Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна

2019-03-06T14:48:13.892Z
22 0

Реджио-педагогика – своего рода философия воспитания, возникшая в послевоенной Италии и спустя несколько десятилетий получившая признание во всем мире. Мы расскажем о том, что лежало у ее истоков и чем детские сады, использующие реджио-педагогику, отличаются от обычных.

Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна

История реджио-педагогики

Создатель реджио-педагогики – итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994). Он вырос в небольшом городе на севере Италии, который позже стал местом его педагогических экспериментов – Реджио Эмилия. В военные годы Малагуцци работает в школе, а позже, получив ученую степень по педагогике, в муниципальной психологической медицинской консультации для детей с ограниченными возможностями. А в начале шестидесятых вместе с администрацией и активными жителями Реджио Эмилии начинает создание уникальной для своего времени сети детских дошкольных учреждений для детей от трех до шести лет. Среди тех, кто повлиял на взгляды Малагуцци, были его знаменитая соотечественница Мария Монтессори и выдающийся советский психолог Лев Выготский. 

Новые дошкольные учреждения имели подчеркнуто светский характер и статус муниципальных (большинство учебных заведений для дошкольников в Италии в то время были либо католическими, либо частными). Финансирование состояло из бюджетных средств и платы, которую вносили родители (ее размер зависел от доходов семьи). Несмотря на это, мест не хватало. Детей принимали по конкурсу, делая исключение для детей-инвалидов и детей из неполных семей: для Малагуцци и его сторонников была очень важна идея безусловного права ребенка на воспитание и образование – независимо от его происхождения, социального статуса семьи или каких-то физических ограничений. 

В 1970 году по инициативе работающих горожанок появились и учреждения для детей младшего возраста – в них принимали с трехмесячного возраста. А в 1991 году Newsweek назвала подход Малагуцци и Реджио Эмилии лучшим в мире. Эта публикации пробудила интерес к нему в США и других странах. Начинает она использоваться и в России. А на родине реджио-педагогики созданы фонд Reggio Children и Международный центр имени Лориса Малагуцци.   

У ребенка сто языков

Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна

Малагуцци не разработал конкретных методик работы с детьми, его подход – это скорее философия. Ярко и лаконично он выразил ее в своем знаменитом стихотворении – своего рода педагогической декларации. «У ребенка сто языков», – говорится в ней. Ребенок – не tabula rasa, не пустой сосуд и тем более не что-то, что надо переделать. Способы восприятия, познания, самовыражения, доступные ребенку, бесконечно разнообразны. Но обычная педагогика не стремится раскрыть этот потенциал: «У ребенка сто языков, но у него крадут девяносто девять». Это разнообразие не признается в мире взрослых, которые хотят сделать из ребенка лишь еще одно подобие самих себя, лишить его того, что в нем заложено. «Школа и культура отделяют голову от тела», то есть учат мыслить и чувствовать в узких заданных рамках. Даже «любить и удивляться» ребенка учат по расписанию – «на Рождество и на Пасху».   

Педагог – это помощник

Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна

Чтобы этого избежать, реджио-педагогика предлагает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования.  

Это почти партнерство: педагог относится к маленькому человеку со вниманием и уважением, поощряет его задавать вопросы и не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать; не торопит, не смотрит на него свысока.

Учебных планов в этих детских садах нет: все дети разные, а значит, написать такой план не получится. Обучающая помощь педагога должна определяться сегодняшними интересами и потребностями каждого ребенка. Объектом совместного изучения в детских садах становятся природные и социальные явления, предметы, созданные человеком и т. д. Едва ли не любая ситуация может быть педагогической, то есть давать повод к познанию, размышлению и поиску. 

Вот как об этом рассказала Newsweek: «Лука, ему 4 года, приклеил настоящие листья к дереву на своей картине. Он выбрал один листик из корзины высушенных растений и цветов. “Ты заметил, что лист выглядит по-разному сзади и спереди?” – спросил его учитель, показывая ему разную фактуру и прожилки. Лука изучил обе стороны, прежде чем решить, какая из них лучше всего подходит для его картины». 

Такой подход требует от педагога постоянного профессионального развития, и на это сотрудникам детских садов отводят специальное время. Воспитатели вместе обсуждают происходящее, работают с педагогом-куратором, обмениваются опытом с коллегами из других городов.    

