рассчитывать на получение согласия на введение дисциплины. В рамках таких уроков врач расскажет о том, что существуют инфекции, передаваемые половым путем, и к чему они могут привести; а психолог может объяснить, почему покупать презервативы нестыдно. 

Плюсы и минусы сексуального воспитания

Многие люди неправильно трактуют само понятие сексуального воспитания. Оно включает не только сведения о сексе, но и другие деликатные вопросы: здоровье, репродукцию, контрацепцию, физиологию. Родители часто стесняются говорить с подростками на эти темы, соответственно, делать это должны в школе. Сегодня у уроков сексуального воспитания есть свои преимущества и недостатки: 

Отсутствие информации о взаимоотношениях полов часто приводит к последствиям, к которым подростки просто не были готовы. Если они заблаговременно будут осведомлены о допустимом и недопустимом, о возможностях и особенностях строения тела, о методах контрацепции, число абортов и заболеваний в юном возрасте сократится. 

- Главным недостатком уроков сексуального воспитания в школах может стать человек, который будет их проводить. Некомпетентность или зажатость, неверная трактовка информации и нежелание отвечать на интересующие вопросы могут привести к обратному эффекту: подростки действительно начнут проявлять тот самый «нездоровый» интерес к сексу. 

По этой причине важно, чтобы сексуальное воспитание получали сначала родители, потом педагоги и специалисты по работе с детьми, а уже после этого, на базе качественной литературы, эта информация преподносилась школьникам. 

Зарубежный опыт

Статистика показывает, что в странах, где сексуальное просвещение – обязательная часть школьной программы, число беременностей и ЗППП снижается. Во всем мире существуют свои программы, созданные с учетом требований властей и менталитета, но все они схожи. Чаще всего они подходят как для детей, так и для взрослых, в них рассказано о строении мужского и женского тела, даются сведения о возможных способах контрацепции и опасности венерических заболеваний. 

Уроки полового воспитания ввели в Швеции еще в 1930 году, а к 70-м они стали обязательной частью школьной программы. В 2015 году на экраны даже вышел образовательный ролик, в котором анимированные женские и мужские половые органы рассказывали о своем предназначении – настолько обширно освещается тема в стране. 

Французы тоже довольно давно ввели уроки полового воспитания в школах – примерно в 1960–1970-х годах. Причем в средней школе на эту дисциплину выделено сорок часов, и упор делается на контрацепцию и вопросы уважения к партнеру (тема, которая не затрагивается ни в одной другой стране). 

Сексуальное воспитание в Нидерландах начинается еще в дошкольном возрасте – создано множество мультфильмов, просмотр которых стал обязательной частью курса биологии. По мнению властей, дети получают не знания о сексе, а информацию о своем теле и его особенностях, что является существенной разницей. 

Половое воспитание в немецких школах – обязательная дисциплина. Причем она предусматривает не только лекции, но и контрольные и экзаменационные работы. В Германии дети с младшего школьного возраста получают сведения о гендерных вопросах: сначала мультфильмы и книги о различиях мальчиков и девочек, позже фильмы и лекции о психологии взросления, пубертате, гомосексуальности, контрацепции, беременности и абортах. 

В США существует два типа уроков сексуального просвещения. Первый предполагает полное освещение темы для школьников с третьего по десятый класс (информация о половых различиях, беременности и родах, заболеваниях, контрацепции, насилии, сексуальной ориентации). Второй формат – «политика воздержания», в рамках которой педагог будет в течение двух лет делать упор на этическую сторону отношений между мужчиной и женщиной. Проще говоря, школьники узнают о необходимости сексуального воздержания до брака. 

В Азии (Японии, Китае, Таиланде) сексуальное воспитание в школе затрагивает в основном тему физиологии процесса, но этого минимума достаточно, чтобы школьники не рисковали здоровьем. В Непале и Пакистане подобных знаний не дают вовсе. 

Читайте также
Комментарии (0)