Научить может даже мусор

Из этого принципа вытекает еще одна особенность. Реджио-педагогика большое значение придает обучающим возможностям среды, которая окружает ребенка. Классы детских садов называют третьим учителем. Чтобы ребенок проявил интерес к природе, технике или искусству, у него должна быть такая возможность. Поэтому в классах можно увидеть самые разные инструменты и материалы: краски, глину, песок, разные сорта бумаги, дерево, картон, засушенные растения, семена, карандаши и ручки, нитки, проволоку, пуговицы, ленты, гипс, камни, перья, винтики, фольгу… и даже простой мусор. Сторонники реджио-педагогики считают, что обычные вещи могут научить ребенка большему, чем «специальные» игрушки. Общими усилиями детей и педагогов все это разнообразие содержится в порядке. 

Внимание уделяется и помещениям, в которых находятся дети. Классы должны создавать чувство защищенности, давать возможность для уединения и в то же время – для игр и занятий. В них есть плоскости разного уровня, уголки и домики, шкафчики и ящики, а еще много зеркал. Особая творческая зона называется ателье, а за все, связанное с творчеством, отвечает отдельный сотрудник – художник-ательерист.

Наконец, в отличие от вальдорфских детских садов, воспитанников не ограждают от современных технологий. Под присмотром взрослых они могут поработать с микроскопом, фотоаппаратом, ноутбуком, проектором и т. д. 

Общение и сотрудничество

Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна

Реджио-педагогика родилась из движения активных жителей коммуны, или, по определению Newsweek, женщин, которые построили новую школу на оставленных войной обломках. С самого начала родители участвовали в работе новых детских садов. А сами детские сады выходили на улицы города, чтобы показать детям, как он живет, и привлечь новых сторонников. 

Так происходит и сегодня. Родители не просто «сдают» ребенка педагогам, но и сами проводят время с детьми и участвуют в их занятиях. А дети не сидят в четырех стенах: они ходят в музеи, на экскурсии (в том числе на работу к родителям), приобщаются к происходящему в городе. 

В классах большое значение имеет работа в группах: детей учат прислушиваться к мнению других, аргументировать свою позицию и вместе делать общее дело. Само дело, или проект, как правило, возникает спонтанно. Один ребенок находит себе новое интересное занятие и с помощью педагога увлекает других; а иногда детям предлагают вместе решить какую-то практическую проблему, возникшую в детском саду. При этом важен не результат, а процесс, который дает новые возможности для познания и развития. 

Наблюдение и документация

В детских садах, работающих по принципам реджио-педагогики, не используются стандартизированные системы контроля. Дети не проходят тестирований, уровень их развития и знаний не оценивается по единым критериям. В то же время все, что происходит на занятиях, подробно документируется: педагоги делают записи, сохраняют детские поделки и рисунки, собирают фото и видео. Это позволяет педагогам, с одной стороны, отслеживать личные результаты каждого ребенка, с другой – постоянно учиться, анализируя собранный материал. По-новому оценить свой опыт, вернуться к нему через некоторое время могут и дети. К тому же важен сам факт записи: дети видят, что взрослые прислушиваются к ним и серьезно относятся к их словам и поступкам. 

Критика

Реджио-педагогику критиковали по большей части не за какие-то теоретические положения или практические приемы. Сомнения у критиков вызывала сама возможность повторить уникальный опыт коммуны Реджио Эмилия в иных условиях. Даже менее богатые регионы Италии не смогли бы позволить себе нечто подобное в шестидесятые годы (и даже много позже). А после того как идеи Лориса Малагуцци стали известны в мире, встал вопрос об их применимости в другой национальной культурной среде. В какой-то степени эти опасения оказались напрасными: детские учреждения подобного рода уже созданы в десятках стран в Европе, Америке, Азии и Африке. Создано международное объединение – Reggio Children’s International Network; проводятся исследования о том, как работает реджио-педагогика в мультикультурной среде.

А главное, самые общие принципы реджио-педагогики – уважение к ребенку, внимание к его интересам и потребностям – разделяют очень многие родители и педагоги по всему миру, даже те, кто никогда о ней не слышал. 


Читайте также
Комментарии (0)
2019-03-06T14:48:13.892Z
22 0

Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна


Реджио-педагогика – своего рода философия воспитания, возникшая в послевоенной Италии и спустя несколько десятилетий получившая признание во всем мире. Мы расскажем о том, что лежало у ее истоков и чем детские сады, использующие реджио-педагогику, отличаются от обычных.

Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна

История реджио-педагогики

Создатель реджио-педагогики – итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994). Он вырос в небольшом городе на севере Италии, который позже стал местом его педагогических экспериментов – Реджио Эмилия. В военные годы Малагуцци работает в школе, а позже, получив ученую степень по педагогике, в муниципальной психологической медицинской консультации для детей с ограниченными возможностями. А в начале шестидесятых вместе с администрацией и активными жителями Реджио Эмилии начинает создание уникальной для своего времени сети детских дошкольных учреждений для детей от трех до шести лет. Среди тех, кто повлиял на взгляды Малагуцци, были его знаменитая соотечественница Мария Монтессори и выдающийся советский психолог Лев Выготский. 

Новые дошкольные учреждения имели подчеркнуто светский характер и статус муниципальных (большинство учебных заведений для дошкольников в Италии в то время были либо католическими, либо частными). Финансирование состояло из бюджетных средств и платы, которую вносили родители (ее размер зависел от доходов семьи). Несмотря на это, мест не хватало. Детей принимали по конкурсу, делая исключение для детей-инвалидов и детей из неполных семей: для Малагуцци и его сторонников была очень важна идея безусловного права ребенка на воспитание и образование – независимо от его происхождения, социального статуса семьи или каких-то физических ограничений. 

В 1970 году по инициативе работающих горожанок появились и учреждения для детей младшего возраста – в них принимали с трехмесячного возраста. А в 1991 году Newsweek назвала подход Малагуцци и Реджио Эмилии лучшим в мире. Эта публикации пробудила интерес к нему в США и других странах. Начинает она использоваться и в России. А на родине реджио-педагогики созданы фонд Reggio Children и Международный центр имени Лориса Малагуцци.   

У ребенка сто языков

Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна

Малагуцци не разработал конкретных методик работы с детьми, его подход – это скорее философия. Ярко и лаконично он выразил ее в своем знаменитом стихотворении – своего рода педагогической декларации. «У ребенка сто языков», – говорится в ней. Ребенок – не tabula rasa, не пустой сосуд и тем более не что-то, что надо переделать. Способы восприятия, познания, самовыражения, доступные ребенку, бесконечно разнообразны. Но обычная педагогика не стремится раскрыть этот потенциал: «У ребенка сто языков, но у него крадут девяносто девять». Это разнообразие не признается в мире взрослых, которые хотят сделать из ребенка лишь еще одно подобие самих себя, лишить его того, что в нем заложено. «Школа и культура отделяют голову от тела», то есть учат мыслить и чувствовать в узких заданных рамках. Даже «любить и удивляться» ребенка учат по расписанию – «на Рождество и на Пасху».   

Педагог – это помощник

Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна

Чтобы этого избежать, реджио-педагогика предлагает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования.  

Это почти партнерство: педагог относится к маленькому человеку со вниманием и уважением, поощряет его задавать вопросы и не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать; не торопит, не смотрит на него свысока.

Учебных планов в этих детских садах нет: все дети разные, а значит, написать такой план не получится. Обучающая помощь педагога должна определяться сегодняшними интересами и потребностями каждого ребенка. Объектом совместного изучения в детских садах становятся природные и социальные явления, предметы, созданные человеком и т. д. Едва ли не любая ситуация может быть педагогической, то есть давать повод к познанию, размышлению и поиску. 

Вот как об этом рассказала Newsweek: «Лука, ему 4 года, приклеил настоящие листья к дереву на своей картине. Он выбрал один листик из корзины высушенных растений и цветов. “Ты заметил, что лист выглядит по-разному сзади и спереди?” – спросил его учитель, показывая ему разную фактуру и прожилки. Лука изучил обе стороны, прежде чем решить, какая из них лучше всего подходит для его картины». 

Такой подход требует от педагога постоянного профессионального развития, и на это сотрудникам детских садов отводят специальное время. Воспитатели вместе обсуждают происходящее, работают с педагогом-куратором, обмениваются опытом с коллегами из других городов.    

Научить может даже мусор

Из этого принципа вытекает еще одна особенность. Реджио-педагогика большое значение придает обучающим возможностям среды, которая окружает ребенка. Классы детских садов называют третьим учителем. Чтобы ребенок проявил интерес к природе, технике или искусству, у него должна быть такая возможность. Поэтому в классах можно увидеть самые разные инструменты и материалы: краски, глину, песок, разные сорта бумаги, дерево, картон, засушенные растения, семена, карандаши и ручки, нитки, проволоку, пуговицы, ленты, гипс, камни, перья, винтики, фольгу… и даже простой мусор. Сторонники реджио-педагогики считают, что обычные вещи могут научить ребенка большему, чем «специальные» игрушки. Общими усилиями детей и педагогов все это разнообразие содержится в порядке. 

Внимание уделяется и помещениям, в которых находятся дети. Классы должны создавать чувство защищенности, давать возможность для уединения и в то же время – для игр и занятий. В них есть плоскости разного уровня, уголки и домики, шкафчики и ящики, а еще много зеркал. Особая творческая зона называется ателье, а за все, связанное с творчеством, отвечает отдельный сотрудник – художник-ательерист.

Наконец, в отличие от вальдорфских детских садов, воспитанников не ограждают от современных технологий. Под присмотром взрослых они могут поработать с микроскопом, фотоаппаратом, ноутбуком, проектором и т. д. 

Общение и сотрудничество

Реджио-педагогика: что это такое и почему она столь популярна

Реджио-педагогика родилась из движения активных жителей коммуны, или, по определению Newsweek, женщин, которые построили новую школу на оставленных войной обломках. С самого начала родители участвовали в работе новых детских садов. А сами детские сады выходили на улицы города, чтобы показать детям, как он живет, и привлечь новых сторонников. 

Так происходит и сегодня. Родители не просто «сдают» ребенка педагогам, но и сами проводят время с детьми и участвуют в их занятиях. А дети не сидят в четырех стенах: они ходят в музеи, на экскурсии (в том числе на работу к родителям), приобщаются к происходящему в городе. 

В классах большое значение имеет работа в группах: детей учат прислушиваться к мнению других, аргументировать свою позицию и вместе делать общее дело. Само дело, или проект, как правило, возникает спонтанно. Один ребенок находит себе новое интересное занятие и с помощью педагога увлекает других; а иногда детям предлагают вместе решить какую-то практическую проблему, возникшую в детском саду. При этом важен не результат, а процесс, который дает новые возможности для познания и развития. 

Наблюдение и документация

В детских садах, работающих по принципам реджио-педагогики, не используются стандартизированные системы контроля. Дети не проходят тестирований, уровень их развития и знаний не оценивается по единым критериям. В то же время все, что происходит на занятиях, подробно документируется: педагоги делают записи, сохраняют детские поделки и рисунки, собирают фото и видео. Это позволяет педагогам, с одной стороны, отслеживать личные результаты каждого ребенка, с другой – постоянно учиться, анализируя собранный материал. По-новому оценить свой опыт, вернуться к нему через некоторое время могут и дети. К тому же важен сам факт записи: дети видят, что взрослые прислушиваются к ним и серьезно относятся к их словам и поступкам. 

Критика

Реджио-педагогику критиковали по большей части не за какие-то теоретические положения или практические приемы. Сомнения у критиков вызывала сама возможность повторить уникальный опыт коммуны Реджио Эмилия в иных условиях. Даже менее богатые регионы Италии не смогли бы позволить себе нечто подобное в шестидесятые годы (и даже много позже). А после того как идеи Лориса Малагуцци стали известны в мире, встал вопрос об их применимости в другой национальной культурной среде. В какой-то степени эти опасения оказались напрасными: детские учреждения подобного рода уже созданы в десятках стран в Европе, Америке, Азии и Африке. Создано международное объединение – Reggio Children’s International Network; проводятся исследования о том, как работает реджио-педагогика в мультикультурной среде.

А главное, самые общие принципы реджио-педагогики – уважение к ребенку, внимание к его интересам и потребностям – разделяют очень многие родители и педагоги по всему миру, даже те, кто никогда о ней не слышал. 

Читайте также
Комментарии (0)